Том Клэнси. Человек, который предсказал 11 сентября

Том Клэнси. Человек, который предсказал 11 сентября

Спецматериалы — Том Клэнси. Человек, который предсказал 11 сентября
...мол, Россия в них показана главным злодеем, населена гражданами-идиотами напополам с медведями и со всех сторон омывается водкой. На самом деле это не совсем так: Том в своих книгах говорит много добрых слов и комплиментов в сторону русских — бол
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Том Клэнси. Человек, который предсказал 11 сентября

«Почти трехсоттонный самолет с более чем полуполными баками врезался в стену на скорости, превышающей триста узлов. В момент удара он развалился на части. Авиалайнер был ничуть не прочнее птицы, но огромная скорость и масса вдребезги разнесли колонны у входа. Затем последовала очередь самого здания. Как только рухнули крылья, четыре двигателя, самые массивные части самолета, пробили стены, причем один из них взорвался внутри зала заседаний палаты представителей. Капитолий был построен в эпоху, когда камень, уложенный на камень, считался самым прочным и надежным способом постройки, и потому в его стенах не было стальной арматуры, которая могла бы придать ему дополнительную жесткость. Вся сторона здания, куда врезался самолет, рассыпалась, превратившись в щебень, который разлетелся по сторонам, однако самое страшное произошло через одну-две секунды, когда крыша, лишившись структурной опоры, рухнула на головы девятисот человек, находившихся в этот момент в помещении зала заседаний, а сотня тонн горючего, превратившегося во взрывчатую смесь, заполнила воздух внутри здания. Через мгновение она воспламенилась, и гигантский огненный шар поглотил все. Раскаленные языки пламени вырвались наружу, послав одновременно ударную волну по всему сооружению, даже в подвальные помещения».

Это не кусок сценария к не очень удачному фильму по мотивам событий 11 сентября. И не выдержка из отчета террористов. Это цитата из романа «Долг чести» (Debt of Honor), написанного в 1994 году Томом Клэнси. За семь лет до самого масштабного теракта в истории США Том достаточно четко предсказал его сценарий. Более того, позже, когда во многих интервью Клэнси спрашивали о том, насколько вероятны подобные события в реальной жизни, он отвечал: «Очень вероятны» — пытаясь обратиться к правительству своей страны, призвать его повысить меры безопасности и быть осторожнее во внешней политике.

Мы неспроста начали статью с этого примера. Большинство российских игроков знают Тома Клэнси как автора сценариев для серий Rainbow Six, Splinter Cell и Ghost Recon. Гораздо меньше слышало о том, что он является «сумасшедшим борзописцем, пишущим бредовые истории про то, как Россия во главе с Жириновским оккупировала Анголу». И только единицы читали его книги, причем читали вдумчиво, наслаждаясь увлекательной и глубокой альтернативной историей современности, которую создал Том Клэнси.

Дело жизни

Том Клэнси не из тех людей, которые сразу нашли себя в этом мире. Он родился 12 апреля 1947 года в округе Балтимор, штат Мэриленд. После школы поступил в скромный колледж Лойола, расположенный все в том же Балтиморе, на специальность «английская литература». Намного позже Том расскажет, почему он выбрал литературу: потому что считал себя недостаточно одаренным для физики. Более того, литература далеко не сразу стала основным его делом — до середины 80-х Клэнси работал обычным страховым агентом.

Том Клэнси, наверное, самый известный среди игроков писатель.

Не сложилось у Тома и со службой — он провел несколько лет в армии, но был вынужден покинуть ее ряды из-за плохого зрения. Впрочем, Клэнси продолжил изучать военную историю, искал контакт с солдатами и офицерами, и в конце концов это увлечение нашло отражение в его книгах. Первый же роман Клэнси — «Охота за «Красным октябрем»» (The Hunt for Red October) — стал настоящим бестселлером, получил похвалу самого Рональда Рейгана (тогдашнего президента США) и начал целый цикл произведений о Джеке Райане, талантливом сотруднике ЦРУ.

