24 октября 2007
Обновлено 17.05.2023

ДЖАЗ: Работа по найму

ДЖАЗ: Работа по найму - изображение обложка

У российских поклонников тактических стратегий имени Jagged Alliance нынешней осенью настоящий праздник. Вышли сразу две игры, небезосновательно претендующие на оливковый венок с надписью «Хранители великих традиций»: 7.62 от питерской студии «Апейрон» и, собственно, виновница сегодняшнего банкета « ДЖАЗ: Работа по найму » от GFI Russia.

И если 7.62, являясь законным отпрыском « Бригады Е5: Новый альянс », добралась до игроков достаточно спокойно, без шумных приключений и скандалов, то у «ДЖАЗа» более привередливая судьба. Об этом писали все и помногу, а посему лишь коротко напомним главные факты: изначально проект отзывался на Jagged Alliance 3D и разрабатывался под чутким контролем и по драгоценной лицензии Strategy First — нынешнего обладателя прав на JA -серию. Потом лицензию отняли, но GFI Russia работы не свернула, переименовав игру в «ДЖАЗ: Работа по найму». Соответственно, исчезли все запатентованные имена и названия, но нетронутой осталась суть: возглавив отряд наемников, мы отправляемся в путешествие по небольшой стране «третьего мира» (на этот раз — по африканскому Алмазному берегу), оказавшейся под гнетом местного диктатора. Путешествие рискованное, но чертовски увлекательное, способное «подарить» вашему измотанному организму еще парочку-другую бессонных ночей.

Захватить и удержать

То, что изначально «ДЖАЗ» должен был стать официальным продолжением серии, видно за версту. Все начинается здесь со знакомого ноутбука, по которому мы получаем письмо от бывшего президента Алмазного берега: он просит вернуть ему власть, отняв ее у родного брата-диктатора. Далее все в том же, до слез знакомом духе. Вплоть до получения спама по почте. Благодаря волшебному ноутбуку мы можем сформировать свой психологический портрет, ответив на ряд каверзных вопросов, самостоятельно раскидать очки параметров, заказать оружие через интернет и, наконец, выйти на сайт крупнейшего агентства по подбору особо опасных наемников. Каждый из них обладает собственной яркой биографией, характером, набором привычек, арсеналом и, естественно, ценой. Наемники требуют постоянного внимания: им нужно ежедневно платить гонорар, вовремя оказывать медицинскую помощь, чинить оружие и тренировать их, используя для этого коллег по отряду.

Из тех, кто согласился работать с нами (да-да, для того, чтобы «купить» некоторых наемников, требуется сначала заработать репутацию!), формируем первый ударный отряд (далее их, как и в JA , можно будет сделать несколько) и отправляемся решать поставленную задачу. В самом начале игры заказчик дает четкое указание захватить ряд ключевых объектов, включая вокзал, гидроэлектростанцию, шахту, аэродром. В Jagged Alliance 2 такой подход не помешал создать действительно живой, богатый на детали и неожиданные открытия мир, в котором было чем заняться и без планового покорения территорий. «ДЖАЗ» в этом отношении поначалу несколько разочаровывает: мир тут проработан на порядок слабее. Больницы, бары, церкви, полицейские участки, харизматичные продавцы, странноватые обыватели, священники и ученые, отягощенные грузом собственных проблем, — этого, как и многого другого, в местных секторах практически нет. Есть лишь вооруженные люди разной степени живучести да ключевые здания, в которых даже на второй этаж подняться нельзя.

В качестве индульгенции игра предлагает две на самом деле серьезные вещи, которые во многом усмиряют критический раж. Во-первых, в беседах с ключевыми персонажами учитываются такие параметры, как «сила», «лидерство», «мудрость» и «ловкость». Если они превосходят аналогичные у собеседника, то вы можете испугать его, обворовать, убедить в своей правоте или перехитрить — соответственно, каждую задачу «по умолчанию» можно выполнить несколькими способами.

Во-вторых, путей к финалу здесь тоже несколько — и каждый заметно отличается от другого. В начале игры можно снюхаться с мародерами или с племенем бутси, ведущим подпольную борьбу с тираном: квесты их порой слишком незамысловаты, но все же… Можно остаться преданным заказчику или, в конце концов перессорившись со всеми, пройти игру за себя любимого. Более того, во дворце тирана нам дадут возможность принять его предложение о сотрудничестве — если, конечно, позволит «мудрость» героя.

Веселая физика для умных врагов

Но главный аргумент в рукаве «ДЖАЗа» — это все та же дурманящая смесь тактики пошаговых боев и стратегии на глобальной карте. Тут GFI Russia сработала «на отлично»: оставив нетронутой базовую, ключевую основу игры, авторы добавили именно то, что нужно было добавить. В знаменитой пошаговой системе боя очень не хватало действительно умных врагов, полноценной разрушаемости окружения и таких тактических уловок, как выглядывание из-за углов или возможность двигаться с сохранением направления взгляда. В «ДЖАЗе» все это есть. Поясним на конкретных примерах. Вспомните, как часто в Jagged Alliance 2 возникали следующие ситуации: мы поднимаем шум на уровне, потом забегаем в помещение и, контролируя входную дверь, планомерно отстреливаем появляющихся в ее проеме горе-врагов. Тут такая халява не проходит: оппоненты ценят свою жизнь и крайне редко выбегают за угол или в открытую дверь. Вместо этого они предпочитают затаиться и ждать, когда нервы не выдержат у игрока и тот покажет, наконец, нос из-за укрытия. Или грамотно обходят с нескольких сторон, координируя свои действия таким образом, чтобы кто-то контролировал окна, а другие — непосредственно углы здания.

Зачастую единственный выход из подобных ситуаций — активное использование взрывчатки. Дизайнеры пошли на не совсем честный, но эффектный прием: насытили уровни взрывоопасными емкостями, которые, детонируя, способны избавить нас сразу от нескольких оппонентов. Кроме того, затаившегося в здании противника можно достать через дыру, проделанную гранатометом в стене. Или добить рухнувшим от взрыва деревом. Все это действует и против нас: враги здесь охотно пользуются многими приемами, известными игроку, вплоть до того, что поднимают оружие с трупов.

Управление захваченными секторами не просто стало богаче — оно приблизилось к уровню полноценной стратегии. Как и в Jagged Alliance 2, все точки на карте имеют определенное тактическое и финансовое значение: контролируя дороги, мы ухудшаем снабжение врагов; шахты приносят постоянный доход от добычи полезных минералов, а гидроэлектростанция и вокзал — от услуг населению. Аэродром же просто позволяет очень быстро покрывать большие расстояния на собственном вертолете. Мы можем еще больше поднять уровень доходов от сектора — построив одно из доступных дополнительных сооружений: новый генератор на ГЭС, депо с локомотивом на вокзале и т. п. Более того, нам даже разрешили управлять ценами на электричество и на проезд по железной дороге. Но самое интересное: доход в секторе может падать — когда начинается забастовка в шахтах или, например, изнашивается оборудование на дамбе. Вот тут очень пригодятся некоторые «особые навыки» в диалогах с менеджером ГЭС и с шахтерами… Естественно, сектора постоянно пытаются отбить — причем не только войска диктатора, но и мародеры, если вы в свое время не нашли с ними общий язык. Защищать объекты можно собственными силами, а можно — нанять специальные отряды гвардейцев, которые стоят недешево, но зато очень эффективны. Одним словом, здесь есть куда вложить деньги, помимо наемников, и есть над чем задуматься.

Еще одним заметным нововведением стало появление стационарных орудий, которые можно занять и использовать по смертоносному назначению. Оружия в игре вообще много — более сотни видов, при этом почти каждый ствол можно модернизировать, поставив на него прицел, глушитель и т. п. Ролевая система, слава богу, идентична той, что была в Jagged Alliance 2: параметры поднимаются тренерами, а также автоматически по мере их использования, при этом с ростом профессионализма наемника увеличивается и его дневной гонорар.

Отметим элегантное решение проблемы сбора тонн оружия и боеприпасов, что неизменно остаются после зачистки сектора: после боя все трофеи автоматически переносятся на склад, где в любой момент времени можно экипировать свою команду.

И снова патчи?

Естественно, не все идеально. Вещи, лежащие на земле, не подписываются и не подсвечиваются вообще никак, при этом зачастую поднять предмет по каким-то причинам просто невозможно — боец, в отличие от курсора, наотрез отказывается реагировать на приказ. Торговля изведена как класс: в итоге на складах секторов скапливается куча драгоценных трофеев, которые очень хочется кому-нибудь продать. Вызывают недоумение и пальмы, падающие на головы ошалевших врагов от одной очереди. Это все, конечно, мелкие придирки, а вот что действительно серьезно — некоторая ограниченность и условность тактической системы, которая все больше дает о себе знать. Почему, например, боец, заметивший ноги врага, скрывающегося за вагоном поезда, не может элементарно проползти под днищем? Ведь это так естественно. Постоянно возникают проблемы с определением линии огня: наемники тратят драгоценные очки хода, пытаются под пулями встать в полный рост, дабы найти эту самую линию, и т.д. Тут очень бы помогли дополнительное ручное прицеливание на цель и вид из глаз, что были реализованы в 7.62. Не радует и то, что враги и союзники никогда не бросают оружие — даже если им попали в руку. И, соответственно, не теряют возможности бегать при попадании в ноги. Без этого система точечного прицеливания во многом бессмысленна.

Не думаем, что реализация подобных вещей слишком сложна, посему будем надеяться на содержательные патчи. А без последних не обойтись: несмотря на то, что «ДЖАЗ» не догнал 7.62 по количеству багов, все же и здесь случаются вылеты и зависания, особенно при работе на глобальной карте. Впрочем, не исключено, что это проблема конкретной системы, на которой запускалась рецензируемая версия.

* * *

Можно еще посетовать на то, что оружейный арсенал и тактическая система в целом реализованы без маниакального внимания к мелочам, которое отличает коллег из «Апейрона». В «ДЖАЗе» нет такого огромного количества дополнительных улучшений для оружия и многообразия режимов стрельбы, как в 7.62, нет необходимости чистить «стволы» и т.д. и т.п.

Но вот что интересно: все это не мешает получать удовольствие от проекта. В «ДЖАЗе» главное — не подробности и дотошный реализм, а играбельность и увлекательность. И имеющихся в распоряжении игры средств (прежде всего отметим умных врагов, честную физику и отличную стратегию на глобальной карте) вполне достаточно для того, чтобы увлечь с головой. А ведь ко всему этому еще прилагаются атмосферная музыка, адекватная озвучка и приятная графика, богатая на яркие цвета, динамичные тени и качественные спецэффекты. Так что фанаты пошаговых тактик и, в частности, серии Jagged Alliance могут быть довольны — «ДЖАЗ» явно удался.

Рейтинг: 4.5/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь