30 июля 2007
Обновлено 17.05.2023

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад - изображение обложка

Во что играли 5 лет назад

America’s Army

Дата выхода : 2002

Жанр : интернет-военкомат

Издатель/разработчик : US Army

Еще в 80-х Минобороны США заинтересовалось компьютерными играми. В 90-х оно с любопытством следило за тем, как DOOM 2 по просьбе морпехов переиначивали в Marine DOOM , — и делало выводы. В 2000-х, накануне новой иракской кампании, военные инженеры уже собирали видеотиры вроде House of the Dead , но с арабами вместо зомби. А в 2002-м Пентагон выпустил America’s Army — большую пропагандистскую листовку, выполненную в форме 3D-шутера.

Игровую механику America’s Army позаимствовала в Counter-Strike — хотя, что толку вопить о плагиате? Лучше похвалить министерских аналитиков — за прозорливость и то, как безошибочно они оценили медийный потенциал компьютерных игр. America ’s Army доказала, что по силе воздействия на молодежь игры давно обогнали радио и телевидение. Что игры теперь — это прежде всего рекламный носитель и надежный инструмент для зомбирования. В 2003 году 19% американских новобранцев признались, что пробовали силы в America’s Army. Электронные развлечения работают — вот что стало понятно. Поэтому лет через десять в играх, как в современных голливудских блокбастерах, все будет неслучайно: и промелькнувший в кадре флаг, и образцы оружия, и национальность врага. Вчера к войнам готовились в типографиях, штампуя плакаты с дядей Сэмом. Завтра агитационные мельницы завертят студии-разработчики. Игры сами станут оружием. Запомните America’s Army. Началось-то это с нее.

Во что играли 10 лет назад

MDK

Дата выхода : 1997

Жанр : смерть художника

Издатель/разработчик : Interplay/Shiny

Портреты Дэвида Перри из Shiny раньше печатали в компьютерной прессе по тем же причинам, по каким мужские журналы публикуют девушек с буферами: одним своим жизнерадостным видом Перри вселяет в читателя восторг. Между тем восхищаться этим темноволосым мужчиной — примерно то же самое, что хвалить режиссера Егора Кончаловского, который причесан хорошо и говорит очень складно, но снимает такое… Перри нахально рубит бабло и шлепает коммерческие хиты (см. Enter the Matrix ) для больших корпораций. В его резюме упомянут даже McDonald’s , хотя, в самом деле, и знать-то не хочется, что Перри для них написал.

Художника Перри убил в себе в 1997 году. Водораздел между Перри-мечтателем и Перри-бизнесменом проходит как раз по MDK. C одной стороны, MDK — замечательно бодрая аркада, сделанная, конечно, для себя: вряд ли маркетологи могли одобрить неочевидные шутки над старой научной фантастикой и слоган « Хороший день… Умрут только 2,5 миллиарда человек ». С другой — MDK это показушное выступление в жанре экшен от третьего лица: мужчина несется вперед и вихляет пятой точкой. Продаться GTA’шными тиражами MDK помешал разве что вышедший годом раньше Tomb Raider , который техническим хитростям героя MDK (странный шлем, парашют, вырастающий из спины) противопоставил выдающиеся… э-э… достоинства Лары Крофт.

Во что играли 15 лет назад

Darkwing Duck

Дата выхода : 1992

Жанр : живые мультики

Издатель/разработчик : Capcom

О « Черном плаще » сегодня можно прочесть всякие неприятные вещи. Оказывается, для игры каким-то варварским способом был выдран движок из Mega Man 5 — исправили в нем только героев и декорации. Оказывается, отсутствие паролей, открывающих конкретные уровни, страшно обижало родителей: уж если ребенок садился за «Плаща», то торчал у экрана часами. Оказывается, авторитетная игровая критика на «Черного» сильно ругалась. И ведь за дело, оказывается.

Но как Новый год может прийтись на слякотный день, так и эти новые знания не мешают «Плаща» крепко любить. Ведь как оно тогда получалось? Днем смотришь по ТВ, как Кряк Лапчатый громит очередного комика, а потом заталкиваешь картридж в консоль, говоришь маме « кхе-кхе, я простыл! » — и проходишь Darkwing Duck до упора, семь боссов, семь уровней. Утка в плаще скачет слева направо, прикрывается фиолетовой тряпкой и фигачит из газового пистолета — ей-богу, эту культурную программу хотелось повторять каждый день! Тем более что игры по другим сериалам «Диснея» оставляли желать лучшего. Игра про Чипа и Дейла была хорошей, но вот « Утиные истории » считались девчачьей забавой, а о Гуфи и вовсе забыли. Поэтому «Черный плащ» остался где-то в запасниках сердца — вместе с песенкой « Только свистни — он появится! » и воплем « От винта! ».

Во что играли 20 лет назад

Shinobi

Дата выхода : 1987

Жанр : японская штучка

Издатель/разработчик : SEGA

Есть в играх о восточных единоборствах необъяснимый магнетизм. К примеру, один мой знакомый фотограф, скептик предпенсионного возраста, как-то на десять часов завис на боевике Onimusha — хотя любые электронные развлечения до этого он крыл трехэтажной бранью. Страшно подумать, что стало бы с его семейным бюджетом, появись автоматы с Shinobi в СССР одновременно с японской премьерой, летом 1987-го. В Shinobi боец ловко перебирал ступнями, пинками расшвыривал гуманоидов, спасал каких-то заложников и изредка наталкивался на внушительные силуэты — здоровяка ростом в два-три баскетболиста или вертолет. Бывало, герой попадал на бонусные уровни, в эдакий тир, где сшибал звездочками наседающих врагов. Сражался синоби с фигурками в белых тапках и разноцветных обтягивающих комбинезонах, похожих на космонавтов эпохи освоения космоса… Зря, кстати, смеетесь. Сильнейшая была вещь! Кроме того, Shinobi, наверное, мог бы легализовать в стране термин « сюрикен ». Но мы это слово узнали только три-четыре года спустя, когда в видеосалонах стали крутить « Американского ниндзя » с кудрявым актером Дудиковым , а на восьмибитных консолях появился свой порт Shinobi.

Но и тогда в кинотеатрах стояли только автоматы « Морского бой ». Тратить на них время и деньги было, конечно, жаль — не Япония все-таки.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь