Главные события 2007 года

Главные события 2007 года

Из первых рук — Главные события 2007 года
Анонс StarCraft 2 и продолжения Mafia, скандал вокруг Manhunt 2  и тизер Duke Nukem Forever, кадровые перестановки и слияние Blizzard и Activision. Мы еще раз вспоминаем главные события минувшего года и с интересом следим за их развитием.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Из первых рук
Главные события 2007 года

2007 год был богат не только на хорошие игры, но и на значимые события. В ушедшем году случилось столько всего, что никаких пальцев не хватит, чтобы все перечислить. Окончательно запустилась PS3, последняя из консолей нового поколения. Дали о себе знать несколько очень важных и давно ожидаемых игр (StarCraft 2, Mafia 2, Duke Nukem Forever, Tiberium). Произошло множество кадровых перестановок и несколько крупных слияний/покупок/расставаний. Следующие четыре страницы посвящены всему самому главному, что случилось с играми и вокруг них с января по декабрь-2007.

Кадровые перестановки

Джон Ричитьелло намерен избавить EA от репутации «фабрики сиквелов».

В игровых компаниях сотрудники ротируются постоянно, и обычно мы об этом не пишем — для людей вне индустрии вся эта мышиная возня малопонятна и по большому счету малоинтересна. Но в 2007 году случилось несколько кадровых рокировок чрезвычайной важности.

В середине года на пост президента и исполнительного директора (у нас эти две должности объединяют под общим названием «генеральный директор») Electronic Arts пришел Джон Ричитьелло, уже работавший в компании с 1997 по 2004 гг. на должностях президента и главного операционного директора. С самого начала Ричитьелло заявил, что люди устали от сиквелов, которые EA производит в промышленных количествах, и срочно нужны проекты со свежими идеями. Джон, конечно, лукавил: отказываться от проверенных временем серий никто не собирается, но вместе с тем EA отныне будет больше внимания уделять новым концепциям.

Тогда же, летом, из Microsoft ушел Питер Мур, глава Interactive Entertainment Business Division, которое, кроме прочего, отвечает за приставку Xbox 360. Запустив консоль и добившись ее относительной популярности (сейчас Xbox 360 значительно опережает PS3 и лишь немного уступает Wii), Мур переместился на тихую должность руководителя EA Sports, где о нем почти ничего не слышно.

Во второй половине года что-то странное произошло в стане Nintendo of America: из нее ушли сразу три высокопоставленных менеджера — пиар-директор Бет Ллевелин, вице-президент по маркетингу Перрин Каплан и старший вице-президент Джордж Харрисон. Основных причин для ухода называлось две: переезд отделов маркетинга и продаж из Сиэтла в Сан-Франциско и Нью-Йорк и предчувствие самих менеджеров, что нынешнее благоденствие Nintendo долго не продлится. Но это домыслы, наверняка никто не знает.

Еще одна значимая перестановка имела место в апреле, когда из Atari и Infogrames ушел Бруно Боннелл, долгое время находившийся в руководстве обеих компаний. Atari и при нем-то едва теплилась, а к концу года ее дела разладились окончательно.

Запуск PS3 в Европе и России (апрель)

Америка и Япония, как обычно, получили новую PlayStation раньше всех, в конце 2006 года. Европе, а вместе с ней и России, пришлось сосать лапу до самой весны (впрочем, самые нетерпеливые могли свободно приобрести «серый импорт»). Примечательно, что российская премьера консоли состоялась 20 апреля, всего через месяц после общеевропейской. На фоне Xbox 360 и Wii российский запуск у Sony был обставлен наиболее пышно: дизайнеру Денису Симачеву заказали роспись PS3 под хохлому, а возле Красной Площади несколько недель висела трехсотметровая (!) реклама консоли.

Сделанные нами снимки рекламного плаката PS3 в центре Москвы обошли даже западные новостные ленты: рекламу таких титанических масштабов игровая индустрия еще не знала.

Выставка Ubidays (май)

Ссохшаяся в этом году E3 заставила многих издателей задуматься о проведении собственных крупных мероприятий для прессы. Больше всех в этом преуспела Ubisoft. Организованная в мае выставка Ubidays проходила не где-нибудь, а непосредственно в Лувре, среди картин художников Возрождения и древнегреческих скульптур. Посыл вполне недвусмысленный: если уж считать игры искусством, то и показывать их надо в самом что ни на есть главном храме искусства. Экспонатов демонстрировалось всего семь, зато все как на подбор: Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction, Brothers in Arms: Hell’s Highway, Tom Clancy's EndWar, Haze, Blazing Angels 2: Secret Missions of WW2 и The Settlers: Rise on an Empire.

«Игромания» была единственным российским изданием, посетившим это мероприятие. Следующая Ubidays на момент написания этих строк (начало января) еще не объявлена, но судя по тому, как интенсивно нас допрашивали по итогам выставки (что понравилось, а что нет, что стоило бы изменить и т.д.), она наверняка состоится.

По итогам Ubidays оказалась одним из самых интересных событий года.

Анонс StarCraft 2 (май)

То, что скоро объявят StarCraft 2, стало ясно еще в августе 2006 года. Тогда на выставке Game Convention в Германии операционный директор Blizzard Пол Сэмс прямо сказал: «Когда мы анонсируем StarCraft 2, я буду самым счастливым человеком на Земле». Долго ждать не пришлось: анонс последовал в мае 2007-го в рамках саммита Worldwide Invitational (Южная Корея), на стадионе, в присутствии ста тысяч беснующихся корейцев. Побывавший там главный редактор «Игромании» до сих пор вспоминает о премьере StarCraft 2 как об одном из самых ярких впечатлений своей жизни.

Десяти лет как будто и не было: StarCraft 2 узнаваем с первого взгляда.

Тизер Fallout 3 (июнь)

Тизер Fallout 3 ожидали с таким нетерпением, с каким даже результаты выборов президента обычно не ждут. Еще за несколько часов до премьеры форумы сайта fallout.bethsoft.com начали трещать от наплыва людей, а за несколько минут до нее посетителей было уже столько, что новые сообщения появлялись быстрее, чем их успевали читать. Как водится, ожидание оказалось интереснее самого события: собственно геймплей в тизере так и не показали. Но из опубликованных позже подробностей стало ясно, что нас ждет, в принципе, тот же Oblivion, но в постапокалиптических декорациях.

Очевидно, это будет совсем не тот Fallout, который мы все знаем, и вряд ли он удовлетворит ожидания поклонников. Просто потому, что ожидания слишком высоки.

Охота на Manhunt 2 (лето-осень)

Запланированный на лето Manhunt 2 ожидаемо столкнулся с трудностями при проверке контента. Но вот что оказалось неожиданно, так это реакция рейтинговых организация: Британское бюро по классификации фильмов (BBFC) игру вообще запретило, а американская ESRB выдала рейтинг Adults Only (от 21 года), что автоматически закрыло для Manhunt 2 дорогу на приставки (их производители не хотят связываться с АО-играми). Вслед за США и Британией запреты ввели многие другие страны.

После долгих и многосторонних препирательств Rockstar подрезала игру, и в результате ESRB разжалобилась на рейтинг Mature. Но BBFC осталась непреклонна. Тогда Rockstar пошла на принцип, подала апелляцию и... выиграла ее. Окончательно дело еще не улажено, но, судя по всему, верх все же возьмет Rockstar.

При этом сама игра явно не стоит поднятого вокруг нее шума. Во-первых, это тот же самый Manhunt, который мы видели несколько лет назад, и сейчас он смотрится просто архаично. Во-вторых, ничего особенно шокирующего там нет — мы видали вещи и пострашнее (в интернет просочилась uncut-версия, и все, кто хотел, в нее поиграли). Есть даже подозрение, что Rockstar специально сделали эту игру, чтобы спровоцировать скандал и привлечь к себе лишнее внимание. В продажах Manhunt 2 показал себя плохо, и предвидеть это было совсем нетрудно.

После всех мытарств с Manhunt 2 Rockstar, надо думать, с удовольствием бы поступили с цензорами данным образом.

Противостояние Epic Games и Silicon Knights (началось в июле)

В июле канадская компания Silicon Knights, разработчик ролевой игры Too Human для Xbox 360, ополчилась против Epic Games. В многостраничном иске «силиконовые рыцари» заявили, что «эпики» не предоставили им вовремя законченную версию Unreal Engine 3, поэтому на E3’2006 Too Human выглядел хуже, чем мог бы, и получил негативные отзывы прессы. Кроме того, Epic, по словам Silicon Knights, пускала деньги от продажи движковых лицензий на Gears of War, а не на доработку своей технологии, и давала заведомо неправильные советы по работе с движком. Ответчики в долгу не остались и меньше, чем через месяц, выдвинули встречный иск. В нем Epic отвергли все обвинения и выдвинули свои собственные: по их словам, Silicon Knights написали собственный движок для Too Human и некоего нового проекта на основе Unreal Engine 3, чего делать были не вправе. Тяжба длится уже полгода и закончится, вероятно, еще не скоро.

«Ну что, как движок-то делить будем?»

Скандал вокруг Wikipedia (август)

Август запомнился крупным скандалом вокруг онлайн-энциклопедии Wikipedia. Благодаря программе Wikipedia Scanner, разработанной одним калифорнийским студентом, выяснилось, что множество компаний и организаций редактируют касающиеся их материалы, обеляя себя и очерняя конкурентов. Засветились на этом деле и игровые компании. Например, Electronic Arts удаляли критику в свой адрес и информацию об основателе компании Трипе Хокинсе, Apple писала гадости о Microsoft, Microsoft — об Apple, Sony подчищала негатив в отношении формата Blu-ray и т.д.

Wikipedia представляет собой удивительный феномен: несмотря на то, что писать в нее может кто угодно, она все равно остается читабельной и в целом достоверной.

Анонс Mafia 2 (август)

Подобно Fallout и Heroes of Might and Magic, Mafia стала в России настоящим феноменом — ее воспринимают как-то особенно тепло, как родную. Продолжение оставалось под вопросом целых пять лет, и только в этом году на немецкой выставке Games Convention наконец-то объявили Mafia 2 и показали первые кадры. О существовании игры, правда, стало известно еще за несколько дней до этого, утечка произошла из немецкого Комитета по контролю за развлекательными программами.

Черты Томми Анджело в новом герое узнаются безошибочно. Не иначе как сын.

Трейлеры Metal Gear Solid 4 (лето-осень)

Выход очередного трейлера очередной части Metal Gear Solid всегда был событием с большой буквы. Какие бы игры не показывали на выставке, MGS всегда оставался вне конкуренции. В 2007 году за короткий промежуток времени (июль — сентябрь) появилось сразу три невероятных ролика из MGS4: Guns of the Patriots. В ролике с E3 показали действие наномашин, используемых военными, и совершенно беспрецедентную по уровню постановки схватку между Вампом и Райденом,. GC-трейлер продемонстрировал подразделение Beauty and the Beast — группу киборгов, среди которых есть и переродившиеся боссы из предыдущих частей. Последний ролик, с Tokyo Game Show, обнаружил наличие в игре сразу нескольких абсолютно новых героев. Больше трейлеры Кодзима выпускать не намерен — дальше только релиз.

Проходят годы, а лучше Кодзимы ролики по-прежнему делать никто не умеет.

Гибель Колина Макрея (сентябрь)

Колин Макрей, давший имя самой известной раллийной серии и выступавший ее техническим консультантом, погиб совсем не так, как обычно погибают гонщики: разбился на вертолете. Что теперь будет с серией Colin McRae, до сих пор не ясно. Codemasters тем временем анонсировала новую гонку Race Driver: GRID.

Колин Макрей много раз попадал в автоаварии, а разбился в итоге на вертолете.

Релиз Halo 3 (сентябрь)

В 2004 году Halo 2 поставил рекорд, разойдясь за первый же день после релиза в количестве 2,38 млн копий и собрав $125 млн выручки. От Halo 3, естественно, ждали еще более впечатляющих результатов, и эти результаты последовали: 170-миллионные продажи за первый день, 3,3 млн копий за первые 12 дней и более 5 млн к концу ноября. Лучше всего Halo 3 расходится в США, там его купило уже более половины владельцев Xbox 360.

Сама же игра, если честно, такого ажиотажа не стоит. Это очень и очень недурной, но во многом повторяющий свои прежние недочеты экшен. Все дело в хайпе: Halo 3 — игра, которую должен увидеть каждый. Как «Матрицу» или «Пиратов Карибского моря».

У Halo 3 был самый успешный дебют в истории игр и всех медиапродуктов вообще.

Две «Б»: уход Bizarre и Bungie из-под крыла Microsoft (сентябрь-октябрь)

Осенью от Microsoft ушли сразу две студии с большой буквы «Б». Британскую Bizarre Creations, разработчика Project Gotham Racing 1-4 и Geometry Wars: Retro Evolved (а еще раньше — Metropolis Street Racer для Dreamcast, предтечу PGR), купила Activision, и теперь она будет разрабатывать мультиплатформенные проекты, один из них — экшен The Club. C Microsoft Bizarre состояли в обычном партнерстве, но и под крылом Activision студия останется относительно независимой.

Через полторы недели последовала новость о том, что Bungie самовыкупается, и Microsoft теперь будет принадлежать в ней лишь небольшая доля. Как у Bungie это получилось, не очень понятно: с учетом популярности Halo студия должна была стоить безумных денег. Почему на это согласилась Microsoft, тоже до конца не ясно, но, возможно, они просто трезво смотрят на вещи и не рассматривают команду Bungie как сверхценную. Halo — выдающая серия, но ее феномен создан главным образом за счет маркетинга и рекламы. В руках другого более или менее компетентного разработчика она может стать не только не хуже, но и лучше.

C Halo, положим, все более или менее ясно. Но PGR-то теперь кто будет делать?

Покупка BioWare/Pandemic (октябрь)

2007-й стал годом крупных слияния и присоединений. В октябре о приобретении конгломерата BioWare/Pandemic (который, в свою очередь, образовался два года назад, в 2005-м) заявила Electronic Arts. Сумма сделки составила $800 млн, то есть по миллиону долларов за каждого сотрудника BioWare/Pandemic. Интересно то, что BioWare/Pandemic выкупили у инвестиционной компании Elevation Partners, среди соучредителей которой был Джон Ричитьелло, нынешний CEO EA, вернувшийся в компанию 2007 году. Сама Elevation Partners приобрела BioWare/Pandemic в 2005 году за $300 млн.

EA приобрела BioWare/Pandemic за $800 млн. Вот уж действительно mass effect.

Фильмы по играм (осень-зима)

Фильмы по мотивам игр в ушедшем году продемонстрировали пионерскую приверженность избранному много лет назад курсу: если что-то и снимать на основе игр, то только трэш. «Обитель зла 3» (сентябрь), несмотря на более или менее убедительную кредитную историю (хорошая первая часть и относительно вменяемая вторая), скатилась до уровня посмешища. BloodRayne 2 (сентябрь) от Уве Болла вышла сразу на видео, минуя кинопрокат, и оказалась именно тем, чего от нее ожидали: местами забавным, но по большей части унылым трэшаком. Postal (октябрь) за авторством того самого деятеля получился безбашенным, но обнаружил, что самому Боллу трэш, в общем-то, не интересен, а снимает он его не потому, что идейный, а потому, что так получается. Больше всего радости доставил Hitman (ноябрь), который неожиданно оказался не столько экранизацией одноименной игры, сколько новой версией «Красной жары».

Hitman оказался вовсе не тем, чем ожидалось, а развесистой и непреднамеренно смешной клюквой.

Выход Guitar Hero 3 на РС (ноябрь)

Компьютерные игры всем хороши, но в качестве компанейского развлечения для пьяной вечеринки они мало подходят. Такие игры традиционно гнездовались исключительно на консолях, и особенной популярностью среди них пользуется относительно молодая серия Guitar Hero (выпускается с 2005 года). Первые три игры серии вышли только на приставках, а вот четвертая по счету (но за номером «3») неожиданно решила засвидетельствовать свое присутствие на РС. Особенно приятно то, что достать ее в России теперь не составляет проблем: изданием Guitar Hero 3 озаботилась компания «Новый диск» (в вариантах для РС и Wii).

«А теперь главная новость: мы отправляемся в турне на РС!!!»

Отчет Greenpeace (ноябрь)

В ноябре Greenpeace опубликовала очередной рейтинг технологичных компаний, оценив, как они заботятся об экологии (речь об утилизации отходов, слежении за экологическим воздействии их производства и т.д.). Nintendo в нем заняла последнее место с рекордным 0 баллов, Microsoft — 16-е из 18-ти. Зато Sony попала на третье место, а Sony Ericsson — на первое. Все это, с одной стороны, должно, наконец, обратить внимание индустрии на серьезные проблемы (мы как-то традиционно в стороне от экологического бума), а с другой — очень похоже на неприятный экологический рэкет, то есть лоббирование коммерческих интересов одной компании за счет другой. Greenpeace, к сожалению, этим печально известна.  

С нетерпением ожидаем появления на коробке с Wii значков биологической и радиационной опасности.

Слияние Activision и Vivendi (декабрь)

В ноябре состоялась самая крупная сделка в истории игровой индустрии — о слиянии объявили американское Activision и Vivendi. Новообразованную компанию нарекли Activision Blizzard, и она в одночасье стала крупнейшим third-party-издателем на планете. Подготовка сделки началась еще год назад, в декабре о ней лишь объявили.

Трейлер GTA 4 «Move Up, Ladies» (декабрь)

Трейлерами GTA 4 Rockstar нас особо не балует, поэтому выход каждого нового ролика становится событием. Но декабрьский трейлер под названием Move Up, Ladies стал событием особенным: видеонарезка шла под песню King Ring русского рэпера Сереги (взято из саундтрека «Боя с тенью»). Это была не шутка Rockstar: Серегу, а также украинскую певицу Руслану, совершенно официально задействовали для подготовки музыкального сопровождения к игре.

Ролик Move Up, Ladies навел шороху и у нас, и за рубежом: на одном только YouTube его посмотрели более полумиллиона раз.

Все-таки немного жаль, что Нико Белич не русский, а выходец из абстрактной Восточной Европы.

Объединение российских онлайнщиков и дауншифт бренда Heroes of Might and Magic (декабрь)

Тенденция к слияниям и поглощениям коснулась в 2007 году и отечественного рынка. В декабре о слиянии объявили сразу четыре крупных структуры — Nival Online, IT Territory, TimeZero и NIKITA.Online. Новообразованный холдинг получил название Astrum Online Entertainment и стал фактически крупнейшей компанией на территории СНГ по изданию и разработке онлайновых игр. Сами участники сделки говорят, что им теперь принадлежат 45% российского рынка.

Почти одновременно с этим стало известно, что следующей частью Heroes of Might and Magic будет заниматься не Nival и это будет не стратегия, а браузерная MMOG. C точки зрения бизнеса это, может, и правильный шаг, но играть в нее теперь будут совсем другие люди — аудитория браузерок и хардкорных игр мало пересекается. А для самого бренда Heroes of Might and Magic это, безусловно, шаг на одну ступеньку вниз: в смысле статуса браузерка — совсем не то же самое, что полноценная игра.

Превращение в браузерку — это для Heroes of Might and Magic безусловный дауншифт.

Анонс Tiberium (декабрь)

То, что насыщенной событиями и героями вселенной Command & Conquer рано или поздно станет тесно в своих RTS-рамках, было очевидно давно. Наблюдать за историей тибериумного будущего в глобальной перспективе всегда было интересно, но этого было мало: хотелось спуститься туда, своими глазами увидеть опустошенную Землю и сверкающие поля тибериума, лично посидеть за рычагами харвестера и штурвалом Orca. Впервые воплотить это в жизнь попытались еще в 2002 году (сама Westwood, создатели оригинальной серии), в шутере Cоmmand & Conquer: Renegade. Но игра получилась откровенно неудачной, начатую было вторую часть скоропостижно закрыли, а об эксперименте постарались забыть как о страшном сне.

Но от идеи сделать из C&C шутер в любом случае отказываться никто не собирался. И вот, в декабре, последовал анонс Tiberium — нового проекта EA Los Angeles (те самые люди, что сделали C&C3), объединяющего в себе, как утверждают авторы, черты Battlefield 2, Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter и Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas. Подробнее см. нынешний «Центр внимания».

Главный герой игры, ветеран Третьей Тибериумной войны Рикардо Вега.

Локализация World of Warcraft (декабрь)

Переводы онлайновых игр на русский язык стали настолько привычным делом, что даже анонсы о локализации крупных проектов вроде Guild Wars уже воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но World of Warcraft, самая популярная в России и мире MMORPG (это если брать серьезные онлайн-игры, браузерки и прочие рагнароки тут не учитываются), несмотря на трехлетний возраст, все еще оставалась непереведенной. О том, что локализация все-таки будет, мы начали догадываться еще осенью, после звонка из французского отделения Blizzard: они тогда как раз начали комплектовать русскоязычные отделы техподдержки и спрашивали, где искать людей. Официальный же анонс последовал в декабре.

Русский будет уже пятым языком, который поддерживает игра (первые четыре — это английский, французский, немецкий и испанский). Дата завершения перевода назначена на туманное «где-то в 2008 году», занимается им «Софт Клаб».

«А ты подписался на World of Warcraft?»

Тизер Duke Nukem Forever (декабрь)

Не прошло и шести лет (!), как 3D Realms разродилась новым роликом из Duke Nukem Forever, игры, в которой давным-давно разуверились даже самые ярые ее поклонники. В тизере не показали почти ничего, кроме новой модели Дюка, но и на этом спасибо: ясно хоть, что работы идут. Настораживает лишь один момент: в основу игры положен движок Unreal второй версии, вышедший из употребления несколько лет назад (пусть и изрядно переписанный).

Несмотря на более чем десятилетнюю паузу, старина Дюк ни капельки не постарел.

Комментарии
Загрузка комментариев