О чем же пишет Том Клэнси? Западные литературные критики чаще всего обзывают его творчество громким словом «технотриллер», но сам Том с таким определением не совсем согласен, раз за разом утверждая, что «пишет романы». На наш взгляд, почти все произведения Клэнси — это чистой воды политические детективы. Сюжет каждой книги закручен вокруг многогранного и многоходового заговора на уровне наиболее влиятельных сил нашего мира (сам заговор направлен, конечно же, против США). Все события, начиная с поединка акустиков на двух подлодках в Тихом океане и заканчивая поединком политиков в Овальном кабинете Белого дома, тем или иным образом привязаны к этому самому заговору, а расследованиям, политическим переговорам и прочей болтологии у Клэнси обычно посвящено не менее половины книги.

Тома Клэнси часто упрекают в бредовости его сюжетов, но порой даже самые невероятные его предсказания сбываются. Согласно сюжету Tom Clancy's Ghost Recon: Island Thunder (2003), Фидель Кастро умер в 2006 году. И в прошлом году он действительно чуть не умер.

Тем не менее произведения Клэнси — это детективы вовсе не в том виде, в котором мы привыкли видеть их со времен Агаты Кристи: спокойные, тягучие, с умудренным главным героем и нелепой перестрелкой на полстраницы в конце. У нас ведь осталось еще половина книги, не отведенная под болтологию? Так вот, эта половина у автора заполнена экшеном высшего качества. Здесь на первый план выходят очень неплохие познания Клэнси в военном деле и его стремление объять необъятное: подводная война, поединки в воздухе, противостояние спецслужб, диверсии в тылу врага, теракты, шпионские интриги — в каждой книге находится место как минимум двум-трем пунктам из этого списка.

При этом количество совсем не означает потерю качества. Каждое из сюжетных ответвлений Клэнси описывает с энциклопедической тщательностью, уделяя огромное внимание не только характерам героев и художественному качеству событий, но и технической стороне: описанию работы разведок, тактике подводной, наземной и воздушной войн, характеристикам техники. Конечно, это не уровень военных академий — но как минимум уровень очень продвинутого любителя, который не только знает, что подводные лодки уничтожают друг друга, но еще и понимает, каким образом они это делают.

На большом экране

Охота за «Красным октябрем»

Суперпопулярные книги Тома Клэнси никак не могли обойтись без экранизаций. Но на самом деле киноэкран — наверное, самый худший способ знакомства с творчеством этого писателя. Характерные дух и атмосфера теряются напрочь. Почему? Дело в том, что у книг Тома есть две особенности, которые практически невозможно повторить в кинофильме. Первая — это потрясающая подробность. На страницах своих произведений Клэнси не просто сталкивает армии разных стран — он еще и тщательно рассказывает, как именно они сражаются, описывает тактические приемы, приводит характеристики военной техники. На экране всему этому места нет.

Вторая черта — это многоплановость. Клэнси любит скручивать в пучок множество сюжетных линий и постоянно перепрыгивать между ними. Этот подход тоже не подходит для двухчасового фильма. Зато он отлично смотрелся бы в телесериале, но единственная «мыльная опера», сделанная во вселенной Клэнси («Оперативный центр»), на российские экраны никогда не выходила.

Пожалуй, единственное, за что стоит отметить некоторые «клэнсифильмы», — это очень неплохой подбор актеров. Так, в «Охоте за «Красным октябрем» (1990) Марка Рамиуса играл сам Шон Коннери, который ну просто великолепно справился с ролью командира советской подводной лодки. Вполне талантливый Алек Болдуин (Джек Райан) на его фоне смотрелся слишком уж скромно, особенно для главного героя картины. Тем не менее «Охота» оказалась ближе к творчеству Клэнси, чем все остальные экранизации, — фильм в первую очередь отличала очень глубокая проработка технической стороны.

Следующая картина — «Игры патриотов» — вышла в 1992 году и оказалась намного более простым мейнстримовым боевиком. Зато роль Райана в ней просто великолепно сыграл Харрисон Форд.

Форд же стал Джеком Райаном и в третьем клэнсифильме — «Прямой и явной угрозе» (1994 год). В целом эта картина была очень похожей на «Игры патриотов», только снята чуточку лучше.

Вышедшие в 2002 году «Все страхи мира» оказались самым провальным из фильмов по Клэнси. Бен Эффлек банально не вытянул такого сложного персонажа, как Джек Райан, а сама экранизация получилась жалким отражением одной из самых сложных и глубоких книг писателя. Зато картинка современная и с хорошими спецэффектами.

Очередной клэнсифильм Rainbow Six запланирован на 2010 год и, между прочим, может оказаться очень даже неплохим. Дело в том, что «Радуга» — достаточно простая книга, из нее при должном старании можно сделать очень приятный и динамичный боевик. Кроме того, снимать ее будет не кто-нибудь, а сам Зак Снайдер, режиссер фильма «300»

Игры патриотов

Прямая и явная угроза

Все страхи мира

Водка, медведи и Калашников

Наши соотечественники чаще всего нападают на Клэнси за «антирусскость» его книг — мол, Россия в них показана главным злодеем, населена гражданами-идиотами напополам с медведями и со всех сторон омывается водкой. На самом деле это не совсем так: Том в своих книгах говорит много добрых слов и комплиментов в сторону русских — больше достается разве что американцам. Он открыто называет нашу разведывательную школу лучшей в мире, полностью признает все заслуги СССР в победе над Германией (что, кстати, заслуживает уважения, ведь в США и Великобритании преподают историю Второй мировой несколько иначе, сдвигая приоритеты в сторону западных стран), хвалит нашу военную технику (впрочем, заметно реже, чем американскую), не забывает и о литературе, хоккее и даже балете.

Особенность Клэнси лишь в том, что он ярый патриот своей родины. А родина у него США, а вовсе не Советский Союз или Россия. И пишет свои книги Клэнси с точки зрения патриота: Америка всегда оказывается в центре событий и обязательно подвергается какой-нибудь опасности. Достаточно вспомнить, что в 80-х годах главным врагом США был СССР — и, в принципе, становится понятно, почему в ранних книгах Клэнси русские регулярно выставляются в образе врага и обычно терпят поражение. Подобный сюжет — вполне в русле патриотической литературы тех времен, точно такие же книги писались и в Советском Союзе (да и в современной России попадаются — вспомним хотя бы детективы Дмитрия Черкасова). Более того, Клэнси в 90-х писал уже совсем иначе: перед США встают новые угрозы, а русские начинают выступать в роли надежного и верного союзника, раз за разом выручающего американцев в сложных ситуациях.

Впрочем, критиковать Клэнси все равно есть за что. Во-первых, почти во всех его произведениях ярко видна «центричность», которая так свойственна американцам. США — это настоящий пуп земли, страна исключительная, великая и уникальная, а вы все, окружающие ее, «конечно, тоже неплохи и в чем-то даже лучше нас — но в целом мы все равно в сотни раз круче!» Достается от этого подхода и Индии, и Китаю, и СССР, и даже Великобритании, которая регулярно выставляется чуть ли не в роли «пятьдесят первого штата» (следствие снисходительного отношения американцев к англичанам).

Второй недостаток Клэнси — фактика в его книгах все-таки неидеальна. И речь сейчас даже не о частых ошибках в описании оружия и боевых действий: понятно, что достичь идеала в них практически невозможно — тема суперсложная и секретная. Другое дело, что и «житейские» описания у Клэнси зачастую очень далеки от реальности — такое впечатление, что нехватку реальных фактов Том любит заменять общепринятыми стереотипами, даже не пытаясь проверить их достоверность. Любой русский, читая книги Клэнси, будет регулярно хихикать над очередной его глупостью. Как вам, например, следующая сцена. Восьмидесятые годы, утро, здание КГБ на Лубянке. В центре связи один шифровщик сдает другому смену и на прощание бросает фразу: «Ну все, я побежал — дома в холодильнике меня ждет бутылка водки!» Феноменально! И это, между прочим, сцена из книги «Красный кролик» (Red Rabbit), написанной в 2002 году, когда уже тридцать три раза можно было пообщаться с русскими и узнать, как они живут, чем дышат и балалайки какой марки предпочитают.

Третий недостаток — Том слишком сильно верит в случайности и использует их так часто, что становится предсказуемым. Система проста: «Американцы круты, и их враги тоже не лыком шиты, и шансы вроде одинаковы, вот только первым почти всегда будет везти, а вторым — нет». В итоге как бы тщательно ни готовились «плохие парни», у них все обязательно пойдет насмарку только потому... да хотя бы потому, что на следующем перекрестке этого долбанного городка выключились светофоры. Действительно, в жизни многое зависит от случайностей, но, в отличие от книг Клэнси, там всем везет примерно в равных долях.

1 2 3 Все
Комментарии
Загрузка комментариев