01 декабря 2007
Обновлено 17.05.2023

Бойцы невидимого фронта. Кому на аутсорсинге жить хорошо

Бойцы невидимого фронта. Кому на аутсорсинге жить хорошо - изображение обложка

Что такое аутсорсинг (от английского outsourcing )? Применительно к игровой индустрии это означает ситуацию, когда за создание игры мечты берутся всем миром: американцы готовят код и собирают игру в целом, украинцы и русские делают модели и текстуры, чехи записывают музыку, а неизвестный китайский или индийский самородок рисует потрясающий арт.

Граждане США в этой схеме занимают ключевую позицию — срывают банк и аплодисменты, попадают в зал славы и анналы истории. Остальные же — те самые аутсорсеры, которые нанимаются для выполнения конкретных работ, — как правило, остаются в тени. Сегодня по такому сценарию создается большинство игр.

Сделай сам! И дай сделать другому!

Да-да, финальные титры, где в гордом одиночестве красуется мудреное именование компании-разработчика, больше не отражают нынешнее положение вещей. По данным Game Developer Research и аналитического агентства Niko Partners , из 166 североамериканских студий 76% уже используют разработчиков со стороны. В России аутсорс занимает третье место по количеству занятых в этой сфере компаний — сразу после издателей и непосредственных разработчиков. Чаще всего в аутсорсинге нуждаются такие области, как графика и арт (34%), программный код (20%), звук (16%). Кроме того, часто на стороне заказывают текст (обычно это сценарии), различные консультации в специфических областях (например, в военных играх). А вот игровой дизайн сплавить аутсорсерам сложно.

« Больше всего развит аутсорсинг контента — графики, звуков, музыки. На мой взгляд, это наиболее разумный вариант аутсорсинга», — говорит Дмитрий Ивашкин, ведущий программист отечественной компании «Апейрон» ( «Бригада Е5: Новый альянс», 7.62).

Причины повального перехода к аутсорсингу очевидны. Рынок таких услуг начал расти семимильными шагами с тех пор, как создание игр превратилась в огромный, исчисляемый миллиардными прибылями бизнес. Когда сроки поджимают, конкуренты напирают, а издатель дамокловым мечом нависает над перепуганным разработчиком, красноречиво сжимая в руках список закрытых студий, времени на то, чтобы обучать собственных специалистов в непрофильной области, просто физически нет. Да и денег на это никто не даст. Издатель прекрасно понимает, что в таком случае себестоимость данной конкретной работы будет на порядок выше, чем на рынке. Поэтому куда эффективнее сосредоточить усилия на основном фронте, на том, что ты умеешь делать качественно сам, а остальные задачи перепоручить другим профи.

« Для игровой индустрии аутсорсинг — вещь важная и полезная. Ведь для того, чтобы сделать все хорошо, совершенно необязательно делать все самому. Есть области, в которых у команды может не быть достаточного опыта или возможностей. В этом случае (при правильной организации!) аутсорсинг может обеспечить не только нужный уровень качества, но и экономию времени », — подтверждает все тот же Дмитрий Ивашкин.

А IT-директор компании VZ.lab Михаил Попов напоминает о том, что аутсорс может быть средством для снижения рисков при производстве: « Любой издатель стремится к этому. Если в проекте большое количество контента, то без аутсорса не обойтись. Экономическая целесообразность решает все, в том числе и в кадровой политике. Ведь в случае найма штатного сотрудника, кроме заработной платы, для него нужно организовать рабочее место, платить налоги и прочую «социалку». Поэтому зачастую выгоднее поручить ту же задачу стороннему разработчику ».

« Специфика игрового бизнеса заключается в том, что невозможно идеально сбалансировать объем работы и количество специалистов, даже если внахлест параллельно запускать несколько игр: колебания жизненного цикла проектов побуждают либо внезапно сокращать, либо срочно увеличивать штат сотрудников, что не всегда возможно или разумно в долгосрочной перспективе. Перенос же сроков может привести к потере конкурентного преимущества », — выражает общее мнение руководитель проектов студии « Леста » Сергей Титаренко.

