13 октября 2007
Обновлено 17.05.2023

Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer

Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer - изображение обложка

Сегодня в мире компьютерных ролевых игр Obsidian Entertainment — чуть ли не главные законодатели мод. Они не пугают пользователей броскими лозунгами-обещаниями, а просто делают очень качественные и интересные игры. Да и нет в этом ничего странного. Основатели Obsidian — Фергус Уркхарт и Крис Авелон — в свое время в составе легендарной Black Isle Studio являлись ведущими разработчиками культовых RPG Fallout и Planescape: Torment. Первая стала образчиком подлинной нелинейности и свободы, а вторая вообще до сих пор считается самой интересной, проработанной по сюжету и персонажам ролевой игрой на компьютере. Солидный послужной список, не правда ли?

После развала Black Isle и создания Obsidian, естественно, встал вопрос, что делать дальше? И тут как нельзя кстати на помощь пришли старые друзья-соперники из канадской BioWare , авторы Baldur’s Gate , первых частей Knights of the Old Republic и Neverwinter Nights. Они приняли единственное правильное решение: в ситуации, когда самим нужно покорять консольный рынок и создавать новые бренды, заниматься развитием старых должна опытная и талантливая команда — такая как Obsidian.

Есть или не есть?

В принципе, решение оказалось правильным. В коммерческой неудаче Knights of the Old Republic 2 можно обвинять кого угодно, но не авторов — они как раз сделали просто потрясающую игру, пожалуй, даже лучшую, чем оригинал. Была некоторая недоработанность и недосказанность — но это, скорее, вина издателей, слишком уж торопивших с выходом. А вот проработка характеров оказалась такой глубокой, что мигом напоминала о Planescape: Torment. Потенциал этот в полной мере раскрылся в Neverwinter Nights 2 : помимо обновленной графики и доработанной классовой системы, мы получили и куда более важную вещь — необычную увлекательную историю, которая на голову превосходила сюжет оригинала. А кроме того — множество интересных, отлично проработанных попутчиков и мощную систему взаимоотношений: у каждого товарища есть своя история, свои «скелеты в шкафу», которые, при должном старании, можно было вытащить на белый свет. А можно и совершить ошибку — тогда бывший друг запросто становился врагом. В итоге веселая компания, окружавшая главного героя, жила своей собственной жизнью — товарищи старались решить личные проблемы, ссорились друг с дружкой, постоянно обращались к нам за помощью. В конце же весь этот караван-сарай сразу после убийства Короля Теней оказался под огромным завалом — чем немало заставил понервничать фанатов игры, засыпавших разработчиков вопросами « ну что же с ними там случилось? »…

Ответ на этот вопрос дает дополнение Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer , которое не так давно появилось на прилавках. Сразу же отметим: аддон вышел отличным — ничуть не хуже «обычной» второй части. И прежде всего — потрясающе увлекательным. Дело не только в желании сценаристов поведать о дальнейшей судьбе героя и его попутчиков. Куда важнее стало то, что суть игры теперь не столько в массовом изведении монстров, сколько в истории одного конкретного человека — истории его самопознания и самоопределения. Чудом выживший герой неожиданно обретает способность поедать мертвые души. Это древнее проклятие постоянно ставит его перед выбором: или устроить очередную «пирушку», становясь все более злым и зависимым от своего специфического голода, или же терпеть, теряя очки жизни и характеристик, но оставаясь чистым и честным перед самим собой. Кровь вытекает постоянно, в реальном времени, а потому рано или поздно все же придется встать перед очередной неприкаянной душой. Но и тут есть два варианта — уничтожить ее или же упокоить в мире. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы и даже дает разные навыки, а потому у нас всегда есть возможность выбора, причем не одна.

Поговорить нельзя убить

В силу меньшей продолжительности (20-30 часов) Mask of the Betrayer получился проектом чуточку сжатым, лаконичным и в тоже время запредельно насыщенным событиями. Короткие квесты бросают героя из мрачных подземелий в невиданные города, заставляют плыть на корабле, посещать заброшенные храмы и пустыни, а также путешествовать между планами (нет, не мест, где деньги лежат; планы здесь — это нечто вроде измерений)… В итоге вы побываете в самых необычных местах мира Forgotten Realms, в том числе в области Рашемен, что возле королевства Тай, в астральном плане, в плане Теней, и даже увидите теневые варианты реальных городов. В каждом случае — свой дизайн, своя атмосфера и свой набор ярких образов, на которые дополнение получилось особенно богатым.

Число напарников уменьшилось до пяти, но каждый из них запоминается, выделяется даже на фоне остальных героев второй части. С любым по-прежнему можно спорить и вести душещипательные беседы — благо что количество проработанных диалогов даже выросло. Взаимоотношения в коллективе важны как никогда: теперь они напоминают не мелодраму, а напряженный триллер с несколькими неизвестными и парой романтических линий. Очки влияния на спутников растут как на дрожжах с самого первого разговора в игре и столь же стремительно падают: здесь важно любое слово, поэтому нужно внимательно использовать разговорные и другие социальные навыки, которые в некоторых случаях позволят оставить персонажа в партии даже когда тот захочет уйти. С предателем, впрочем, можно справиться и языком действий, просто убив его: это еще одно потрясающее нововведение Mask of the Betrayer.

По объективным причинам Mask of the Betrayer получилась более линейной игрой, чем оригинал. Но это не помешало авторам реализовать четыре альтернативных финала, которые зависят именно от отношений в группе, а также наполнить дополнение несколькими крупными второстепенными заданиями: они разнообразны, интересны, а главное — позволяют отклониться от основной программы и свободно попутешествовать по глобальной карте. Несмотря на то что перед нами лишь аддон, внимание к деталям здесь потрясающее, недоступное некоторым полномасштабным ролевым хитам: зайдя в одну таверну, вы можете нарваться на смертельно опасную разборку, а в другой попробовать выдержать многоэтапное испытание на силу и выносливость. Говорящие грызуны и юмористически настроенные «фамильяры» (призванные спутники магов) — прилагаются.

Новые классы для классной игры

Технические характеристики дополнения под стать всему остальному: внушают уважение, доказывая, что это не стандартная добавка из серии «нате — кушайте!», а продукт прямо-таки ручной работы. В игре появилось сразу три новых расы: полу-дроу, дикие эльфы и генаси, которые «распадаются», в свою очередь, на четыре подрасы в зависимости от того, какая стихия будет выбрана (вода, земля, огонь и воздух). Есть и два новых базовых класса: Favored Soul (клерик, смещенный в сторону заклинателя) и необычный друид Spirit Shaman, специализирующийся на разборках с неупокоенными духами. Плюс целых пять престижных классов: маг-универсал Arcane Scholar of Candlekeep, ассасин Invisible Blade, помесь монаха и клирика Sacred Fist, маг Red Wisard и Storm Lord, умеющий зачаровывать свое оружие разными волшебными плюшками. Все они наделены новыми навыками и приемами, общее число которых в итоге перевалило за шесть десятков. Одним словом, выбор есть, при этом выбирать надо тщательно: игра стала объективно сложнее, многие бои могут длиться до часу реального времени. И на одном повышении «потолка» развития героя и его спутников до тридцатого уровня здесь не выедешь: нужно грамотно подбирать тактические схемы, чередуя и пробуя разные классы, умения и заклинания. Импортированным из второй части персонажем играть чуть легче: в начале он уже имеет двадцатый уровень, в то время как вновь созданный герой — лишь восемнадцатый.

Среди других нововведений отметим улучшенную и расширенную систему создания различных зелий, с которыми можно химичить буквально на ходу, а также возможность разбить, как в старые добрые времена, лагерь и отдохнуть часиков эдак восемь. Улучшилось управление группой, в частности теперь можно переключаться между персонажами мышкой. Наконец, графика стала чуть сочнее, детальнее и зрелищнее: применение новых навыков и заклинаний застилает экран настоящим фейерверком ярких красок. Кроме того, движок серьезно оптимизирован — в результате локации, например, грузятся в разы быстрее. И если бы не редкие баги да временами брыкающаяся камера, дополнение Mask of the Betrayer получило бы от нас совершенно заслуженный пятибалльный максимум.

* * *

Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer вместо стандартного посещения двух новых подземелий и выполнения пары квестов дарит нам полноценную игру: яркую, насыщенную событиями, персонажами, необычными локациями, внушительным списком новых классов, рас и навыков, а самое главное — свежими, неожиданными даже по меркам жанра идеями.

Рейтинг: 4.7/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь