От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1

От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1

Антикварная лавка — От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1
...на форумах до сих пор встречаются восторженные отзывы тех, кто все-таки успел приобрести консоль. Люди со скупыми слезами на глазах вспоминают, как с упоением играли в Maze, Blackjack, как тяжело было найти приставку, как играли на ней целый год &
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Антикварная лавка
От рассвета до заката. История консоли Fairchild Channel F, часть 1

1970 год. Что происходило в игровой индустрии? Существовала ли она в те далекие времена? Количество компьютерных игр тогда можно было пересчитать на пальцах, да и те были написаны в обеденный перерыв уставшими от рутины работниками научных контор.

Два года спустя появилась игровая консоль Odyssey от компании Magnavox. Чуть позже Atari представила игровой автомат Pong, а еще четыре года спустя, в 1976 году, увидит свет приставка Video Entertainment System, или просто VES (не путать с NES от Nintendo). О ней знают немногие. Сегодня мы расскажем о том, что это за редкий зверь и почему про VES знают только составители энциклопедий да безумные коллекционеры.

Юные дарования

В 1957 году группа из восьми молодых и не по годам амбициозных людей ушла из Shockley Semiconductor Laboratory с целью создания собственной компании, названной впоследствии Traitorous Eight («Вероломная восьмерка»). Целью нового предприятия стала разработка интегральных микросхем (ИС) на кремниевой основе. Дело в том, что вплоть до конца 1950-х годов все ИС производили с использованием весьма редкого и, как следствие, дорогого металла германия, который не отличается дешевизной и по сей день.

В поисках финансирования Traitorous Eight обратилась к Шерману Фэйрчайлду, отцу-основателю компании Fairchild Camera and Instrument, специализировавшейся на разработке и производстве оборудования для фотоаппаратов. Основной доход предприятие получало от крупных контрактов с военными. Тогда Шерман не отказал Traitorous Eight в поддержке и согласился вложить деньги в Fairchild Semiconductor, самостоятельную компанию, занимающуюся изучением полупроводников. Имея за спиной большой багаж знаний в области производства ИС, Fairchild уже к 1959 году представила стабильно работающую интегральную микросхему, созданную на кремнии. После этого исторического события дела у Fairchild пошли в гору — годовая прибыль компании достигла рекордных $130 млн.

Слева направо: Alien Invasion, Backgammon, Chess. Эти игры стали настоящими суперхитами 70-х годов.

8 цилиндров для консоли

Ничего не предвещало беды, однако со временем потребности каждого из отцов-основателей Fairchild Semiconductor росли в геометрической прогрессии. Им становилось все труднее и труднее уживаться вместе, каждый хотел еще большего успеха и большей известности. В итоге руководствующая верхушка покинула Fairchild, что самым пагубным образом сказалось на проектах компании. Первыми ушли Гордон Мур и Роберт Нойс. Произошло это в 1968 году, тогда же они основали Intel.

Fairchild VES пользовалась некоторой популярностью, но не долго — до выхода Atari 2600.

В 1976 году Fairchild Semiconductor решила выйти на рынок игровых развлечений и создала Video Entertainment System, игровую приставку нового поколения. В ней было революционно абсолютно все, даже цена — $169 (рекордно низкая для тех времен).

В качестве процессора для VES выбрали Fairchild F8, разработанный Робертом Нойсом как раз перед уходом. Мощность 8-битного «камня» была сопоставима с процессором приставки NES, появившейся в Японии семь лет спустя (1983 год), — и это несмотря на преклонный возраст F8 (с момента его разработки прошло восемь лет). Кстати, запуск NES в Европе, Америке и других странах состоялся позже — в 1985-1987 гг.

VES использовала в качестве носителя информации картриджи, что номинально уже было реализовано в приставке Magnavox Odyssey, но скорее на уровне концепции. Дело в том, что в случае с Odyssey картриджи являлись платой, на которой не было установлено ровным счетом никаких компонентов, кроме переключателей, отвечающих за то, какие функции или, точнее сказать, уже готовые инструкции следует выполнять. Так, один переключатель укажет лишь на необходимость включения алгоритма по просчету столкновений между объектами, а другой — какой по номеру объект не должен сталкиваться с другим. Одним словом, никаких чипов на плату картриджа установлено не было. В случае с VES на картридже находился полноценный чип, хранивший всю информацию касательно игры. Процессору следовало лишь выполнить полученные с картриджа команды. Такой подход развязал руки игровых разработчиков, которые не преминули этим воспользоваться. Все картриджи с лицевой стороны были украшены симпатичными изображениями немецкого художника и поп-музыканта Питера Макса; также они содержали описание и краткие инструкции по игре.

Другая ключевая особенность приставки — пульт управления или джойстик. Он представлял собой ручку с восьмипозиционным стиком наверху, соединение было проводное (длина около 2 м). Это было в диковинку, о подобном можно было только мечтать.

Снаружи VES выглядела стильно, что называется, в духе 70-х — угловато, на лицевой части находился разъем для картриджа и левее пять кнопок. Четыре из них предназначались для выбора той или иной игры с картриджа, пятая являлась аналогом Power/Reset и нужна была для включения-выключения приставки, а также перезагрузки.

Video Entertainment System производила на покупателей позитивное впечатление. Представьте, что сегодня выходит консоль с интерфейсом Wii, способная выдавать картинку уровня PS3. Представили? Так вот, VES — это она и есть, только для другого поколения людей. Оригинальное управление, цветная картинка — что еще нужно? А нужно, как показало время, совсем другое.

Игры, деньги, 2 задаром

У новой консоли было две изначально встроенных игры — хоккей и теннис. Если теннис был обычным клоном старины Pong, то хоккей был немного сложнее — в нем можно было двигать отражающей планкой по диагонали, а также влево и вправо.

В Fairchild VES использовали картриджи для хранения информации — это была революция.

За всю историю своего существования под VES выпустили 21 картридж. С учетом второй версии приставки (о которой речь пойдет в следующей части материала) — 26. Большая часть игр ничего особенного собой не представляла, но тем не менее попадались и свои шедевры:

Backgammon/Acey-Deucey — эта не что иное, как консольная версия нардов. Дополнительные комментарии излишни — все было в точности так же, как в настольной версии. Кидаем кубик, в зависимости от выпавшего числа перемещаем фишки.

Alien Invasion — потомок автоматных Space Invaders. Все по-старому: снизу летит космический корабль, сверху тоннами сыпется инопланетное отродье, а вам «всего-то» надо их уничтожить. Задача несложная, но и по сей день подобные игры очень популярны. Кстати, до этого такую игру можно было встретить исключительно в клубах с игровыми автоматами.

Spitfire — аркада, в которой игроку, управляя бипланом, нужно было уничтожить противника. Управление велось только по одной оси — вверх или вниз, при этом если биплан уходил, скажем, за верхнюю границу экрана, то появлялся он уже снизу игрового поля.

Pinball Challenge — это вовсе не пинбол, как можно было подумать. Перед нами обычный арканоид, портированный с игровых автоматов. Суть игры предельно проста — снизу находится планка, которой можно двигать влево и вправо. Есть еще безумный шарик, который знает лишь то, что угол преломления равен углу отражения. И есть, конечно же, кирпичики, которые предстояло разбивать этим самым шариком. Ни тебе апгрейдов, ни красочных взрывов... Но в них ли счастье? Это же классика.

Maze — лучшая игра на VES за всю ее историю. В Maze нужно было играть вдвоем, каждый игрок попадал в случайно сгенерированный лабиринт с одним лишь выходом. Тот игрок, который первый добирался до выхода, и был победителем. Банально? Да, если бы не режим игры Cat and Mouse, когда в лабиринт впускают кошку, встреча с которой заканчивалась летальным исходом. Вот это действительно было весело!

Каждый картридж стоил в Америке порядка $19 и содержал от двух до четырех игр. Очень даже умеренная цена для тех времен. Как мы уже сказали, игр под VES было немного, многие из них не заслуживали внимания, но разнообразия хватало — тут вам и шахматы, и аркады, и порты с игровых автоматов, и свои самородки. Взгляд на скриншоты отторжения не вызывает, разве что улыбку умиления и ностальгию.

Технические характеристики Fairchild VES
CPU 1,79 МГц
Память 64 байт
Видеопамять 2 Кб
Разрешение 128x64 пикселей
Цвета 8 цветов (до 4 цветов в 1 линии)
Звук Встроенный, 500 Гц; 1 кГц; 1,5 кГц тона
Манипулятор Джойстик
Выходы Выход на телевизор (композитный)

* * *

Video Entertainment System была в меру успешна, но о мировом господстве речи, конечно, не шло. В разных странах приставка имела разные названия, например, в Германии ее знали под именем SABA Videoplay, а в Швеции — Luxor Video Entertainment System. В Европе VES за год своего существования продавалась достаточно хорошо, а в Америке ее ждал провал. Возможные причины этого — отсутствие активной рекламы и медленный, но верный распад «вероломной восьмерки».

Что интересно, сегодня на форумах до сих пор встречаются восторженные отзывы тех, кто все-таки успел приобрести консоль. Люди со скупыми слезами на глазах вспоминают, как с упоением играли в Maze, Blackjack, как тяжело было найти приставку, как играли на ней целый год — до рождества 1977 года, когда свет увидела Atari 2600...

Комментарии
Загрузка комментариев