Выгоден аутсорс и тем, кто им непосредственно занимается: прибыль прогнозируема, она не зависит от успеха самого проекта, поэтому не нужно ждать несколько месяцев, нервно оценивая результаты продаж. Более того, иногда аутсорс даже выгоднее, чем самостоятельная разработка.

« Собственные игры пока прибыли нам не принесли, а аутсорс принес. У нас есть смутная надежда на обратную ситуацию. Однако, с другой стороны, появление в аутсорсерских рядах вчерашних разработчиков наводит на определенные размышления. Вполне может оказаться, что быстрые деньги от аутсорса гораздо реальней мифических роялти от продажи своих игр », — говорит президент украинской Abyss Lights Studio Евгений Жуков.

Кроме того, у аутсорсера есть возможность поучаствовать во многих проектах, не ставя в своей работе на одну лошадку. По словам генерального директора компании Atomy Евгения Метляева , помимо гарантированного поступления работы и, соответственно, денег аутсорсер получает очень разнообразный опыт по сравнению с теми, кто работает над чем-то одним в течение года, к примеру. Причем опыта столько, что у многих возникает мысль открыть консалтинговое направление. Иными словами, аутсорсинг может стать отличной школой, базой для развития предприятия.

« Аутсорсинг хорошо дрессирует начинающую студию: сам факт, что в компании появляется детальное и педантично составленное техническое задание от опытного разработчика на исполнение какой-то работы, ставит перед сотрудниками новые задачи и помогает компании выйти на новый уровень конкурентоспособности », — уверен Сергей Титаренко.

Ему вторит генеральный директор и основатель компании Gameplay Ltd Родион Чикин , который сравнивает аутсорсинг с маленьким, но беспроцентным кредитом: « Мне кажется, это более стабильный заработок, чем достаточно рискованная разработка на свой страх и риск. Хотя в результате и менее прибыльный, как в плане имиджа, так и в плане денег. Но именно этот заработок на начальной стадии позволяет начать что-то свое. Поначалу, когда еще нет наработок и собственных проектов, которые можно с гордостью поместить в портфолио, аутсорсинг — это единственный способ старта. Если повезет, можно выиграть вдвойне, когда речь идет о разработке игры по какому-то бренду. Это обеспечит определенную известность, своего рода трамплин ».

Конечно, у всякой работы есть и плюсы, и минусы. Неумение заказчика внятно поставить задачу может привести к серьезным временным и финансовым потерям, а грандиозные продажи игры, для которой аутсорсер сделал звук или модели персонажей, принесут разве что моральное удовлетворение да одобрительный гул среди коллег.

« Аутсорсинг — это сервис и неблагодарная работа «на господ». Сотрудники здесь трудятся для достижения целей другой компании и являются частью чьего-то чужого успеха, а неудачи заказчика вы разделите сполна », — предупреждает Сергей Титаренко.

« Это очень нервный и нестабильный вид бизнеса, он быстро сажает здоровье. При этом аутсорсер всегда находится в тени », — признает Евгений Жуков.

Это, конечно, крайнее мнение, к тому же, вполне возможно, окрашенное в цвета неважного настроения. Но оно дает достаточное представление о работе аутсорсера.

Как бы то ни было, сторонние работы сегодня заказывают практически все (в большей или меньшей степени и в зависимости от специфики бизнеса), а среди желающих их получить разворачивается серьезная конкуренция. Что интересно, потянулись к аутсорсу и российские издатели, которые, в отличие от своих западных коллег, в целом предпочитают создавать собственные внутренние студии для производства львиной доли контента, не говоря уже об основной разработке игры.

« Все издатели — и западные, и российские — нуждаются в услугах аутсорсеров. Поэтому сегодня мы их регулярно привлекаем. Это действительно удобно », — говорит вице-президент по разработке и развитию компании « Акелла » Дмитрий Архипов.

« Почти половина наших проектов сделана с привлечением аутсорсеров », — вторит ему руководитель отдела разработок компании « Бука » Иван Бунаков.

Впрочем, не все готовы признать факт обращения к аутсорсерам. Мотивы этого вполне понятны. « Ну, наверное, не всегда приятно показывать в титрах игры, что количество внешних разработчиков превышает число внутренних. Создается ощущение, что проект практически полностью сделали на стороне. Или бывают длинные многоходовки из цепочек разнообразных работ. Это частое явление: мелкие рыбы ищут еще более мелкую рыбешку для выполнения незначительных поручений и задач, и те заметают следы соглашениями о конфиденциальности », — говорит Сергей Титаренко.

Алекс Годун , начальник отдела маркетинга украинской компании Nikitova , одной из крупнейших на мировом рынке аутсорсинга, на этот вопрос отвечает со смехом: « Почему издатели частенько не хотят афишировать факт работы с аутсорсерами? Думаю, тут все и так ясно. У них на то есть не много поводов. Ведь главное что? Продать игру? А значит, все, что может хоть негативно повлиять на продажи, пусть даже косвенным образом, должно быть исключено. Остальное додумайте сами… »

« Если пройдет информация, что весь арт для какого-нибудь хита от ведущего зарубежного издателя делался в странах третьего мира, игра получит плохой пиар », — поясняет Иван Бунаков.

Приятное соседство?

Мы, конечно, надеемся, что под странами третьего мира Иван имеет в виду не Россию, Украину, Белоруссию или другие страны СНГ, но тенденция налицо: аутсорсеры из этих стран, наряду с Китаем, Индией и некоторыми государствами Восточной Европы, часто привлекаются западными компаниями для участия в своих проектах. Объем подобных услуг здесь достигает внушительных сумм с множеством нулей. К примеру, рынок игрового аутсорсинга в Китае оценивается примерно в $35 млн, и эта цифра стремительно растет: уже около 30% североамериканских разработчиков предпочитают китайцев. Российские и украинские аутсорсинговые компании, по примерным прикидкам, суммарно осваивают несколько сот миллионов долларов в год.

Однако не все так радужно. Более того, многие считают, что для отечественных аутсорсеров от игровой индустрии именно сейчас наступают не самые лучшие времена: в ближайшее время рынок здесь может достичь своего потолка, по крайней мере, в нынешних условиях. А вот индийцы и китайцы продолжат поступательное развитие, отвоевывая у наших все больше заказов.

« По моему мнению, аутсорсинг в СНГ уже пережил свой золотой век. Конечно, он никуда не исчезнет, ведь существуют же такие компании в США, Канаде, Германии, Франции. Но сверхприбылей, легких и быстрых стартов здесь, скорее всего, уже не будет », — прогнозирует Евгений Жуков.

Дело в том, что русскоязычные аутсорсеры сегодня стремительно теряют свое основное конкурентное преимущество — оптимальное сочетание цены и качества. Не секрет, что именно невысокие (относительно европейских коллег) финансовые аппетиты долгое время были ключевым фактором в пользу наших студий. Еще несколько лет назад зарплаты россиян в IT-сфере в разы отличались от западного уровня. Да и общий уровень жизни был ниже. Сейчас ситуация меняется: Москва, где игровых компаний больше всего, превратилась в едва ли не самый дорогой город мира. А значит, растут и запросы местных аутсорсеров.

« С постоянно увеличивающимися затратами и требованиями к заработной плате компании, где основные производственные силы сосредоточены в столицах, таких как Киев, Москва, Минск, становятся низкорентабельными », — констатирует Алекс Гордун.

Но проблема не только в ценах, самое обидное, что качество, по мнению многих, не поспевает за ростом финансовых аппетитов. Причем признают это и сами участники рынка.

« Я неоднократно слышал от многих клиентов такие слова: «С Украиной работать еще можно, но сложно, а Россию (обычно подразумевают Москву) мы и вовсе списали со счетов, там все сейчас очень дорого при том же низком качестве». Профессиональный уровень наших специалистов по-прежнему низок, компании работают непредсказуемо и хаотично, менеджмент слаб. В итоге много слов и эмоций при неважном результате », — делает неутешительный вывод Евгений Жуков.

Согласен с коллегой и генеральный директор компании « Графландия » Павел Эльяшевич : « К сожалению, большинство западных разработчиков относятся к российским аутсорсерам именно как к дешевой рабочей силе и опасаются отдавать им наиболее серьезные задачи, так как качество и, что самое главное, соблюдение сроков у нас зачастую оставляют желать лучшего ».

Не в восторге и российские издатели. « В целом ситуация на рынке такова, что конкурентное преимущество российских студий снижается. Растут зарплаты аутсорсеров, но не качество работы и производительность труда », — говорит Дмитрий Архипов.

По словам продюсера компании « Руссобит-М » Виса Виталиса , у украинских коллег чаще происходят казусы с озвучкой — характерный малороссийский акцент для наших широт, как минимум, непривычен. У российских же команд общее больное место — работа с русским языком: экономия на корректоре и редакторе приводит порой к ужасающим результатам.

Между тем, если раньше для многих (и на Западе, и в России) решающим аргументом была именно дешевизна, то сейчас, по мере роста прибылей, на первое место выходят другие факторы.

« Не всегда стоимость является главной причиной аутсорсинга, очень часто ключевым при выборе партнера по разработке становится возможность производить работу в больших объемах и быстрее без потерь качества », — объясняет Алекс Годун.

И снова китайцы!

При таких обстоятельствах выгоднее становится работать с китайскими и индийскими кампаниями — как бы дико это ни звучало. Ведь у многих из нас, да и у самих участников рынка, сложилось предвзятое мнение относительно качества их работы. Безусловно, дыма без огня не бывает.

«Судя по отзывам менеджеров некоторых зарубежных компаний-разработчиков, с китайцами и индийцами действительно бывает очень тяжело работать », — уверяет Павел Эльяшевич.

Евгений Метляев уверен, что для дорогого проекта китайцев вряд ли будут использовать как основную рабочую силу (мол, дешево хорошо не бывает). И в подтверждение приводит, что называется, случай из практики: « Буквально неделю назад пришлось смотреть и переделывать в одной «китайской» игре рендер шрифтов, потому как по-человечески он работал только с одним весьма специфическим шрифтом и только в одной кодировке ».

Однако все забывают о поразительной способности представителей этих стран учиться и приспосабливаться к обстоятельствам и требованиям.

« Они учатся, и учатся очень быстро, а стоимость работ у них крайне низкая », — напоминает Михаил Попов.

« Организованность азиатов, умение быстро объединяться для общего блага приносят свои плоды, в то время как наши компании больше напоминают враждующие кланы, пытающиеся в одиночку перехватить крохи с барского стола. Разница менталитетов пока еще существует, однако азиаты — мастера копировать и подстраиваться под заказчика », — соглашается Евгений Жуков.

Кроме того, не стоит забывать, что исторически та же Индия, да и Гонконг тоже, не так давно были британскими колониями. Так что понимание западных традиций у них гораздо выше, чем у нас. Русскоязычные аутсорсеры действительно более честолюбивы, привередливы и менее контролируемы.

« Наши люди до сих пор не научились оказывать услуги, наивно полагая, что, получив проект, они занимаются его полноценной разработкой. Увы, но с азиатами дело идет проще, они более услужливые и покладистые », — говорит Евгений Жуков.

Не слишком удачный опыт работы и у Виса Виталиса: « Аутсорсеров тяжело нормально контролировать. Неизвестные сотрудники. Необязательность. Затягивание сроков. Часто случаются непредсказуемые результаты, вплоть до возврата и переделки проекта ».

Да и хваленое « оптимальное сочетание цены и качества » на поверку оказывается дутым: в реальности решающее значение при выборе отечественных компаний зачастую имеет не цена и не качество, а совершенно другие, естественные факторы.

« Оптимальное сочетание цены и качества? На данный момент для наших реалий это утверждение все еще справедливо, хотя, объективно оценивая ситуацию, это не совсем верно. «Западники» работают зачастую и дешевле, и качественнее, и быстрее, но тут уже препятствием становятся некоторые барьеры, например, финансовые (трудности с перечислением денег), коммуникационные факторы и излишняя удаленность (часовые пояса) », — поясняет Сергей Титаренко.

Тот факт, что китайцы и индийцы стоят значительно дешевле, а потому популярнее, на поверку оказывается еще одним мифом. Да, где-то они готовы работать за $5 в час на человека, но более или менее нормальная студия из Поднебесной выставляет начальную цену в $25-30 в час. Индусы примерно на 30-40% дороже. И все равно их услуги все более и более востребованы. Конечно, тут влияет еще и такой фактор, как длительная поддержка на государственном уровне: в той же Индии, например, правительство вело активную программу развития аутсорсинга с начала 90-х годов.

Не стоит забывать и о том, что в Индии и Китае создана налаженная система привлечения клиента, в которой есть стабильность, понятная структура менеджмента, ориентированная на привычную заказчикам модель, знание языка и т.д. Многие индийские и китайские аутсорсеры имеют своих агентов или даже представительства не только в стране клиента, но и в самих компаниях, которые могут стать потенциальными заказчиками. В результате, по словам Евгения Жукова, происходит прямой перехват заказов, такой внутривенный pipe-line между клиентом и исполнителем.

Все это вместе создает очень тревожный фон для отечественных аутсорсеров. Даже российские издатели предупреждают: в ближайшее время центры аутсорсинга переместятся в страны Юго-Восточной Азии.

« Угроза со стороны Индии и Китая для наших компаний действительно серьезна. Люди из этих стран отличаются особым менталитетом, но при грамотной постановке задач и наличии компетентных продюсеров издержки этого менталитета можно свести на нет. Не случайно многие западные разработчики и издатели имеют сегодня студии в Китае. Большая часть наших аутсорсеров действительно из России и Украины. Но и мы уже начали работать с иностранными студиями », — раскрывает карты Дмитрий Архипов.

Готовы работать с Китаем и российские разработчики, говорит Сергей Титаренко: « Для нас самих все более притягателен китайский аутсорс, я уже немного интересовался вопросом и переписывался с тамошними компаниями. Там гигантский потенциал, и за последние пять лет произошел значительный скачок в профессионализме художников-аутсорсеров, при этом цена остается разумной. Есть проблемы иного рода, но мы уже понемногу учим китайский язык ».

А ведь есть еще Африка, которая тоже стремительно прогрессирует: в Тунисе у Ubisoft уже работает продакшн-студия на полторы тысячи (!) человек.

Работа как повод для оптимизма

Естественно, у любой ситуации есть как минимум несколько вариантов развития — плохой, очень плохой и, скажем так, приемлемый. Так вот, не все склонны паниковать. Да и грести всех русскоязычных аутсорсеров под одну гребенку неправильно: одни работают лучше, другие хуже, а третьи (см. врезку) и вовсе давно уже сотрудничают с ведущими мировыми издателями и разработчиками, которые, однажды попробовав, теперь выбирают их не за « оптимальное сочетание цены и качества », а в первую очередь за качество. Такие компании ценят себя достаточно высоко и при этом готовы развиваться дальше.

« Когда речь идет о проверенных партнерах, у которых действительно любят заказывать, то это уже результаты качественных показателей работы. Хочется верить, что качество работы растет от проекта к проекту. По крайней мере, мы стремимся к этому, несмотря ни на какие трудности », — говорит Родион Чикин.

Более того, в некоторых областях услуги наших компаний практически незаменимы — по крайней мере, они сами так говорят. « Соотношение цены и качества в России и на Украине, несомненно, лучше западных, если смотреть какую-то границу качества. Простой пример: если для дорогой западной игры над звуком работают от 5 до 15 звукорежиссеров, то в России под те же требования по качеству и скорости достаточно двух-трех, при этом путаницы в проекте будет меньше », — продолжает щедро делиться опытом Евгений Метляев.

Поэтому далеко не все видят будущее в столь мрачных тонах. По словам Родиона Чикина, угроза со стороны азиатов не так уж страшна: « Для начинающей компании такая угроза есть. Для компании, доказавшей качество и высокий уровень ответственности, угроза минимальна. С китайцами действительно сложно работать, опыт у нас в этом плане есть ».

А руководитель студии TriHorn Productions Виктор Краснокутский и вовсе полон оптимизма: « У нас явный рост индустрии в целом, увеличивается количество опытных профессионалов и интеграция с мировым геймдевом ».

Все это как-то не очень соотносится с прямо противоположными мнениями, которые наиболее хлестко выразил Вис Виталис: « Рынок развит слабо, вменяемых студий практически нет. Все, кто что-то собой представлял — как полные команды, так и отдельные специалисты, — либо уходят в смежные и более высокооплачиваемые области, либо устраиваются в крупные предприятия на постоянную работу — целыми командами и поодиночке ».

На самом деле особых противоречий тут нет, особенно если помнить о старой проверенной истине « где-то теряем, где-то — находим ». Идет естественный и не единожды описанный экономической наукой процесс укрупнения и слияния, в результате которого специалисты сосредотачиваются в одном кулаке, где получают более профессиональное обучение и опыт, и это сказывается на мелких игроках.

« Из общих тенденций стоит отметить растущую пропасть между опытными людьми, которые хотят за свою работу все большие деньги и начинающими в своих областях, готовыми работать за небольшие деньги, но не всегда готовыми обеспечить качественный результат », — констатирует Сергей Титаренко.

Евгений Метляев же надеется на то что, « когда период увлечения трэшем и дешевизной закончится, а все к тому и идет, число компаний-аусорсеров на рынке уменьшится: останутся либо наиболее приспособленные к текущим условиям, либо те, что постоянно работает с Западом ».

Естественно, выжившим в этой конкурентной борьбе будет легче справиться с «восточной угрозой» — ну или хотя бы поделить с «варягами» рынок.

« Место под солнцем найдется всем, конкуренция — это только плюс. Мы стараемся не обращать на такие вещи внимания », — говорит Виктор Краснокутский.

Заметим, что TriHorn Productions — крупный игрок на рынке аутсорса, стабильно обеспеченный работой надолго вперед. Кто-то наверняка скажет: им легко рассуждать, а что делать остальным? Можно, конечно, надеяться на то, что процесс укрупнения и поглощения пройдет стороной, а внутренний рынок, по меткому определению Иван Бунакова, «прокормит».

« С ростом игрового сегмента неизбежно будет расти и объем аутсорсинга. Поэтому перспективы для российских компаний-аутсорсеров вырисовываются положительные», — уверен Павел Эльяшевич.

Но чем такой подход отличается от поведения животных, которые тоже уверены в стабильности на внутреннем рынке родной саванны, где всегда найдется, чем поживиться? Куда перспективнее и правильнее уже сейчас менять подход к работе, улучшая качество сразу по нескольким направлениям. По словам Михаила Попова, единственный выход для наших компаний — это поднимать качество и быть очень удобными в работе.

Качество в данной ситуации означает хороший контент, сроки и налаженный технологический процесс производства. Кроме того, Виктор Краснокутский советует обратить особое внимание на проблему легализации бизнеса: « Да, нужно обязательно подтягивать юридические моменты, чтобы работать на серьезном уровне. Такие вещи, как организация юридической формы, регистрация товарного знака, под которым работает группа аутсорсеров, использование лицензионных сэмплов — для многих это все еще уму непостижимые вещи. Необходимо создавать такие условия, чтобы заказчик был уверен в аутсорсере, уверен в том, что права на переданные исполнителем материалы будут его собственностью не только номинально по договору, но и фактически ».

Очевидно также, что нужно снижать издержки и оптимизировать затраты. Как вариант, использовать уже известные преимущества этого бизнеса: создавать на основе полученного опыта и наработанных контактов предприятия более широкого спектра деятельности, совмещать самостоятельную разработку игру и аутсорсинг. Иными словами, нужно переходить к более активным действиям на рынке.

« Приближается время здоровой конкуренции, и нашим ребятам пора слезать с печи, учиться трудолюбию и работоспособности китайцев, учиться честно конкурировать без пафосного протекционизма: не зашориваться в рутинной работе, брать более сложные заказы, расти профессионально и думать о собственных проектах », — говорит Сергей Титаренко.

По словам Алекса Годуна, выигрышным видом деятельности будет именно симбиоз полноценной разработки (включая собственные продукты) и аутсорсинга. Такой вариант позволил бы самим аутсорсерам перейти на новый уровень развития, вырасти профессионально, а самое главное — взглянуть на эту работу со стороны заказчиков: это отличный способ лучше понять специфику обоих сфер игровой индустрии, чтобы грамотнее и четче выстраивать собственную деятельность.

Шаги навстречу

Естественно, сказать проще, чем сделать. Как мы уже говорили, аутсорсеры работают в непростых условиях. Даже с «гарантированной прибылью», которую можно пустить на укрупнение бизнеса, здесь не все просто. Ведь аутсорсер зарабатывает на этапе продакшена проекта, когда расходы всегда стараются минимизировать, иногда — просто до неприличия, при этом не жалеют денег на сомнительные маркетинговые затраты. Кроме того, по словам Евгения Жукова, при работе с аутсорсерами, как правило, используется фиксированная модель бюджетирования — сперва идет предварительная оценка стоимости работ, затем утверждается смета, в которую нужно вписаться. Если в процессе выплывают непредвиденные или непредусмотренные сложности, дополнительные расходы падают на плечи аутсорсера.

« Что касается прибылей самих компаний, создания резервов и, так сказать ресурсов для маневра, то в аутсорсинге с этим сложнее », — признает Виктор Краснокутский. Но тут же делает существенную поправку: « Если грамотно развиваться, то всегда можно найти пути повышения прибылей, диверсификации, превращения услуг в товар. Все зависит от действий руководителя ».

Примеры успешной работы таких компаний, как Nikitova , которая сейчас как раз идет по пути расширения и открытия новых направлений бизнеса, должны доказать: нет ничего невозможного, если грамотно выстраивать менеджмент и управление. Секреты успеха в данном случае лежат, что называется, на поверхности.

« Перед тем как начать бизнес, мы глубоко проанализировали потребности рынка и его возможности. Был выбран путь наименьшего сопротивления, который под правильным руководством создателей компании максимально быстро и прибыльно привел Nikitova к лидирующим позициям в сфере отечественного (и, пожалуй, мирового) аутсорсинга », — делится нехитрым секретом Алекс Годун.

Но, как известно, односторонний процесс редко приводит к успеху. Качественное развитие вряд ли возможно без того, чтобы сами разработчики и издатели пересмотрели свои методы работы и подходы к этому бизнесу. Существует мнение, что наш рынок пока получает именно тот аутсорс, который заслуживает. « Да, у нас не лучший в мире игровой аутсорс. Именно поэтому им пользуется отечественная индустрия », — говорит Иван Бунаков.

Помимо финансовой дискриминации, о которой мы писали выше, в политике отечественных заказчиков есть и другие вещи, которые совершенно не устраивают аутсорсеров: все это в конечном счете сказывается на качестве их работы, за что потом они же и получают по голове.

« Мы видим неготовность или отсутствие реального опыта работы с аутсорсерами у большинства клиентов. Иногда заказчик даже не имеет в штате человека, ответственного за контакт с такими предприятиями, не предоставляет четкого технического задания, полагая, что мы должны сами обо всем догадываться и интуитивно предсказывать его желания и предпочтения », — рассказывает Евгений Жуков.

« Мы стараемся не иметь дел с компаниями, не понимающими и не пытающимися понять, как нужно работать с внешней звуковой студией. Если заказчик толковый, то и доверия нам больше, значит, и ответственность аутсорсер чувствует большую », — поясняет Виктор Краснокутский.

Одним словом, если будет расти профессиональный уровень самих разработчиков и издателей, если они будут внимательнее относиться к работе с аутсорсерами и развиваться, накапливая опыт, от этого выиграют все. А в конечном счете — мы с вами, рядовые игроки.

« До аутсорсинга тоже нужно дорасти. Можно отдавать сторонним работникам только те бизнес-процедуры, которые вы готовы доступно объяснить и, главное, сформулировать в письменном виде », — признает Сергей Титаренко.

Наши в Америке

То, что контент для многих мировых хитов ААА-класса создавали именно русскоязычные разработчики-аутсорсеры, не миф, а суровая реальность. Вот лишь некоторые примеры. Компания Nikitova приложила руку к Need for Speed: Underground , NBA Live , Medal of Honor , Battlefield и The Sims 2 от EA , EverQuest от Sony Online Entertainment , Gauntlet: Seven Sorrows от Midway , Overlord от Codemasters и Pirates of the Caribbean: The Legend of Jack Sparrow от Disney. Украинская Abyss Lights Studio участвовала в разработке все той же серии Need for Speed (ЕА), Asterix & Obelix XXL 2: Mission Las Vegum ( Atari ), SpellForce 2 ( JoWood ). Кроме того, украинцы делали ролики для игры Batman & Robin ( Acclaim , PS one, 1998).

« Есть также масса фрагментарной работы для проектов, названий которых даже мы сами не знаем. Позже выясняется, что вот эта модель машины делалась для GTX, а вон те домики пошли в Battlefield », — рассказывает Евгений Жуков из Abyss Lights Studio.

« Графляндия » работала над 3D-экшеном TimeShift ( Vivendi ). Правда, разработчики этой игры, как известно, и сами отлично знают русский. В конце 90-х питерская АМИ практически целиком сделала Warcraft Adventures , готовила графику и анимацию для серии NASCAR от Sierra.

Конечно, можно сослаться на то, что и Nikitova, и Abyss Lights Studio, по сути, давно уже являются международными компаниями, сотрудники которых на исторической родине (Украине то бишь) бывают куда реже, чем на Капитолийских холмах. Но, во-первых, это не значит, что остальным такой путь заказан, а во-вторых, что эти студии пользовались каким-то мифическими преференциями и потому находятся в более привилегированном положении по сравнению с остальными. Все решает отношение к работе. Вот как об этом говорит Евгений Жуков: « Начиная с первых проектов компания проявила себя как реально выполняющая обещания и доводящая дело до победного финала, никогда не бросая работу на полпути, порой даже в убыток себе. Этим мы завоевали авторитет среди высшего эшелона наиболее брендовых клиентов как небольшая украинская студия, которая творит чудеса и способна поднять на ноги даже самые, казалось бы, безнадежные проекты».

Подтверждает слова коллеги и глава TriHorn Productions Виктор Краснокутский: « В имидж входит не столько внешний лоск, который, конечно, тоже нужен, сколько само отношение к работе, отношения с заказчиками. Нередки случаи, когда мы, например, доделываем уже принятую работу, просто потому что посчитали нужным это сделать, а не потому, что заказчик попросил. Отношение к проекту как к своему всегда очень хорошо видно, а это один из путей получения крупного или громкого заказа, когда уже начинает работать багаж проектов и опыта ».

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь