01 сентября 2007
Обновлено 17.05.2023

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад - изображение обложка

Во что играли 5 лет назад

Mafia: The City of Lost Heaven

Дата выхода : 2002

Жанр : мафия бессмертна

Издатель/разработчик : Gathering of Developers/Illusion Softworks

В 2000-х многие пытались построить большой виртуальный город, где все будет по-всамделишнему: пешеходы прогуливаются по улицам, легковушки вежливо притормаживают на красный, постовые следят за соблюдением правил, а любое авто можно получить по люберецкому методу — просто вышвырнув водителя из салона. Похожую игру с мотоциклами разрабатывала даже «Акелла» , но опоздала. В мае 2002-го вышла GTA 3 , в августе — Mafia. И если в GTA 3 больше всего хотелось найти танк и ФИГАЧИТЬ, то в Mafia главенствовал стиль. Серо-черные американские 30-е, первые небоскребы, большие лакированные машины, сухой закон… И конечно, итальянская мафия: пожилой отставной мафиози вспоминал свою долгую карьеру в семье. Как подобрал в переулке двух опасных пассажиров и ушел от погони. Как ломал челюсти гопникам, как лавочников крышевал. Как пристрелил того делового на пароходе — и как постепенно стал мужчиной с уверенным подбородком, в шляпе и длинном пальто, под которым так удобно прятать «томми-ган».

Было очень обидно пройти Mafia до конца. Во-первых, из-за резкого, как выстрел, финала. Во-вторых, после титров оставались только воспоминания — у каждого свои. Вот летит в кювет грузовик, которому только что оторвало колесо. Вот вы с доном, выйдя из ресторана, переступаете через чьи-то остывающие тела, а гильзы все еще звенят под ногами. Мой любимый стоп-кадр такой: ночью на мосту столпотворение. Зеваки, пара полицейских машин, какой-то парень кричит, что ему незачем жить, собирается прыгнуть в воду. Очень хочется притормозить и узнать, чем закончится. Прыгнет? Или нет? Но нельзя — на хвосте висят двое.

Во что играли 10 лет назад

Imperialism

Дата выхода : 1997

Жанр : большая политика

Издатель/разработчик : Mindscape, SSI/Frog City Software

Эта стратегия всплыла в момент девятибалльного шторма. Нас накрыло Carmageddon ’ом и Dungeon Keeper ’ом, надвигались Fallout и Age of Empires. Но те, кто в 1997-м проворонил Imperialism , оказались в шкуре наседок из сказки о гадком утенке: они пропустили чудо.

XIX век. Европейские империи спорят за господство над глобусом. По карте мира, как опухоли, расползаются цветные пятна. Англичане вторгаются во Францию, французы — в Германию, немцы — в Россию, русский флот тем временем берет курс на Лондон. Война требует экономической базы, потому в тылах кипит работа. Прокладываются дороги, долбятся шахты и возделываются поля, ресурсы текут в столицы с тем, чтобы превратиться в корабли и орудия. Страны заключают пакты о ненападении, создают торговые союзы, альянсы… и вероломно нарушают обеты, едва партнер даст слабину. Imperialism сложно назвать красоткой: игрок помешивает этакое варево с помощью графиков и неброских таблиц. Но страсть власти ослепляет его сильнее, чем любые трехмерные эффекты. Основав свою империю вечером, можно возиться с ней до рассвета. Но утром, под шуршание дворницкой метлы за окном, она все-таки пропадет с карты мира.

Во что играли 15 лет назад

The Lost Vikings

Дата выхода : 1992

Жанр : World of Warcraft идет в ясли

Издатель/разработчик : Interplay/Silicon & Synapse (с 1994-го — Blizzard Entertainment)

Три викинга со скандинавскими никами Эрик, Олаф и Балеог (в одной из русификаций их назовут Лелик, Болик и Волик) сообща преодолевают препятствия: скачут через пропасти, обезвреживают ловушки, заземляют разрядники и умерщвляют гигантских улиток. Эрик — профессиональный спортсмен: быстро бегает, сигает на три метра без шеста и таранит стены макушкой. Олаф экипирован щитом, с помощью которого превращается в человека-табуретку. Балеог, самый толстый в команде, примкнул на правах бодигарда: машет мечом и постреливает из лука. Один подсадит, другой подпрыгнет, третий пырнет — так, мало-помалу, викинги пробиваются к выходу с уровня.

Фильмографии больших режиссеров вроде Стэнли Кубрика принято изучать целиком, вместе с первыми опытами и случайными домашними съемками, обнаруживая в ранних работах намеки на будущую гениальность. Такие авансы можно найти и The Lost Vikings, одном из первых проектов студии Blizzard. «Викинги» сделаны в доисторические времена, до появления MMORPG и общедоступного интернета, но в них Blizzard уже обкатывает идеи для World of Warcraft. Судите сами. Упор в The Lost Vikings сделан на командную игру. Бойцы отыгрывают известные ролевые модели: Олаф — warrior, Эрик — rogue, Балеог — hunter. Ну а главное, под бородами и шлемами угадываются совсем не викинги, а дварфы — носатые, коренастые, которые разве что не накладывают друг на друга fear ward. Но до этого Blizzard тогда еще не додумались.

Во что играли 20 лет назад

Predator

Дата выхода : 1987

Жанр : встреча с ужасным

Издатель/разработчик : Activision/Software Studios

«Хищник» был первым боевиком, увиденным мной в видеоклубе советской военной базы в Адис-Абебе (это в Эфиопии) — там для воспитания личного состава политрук крутил по субботам новые американские фильмы. Даже без перевода, в затертой «четвертой» копии, фильм произвел убийственное впечатление. До «Хищника» самым страшным киномоментом мне казалась та сцена из «Гостьи из будущего» , где расстреливают робота Вертера. На «Хищнике» я почувствовал, что такое настоящий КОШМАР.

Тем удивительнее читать рецензии на Predator в давно закрытых американских журналах: « Еще один фильм с Арни… Еще один сайд-скроллер… » — и дальше бла-бла-бла о сюжете. Скопление пикселей, в котором при желании можно узнать Арнольда Шварценеггера, высаживается в латиноамериканских джунглях и ищет пропавшего где-то VIP’а — разумеется, снося пулеметным огнем все живое. Живого остается все меньше: враги находятся либо в подвешенном, либо в освежеванном состоянии. В игре над этим раздумывать некогда, но если вы смотрели фильм, то понимаете фишку. И найдя первое раскуроченное тело, вы бы обязательно крикнули: « Ух ты! » В этот возглас было бы вложено многое. Ух ты, по мотивам боевиков теперь делают игры! Ух ты, я рулю Тем Самым Шварценеггером! Ух ты, страшно-то как!.. Впрочем, вопить на простеньком шутере можно только в одном случае: если вы по-детски наивны. Мне, например, тогда было 7 лет.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь