S.T.A.L.K.E.R. Дезертир

S.T.A.L.K.E.R. Дезертир

Игровая библиотека — S.T.A.L.K.E.R. Дезертир
...героизму, самоотверженности, чести, дружбе — всему этому места здесь не нашлось. Эта книга стала очередной, причем далеко не самой талантливой, иллюстрацией древнего и достаточно мерзкого принципа «с волками жить — по-волчьи
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Игровая библиотека
S.T.A.L.K.E.R. Дезертир

Жанр: фантастический триллер

Автор: Алексей Степанов

Издательство: «Эксмо»

Тираж: 12 тыс. экземпляров

Твердый переплет, 416 стр.

С тех пор как переводная фантастика впервые появилась в открытой продаже, тиражи в этом жанре начали катастрофически падать. Причин тому много, и одну из них можно проследить на примере очередного романа «сталкеровской» серии, хотя он и написан отечественным автором.

Дело в том, что если 10-15 лет назад в массовом сознании фантастика была литературой не только с большой буквы, но и оптимистичной, заставлявшей верить в силу науки и человека, призывавшей к новым открытиям и подвигам, то теперь ее воспринимают только как развлекательное чтиво для подростков. Более того, все чаще фантастические романы превращаются лишь в кривое зеркало пороков современного человеческого общества, а для веры в светлое будущее или попыток изменить мир к лучшему, которыми так славна классическая фантастика, не остается места. К сожалению, не вписались эти достоинства и в роман Алексея Степанова «Дезертир». Он вообще не богат на плюсы.

Начинается книга в лучших традициях бандитских боевиков. Перед читателем предстает забитый солдат-срочник Никита Нефедов, которого так усердно шпыняют злобные «деды», что сразу становится очевидно — это и послужит причиной дезертирства. Дальнейшее развитие событий опять же просчитывается без малейшего труда — парня ждут огонь, вода и многочисленные уроки жизни «по понятиям». Разница лишь в том, что вместо «реальных пацанов» наставлять дезертира будут сталкеры, и попадет он не в тюремную зону, а в хорошо знакомую всем нам Зону. Именно она-то и превратит обычного юношу в... впрочем, нет, вопреки законам жанра, стать самым крутым сталкером ему не светит. Хотя Никита и переживет почти всех, кто встретится ему в странствиях по Зоне, но не благодаря своим способностям, а лишь по прихоти автора, желающего протащить своего персонажа целехоньким через все переделки.

Кстати, для нас так и осталось загадкой, почему написать «Дезертира» наняли именно таинственного Алексея Степанова, прежде не отметившегося ни единой книгой. Открыть новый талант издательству «Эксмо» и фирме GSC Game World, похоже, не удалось — никакими стилевыми изысками автор не блеснул, разве что попытка сыграть на постоянной смене имен главного героя выглядит более-менее интересной: в каждой новой главе у Никиты появляется новое прозвище, соответственно меняются характер и поведение. Учитывая, что основная часть событийного ряда романа умещается всего в несколько дней, регулярные кардинальные перемены в характере главного героя не вызывают ничего, кроме пресловутого «не верю!». Хотя это кажется мелочью по сравнению с другим серьезным недостатком — скучностью сюжета, который проработан гораздо хуже, чем в первом романе серии — «Зоне поражения» (за авторством Василия Орехова).

Кстати, когда серия книг по мотивам S.T.A.L.K.E.R. была только анонсирована, сразу же подумалось, что ее перспективы будут весьма велики, если отечественные авторы воспользуются опытом западных коллег по созданию межавторских миров. Книжные серии по мотивам фильмов или игр были изначально придуманы, чтобы дать поклонникам возможность вновь и вновь возвращаться в атмосферу полюбившегося мира. А когда читаешь романы с логотипом S.T.A.L.K.E.R. на обложке, невозможно отделаться от ощущения, что у каждого из писателей существует собственная Зона, не слишком похожая на те, о которых пишут их коллеги. Напрашивается вывод, что ни малейшей координации между авторами не было.

Судите сами: у Василия Орехова Зона весьма неплохо обжита сталкерами, большинство из них достаточно крутые и неплохо подготовленные бойцы, существует некий аналог интернета для местного пользования — в общем, жить можно, если не зевать и держать оружие наготове. А кое-кто даже отваживается бороться с самими Хозяевами Зоны, стремясь изжить эту гниющую рану на теле Земли. А что увидит читатель в книге Степанова? Полную разруху, где о цивилизации напоминает лишь современное оружие. Здешние персонажи — это опустившиеся и живущие по законам джунглей мерзавцы, а сюжет ограничивается ежестраничными попытками главного героя дотянуть хотя бы до следующей главы. Да и героем-то сталкера по имени Дезертир назвать можно лишь с большой натяжкой — недаром его то и дело называют крысой и предателем даже не отягощенные строгими моральными принципами старожилы Зоны.

Подвигу, героизму, самоотверженности, чести, дружбе — всему этому места здесь не нашлось. Эта книга стала очередной, причем далеко не самой талантливой, иллюстрацией древнего и достаточно мерзкого принципа «с волками жить — по-волчьи выть». Что, кроме авторского произвола, заставляет всех обитателей Чернобыля опускаться на дно и превращаться в зверей в человеческом обличье, так и остается неясным. Ведь сколько персонажи «Дезертира» не ссылаются на волю и законы Зоны, в книге они никак не проявляются.

Резюме: Ценителям литературы не привыкать к так называемым романам взросления, рассказывающим о превращении героя из мальчишки в мужчину. Но «Дезертир» — это не роман взросления, это роман деградации. К чему такая фантастика, если подобного и в реальности достаточно?

Оценка: 1 звездочки из 5

Комментарии
Загрузка комментариев