01 декабря 2007
Обновлено 17.05.2023

Homo Exibitus. За кулисами игровых выставок

Homo Exibitus. За кулисами игровых выставок - изображение обложка

Выставка — слово непростое. В нем запрятана целая гамма эмоций: от радостного детского смеха до рыданий взрослого мужчины. Не верите? Напрасно.

Что же такое выставка? Обратимся к классическому определению, которое гласит: « Выставка — это форма контакта предприятия с целевой аудиторией и потенциальными партнерами, часть маркетинговых коммуникаций фирмы. Участники выставки собираются на одной территории и представляют посетителям и друг другу свои достижения или новинки ».

Очень гладкие слова, не дающие никакого представления о предмете разговора. Сермяжную правду о выставке вы сможете узнать лишь от ее участников. Они-то вам и расскажут, что дни работы на стенде — это лишь малая часть крайне трудоемкого и продолжительного процесса по подготовке компании к стендовому эксгибиционизму. При этом неизбежно случаются инциденты. На моей памяти не было еще ни одной выставки, на которой все прошло бы без сучка и задоринки. Однажды я даже собрался сочинить эссе о том, что же может произойти на выставке или в ходе подготовки к ней, но потом, поразмыслив, решил не тратить время попусту и написал: « На выставке может произойти все что угодно ». К сожалению, ни один журнал не платил хороший гонорар за семь слов, поэтому статью так и не опубликовали.

Это страшное слово «завоз»

Итак, приступаем к пристальному рассматриванию потрохов. С чего все начинается? Начинается все с того момента, когда Самый Главный Человек говорит: участвуем в выставке. И PR-служба принимается за работу. Если судьба любит этих людей, то решение об участии в выставке приходит за несколько месяцев до ее начала. За эти месяцы можно сделать много полезного: составить план мероприятия, утвердить его у всех заинтересованных лиц, выбить бюджет у руководства, арендовать площадь в павильоне, нарисовать стенд, нанять застройщиков, чтобы те пресловутый стенд заранее подготовили и в назначенный час бодро водрузили в центре выставочного пространства. Кроме того, к выставке готовятся специальные версии игр, набирается парк мощных компьютеров с дорогущей периферией, из отдаленных уголков страны выписываются разработчики для общения с прессой, вербуется армия стройноногих смазливых девчонок для украшения стендов своими молодыми телами. И это еще не все! Готовятся раздаточные материалы: рисуются и пишутся листовки (которые никто не читает), собираются пресс-киты (которые никто не смотрит. — Не совсем так. Если игра стоящая и пресса о ней будет писать, то пресс-кит, наоборот, может сэкономить время и нервы — не придется выбивать материалы из пиарщиков. — Прим. ред. ), заказывается сувенирка (которой все равно на всех не хватает). Словом, процесс подготовки идет как по нотам, если судьба балует пиарщиков.

Но это все — научная фантастика. На практике выясняется, что судьба пиарщиков истово ненавидит и готова поглумиться над ними тысячей способов. О том, что необходимо участвовать в мероприятии, пиарщик запросто может узнать за две недели до его начала. И что дальше? Да ничего особенного, просто рабочий день увеличивается в три раза и нервы идут в расход непрерывно.

Мое сердце останови…

Что еще? Еще может выясниться, что разработчику не нравится его стенд и что вместо воздушного шара он хочет настоящий самолет — хотя месяц назад, подлец, говорил обратное. И придется заказывать шар и платить за него какие-то бешеные деньги, потому что в Москве только одна контора производит воздушные шары. А теперь в выставочном бюджете дыра, которую неясно чем затыкать.

Или вот тоже фокус: делаем стенд, закупаем банду моделей, печатаем десять пачек листовок — а разработчик за неделю до мероприятия сообщает: не можем собрать версию. Не выходит каменный цветок. И вся работа — коту (этому благородному животному! перед которым пресмыкались древние египтяне!) под хвост.

Но самое страшное — это помощь коллег. Представляете, алчное руководство решило сэкономить и отправило на разгрузочно-погрузочные работы дизайнеров-моделлеров-программистов… А они — творческие люди — крайне несознательно себя ведут. Из десяти программистов на погрузку могут прийти семеро. Из десяти тестеров — двое. Вместо упакованной бригады профессионалов получаем горстку утомленных сотрудников, которые запросто могут побить дорогое оборудование или надорвать пупки.

Еще одна сказка-быль: во время застройки стенда и завоза оборудования вдруг выясняется, что оборудование и стенд несовместимы друг с другом. Да! Маленькая ошибка в расчетах — и четверка плазменных панелей отказывается ровно висеть на несущих опорах. Мельчайший недочет — и проектор демонстрирует ролики вверх ногами. Одно неверное движение — и мониторы не влезают в предназначенные для них пазы. А завоз, чтоб вы понимали, происходит за день до начала мероприятия, потому что аренда помещения дорогая и все стремятся сэкономить. Но ничего, все поправимо: при помощи подручного инструмента и русского мата стенд перекраивается и пересобирается заново. Наблюдающий за этим сотрудник уходить спать засветло. Через час он проснется и помчится на первый выставочный день — проводить работу над ошибками.

Словом, работать совершенно невозможно. К началу выставки пиарщик уже изрядно вымотан, крайне зол и готов всех убить. Или, наоборот, пребывает в прострации и надеется поскорее отправиться на небеса, где гурии, гашиш и совсем нет — слышите, нет! — идиотов, которые портят жизнь себе и окружающим.

Работа над ошибками

Не надо думать, что в первый же день выставки стенд полностью укомплектован и готов принять посетителей в свое зовущее лоно. Это не так. Если вы заявитесь на стенд какой-либо компании с самого утра, да еще в первый день выставки, то рискуете увидеть там кромешный ужас и бардак: мусор, оставшийся после застройки, не убран (уборщица уже спала или еще не проснулась), компьютеры не запущены (потому что не подключены), игры на них не установлены (потому что их забыли в офисе), листовки не разложены (потому что их заказали слишком поздно и не успели забрать из типографии), плакаты не расклеены (забыли скотч!), контингент пытается оклематься после вчерашнего завоза и вяло пьет кофе. Подойдете к ним с расспросами — вполне могут отправить в пеший эротический тур. Потому что предыдущие две недели были непростыми, а последние сутки стали локальным апокалипсисом.

В первый день можно застать много прекрасных моментов. Например, разработчики не собрали выставочную версию игры или собрали, но ни на одном из компьютеров она не запускается. Как быть? Легко: устанавливаем устаревшую на два месяца демоверсию или вообще другую игру. И вся недолга.

Случается и такое: взяли в аренду двадцать суперсовременных компьютеров, а на них на всех установлен Linux. Катастрофа! Уже разбужен штатный админ, он едет в сторону выставки, кляня все на свете, дабы установить «винды» с фирменного диска, который спросонья забыл дома, но еще не знает об этом. Приедет — вспомнит. То-то обрадуется.

Да! На выставке всем бывает весело! Поэтому ходить туда нужно осторожно.

Куда податься?

Игровых выставок в России всего ничего — раз, два и КРИ. Обчелся то есть. Выбирать совершенно не из чего, и разгуляться, стало быть, негде. Зато не представляет никакого труда описать их все единым скопом.

«ИгроМир»

Самое первое российское мероприятие, посвященное компьютерным и видеоиграм, а также, в меньшей степени, игровому железу. Первый «ИгроМир» (http://igromir-expo.ru) состоялся в ноябре 2006-го и оставил в моей памяти неизгладимый след, словно трактор в глине. Действо происходило в 57-м павильоне Всероссийского Выставочного Центра (ранее известного как ВДНХ). 57-й павильон олицетворяет собой советское наследие выставочного ремесла: довольно грязен, в меру обшарпан и крайне удален от цивилизации. Чтобы попасть на «ИгроМир», требовалось выскочить из метро на станции «ВДНХ» и в течение получаса двигаться в сторону ракеты и лучезарно улыбающегося Юры Г.

По прибытии на место среднестатистический пользователь… видел что? Правильно, очередь, растянувшуюся на добрую сотню метров. Это тоже часть советского наследия ВВЦ: заламывать по 300 рублей за вход уже научились, а организовать нормальное распределение человекопотоков и достаточное количество операторов по продаже входных билетов — еще нет.

