Круглый значит крутой

Круглый значит крутой

Геометрия героя — Круглый значит крутой
Если заглянуть вглубь истории, то мы легко сможем найти следы протокруглогероя. Это не кто иной, как наш отечественный душка Колобок. Вдаваться в сложные перипетии его биографии и рецепт приготовления не будем — оставим это на откуп телевизионн
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Геометрия героя

Если оценивать или систематизировать героев игр не в скучных, набивших оскомину системах, а приложить чуточку фантазии, то вполне возможно появление новых, логично построенных вариантов классификации. Например, по признаку геометрической формы главного героя.

Начало времен

Когда компьютеры были большими, разработчики игр — неопытными, а графических библиотек не существовало в принципе, простые геометрические примитивы были единственным доступным инструментом для отображения всех и вся. Один из самых простых примитивов — круг. За примерами  далеко бегать не надо — просто посмотрите на окрестные страницы.

Но не кругом единым живет и пребывает мир виртуальный. Очень скоро наш шарик стал бугристым. Обзавелся позитивным ротиком и оброс где рожками, где щупальцами, где одноглазом, а где вообще всем сразу. Мутации продолжаются и по сей день, совмещая несовместимое.

Круг 3D

Если заглянуть вглубь истории, то мы легко сможем найти следы протокруглогероя. Это не кто иной, как наш отечественный душка Колобок. Вдаваться в сложные перипетии его биографии и рецепт приготовления не будем — оставим это на откуп телевизионному мусорному производству. Важно, что протокруглогероем был именно он — великий круглый абсолют, сочетание мощного разума, идеального вестибулярного аппарата и лаконичной формы.

До сих пор никто из отечественных разработчиков не отважился увековечить его в какой-нибудь игре, что несколько обескураживает. А ведь случай неординарный — любой жанр к лицу. Хотя, наверное, лучше не стоит — пусть останется что-то святое, нетронутое. Да и не смогут они.

Разносторонняя натура

Оглядитесь вокруг — эти круглые бестии преследуют нас самым наглым образом: прогуливаетесь ли вы по улицам или смотрите телевизор, водрузив свое натруженное тельце на любимый диван; продираетесь ли сквозь плотный слой гоблинов в столичном метро; слегка нетрезвым взором окидываете яркие огни рекламных щитов в период рождественских праздников — везде они, колобки. Люди внимательные не могли не заметить завуалированный захват целой группы компаний сплюснутыми кругами. Что уж говорить про банковскую систему.

Но для нас с вами интересны их электронные воплощения. Сколько я ни напрягал память и всевозможные базы данных в своем мозгу, но все же с некоторым огорчением обнаружил незначительное число положительных итераций круглого. Буквально несколько.

Притягивать за уши все круглое и овальное мы с вами не станем — это слишком даже для автора этой статьи. Понимаете всю серьезность? Сразу выкинем все спортивные игры, боулинги, бильярды и прочее, где круглый важен как никогда, но полноценным и самодостаточным объектом не выступает. Исключение сделаем лишь для пинбола. Чем не вариант положительного героя, который позитивно и радостно обстукивается о всевозможные препоны и несет с собой совершенно неисчерпаемый заряд бодрости и хороших эмоций?

Круглонашествие добра

Pac-Man (1980)

Это самый значимый круглый герой за всю историю электронных развлечений, которым в прошлом году исполнилось 40 лет. В чем секрет? Какие тайны скрываются за этим безжалостным ртом, за этим всепоглощающим чревом, за этой ужасающей слепой оболочкой, сметающей все на своем пути?

Да никакие. Нет тут никаких страшных тайн и секретов. Он просто тупо круглый. Этот огромный рот харизматичен настолько, насколько это только возможно.

По мнению многих, Pac-Man более всех остальных заслуживает присвоения ему пожизненного звания символа всей индустрии, с большим отрывом обходя таких монстров, как Space Invaders и тетрис.

«Pac-Man компании Namco по праву занял первое место в мире аркадных игр, навострив лыжи в Книгу рекордов Гиннесса», — писала в свое время Mainichi Daily News. В Namco тогда намеревались продать около тысячи игровых автоматов с Pac-Man, что рассматривалось как хороший результат. Но за восемь лет было продано 295 тыс. автоматов. Автор проекта — Тору Иватани (Toru Iwatani), штатный сотрудник Namco, — взял за основу формы персонажа пиццу.

Starquake (1985)

Кто в глаза не видел Spectrum, не паял, обжигая пальцы, «Пентагон», не перекраивал в отечественном телевизоре RGB, не грузил с кассеты Elite или Laser Squad, могут и не знать этого персонажа. Что ж, это не преступление — я восполню брешь в вашем образовании.

Итак, маленький, испуганный до чертиков космонавт оказался в очень неприятном месте и отнюдь не по своему желанию. Его корабль потерпел крушение на подлете к родной системе. Главная задача — собрать недостающие для ремонта блоки и донести их до разбитого космического аппарата. Откуда на чужой планете взялись запчасти именно к этой модели корабля, история умалчивает, а в то замшелое ныне время никто подобными вопросами себя не утруждал. Второй по счету, но не по ценности целью было выживание любой ценой, так как окружающий мир с родной планетой незадачливого астронавта ничего общего не имел — тут кусали, ели и убивали.

Starquake — один из лучших платформеров своего времени (1985): многоуровневый, наполненный секретами, бонусами, телепортерами, монстрами и драйвом. И, вопреки аппаратным возможностям Sinclair, имевший отличную картинку — лаконичную и четкую.

Supaplex (1991)

Самый харизматичный герой среди игр практически вымершего класса мирных диггероидов. Играя за некоего краснокожего круглобока, вы должны были собирать определенные детали, необходимые для перехода на другой уровень. Все как обычно (обычно сейчас): роняем камешки на головы противников и стараемся, чтобы такой же объект не попал по вашей собственной.

Кстати, если кому-то захочется освежить ощущения, то вот адрес, где собираются на шабаш энтузиасты-супаплексомы: www.newsupaplex.pp.ru. Здесь много вкусного, включая обновленную версию игры.

Katamari Damacy (2004)

Игра-жемчужина, бусинка счастья, наполненная внутренним светом. Казалось бы, что может быть занимательного в скатывании мусорного кома? Ан нет — затягивает так, что за уши не оттянешь. Katamari Damacy стала объектом своего, особого культа практически сразу после попадания на прилавки.

Сюжет прост как никогда: Король Всего Космоса во время вселенской попойки невзначай уничтожает все звезды на небе и, как правильный и продвинутый менеджер высшего звена, делегирует своему сыну (Принцу, 5-сантиметровому карлику) решение этой проблемы. Для чего тому выдается магический шарик-катамари, к которому липнет любой коснувшийся его предмет, не превышающий размерами сам катамари плюс слой уже налипшего мусора. Начинаем со скрепок, а заканчиваем кашалотами, кораблями и странами.

Gumboy (2006)

Этот с легкостью морфирующийся персонаж поселился на винчестерах не так давно — и двух лет еще не прошло. В чем его особая прелесть? По сути, это банальная платформенная аркада. Но! Я не знаю, что ели и пили во время разработки Gumboy его чешские авторы, однако то, что они вложили всю свою любовь к играм и огромное количество непревзойденного юмора, — это факт. Надо еще отметить, что, наблюдая со стороны за происходящим на экране, начинаешь потихоньку медитировать.

LocoRoco (2006, PSP)

Игра, в которую влюбляешься с первой минуты. И, как это бывает с настоящей любовью, очень сложно словами описать всю прелесть обожествляемого объекта. Просто любишь, и все тут.

Локороки это такие маленькие, разноцветные, желеобразные колобки. Точнее — целая колония колобков, ибо каждый локороко все время ест и растет и запросто может рассыпаться на несколько маленьких кругляшей. Чтобы маленькие живые шарики начали движение, достаточно наклонить их яркий мир в ту или иную сторону — и локороки радостно покатятся в указанном направлении.

Если Gumboy взывает к спокойствию и медитации, то LocoRoco — сумасшедший адреналиновый прилив эмоций, сходный с таковым в Katamari, но в разы сильнее. И я верю, что придет то время, когда уже не Pac-Man, а именно локороки станут символом крутости круглых. Для нас это уже очевидно.

Nebulus (1987)

Платформеры были очень популярны на заре электронных игр. Их было много, но не всякий платформер выходил сразу на нескольких игровых системах. Наш же герой вышел на Amiga, Atari ST, Atari 7800, Acorn Archimedes, Amstrad CPC, Commodore 64, Game Boy, IBM PC Compatible, NES, Palm и ZX Spectrum.

Герой игры — одна из мутаций колобка, небольшое зеленое создание по имени Pogo — должен был уничтожить восемь башен, построенных в море таинственными плохими, как водится, для чего-то ужасного и гадкого. Восемь башен — восемь уровней. Между уровнями — бонусное уничтожение рыбок. Башни сложены из кирпича, имеют цилиндрическую форму, по внешней стороне проходят лестницы и платформы, связанные лифтами, иногда встречаются горизонтальные туннели, ведущие сквозь башню на другую ее сторону.

Стоя на месте или перемещаясь, персонаж всегда остается в центре экрана, а все окружение движется вокруг него. На моей памяти это первый случай такого отображения мира. Вторым и последним случаем подобного подхода была игра Pike. Но это уже другая песня — грустная.

Kula World (1998)

Лучшая и самая необычная логическая игра для PlayStation и приставок вообще. В главной роли — пляжный мяч, который по странному стечению обстоятельств попал в сумасшедшее измерение, заполненное сложным конструктором из блоков различной величины. Кроме этих конструкций, нет больше ничего — только пугающая бесконечностью голубая пустота.

Гравитацию никто не отменял, хотя работает она своеобразно — вас всегда тянет вниз. Что в этом странного? Ничего. За исключением одного момента. Как только мяч прокатывается на новую грань конструкции, мир сразу выворачивается наизнанку: низ становится верхом, верх — низом или попросту заваливается набок.

Задача проста как никогда — надо докатиться до ключа (или ключей), после чего прикатить мяч к выходу из головоломки, отомкнув этим самым ключом дверь. При этом неумолимо сыпется время в песочных часах, выделенное на прохождение уровня, на платформах масса ловушек и бонусов, угол падения равен углу отражения, более 150 уровней и так далее.

Перестройка (1990)

Сказав выше, что отечественный геймдев не сможет адекватно воспроизвести ни одну из сущностей колобка, я немного слукавил. Все-таки есть одна такая игра, и вышла она на рубежах голодного во всех отношениях перестроечного времени. Собственно, она так и называлась — «Перестройка». Не будем обращать внимание на наивно-сиюминутно-хитрую сюжетную линию, но факт остается фактом — зеленый, лупоглазый, голодный и быстрый. Сейчас мало кто знает, что это за чудо такое в логотипе компании, продающей мелодии, картинки, друзей и любовь по SMS, но в то время «Перестройка» буквально взорвала хлипкие и малочисленные сети отечественного парка PC.

Крутоверть зла

В стройных рядах круглых предостаточно господ нехороших с точки зрения морали и прочего ханжеского бреда. Отсюда пошло выражение «круговерть зла».

Звезда смерти

«Звезда смерти» эпически крута и космически сурова. Никто не сравнится с ней ни по величине, ни по размаху. Разве что катамари. Но кто, простите, сможет так неэпически скатать столько всего? Нет, ну если очень постараться... Только зачем? Ведь диаметр первой «Звезды смерти» 160 км, а второй — недостроенной — 900 км.

«Звезда смерти» — самый весомый плохиш. Нельзя сказать «полицейский дроид почти догнал нарушителя спокойствия — двухметровую «Звезду смерти». А вот что-то лирическое вроде: «Над городом расстелилась мгла, мрачный круг «Звезды смерти» заслонил половину неба. Сегодня мы умрем...» — вполне.

Где есть «Звезда смерти», там рано или поздно пойдут в дело пушки побольше. Особенно она хороша в игре Galactic Civilizations (там она называется Terror Star). Не пришлись тебе по нраву какие-нибудь мандашиванцы — в дело пошел искусственный спутник. Солнышко в расход, планетам коллапс, а мы летим присматриваться к другим соседям — с надеждой, что кто-то еще косо посмотрит.

Проклятая троица

Также стоит отметить еще трех почитаемых мною шаров-антигуманистов.

Во-первых, это любимый многими краснотелый из серии DOOM — демонически тупой и упорный, что не мешает ему быть приличным противником. Особенно для тех, кто игнорирует стрейф.

Во-вторых, душка beholder, получивший в русском переводе имя «злобоглаз». С тем же успехом его могли назвать и злобортом, и гадкошаром, и т.д. Пусть это останется на совести переводчиков, важно, что beholder — один из самых страшных противников всех времен и вселенных. Это как раз тот самый заросший по самое не хочу протоколобок, попавший в плохие руки. Плохими руками взращенный и плохому наученный. Что про него только не написано и не нарисовано!

Самая продвинутая во всех отношениях разновидность бехолдера поселилась во вселенной AD&D. С таким колобком лучше вовсе не встречаться, так как обычно после подобной встречи свидетелей не остается.

Царь-бомба из сериала про суперсантехника Марио (если быть точным, из Super Mario 64) внешне очень безобидна, смущает только размер. Но если недомерок в красной фуражке попадет в зону досягаемости ее цепких лапок или не дай бог из-за нерасторопности/любопытства окажется точнехонько на траектории ее движения — пиши пропало: лишь только прощальный всхрип «Марио!» и измятое поломанное тело у подножия штаб-квартиры серьезного парня с фитилем в голове.

Зубастик

Хочется отметить еще одного некомпьютерного, но тоже очень важного персонажа — зубастика. Просто душка: классическая форма, однозначное восприятие, бескомпромиссная жизненная позиция. А по-голливудски притягательный оскал без труда позволил бы ему построить головокружительную карьеру на ниве продвижения всевозможных зубных паст и порошков.

За одну только фразу, что произнес этот прожорливый шерстяной инопланетный шарик, когда у него на глазах выстрелом из ружья в клочья разнесло его менее удачливого коллегу, вообще стоит присудить «Оскар».

Книгочеям и синеманам

Затронув зубастика, грешно будет не упомянуть и других его сферообразных братьев и сестер. Самый запоминающийся и когда-вырасту-буду-только-как-он-колобок получился у писателя Михаила Успенского в книгах о Жихаре. Конкретно — «Кого за смертью посылать». Несмотря на все старания автора вывести на первый план безбашенного и туповатого героя-человека, главным в связке является Колобок: чертовски умный, расчетливый до жути и титанически талантливый. Прочтите хотя бы одну из книг (лучше всего третью) — не пожалеете.

Что до кино и анимации, то тут как-то грустно. Если не принимать во внимание уродливые с точки зрения картинки и проработанности характера персонажей, то видятся ровно две версии круглобоких.

Корпорация монстров

Одним из двух главных героев мультфильма является зеленокожий бехолдер о четырех конечностях по имени Майк. Он — украшение всего действа. Отсутствие мощных мускулов способствовало позитивному развитию мозга, смекалки и изобретательности. Очень приятный персонаж. Денег бы я такому не одолжил, но попить пива и поболтать о жизни — это всегда пожалуйста.

Смешарики

На удивление захватывающий детский мультсериал. Лично я не пропустил ни одной серии. Продуманный мир, четко прописанные характеры, идеологически подкованный сюжет и... повсюду колобки-мутанты.

Идеальный, как ни крути

Кругляши настолько хорошо вжились во все сферы человеческого бытия, что становится чуточку страшно: а вдруг разочаруются и уйдут туда, откуда пришли в наш мир — в небытие?

Но это все лирика. Вдумайтесь лучше в эти выражения и слова. Ничего странного не находите?

Рыцари круглого стола

Круглый счет

Круглый дурак/идиот

Круговая порука

Круглый юбилей/дата

Круговая оборона

Округлять

Окружение

Комментарии
Загрузка комментариев