01 декабря 2007
Обновлено 17.05.2023

Аналитика. RU-сектор MMORPG

Аналитика. RU-сектор MMORPG - изображение обложка

Когда в Японии мобильные телефоны были у каждого школьника, у нас они только начинали появляться в свободной продаже. Когда компьютер был в доме каждой второй американской домохозяйки, в России на нем работали лишь избранные.

С онлайновыми играми та же ситуация. В развитых странах, где не первый год существует широкополосный интернет, MMORPG уже давно стали любимым развлечением миллионов людей, у нас же они до недавнего времени были в диковинку. Но времена меняются. Теперь знакомые физиономии орков можно встретить на мониторах многих компьютерных клубов и офисов, так что настала пора поговорить о том, насколько прижились в нашей стране популярные на Западе MMORPG, сколько людей в России в них играет, какие русские гильдии, кланы и альянсы наиболее популярны в онлайновых ролевках, а также как и где общаются онлайн-геймеры нашей необъятной страны.

World of Warcraft

World of Warcraft , пожалуй, самая значимая игра, которая открыла жанр MMORPG очень многим геймерам по всему миру и в России в частности. Конечно, у нее были предшественники: старая добрая Ultima Online , старичок EverQuest , Anarchy Online… Но лишь с приходом WoW увлечение онлайном в России приняло массовый характер.

Русское сообщество разделилось еще в далеком 2004 году, когда одни решили потерпеть до запуска евросерверов (читай: хорошего пинга), другие же не хотели терять несколько месяцев времени и сразу пошли «на Америку». Дружным голосованием на форумах установили, что местом обитания русских на штатовской территории станет сервер Warsong , где и осела основная масса игроков, создав несколько гильдий за Альянс и Орду.

Другими популярными местами были Archimonde , находившийся на момент релиза первым в списке выбора, и Shadow Moon. Со временем многие, кто начинал на «Архимонде» и «Шэдоумуне», ощутили нехватку новых русскоязычных игроков и в итоге перебрались либо на US Warsong , либо на EU Warsong.

С открытием в начале 2005 года европейских серверов там собралось большинство русскоязычных игроков. Самым народным, по традиции, стал Warsong. Только если на американском сервере помимо русских находилось множество американцев, бразильцев и даже китайцев, то европейский Warsong на 95% состоял из русских. И практически с самого момента запуска своими регулярными рестартами и лагами завоевал славу одного из самых нестабильных серверов.

Те, кому повезло больше, осели на Shadow Moon , Death Wing , Lightning Blade и нескольких других рилмах (realms). Но именно Warsong стал местом рождения самых хардкорных PvE-гильдий, включая Imbalanced , Warriors of Chaos , Wanted , Fabulous и других. Когда стало понятно, что сервер не способен выдержать такое количество людей, Blizzard дала возможность желающим перенести персонажей на менее загруженный Stonemaul , куда сразу перешло большинство хардкорных игроков.

Количество русских, активно играющих в WoW, сейчас исчисляется десятками тысяч. Точные цифры, к сожалению, не афишируются, но по косвенным данным получается, что в России в WoW играет не менее 50 тыс. человек. Родную речь можно встретить даже на самых богом забытых серверах. Хотя только на EU Warsong и EU Stonemaul она постоянно звучит в общем канале. По-настоящему успешных русских PvE-гильдий не так много, но они есть и всегда готовы принять особенно талантливых, опытных и самодостаточных игроков. Особенно выделяется на общем фоне Wanted, которая входит в десятку лучших гильдий мира.

Популярнейшим местом общения поклонников WoW стал соответствующий раздел на http://goha.ru, хотя фанатских сайтов и менее популярных форумов по игре куда больше, чем нужно на самом деле.

EVE Online

Это одна из немногих онлайновых игр, где русские стали силой, с которой иноязычным геймерам приходится считаться. Первые русскоязычные корпорации появились на заре EVE Online , в далеком 2003 году, и чуть позже объединились под флагом RUSteam. Именно этот альянс впервые зарекомендовал себя в бою и внушил всем в игровом мире мысль, что русские сначала стреляют, потом торгуются.

Чтобы расширить сферу влияния, RUSteam со временем вошел в состав сильнейшего на тот момент PvP-альянса Curse , состоявшего преимущественно из «благородных» пиратов и контролирующего значительную часть территории. Политика Curse была простой — оберегать своих, уничтожать остальных. Неудивительно, что против альянса ополчились все остальные корпорации в игре, в том числе и те, что некогда входили в его состав.

Через несколько месяцев непрекращающихся войн Curse стал разваливаться: помимо внешних были и внутренние распри. Корпорация ATUK , ставшая сильнейшим врагом альянса, поставила русским пилотам ультиматум с требованием покинуть состав Curse и отдать часть принадлежащих ему земель. Некоторые согласились и, подчинившись, позже основали новый альянс Red. Те, кто был против, создали PvP-корпорацию Rage and Terror и продолжили войну против ATUK.

2005 год был тяжелым для Red Alliance. Из-за отсутствия грамотного руководства, союзников и большого количества враждебных соседей он стал быстро терять свои земли. Когда Red практически исчез с политической карты EVE Online и все считали, что ему настал конец, нашлись люди, взявшие правление альянсом в свои руки, которые, проведя ряд реформ, приступили к его возрождению.

Русским пилотам, которые были очень сильны сами по себе, но совершенно не организованны, именно этого не хватало. Заручившись поддержкой новых союзников, Red Alliance стал быстро набирать обороты, уничтожая один за другим старых противников. К 2007 году русское сообщество стало одним из самых больших и сплоченных в игре, набрав достаточно сил, чтобы бросить вызов своему главному врагу — альянсу Band of Brotherhood (в него перешли многие из ветеранов ATUK).

Сейчас Red насчитывает более десятка корпораций и тысячи пилотов. Rage and Terror , Red Alliance и множество других наших команд принимает активное участие в первой мировой войне, проходящей сейчас в EVE Online. По приблизительным подсчетам, в ней задействовано не менее 30 тыс. человек с обеих сторон. Примерно столько же в игре русскоязычных игроков, хотя далеко не все они состоят в русских корпорациях — расселились по всей карте и нередко враждуют друг с другом. Хроники военных действий описываются на центральном русском форуме EVE — http://forum.eve-ru.com.

С миру по нитке

Количество подписчиков в MMORPG — вещь очень непостоянная. Сегодня игра на пике славы, а через год ее мир может оказаться пустынным и заброшенным. Разработчики тоже не всегда спешат поделиться подобной информацией — особенно это касается России, где локализаторы и издатели западных тайтлов вообще никак не озвучивают объем продаж и численность околоигрового комьюнити.

Поэтому мы провели собственное расследование: анализировали сообщества игроков популярных онлайновых ролевок, беседовали с крупнейшими русскими гильдиями и кланами разных MMORPG (кому как не им знать, что происходит в родном виртуальном мире?). Сведения, изложенные в статье, наиболее точно отражают состав и характер сообщества русскоговорящих MMORPG-геймеров на сегодняшний день.

EverQuest 2

Несмотря на то, что EverQuest 2 не получил такой популярности, как WoW, у игры с самого начала было достаточно обширное русское сообщество. Большинство играли на европейском сервере Runnyeye , где сформировались такие известные гильдии, как Dread Army , Night Watch , Ward of Chaos , Might and Magic , Reunion , Navigator Dragons , Nightmare. Они не позиционировали себя как хардкорные гильдии и принимали в свои ряды всех желающих. Исключением являлась только Dread Army, стремившаяся первой проходить все рейдовые подземелья EQ2 и предъявлявшая к своим членам высокие требования.

Потом вышло первое дополнение Desert of Flames , в котором многие разочаровались настолько, что забросили игру. У русских гильдий появилась нехватка активных людей для проведения рейдов, поэтому следующие месяцы стали периодом объединения составов и совместного прохождения подземелий с иностранцами. Dread Army оставалась одной из немногих самодостаточных команд и самой успешной из русских. Следующий аддон — Kingdom of Sky — еще больше расколол сообщество, так как Sony впервые запустила PvP-сервера и многие игроки решили играть там. В связи с уходом ветеранов Dread Army и Night Watch объединились и в новом составе продолжили покорять вершины PvE вплоть до появления Echoes of Faydwer.

Тем временем компания « Акелла » на протяжении всего 2006 года трудилась над локализацией EverQuest 2. Работа была закончена к осени, и в сентябре счастливые обладатели коробки с русским «Эверкрэком» могли уже создать персонажа на одном из серверов: PvE или PvP. В локализованный EQ2 народ с европейских серверов переходил целыми гильдиями. За ними подтянулись завсегдатаи « Сферы », игроки, уставшие от WoW, геймеры, вдохновленные рекламными обещаниями о захватывающих приключениях, и, что очень важно, геймеры, которые очень хотели играть в MMORPG, но не знали английского. EQ2 стал для них отличной возможностью окунуться в мир лучших онлайновых ролевок.

После запуска работники «Акеллы» сообщили, что не ожидали такого успеха. Количество гильдий в русском EQ2 в скором времени превысило сотню, и компания даже объявила о планах открыть новый сервер. Именно на http://forums.akella-online.ru/forumdisplay.php?f=4 теперь обитает все русскоязычное сообщество игры. В отличие от европейских серверов, где оставшаяся горстка игроков разбрелась по зарубежным гильдиям, на русских серверах процветают сильные рейдовые команды, такие как « Нави Драконс », « Хранители », « Сюрреал » (PvE) и « Эльвенти », « АД » (PvP).

Lineage 2

Завоевав признание азиатских, американских и европейских геймеров, Lineage 2 , или, как ее называют в народе, «Линейка», добралась до СНГ и прочно закрепилась на компьютерах тысяч игроков. Решающую роль здесь сыграли не графика и не прославленное PvP, а бесплатность.

Lineage 2 — одна из лидеров по количеству неофициальных серверов, только в России их сотни. Связано это с простой механикой игры. Достаточно поставить эмулятор сервера, наплодить на нем монстров, и результат будет очень похож на то, что предлагают официальные сервера NCsoft. Сказывается простота сетевого кода и удобство клиентской части Unreal Engine. Только экономика остается в глухой засаде, так как все ценные вещи можно свободно купить лишь у гейм-мастеров за реальные и очень приличные деньги.

Конечно, есть ценители, не признающие пираток. Большинство из них населяют официальные сервера Teon и Franz , которые считаются исконно русскими, но в целом наши люди есть практически на всех шардах, а русские альянсы имеют достаточно большое влияние. Особенно выделяются Twilight , Exile , RedSquad , RussianMafia , Redemption и SacredSteel. Каждый из них имеет в своем составе множество опытных бойцов, принимает активное участие в PvP, а первые два уже долгое время ведут друг с другом на «Теоне» кровавую вражду.

Впрочем, русские линейщики известны не только в бою и не только в своем кругу. Именно игрок из России первым среди обитателей североамериканских серверов достиг максимального на тот момент 75 уровня. Есть у русских и менее почетная слава — перепродавать за реальные деньги виртуальное оружие и броню в промышленных масштабах, использовать ботов, автоматически прокачивающих персонажа. Занимаются этим игроки из многих стран, но наши ребята особенно преуспели.

Оценить суммарный размер ru-сообщества в LA2 крайне сложно из-за открытости кода и обилия пиратских серверов, многие из которых ставят пароль на доступ. Но по нашим прикидкам, анализу сообществ и блогов, получается, что в «Линейку» играет не менее 60 тыс. русскоговорящих геймеров. Основная масса, увы, на неофициальных шардах.

Информации по Lineage 2 в рунете много, но центральных мест общения только два: раздел на форуме goha.ru и http://l2forum.ru.

Matrix Online

Несмотря на огромное количество фанатов «Матрицы» в нашей стране, одноименная игра не завоевала популярности. Все-таки это не та «Матрица», которую мы ждали. The Matrix Online — единственная в обзоре игра, которая не имеет ни одного русскоязычного сайта (за исключением www.mxo.ru, не обновлявшегося 2,5 года), а единственное место, где можно пообщаться с игроками, — специальный раздел на goha.ru.

По словам одного из поклонников игры, в их маленькой компании всего 6 человек. Играют на PvP-сервере Vector-Hostile и планируют в ближайшем будущем соорудить собственный игровой корабль.

Guild Wars

Еще одна крайне популярная в России MMORPG, в которую играют около 20 тыс. человек. Если попросить ветерана GW назвать лучшие русские PvP-гильдии, он обязательно упомянет Rus Corp , Russian Invasion и Soldiers of Thunderstorm. Rus Corp и SoT — две старейшие команды, сформировавшиеся еще со времен беты, начинавшие играть на американских серверах и впоследствии перешедшие «на Европу». Russian Invasion — совсем молодой отряд бойцов, основанный в 2006 году и последнее время успешно соперничающий с первыми двумя.

Из множества русских гильдий только этим трем удалось зарекомендовать себя в турнирных боях и рейтингах. Особенно выделяется на общем фоне Rus Corp, члены которой называют себя прогеймерами и посвящают все свободное время Guild Wars. Команде удавалось некоторое время держаться на первом месте во всемирном рейтинге, а на последнем официальном чемпионате она заняла 10 место среди сотен соперников.

Компания « Бука », локализовавшая игру, подхлестнула интерес к GW, и мы нисколько не удивимся, если число игроков в самом ближайшем будущем увеличится в полтора-два раза за счет пользователей, которые не играют в MMORPG из-за незнания английского языка. К тому же GW — пока единственная игра, которая позволяет играть в русифицированную версию на международных серверах (специальных русских серверов просто не существует).

Основную массу игроков можно найти на форуме сайта www.guild-wars.ru, где с удовольствием ответят на все вопросы новичков и расскажут, с чего начинать. А PvP-элита из вышеупомянутых гильдий обитает в GW разделе на goha.ru и вечно спорит, кто из них круче.

Star Wars Galaxies

На этом фронте картина безрадостная. Многострадальная Star Wars Galaxies за последние годы претерпела множество изменений, но поскольку большинство из них Sony делала в сторону упрощения, воспринимались они ветеранами в штыки. Раньше, чтобы стать джедаем, приходилось сначала прокачать пять профессий до уровня «мастер», затем раздобыть древний артефакт Holocron и с его помощью открыть слот «Силы». Все это требовало кучу времени и сил, но награда была большой, заставляя поклонников даже во сне следовать по избранному пути.

И тут ни с того ни с сего разработчики решили полностью изменить как боевую систему, так и способ получения высшего статуса. С выходом аддона NGE (New Game Enhancement) джедай стал доступен в начале игры как один из классов. Что и говорить, возмущение «старичков» было непередаваемым. Именно в тот момент начался массовый уход игроков из SWG.

Все эти события напрямую сказались на русскоязычном сообществе, которое в ранние годы игры было достаточно сплоченным и большим, но стало стремительно редеть после изменений. Сейчас из наших в SWG играет более или менее регулярно менее сотни человек, в основном на сервере Eclipse. По слухам, ситуация налаживается, разработчики пытаются исправить ошибки, некоторые ветераны в приступе ностальгии возвращаются. Но для современных игроков в MMOG время «Звездных войн» уже прошло.

Vanguard: Saga of Heroes

Vanguard — как много было в этом слове для тех, кто ждал игру… Огромный мир, безграничные возможности — так обещали разработчики. Но для многих поклонников единственное, что оказалось огромным, — разочарование. Когда вышла игра, в нее перебрались многие ветераны MMORPG, прошедшие через несколько игр, от UO до EQ2.

Большинство русских игроков осели на серверах Tharridon (PvP) и Gelenia (PvE). Первый стал домом для гильдий CLIFF , Dread Army и Shadow Masters , второй приютил Night Watch и Nightmare. Общее количество русских геймеров в игре дошло до отметки 500 человек (в целом немного, но для старта проекта очень даже ничего). Этого было бы вполне достаточно для спокойной игры, если бы не одно большое «но». Долгое время ожидавшие Vanguard игроки жадно набросились на прохождение, за несколько недель прокачали своих персонажей до максимального уровня… и с удивлением обнаружили, что на этом игра закончилась.

Геймеров не отпугнули кишащие повсюду баги и ошибки, слабый баланс и прочие недоработки, всплывшие из-за того, что игра вышла на полгода раньше положенного. Но полное отсутствие высокоуровневого контента они простить не смогли. Начался повальный уход игроков, в результате чего CLIFF распалась полностью, а состав остальных гильдий сократился в десять раз. Некоторые решили перебраться на PvP-сервер и собрались там в « Гиперборее » — самой многочисленной из русских гильдий на данный момент.

Оставшиеся в игре — это в основном те, кто надеется на будущее, на то, что разработчикам удастся вытащить свой проект и превратить его в то, что обещали целых пять лет. Удастся ли им это, неизвестно, но факт остается фактом — люди продолжают покидать Vanguard, а русское сообщество в игре все редеет.

Saga of Ryzom

Saga of Ryzom практически неизвестна в СНГ, так как разработчики не проводили масштабную PR-компанию, да и сама по себе игра слишком необычна, чтобы привлечь разбалованных простотой WoW игроков. Тем не менее в обзорах зарубежных игровых изданий и на сайте MMORPG.com она имеет высокий рейтинг и даже сейчас выделяется красивой графикой и продуманным миром.

Русское сообщество, как можно догадаться, довольно маленькое. Несколько месяцев назад на сервере Cho стартовала гильдия Night Hawks из 12 русскоязычных игроков, но из-за нехватки денег у разработчиков приток новых людей был очень мал: в пиковое время на Cho находилось не более 50 человек. В конце концов гильдия распалась, и все разбежались кто куда.

Те, кто решил остаться в Ryzom, перешли на новый сервер Arispotle , оставив позади все нажитое имущество и присоединившись к англоязычным игрокам. Единственным русским сайтом по игре теперь является www.chronicles-of-atys.com.

Ragnarok Online

По статистике Ragnarok Online является самой популярной в мире MMORPG, даже круче WoW. Но это если считать «пиратки», которых по всему миру не счесть (по оценкам некоторых аналитиков, в RO играет около 20 млн геймеров). Официальных серверов не так много, а в России их всего три: Chaos , Loki и Iris. Долгое время играть на них можно было совершенно бесплатно, и вечером на каждом сервере было до трех тысяч челочек.

Несколько месяцев назад администраторы объявили, что бета закончилась, и ввели ежемесячную оплату. На что народ отреагировал бурным уходом — русские сервера лишились как минимум половины своих жителей. Тем не менее жизнь для оставшихся продолжается, хотя и, по словам завсегдатаев, не очень сладкая. « Жуткие лаги, кругом боты, нечестные админы, да еще платить надо… » — пожаловались нам во время опроса некоторые геймеры. Зато сайт www.raggame.ru красивый.

Вообще же, игра достаточно хорошо раскручена и известна в России, информацию и гиды по ней найти не проблема. Если что, можно всегда задать вопрос на центральном форуме: www.roinfo.ru. Несколько гильдий осталось на международном сервере, где вполне неплохо себя чувствует в окружении западников. Большинство же играет на русских пиратках, названия которых мы, осуждая явление пиратства в целом, приводить не будем.

Anarchy Online

Несмотря на возраст, старушка Anarchy Online и не думает отходить в мир иной. Русские в этой игре есть практически в каждой влиятельной организации, особенно много наших на сервере Atlantean. Большинство из них играет уже не первый год, имеет большой опыт и хорошее снаряжение. Некоторые русские организации успели завоевать авторитет сильнейших на своем сервере благодаря PvP-активности и знанию игры.

Особенно на общем фоне выделяются Molotoff C0cktail , KGB , Banda и Virtus Alliance. По словам игроков в AO, они не варятся в собственном соку, а постоянно контактируют с зарубежными командами, сотрудничая по мере необходимости. Из-за специфики игры процесс прокачки до 220 уровня проходит очень долго, и многие даже спустя год находят способы улучшить своего персонажа. Это и есть одна из основных причин, почему геймеры остаются в игре.

Еще одна причина — сплоченность сообщества. Представители русскоязычных организаций хорошо знают друг друга и периодически проводят встречи вживую. Правда, приток новых людей у AO небольшой, поэтому в этой игре всегда рады новичкам и готовы помочь. Если не считать раздела на «Гохе» и личных сайтов организаций, русский портал по игре только один — http://anarchy-online.ru. Хотя большинство активных игроков предпочитает официальный ресурс http://forums.anarchy-online.com — именно там проходят все важные дискуссии.

RF Online

Игра, которой некоторые пророчили титул убийцы Lineage 2 и которая, хоть и не переплюнула «Линейку», но завоевала немало поклонников, особенно среди китайско-корейского населения. Русские появились в RF Online с момента европейского релиза, но почти все активные игроки перебрались на русские сервера, поддержкой которых в начале 2007 года занялась Innova Systems.

Сейчас количество зарегистрированных аккаунтов в локализованной версии уже перевалило за 100 тыс. (постоянно играющих значительно меньше). Во многом причиной успеха RF Online в нашей стране послужила ее бесплатность. Для «халявщиков» нет никаких ограничений, за исключением одного: их персонажи прокачиваются намного медленнее, чем у тех, кто платит $8 в месяц.

Из четырех русских серверов большинство ветеранов играет на Novus , так как именно его запустили первым. Там был впервые получен максимальный 50 уровень, оттуда вышла некогда сильнейшая гильдия Faith , и там теперь воюют такие известные кланы, как Chaos , NutsBusters , Enclave , Reborn , Nemesis и EnCora. Впрочем, остальные сервера тоже далеко не пустынны, и вы без проблем сможете поучаствовать в противостоянии рас беллато, акретия и кора.

А если появятся вопросы, то на сайте http://mogf.ru хранится большая база данных по всем классам, профессиям и ресурсам. Там же находится центральный форум, где общаются игроки в русский RF Online.

City of Heroes/Villains

Если вы до сих пор мечтаете стать суперменом или каким-нибудь другим супермарио, City of Heroes и City of Villains предоставят вам такую возможность. И не пугайтесь, вы будете не первым. На американском сервере Freedom можно встретить около двадцати активных русских героев и злодеев. Иногда они объединяются в супергруппки по трое-четверо и занимаются своими суперделами.

К сожалению, речи об организованных походах на боссов и прохождении высокоуровневого рейдового контента не идет. Полное отсутствие информации об игре на русском не позволяет ей у нас развиваться, а единственным местом общения остается все тот же goha.ru , где в разделе CoH/CoV царят тишина и покой.

* * *

Жанр MMORPG в России собирает все больше и больше апологетов. Армия поклонников WoW, LA2, EVE Online и других популярных игр постоянно множится; многие из тех, кто раньше играли только на пиратских серверах, пробуют себя на официальных. Среди зарубежных же игроков « those crazy Russians » давно завоевали репутацию сильных соперников.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь