Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Game over? — Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад
No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way * Postal * Wolfenstein 3D * Ring King
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Game over?
Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5 лет назад

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way

Дата выхода: 2002

Жанр: шпион ломает комедию

Издатель /разработчик: Vivendi Games/Monolith Productions

В 1968 году агент странной секретной службы (достаточно сказать, что ее шеф ушел в отпуск в разгар Холодной войны) пытается упредить большой вооруженный конфликт. СССР и США вот-вот начнут пуляться ядерными ракетами, у заварушки есть тайный продюсер — преступная организация H.A.R.M. Следы заговора агент ищет в Японии, Сибири, Индии, на Южном полюсе...

NOLF 2 достались от Джеймса Бонда явные родовые отметины: заставка киностудии 20th Century Fox, «бондовская» организация сюжета, страсть к аббревиатурам и то, что плохие новости всегда поступают по красному телефону. Но, к счастью, этим ограничилось. Козырной туз в колоде NOLF 2 — интеллигентные, в духе позднего Вуди Аллена, подшучивания над шпиономанией, «красной угрозой» и сериалами «Миссия невыполнима» и «Мстители».

Начальство инструктирует агента с помощью электрических голубей. Ниндзя жалуются на «дурные предчувствия». Советские солдаты в Сибири весело пляшут под балалайку. Индийские bad guys читают «Тараса Бульбу». Агент, перед которым дрожат все злодеи планеты, выглядит как персонаж с обложки Playboy — это хорошенькая стройная девушка в штанах возбуждающего фантазию кроя.

Вопреки строгому сюжету и обещаниям на коробке, это не стелс-экшн. Это вообще не экшен — напряжения ноль. Зато играть в NOLF 2 сильно приятнее, чем в «серьезные» шпионские триллеры вроде Thief или Splinter Cell.

Во что играли 10 лет назад

Postal

Дата выхода: 1997

Жанр: современное искусство

Издатель/разработчик: Ripcord Games/Running with Scissors

У Postal есть большая проблема: жанр. Этот набор скриптов, звуков и диких, словно психами намалеванных, рисунков издатели настойчиво выдают за экшен. Но игрокам Postal кажется или магазинчиком ужасов, из которого хочется немедленно выбежать, или арт-проектом вроде музейной экспозиции «Помет художника»: пахнет скверно, но почему бы не поглазеть? Поскольку называть Postal игрой при любом раскладе не хочется, а виртуальной крови мы не боимся, займем позицию художественных критиков.

Название студии-разработчика взято из романа Огюстена Берроуза «Бег с ножницами» о мальчике-гее, который рос в доме психоаналитика и вырос аутсайдером. Название Postal тоже из области «психиатры шутят» и намекает на сленговое выражение «going postal». В 90-х американские почтальоны все чаще стали браться за винтовки, чтобы пострелять в абонентов. Стандартный сценарий таких расстрелов предложил Патрик Шэррилл из Оклахомы, который убил 14 и ранил 6 земляков, потом вставил дуло в рот и разнес свою глупую голову. Сюжет Postal — долгий поход серийного убийцы по Америке — списан со всех «почтовых» маньяков вместе взятых плюс сотня-другая трупов назло рейтинговым комитетам.

Очевидно, что Postal — это провокация, сознательная, энергичная, едкая и, что важно, своевременная. То, что провокация затянулась (Postal 2, аддоны к нему, экранизация), говорит не о тяге к римейкам, а скорее о темноте в умах зрителей. Хватают, блин, все подряд. Ничего не понимают в искусстве.

Во что играли 15 лет назад

Wolfenstein 3D

Дата выхода: 1992

Жанр: пращур всех шутеров

Издатель/разработчик: Apogee Software/id Software

Сегодня, с высоты прожитых лет, кажется, что шутеры от первого лица были всегда. Но это впечатление обманчиво. Жанр-локомотив, который сейчас тянет на себе и технологический, и геймплейный прогресс, сложился относительно поздно — в 1992 году, с выходом Wolfenstein 3D.

По нынешним временам выглядит это, конечно, забавно. Одна-единственная плоскость чуть выше роста человека — никаких вам лестниц и лифтов. Бесконечные нацистские лабиринты из темно-синего кирпича. Ствол ровно посередине экрана и широкая, чуть ли не четверть экрана (так было принято вплоть до второй половины 90-х годов), панель с количество жизней/очков/патронов. Смешная мордашка героя, заливающаяся кровью в случае ранений. Карикатурные, немножко даже милые фрицы. Разбросанная повсюду еда вместо аптечек. Четыре вида оружия: нож, пистолет, автомат, пулемет Гатлинга.

Wolfenstein 3D был не первым шутером в истории, но коллективное бессознательное запомнило его именно в таком качестве. Это как с открытием Америки: первыми ее открыли викинги, но тогда она еще была никому не нужна. А Колумб оказался в нужное время в нужном месте, поэтому его и запомнили. id Software — это как раз такие колумбы и есть. Жаль, что в последние годы они так сильно обрюзгли и растеряли все свои флагманские качества.

Во что играли 20 лет назад

Ring King

Дата выхода: 1987

Жанр: детский бокс

Издатель/разработчик: Data East Corporation/Namco Limited

В том, что игры про бокс с древних времен выходят под ладными рифмованными названиями (Ring King, Fight Night), есть что-то глубоко справедливое. Если уж спорт основное внимание уделяет ритму дыхания и ударов — все эти «левой-левой-правой! шаг-вдох, шаг-выдох! работаем!», — то ритму должны подчиняться и симуляторы. Правда, в Ring King название — это единственный ритмичный момент. Все-таки 1987 год. Эпоха NES: процессор в 1,66 МГц, 2 Кб оперативной памяти, 48 цветов, 5 градаций. О том, чтобы обсчитывать удары, увороты и клинчи, говорить совсем-совсем рано. Пока виртуальный бокс — это забавная толкучка на ринге: два боксера перебирают ногами, делают выпады, попадают по цели, чтобы лицо соперника на мгновение превратилось в лопоухий блин.

Зато Ring King одной из первых занялась организацией ринга. Современные файтинги оттачивали школу борьбы для каждого персонажа. Но маневрировать бойцам было негде: вперед, назад, прыгнул, присел... Все, тормози! Количество степеней свободы в Ring King не поменялось (клавиш-то четыре!), зато изменился ракурс: матч демонстрировался сверху и чуть слева, ринг можно было топтать в любом направлении. Позже это назовут изомерией. Но какая, в сущности, разница, как это потом назовут? Сейчас-то 1987-й: процессор 1,66 МГц, 2 Кб оперативки... Такого парни еще не видели! Левой-левой-правой, работаем! А что, есть режим на двоих?..

Комментарии
Загрузка комментариев