21 августа 2007
Обновлено 17.05.2023

Dead Reefs

Dead Reefs - изображение обложка

Приключенческий жанр напоминает сегодня вековое болото, подернутое тиной самоповторов и махрового консерватизма. В нем вяло бултыхаются заезженные темы, одинаково-кривое управление, уныло-предсказуемые задачки и переполненный тысячей и одной условностью игровой процесс. Спасти игру в такой ситуации может только одно — выверенная атмосфера и стиль. Авторы Dead Reefs это, слава богу, поняли.

Дань традициям

Dead Reefs — новый проект компании Streko-Graphics , которая практически полностью состоит из русскоговорящих сотрудников, но при этом не делает «русские квесты», бессмысленные и беспощадные. Напротив, ребята долгое время сотрудничают с The Adventure Company , ведущим издателем приключенческих игр, и уже успели вместе выпустить неплохую серию мистических квестов AuraFate of the Ages и Sacred Ring. Dead Reefs тоже полон мистики — впрочем, именно из-за этого может показаться, что перед нами самый рядовой, банальный квест, страдающий от отсутствия собственных идей и переполненный типичными для всего жанра болячками.

Судите сами: сюжет здесь вопиюще вторичен. В тихом рыбацком городишке, расположенном на отдаленном острове, произошло загадочное убийство сына местного аристократа. Расследовать его приезжает молодой сыщик Амадей Финвинеро. Он тут же сталкивается с недружелюбным отношением со стороны местных, странными символами на стенах, а через некоторое время узнает и вовсе ужасную новость: многие здесь поклоняются какому-то малоприятному культу, требующему регулярных (раз в девять лет) жертвоприношений. Если старина Говард Лавкрафт после всего этого не перевернулся в гробу, значит, либо его прибили гвоздями, либо гроб великому писателю достался узкий и неудобный. Чудо-юдо в финале и пятнашки с призраками, казалось, и вовсе опускают игру до уровня нелепой пародии.

Кривоватое, как и в сотне других адвенчур, управление тоже не отнесешь к числу заслуг Dead Reefs. Вырвав из рук игрока «мышку» (а все манипуляции здесь осуществляются с клавиатуры), авторы заставляют героя поначалу долго крутиться на месте, пытаясь вписаться в очередной дверной проем и тыкаться в окружающие предметы, высматривая, с каким же из них можно хоть что-нибудь сделать (осмотреть, поднять с пола и т.д.). Сомнительной выглядит и оригинальная система управления инвентарем, а также действиями Амадея Финвинеро: на клавиатуре за большинство этих манипуляций отвечают «стрелки» движения. Привыкаешь к этому не сразу, да и непонятно зачем: плюсы у такого подхода есть, но они не столь очевидны, как хотелось бы, а самое главное — не оказывают серьезного влияния на игровой процесс.

Набор задачек — еще одно унылое «дежавю». Сварить зелье, расставить в нужном порядке руны на магическом пьедестале, наиграть услышанную мелодию, сложить незамысловатый паззл из картинок, ориентируясь на красноречиво развешанные в коридоре подсказки, — все это мы видели в сотне других квестов. Что-то более или менее оригинальное попадается буквально один раз за игру.

Столь же привычны махинации с инвентарем, где складируются веревки, ломы, разнообразные ключи и прочий хлам, который мы можем смешивать, комбинировать и использовать в нужных местах. Хорошо хоть карманы нашего героя здесь не распухают за полчаса до состояния дежурного баула какого-нибудь «челнока»: большинство предметов универсальны, применяются по несколько раз за игру, а потому скапливается их не так много, как в некоторых других адвенчурах.

Шестое чувство

Но вот парадокс — несмотря на все вышесказанное, играть в Dead Reefs интересно. И причина настойчивого желания продолжать предсказуемое (казалось бы) расследование кроется далеко не в технических характеристиках проекта и крутизне сюжета. Разумом вроде бы понимаешь, что многое здесь очевидно и вторично, но сердцу в данном случае действительно не прикажешь — играть хочется, и с этим ничего не поделаешь (да и не надо делать-то). Расследование, которое ведет Амадей, проходит под аккомпанемент грустных переливов фортепиано, меланхолично опадающих листьев и затянутых туманом пейзажей — от всего этого возникает стойкое ощущение какой-то общей безысходности, которая заключается здесь буквально в каждой частичке мира. Чувствуется душа игры, ее собственная атмосфера и стиль, которые дурманят не хуже, чем напевы Медузы-Горгоны. Насыщенная, подернутая легкой дымкой картинка (с графикой у Dead Reefs все очень хорошо — супертехнологий, конечно, не наблюдается, но вот художники знают свою работу просто отлично) только усиливает впечатление.

Найдется несколько добрых слов и сценаристам — персонажи в игре очень интересные, яркие и запоминающиеся. Невозмутимый, но явно что-то скрывающий дворецкий, огромный мясник с руками по локоть в крови, усталый и безразличный гробовщик — в каждом здесь виден живой человек, а не картонная кукла. То же самое можно сказать и про главного героя. Чтобы максимально оживить образ Амадея, авторы даже заставили камеру реалистично «вибрировать» в такт его движениям. Очень кстати тут пришлась и возможность помимо основного вида от третьего лица включать еще и вид «из глаз» для более пристального и удобного осмотра некоторых участков пространства.

Не забывают разработчики и о том, что игра — мистическая. Страх нагнетается очень умело: странные шорохи и пугающий шум за спиной, неожиданно покосившийся портрет, напряженная музыка — ощущение тревоги не покидает ни на минуту. Не радуют даже встречи с людьми — толкового разговора с ними не получается, показания приходится вытягивать чуть ли не силой, и при этом в каждой реплике, каждом слове, чувствуется, что что-то здесь не так.

В итоге ощущение, что за Амадеем кто-то следит, и этот кто-то или что-то задумал недоброе, невечное и несветлое, становится преданным спутником игрока. Смерть идет по пятам нашего детектива, поэтому советуем почаще сохраняться: в некоторых местах Амадей может погибнуть, что не так уж и часто случается с героями современных «комфортных» квестов.

* * *

Dead Reefs — ярчайший пример того, как достаточно обычный, рядовой и даже вторичный сюжет можно превратить в интригующее стильное приключение. Правда, тут важно проникнуться особым духом, атмосферой игры. В противном случае вы будете видеть только недоработки и ошибки. Да, проблемы действительно есть — но их в данном случае можно и простить.

Рейтинг: 4/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь