Форум разработчиков: игровая ностальгия

Форум разработчиков: игровая ностальгия

Игрострой — Форум разработчиков: игровая ностальгия
не спешите освобождать полку от пройденных тайтлов. Когда-нибудь и они станут древними и смешными в глазах новой генерации геймеров. А вы все равно будете запускать старые хиты — и Oblivion, и BioShock, и «Космических рейнджеров»&nb
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Игрострой
Форум разработчиков: игровая ностальгия

Каждый разработчик, как и всякий геймер, начинал когда-то с малого — запускал свою первую игру, открывал в восхищении рот и подхватывал неизлечимую форму игромании. Со временем первоначальный восторг уступает место более вдумчивым чувствам. Количество пройденных игр растет, а качество фана постепенно снижается. Новое сравнивается с тем первым шедевром и зачастую проигрывает.

В конце концов у нормального человека наступает кризис среднего геймерского возраста, когда все видится в мрачном свете: индустрия компьютерных игр якобы загибается, новые проекты исключительно бездарны, а все самое замечательное далеко в прошлом. Game Over.

Нормальный человек может бросить играть. У него есть выбор. Однако у талантливого игромана выбора уже нет — он стал разработчиком. Собственно, играть уже некогда. Чтобы добиться успеха со своим продуктом, нужно точно определить целевую аудиторию, правильно оценивать востребованность проекта на рынке. Нужно понять, хорошая будет игра или нет. За плохую и браться не стоит.

Все это разработчики определяют исходя из своего опыта, в том числе игрового. Он подсказывает, что хорошо, а что не очень. Только вот игровой опыт у всех разный. И первое самое сильное впечатление от игры у каждого свое. Выходит, судьба любого нового тайтла в какой-то степени зависит от того, во что играл и от чего фанател в свое время каждый разработчик в период геймерской юности (которая, кстати, от возраста не зависит)? Давайте выясним, какое место занимают популярные когда-то игры в жизни разработчиков современных проектов. Вспоминать свои золотые деньки с нами сегодня будут:

АйвенИван Магазинников, геймдизайнер Katauri Interactive;

toolАлексей Пациорковский, менеджер внешних проектов фирмы «»;

shodanАндрей Аксенов, технический директор компании SkyFallen Entertainment;

ChSМихаил Пискунов, ведущий сценарист KDV Games;

FeodorФедор Мукин, директор компании Arise;

NutcrackerМаксим Бодриков, геймдизайнер Ino-Co.

Представители «Игромании» — Владимир Болвин с Алексеем Макаренковым — смахивали ностальгическую слезу с небритой щеки и верили в Светлану Померанцеву, которая из-за отсутствия бороды не могла разделить с ними сладкую горечь печали и взяла на себя ведение протокола беседы.

Не стареют душой ветераны

[Игромания]: Как вы относитесь к своим старым любимым играм? Приходилось ли сталкиваться с проблемой «среднего геймерского возраста», или разработчики остаются вечно молодыми?

[tool]: Со временем становится все труднее находить игры под свой возраст. На рынке очень мало проектов для аудитории 25+. Однако элементы «вечной молодости» у разработчиков определенно присутствуют. Иначе трудно было бы заниматься тем, чем они занимаются.

Так получилось, что у меня самые любимые игры — консольные. Когда-то особенно нравились Zelda и Metroid на SNES — я прошел их много раз и в разных версиях. The Legend of Zelda: Ocarina of Time на Nintendo 64, пожалуй, первая игра, увидев которую я сказал сам себе, что не смогу сделать лучше и не понимаю, как сделать так же... А на PC первыми были тетрис и King's Bounty. Обе просто замечательные! Если же составлять список значимых для меня компьютерных игр, то он выглядел бы так:

King's Bounty: играю несколько раз в год. Иногда проигрываю;

Crusader: хотелось бы еще таких игр. В этом смысле очень порадовал Alien Shooter 2;

Eye of the Beholder: сейчас бы уже не осилил, выиграть там непросто;

Fallout: с удовольствием сыграю еще разок.

Игровые пристрастия пока вроде остались без изменений.

[Айвен]: С сожалением замечаю, что уровень первоначального восторга от компьютерных игр у меня постепенно снижается. Раньше запоем, не отрываясь, резался в какую-нибудь хардкорную RPG или тактику, а сейчас на это нет ни времени, ни сил. И вообще реже стал проходить игры до конца.

Может быть, выработалось профессиональное отношение — увидел все, что хотел, что было нужно и полезно для работы, а дальше уже не так интересно. Не каждая игра способна увлечь. А вот некоторые старые хиты переигрываю. Нередко пройдешься по магазинам, изучишь новинки и со вздохом достаешь с дальней полки проверенное временем решение: Starcraft, Incubation, King's Bounty или VGA Planets.

Надо сказать, что первый домашний компьютер появился у меня довольно поздно. И первыми играми стали Starcraft, Diablo и Carmageddon 2. Сейчас регулярно играю в FlatOut 2, да и к остальным порой возвращаюсь, чтобы получить настоящий фан от встречи с классикой.

[shodan]: С возрастом отношение к играм меняется очень по-разному. Кто-то, как и раньше, активно рубится во все подряд, кто-то завязывает полностью, кто-то просто снижает накал. Лично я изредка играю в новые игры интересующих жанров. Никаких изменений в жанровых предпочтениях за собой не чувствую.

Из старой гвардии на винчестере до сих пор проживает Heroes of Might and Magic 3. Однако начинал я с Livingstone, Goody, Popcorn, Shamus. Какая была самой первой, точно уже не вспомню. До сих пор отношусь к ним с должным пиететом — игры были отличные. Да и как по-другому? Тот же арканоид — он же вечен.

[ChS]: В общем и целом, мое отношение к играм со временем не изменилось, интерес не пропал. Единственная проблема, что не со всеми интересующими новинками удается ознакомиться в должной мере. Из старых наибольшее впечатление произвели самые первые «Герои», Magic: The Gathering (от MicroProse). Отличные без скидок на возраст игры.

Могу оценить их достоинства и недостатки, без слепой любви. Играю в них до сих пор. У них просто нет аналогов! Они дают мне то, чего нет в других играх. Rayman 2 — тоже отличная игра, хотя и относительно новая. Играл во все последующие аркады от ее создателей, тоже по-своему превосходные, а вот такого же ураганного геймплея больше не встречал.

Самой же первой моей игрой был монохромный аналог популярной Lode Runner на компьютере ДВК. Лет 15 в нее не играл. Но могу сказать, что геймплей у нее был просто потрясающий, даже по нынешним меркам.

Определенно, стало меньше желания разбираться со сложными игровыми средами. По крайней мере, панели управления, занимающие целый экран, уже откровенно пугают. Так что в приоритете игры с минимальной кривой обучения. Видимо, изменился образ жизни, меньше стало свободного времени. С другой стороны, как раньше, так и сейчас неизменно привлекают игры с атмосферой, мощным immersion-фактором.

[Feodor]: У меня первой компьютерной игрой оказался тетрис. Потом было много замечательных игр, которые в то время казались верхом совершенства. И сегодня отношусь к ним с почтением, но не более того. К примеру, DeathTrack — отличная игра в воспоминаниях, но сейчас на нее лучше не смотреть.

Жанровые предпочтения остались прежними, со временем лишь немного сместился акцент — больше внимания уделяю казуальным играм. Многие старые хиты сегодня просто не смог бы пройти — слишком сложно, слишком долго вникать и учиться.

[Игромания]: Удивительно, тетрис неоднократно упоминается как первая компьютерная игра... Трудно себе представить, что кому-нибудь из современных геймеров придет в голову начинать с чего-то подобного. Какой же тогда был компьютер, если тетрис реально претендовал на роль хита? 486-й? 386-й? Но и тогда ведь выходили очень интересные проекты, та же King's Bounty...

[tool]: В моем первом компьютере руководил байтами и битами процессор за номером 8088. Это еще до 80286. На 8088 был еще «Стакан», а вот на 286-м — уже натуральный тетрис. Это середина-конец 80-х. Время было другое, компьютеры были другими. Как тогда, так и сейчас игры отвечают своему времени.

Шутки биологической памяти

[Nutcracker]: Играть я начал со «Спектрума», «Агата» и знаменитой ХТшки. Конечно, играть в четырехцветные CGAшные шедевры сейчас невозможно, но ведь это все равно были хиты! Память порой откалывает забавные шутки. Помню, как с упоением проходил три части Wing Commander. И ведь была отличная, просто потрясающая графика. Недавно нашел в закромах Wing Commander 3 и даже умудрился запустить его под XP.

Увиденным был сражен наповал. Кто бы мог подумать, что я восторгался этими корявыми модельками и размытым видео. Память и положительные впечатления делают свое дело, сглаживая все недостатки и мысленно дотягивая графику старых игр до современных стандартов. Но странное дело, несмотря на графику, я с ходу прошел чуть ли не половину игры и получил большое удовольствие.

А вот незаслуженно забытый, но просто потрясающий, волшебный Outcast (не путайте с Jedi Outcast) оказался красивым даже по современным меркам. Воксельная технология давала размытую, но очень привлекательную картинку. Запустил-то просто, чтобы напомнить себе «как оно было», и не успел опомниться, как старая история об Улукае вновь затянула с головой. Да так, что только круги остались на блестящей воксельной водяной глади.

Myst, Full Throttle, Blade Runner, вся серия Wing Commander, 7th Guest, King's Bounty, Crusader: No Remorse, Magic Carpet, Dig... Всех игр, которые когда-то потрясали воображение, сразу и не упомнишь.

Однако это не значит, что сейчас нет интересных проектов, претендующих на звание шедевра. Просто средний возраст игроков растет, а человеку свойственно сравнивать все со своими ранними впечатлениями. В детстве же, как водится, и трава была зеленее, и снег белее.

Культурное заимствование

[Игромания]: Говорят, что все новое это хорошо забытое старое. Геймплей современных игр буквально соткан из элементов из старых. Это по-вашему хорошо или плохо?

[Feodor]: Все книги, газеты, статьи в популярных журналах о компьютерных играх написаны с использованием 33 букв. Плохо ли это? Ведь буквы-то одни и те же, приедается ведь!

Хорошо, может быть, буквы — это самый базовый элемент, тогда можно рассматривать слова, но и тут сплошное повторение. И в томике Шекспира за переводом Пастернака, и в статье о ярком творчестве Бориса Моисеева из «Комсомолки» обязательно найдутся одинаковые слова, много слов. Источник — русский язык — один, а результаты совсем не одинаковы. Так и с играми. Это единая культурная среда, из которой каждый черпает в меру своих способностей.

[Айвен]: Сейчас появляется много игр смешанных жанров с разносторонним, составным геймплеем. Хорошо это или плохо, на мой взгляд, зависит от реализации в каждой конкретной игре. Иногда выглядит ужасно, а иногда — как глоток свежего воздуха.

Вообще, у старых хитов есть чему поучиться. Использовано еще далеко не все, что можно было бы использовать. В них вложено немало труда и таланта. Это бесценная копилка проверенных идей, которые при сегодняшних возможностях могут засверкать совершенно по-новому.

[ChS]: Да о чем речь, ведь все игры на самом деле придумал Ральф Баер, сделавший в конце 60-х первую игровую приставку! Если серьезно, то заимствование каких-то элементов из старых хитов — это скорее хорошо, поскольку естественно. Так работает человеческая культура, в основе которой лежит преемственность. Если есть что перенять, это будет перенято. Можно даже предположить, что творцы современного (на 2007 год) геймплея сейчас делятся тем, что они впитали, находясь в стадии творческого младенчества. Временные рамки совпадают.

[Игромания]: Иногда новый проект с самого начала позиционируется разработчиками как реинкарнация давно забытой популярной игры (вспоминаем «King's Bounty: Легенда о рыцаре»). Что движет разработчиками в этом случае? Любовь к старым играм?

[Feodor]: Объяснений может быть сколько угодно. Но я бы выделил желание показать новым игрокам «как оно было», «тот самый фан» и уважение к хитам прошлых лет. А кому-то, быть может, не дает покоя жажда наживы.

[shodan]: Это скорее комплекс разных факторов: от попытки повторить на качественно новом уровне старую добрую основную игровую идею до циничного желания получить как можно больше денег с помощью широко известного (когда-то) громкого имени.

[tool]: Издатель, думаю, двигает. Повторение в современных проектах встречавшихся ранее деталей геймплея практически неизбежно. Это закономерность, на мой взгляд. Однако реанимация популярного некогда бренда — совсем другое дело.

[Айвен]: Могу точно сказать, что решение делать «игру, похожую на King's Bounty» было инициативой разработчика, то есть Katauri Interactive. Издатель (фирма «») просто ее поддержал. Задумка игры появилась еще до создания первых «Космических рейнджеров». Уже имея опыт разработки и трезво оценивая свои силы, команда решила, что готова сделать такую игру. Лишь после этого Дмитрий Гусаров отправился к издателю с предложением (у нас до сих пор лежат под стеклом три сделанных от руки наброска, исполнявших роль прототипа!). Дима давно мечтал именно о подобном проекте.

[ChS]: Такие примеры, скорее всего, рождает любовь к определенным старым играм, некие персональные привязки. И плюсов подзабытое название дает ничуть не меньше, чем минусов. Как будет позиционироваться такая игра на рынке? Сколько из сегодняшних реальных покупателей (достаточно молодых людей) знают о King's Bounty? Эта игра гремела, когда они еще пешком под стол ходили! Это скорее беспокойство для издателя, а не очевидное удачное решение, которое немедленно гарантирует оглушительный успех.

Непохожесть похожего

[Игромания]: С другой стороны, есть проекты, в которых очень трудно уловить какую-либо связь со старыми известными играми (допустим, тот же «Периметр»). Что-то общее в элементах, безусловно, имеется, но в целом не похоже. Неужели, задумывая такой тайтл, разработчики не говорят: «Сделаем здесь как в Х, а вот тут как в Y»? Можно ли сегодня придумать игру «с нуля»? Или основа все равно будет базироваться на популярных когда-то играх?

[Feodor]: От этого никуда не деться, будет базироваться обязательно. Повторения уже неизбежны. Пока разработчики придумывали язык, чтобы общаться с геймерами через игру, новшества были регулярным явлением. Постепенно отсеялось все, что оказалось неудачным. На сегодня основной «словарный запас» уже сформирован. Бери и пользуйся.

[tool]: Чем дальше, тем сложнее будет придумать и продвинуть что-то свое. Однако, на мой взгляд, пока еще можно. Очень много интересного сейчас происходит в разработках для консолей. PC в этом плане более консервативная платформа. Но еще не вечер.

[Айвен]: Мне кажется, что и в кино, и в литературе «все уже придумано до нас». Сделать что-то принципиально новое, ни на что не похожее, просто невозможно. Всегда опираешься на чей-то опыт, даже если не задумываешься и не догадываешься об этом.

[shodan]: В революции с созданием новых жанров сегодня верится с трудом. Общепризнанный набор уже стабилизировался. А в пределах жанра копирования отдельных элементов не избежать. Ну никак! Хочешь, не хочешь, а в экшене придется ходить и стрелять. Иначе какой же это экшен?

[ChS]: Придумать с нуля можно, особенно в секторе «малых игр». Новый тетрис, новые Color Lines могут появиться в любую секунду. Да и на консолях, откровенно говоря, тоже творятся интересные вещи, там идеи и формы рождаются постоянно. В остальном проблема, конечно, существует. Новые дизайнеры игр уже начинают в сформировавшейся культурной среде и со всей неизбежностью впитывают ее. Но дальше все зависит от самого человека, как он использует полученный багаж.

Неплохим, кстати, выходом сможет стать создание некоей теории компьютерных игр. Со строгой и абстрактной терминологией, положениями и выводами. Из-за отсутствия специального языка геймдизайн вынужден оперировать конкретными аналогами (то самое «сделаем здесь как в Х»), что сильно замедляет его развитие.

Когда поможет только реанимация

[Feodor]: У нормального человека есть несколько стадий развития: детство, юность и далее по списку. В каждый период кажутся важными совершенно разные вещи. В детстве — игрушки, внимание родителей. В юности — противоположный пол, подражание взрослым, уважение класса. В среднем возрасте хочется квартиру, машину, побольше денег. А там семья, дети... Не очень правильно переживать о том, что стало вдруг неинтересно играться в фантики и кидаться грязью в товарищей. Не стоит переживать и о том, что компьютерные игры больше не занимают такого важного места, как раньше. Это естественный процесс.

Новые геймеры, которые лишь недавно узнали, что такое игры, смотрят на них совсем по-другому. Например, лично для меня игра «Аллоды» была очередным клоном с некоторыми нюансами и особенностями. А много молодых разработчиков именно из-за нее пришли в индустрию. Играя в «Аллодов», они думали, что это отличная свежая идея, а я уже ничего нового для себя не находил. Мы смотрели на одно и то же, но видели разное.

Когда я играл в DOOM 2, мне казалось, что делать новый экшен от первого лица уже бесполезное занятие, что все уже придумано и сделано. С одной стороны, так оно и есть — ничего принципиально нового не возникло. С другой — разница между DOOM 2 и FarCry/Half-Life/Call of Duty очевидна. И при этом DOOM 2 «это была игра!», а остальное «ну шутер, ну хороший, ну графика симпатичная, скрипты, сценарий... ну запустил раз». Зачем реанимировать старые тайтлы? Да просто хочется, чтобы было как тогда!

Источник вечной молодости

[Игромания]: Что интереснее, на ваш взгляд, безбашенное новаторство, андеграунд или обращение к хорошо забытому старому? Что полезнее для индустрии?

[Feodor]: Для индустрии полезнее хорошо продаваемые игры. Иначе она очень скоро перестанет быть индустрией. Да и потом «безбашенное новаторство» чаще всего таковым не является. Все это уже было и благополучно выброшено на свалку за ненадобностью, ибо не продавалось.

[tool]: Добавлю, полезнее цельные игры высокого качества исполнения, которые понравятся публике и будут пользоваться высоким, устойчивым спросом. Если этим требованиям будет отвечать андеграунд, то почему нет?

[Айвен]: Я бы сказал — качественные и увлекательные игры. Вне зависимости от жанра, бюджета, наследования или новизны идей. Важна не столько форма, сколько содержание.

[shodan]: В среднем (именно в среднем, исключения есть всегда) безбашенное новаторство крайне редко приводит к качественному продукту, а к хорошо продающемуся — так еще реже. Интереснее экспериментировать, но кормит не безумный эксперимент, а ровная работа.

[ChS]: Кто полезней для леса — волки или лисы? Игры уже часть культуры, а эта экосистема работает так: есть величавый и незыблемый мейнстрим, который и формирует среду, а на его границах идет постоянное бурление идей и соков (андеграунд). И мейнстрим на самом деле чутко следит за этими процессами и идейно от них подпитывается.

[Игромания]: Какое влияние оказывают на вашу работу старые игры? Или все-таки любимые проекты не всегда старые и не всегда добрые? Что значимо текущая мода или увлечения геймерской молодости?

[Айвен]: Важен опыт и талант разработчиков, вложенные в игру. Старые игры хороши тем, что они создавались небольшим коллективом творческих людей, а не фабрикой ремесленников. А еще они делались в условиях жестких ограничений по количеству цветов, пикселей, килобайт и так далее.

Это штучный товар ручной работы. Поэтому во многом они являют собой некую квинтэссенцию идей и их реализаций: каждый пиксель на своем месте, каждый клик обоснован, каждая фраза персонажа имеет смысл, а убиваемый монстр — это образ. Есть в них какая-то чистота, продуманность, незамутненность и изящество, которых не хватает многим современным играм. В них до сих пор черпают вдохновение.

[ChS]: Если и есть влияние на работу, то непрямое. Разве что в качестве примера существующего удачного решения. Так получилось, что для меня старые любимые игры были созданы в момент возникновения этой самой культуры, когда идеи возникали на ровном месте, когда было найдено много отличных решений. Так что старые игры для меня всегда добрые.

А что касаемо текущего положения дел, то жаловаться грех. Поиграть есть во что, отличных игр достаточно на любой вкус, а если вспомнить консоли, то вообще все прекрасно.

[Nutcracker]: Влияние любимых игр на разработку? Думаю, глупо будет отнекиваться. Конечно, это влияние есть, и оно весьма велико. Где-то проскальзывает использование отдельных идей из старых хитов. Где-то разработчики пытаются воскресить «то самое, но на современном уровне». Тут и King's Bounty вспомнить можно, и «DeathTrack: Возрождение» от друзей из SkyFallen Entertainment.

Наш «Кодекс войны» тоже очень многое почерпнул от Fantasy General. Список этот можно продолжать довольно долго, но суть-то не в этом. Важно ведь не просто взять что-то старое и тупо повторить. Нужно некое переосмысление полученного когда-то игрового опыта. Требования современных игроков сильно отличаются от того, что было 10-15 лет назад.

Как не растерять достижений знаменитых хитов и при этом привнести что-то свое, что поднимет игру на новый уровень? Это тяжелая работа, в которой старые хиты являются лишь источником вдохновения, а не прямым рецептом успеха.

* * *

Старые хиты рано сбрасывать со счетов. Они по-прежнему в строю, даже если их влияние на современные проекты не столь очевидно. Заметьте, практически все разработчики не только помнят свои любимые игры, но продолжают в них играть.

И дело не только в ностальгии. Старые хиты напоминают, что же такое хорошие игры, и показывают, к чему стремиться. Так что не спешите освобождать полку от пройденных тайтлов. Когда-нибудь и они станут древними и смешными в глазах новой генерации геймеров. А вы все равно будете запускать старые хиты — и Oblivion, и BioShock, и «Космических рейнджеров» — поскольку ничего лучшего так никто и не придумал.

Комментарии
Загрузка комментариев