Некоторые граждане, вполне вероятно, уже устали читать негатив и размышляют о том, когда же прозвучит хоть что-то хорошее. Извольте, хорошее: тех, кто все-таки смог отстоять очередь и прорваться внутрь, ждала российско-игровая нирвана. Они окунались в выставочный гам и принимались радоваться жизни, глазея на полуобнаженных девчонок-промоутеров (которые потом писали в своих блогах про огромные стада непуганых подростков). Более того, посетители могли лично пообщаться с разработчиками любимых игр, поиграть в не вышедшие еще проекты, увидеть воочию живых игрожурналистов и добыть массу халявной сувенирной продукции вкупе с журналами.

На «ИгроМире» действительно было на что посмотреть. Выставлялись все крупные воротилы российского геймдева: « », « Нивал », « Бука », « Акелла », « Руссобит », « Новый диск » и пачка более мелких контор. Присутствовали даже буржуи — Nintendo (в лице « Нового диска »), Vivendi Games (в лице « Софт Клаба »), Electronic Arts и Microsoft (в лице самих себя). Помимо игр, пытливый посетитель мог узреть и даже купить разнообразное игровое железо. Что, в общем, прекрасно.

Однако (а это уже опять плохое) удовольствие от выставки изрядно портило состояние павильона: красивые и нарядные стенды довольно неестественно смотрелись посреди серого и усталого павильона-пенсионера. Более того, игроиздатели, соревнуясь за внимание посетителей и пренебрегая всеми санитарными нормами, чрезмерно усердствовали по части звука: выставочные аудиосистемы орали так, что вместо правильного звукового фона получилась богомерзкая какофония. Разумеется, разговаривать и даже находиться в такой обстановке больше получаса было практически невозможно — уши отваливались.

Ну и напоследок: все точки общественного питания, расположенные в павильоне №57, по своему уровню вполне дотягивали до привокзальных чебуречных: кушать в них можно, но с риском для кишечно-щелочного баланса.

GameX

Полное название мероприятия — Global Amusement Moscow Exhibition (www.GameX-expo.com). Побывав на нем, можно действительно испытать global amusement — вплоть до сердечного приступа. Выставка эта не столь удачлива, как «ИгроМир»: самый первый GameX, приключившийся в феврале 2007-го, проигнорировали почти все крупные российские игроиздатели. Как видится, основная причина такого решения — чрезмерная удаленность выставочного центра «Крокус-сити-экспо» от очагов культуры. 66-й километр за МКАДом способен напугать кого угодно, добираться туда своим ходом — не самое увлекательное занятие. Современные человеки все-таки довольно сильно развращены благами цивилизации, поэтому первый GameX был не то чтобы многолюден.

К сожалению, руководство выставки не предприняло никаких шагов по исправлению данной ситуации, и второй GameX, состоявшийся в сентябре 2007-го, остался вовсе уж неприкаянным — посетителей было еще меньше, чем в первый раз, а крупные игроиздатели, проявив стойкость характера, вновь воздержались от участия. Ну а коли сами господа экспоненты не считают нужным являться на выставку, то и вам там делать особенно нечего. Верно же?

При этом нельзя сказать, что организаторы совсем уж «не в струе». Добравшиеся до угодий «Крокус-экспо» граждане могли стать участниками довольно неординарной программы, совершенно отличающейся от того, что мы видели на «ИгроМире», и ориентированной скорее на «случайных» игроков, нежели на матерых геймеров. Однако ставка на пресловутых казуальщиков себя не оправдала — ходить на специальные выставки «для чайников» никто особенно не стремится, и если руководство GAMEX не предпримет решительных шагов по изменению ситуации, то совсем скоро в России появится первый игровыставочный труп.

Конференция разработчиков игр

КРИ (http://kriconf.ru) — самое древнее российское игромероприятие и, видимо, самое пристойное. Конференция, придуманная якобы для обмена опытом (на самом деле ценным производственным опытом с конкурентами будет делиться только лопух), случается каждой весной в гостинице «Космос», то есть в пяти минутах ходьбы от метро. Залы «Космоса» намного чище и приятнее всяких «крокусов» и «57-х», меню породистых ресторанов «Калинка» и «Галактика» дадут мульон очков форы любому столичному фастфуду, а списки участников — самые объемистые и жирные из всего, что только можно вообразить себе в условиях российских реалий. На КРИ можно посетить не только издательские стенды, но и стенды разработчиков со всей страны — даже с самых далеких окраин России. Представляете, тучные стада непуганых разработчиков! Это же прекрасно! Заморские гости тоже не редкость: данное мероприятие имеет статус международного, его посещали мастодонты вроде Левелорда и Джона Ромеро. То есть КРИ — это, натурально, счастье и полный мир-труд-май. Даже хулиганов и громкой музыки нет — «космическая» охрана бдительно наблюдает за порядком.

Однако есть у КРИ одна особенность: обычного игрока там не ждут. Конференция, созданная на деньги спонсоров-издателей, предназначена для прикорма перспективных разработчиков, а роскошные стенды выстроены, чтобы напустить пыли в глаза конкурентам и прессе. Конечно, никто не запрещает купить билет за 100 условных долларов (или прикинуться прессой) и таки погрузиться в царство российского геймдева, но радости от этого получишь немного: для большинства участников Конференции засланный казачок-игрок — ноль без палочки, мешающий обсуждать глобальные проблемы индустрии, не более того.

Прочие балаганы

Отдельные российские издатели — те, что пожирнее да похитрее — участвуют не только в игровых выставках. Например, фирма «1С» регулярно присутствует на Международном авиакосмическом салоне ( МАКС , www.airshow.ru, www.aviasalon.com), где гордо демонстрирует широкой общественности плеяду симуляторов собственной выделки. Русского игроиздателя, домогающегося широкой народной любви, можно встретить где угодно — например, на телекомовском « Связь-Экспокомм » (www.svyazexpo-online.ru) или на вусмерть официозном и ориентированном на бизнес-аудиторию « Софтуле » (www.softool.ru). Стенды там строятся вполне солидные, ничуть не хуже, чем на том же «ИгроМире»: под семьдесят компьютеров с ультрасовременными джойстиками и прочей ухватистой периферией. Павильоны, в которых проводятся столь серьезные мероприятия, подбираются крайне тщательно, за порядком и чистотой там зорко следят, а организаторы обычно — профессионалы с многолетним стажем и минимальной склонностью к саботажу.

То есть здесь начинается самое смешное: я вам прямо и открыто говорю, что наибольшее удовольствие от стенда российского издателя вы получите вовсе не на игровой ярмарке, а на какой-нибудь хитровымороченной индустриальной выставке, где все отполировано до блеска, а большинство посетителей — взрослые дядьки и тетьки, которые не станут вырывать у вас из рук руль с педалями и горлопанить. У них зарплаты заоблачные, костюмы дорогие и «Лексусы» в гаражах, не по статусу им себя колхозно вести.

Чтобы попасть на такие мероприятия, нужно лишь следить за новостями компаний: о намерении участвовать в какой-либо выставке они объявляют заранее. Как правило, плата за вход на такие выставки невысока, а некоторые издатели даже раздают игрокам бесплатные билеты.

Как правильно ходить на выставки

Для того чтобы получить от игровой выставки максимум удовольствия, нужно всего лишь помнить, что страна у нас дикая, индустрия необузданная, а законы никому не писаны. Поэтому читайте и мотайте на ус.

1. Озаботьтесь покупкой билета заранее. Если не хотите торчать в огромной толпе таких же, как вы, игрофанатов, конечно.

2. Никогда не ходите на выставку в первый день (к однодневным выставкам замечание не относится). Первый день — это отладочный запуск балагана, когда устраняются все косяки и недочеты. Кроме того, в первый день участники еще не почувствовали аудиторию, не вошли в ритм. Они не торопятся разбрасываться сувенирами и проводить « веселые конкурсы с чудесными призами ». То есть в первый день на выставке события развиваются довольно вяло. Оптимальное время посещения — предпоследний или последний день. Эти дни — другое дело: пиарщикам надо избавиться от листовок, футболок, сувениров и прочего барахла, чтобы не тащить его обратно в офис. Поэтому в последний день ваша добыча будет максимально возможной. Главное — не опоздать к раздаче слонов…

3. …Поэтому прихватите рюкзак или сумку, иначе придется таскать награбленное добро в неудобных фирменных пакетах.

4. Не приходите на выставку с утра. Дайте людям, работающим на стенде, проснуться. Кроме того, девчонки-модели по утрам обычно занимаются в спортзале или же спят, поэтому являются на выставку ближе к обеду. Вот и вы приходите к обеду. Вечером на выставке тоже делать особенно нечего — массовики-затейники уже утомились, мечтают о тишине, покое, родном стойле, их жены и дети ждут. Словом, обед — оптимальный вариант.

5. Приходите сытым. Во-первых, если вы не выполните п. 1, то будете долго и нудно стоять в очереди. А стоять в очереди, сыто улыбаясь, намного веселей, нежели стоять в очереди, урча пустым желудком. Кроме того, если вы еще не забыли, нормальных пунктов питания вблизи российских игровыставок пока еще нет — перекусить толком будет негде. Если не хотите заполучить гастрит, подкрепитесь перед походом.

6. Возьмите с собой достаточное количество денег. В жизни всякое случается — вдруг встретите геймершу своей мечты? Сможете купить ей мороженое или оплатить путевку в платный туалет. Кроме того, на выставках зачастую продаются самые свежие игры и присутствуют разработчики — сможете получить автограф дизайнеров « Бригады Е5 » на диске с « ДЖАЗ: Работа по найму ». За такой раритет спустя полгода вам будут предлагать немыслимые деньги.

7. Если у вас чувствительные уши, купите беруши. Российские выставочники зачастую ведут себя как варвары — выкручивают громкость аудиосистем до упора, заряжают бас на полную катушку, нанимают ведущих с омерзительными голосами. В общем, вам будет намного комфортнее с заткнутыми ушами. Купить беруши можно в аптеке либо в некоторых аудио-магазинах, где продаются специальные концертные беруши. На худой конец подойдут даже наушники-затычки.

И не надо стесняться: все, кто часто посещает концерты тяжелой и жесткой музыки, регулярно пользуются берушами.

8. Родственников лучше оставить дома. Они наверняка ничего не понимают в играх и будут страшно отвлекать вас нелепыми вопросами.

9. Подружку брать тоже не надо, поскольку у подружек голова обычно забита шмотками, клипами группы «Корни» и прочими богатствами внутреннего мира. Ей будет попросту скучно слоняться в толпе красноглазых игрофанатов. Хотя если вам страшно повезло и ваша спутница — чемпионка районной локалки по Counter-Strike , тогда, конечно, надо ее притащить с собой. Вдруг приз какой выиграет.

9А. Если вы — та самая подружка, предыдущий пункт можно пропустить. Вообще не обращайте на него внимания.

10. Приходите трезвым. Пьяного посетителя охрана запросто вышвырнет вон.

11. Будьте тактичны с работниками стендов. Помните: они такие же люди, как и вы, — и у них, в отличие от вас, не выходной, а тяжелый рабочий день. На вежливую просьбу вам никогда не ответят отказом, в крайнем случае — подскажут имя сотрудника, который хорошо разбирается в вопросе. В случае возникновения сложностей зовите старшего по стенду и разверните с ним дискурс.

12. Не стройте из себя мачо — не лапайте девушек-промоутеров. Они улыбаются вам только потому, что у них такая работа. И все. Представьте, что вас начнет хватать за всякое незнакомый мужик, — вы обрадуетесь?

12А. Девушки, не стесняйтесь заигрывать с работниками стендов! Они целый день рассказывают вашим парням про новые игры и совсем не прочь сменить пластинку.

13. Самый важный пункт. Не надо ждать от выставки чего-то особого, каких-то безумных откровений или чудес. Просто приходите в павильон сытым, в здравом уме, с запасом денег, в компании друзей, будучи в хорошем настроении и с затычками в ушах. И тогда получите от очередного праздника жизни максимум удовольствия. Удачи!

* * *

Вывод печален, как бесхвостый Иа: вменяемых игровых выставок в России нет и по сей день. Никакого трепета по отношению к посетителям нет и в помине. Оптимальный результат общения с современной отечественной игровыставкой — через телевизор. Будем надеяться, что ситуация изменится.

Что делать, если на игровыставку очень хочется? Терпеть. Если терпеть не получается, заработать денег и съездить летом в Лейпциг, благо Германия под боком и не надо лететь двенадцать часов над океаном. Еще в Германии прекрасное пиво. Если нет денег на Германию, лучше взяться за ум и заработать. Ну а тем, кто работать не хочет, о пивоизобильных германиях не мечтает, и вообще, мы рекомендуем посетить непрофильные выставки, КРИ, «ИгроМир», GameX. Да-да, именно в таком порядке.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь