08 мая 2008
Обновлено 17.05.2023

Assassin's Creed

Assassin's Creed - изображение обложка

Игра Assassin’s Creed , про которую вы наверняка и так уже все знаете и без этой рецензии, — самое противоречивое явление игроиндустрии наших дней. Это игра, созданная одними из самых талантливых людей на Земле (это они когда-то придумали Сэма Фишера и переизобрели Prince of Persia ) и спродюсированная женщиной с внешностью топ-модели, первый в новейшей истории эксперимент в жанре паркур-экшена и, наконец, главный объект для критики всей профильной прессы.

Вышедшая прошлой осенью консольная версия Assassin’s Creed на Западе собрала полный репертуар оценок — от шести с половиной до десяти баллов — и заслужила все возможные виды наград: от «игры года» до «главного разочарования». Раскол наступил даже среди редакции журнала «Игромания». Когда после ночи беспрерывной игры я приходил на работу с покрасневшими, но сияющими от счастья и восторга глазами, мне навстречу выплывал жизнерадостный Антон Логвинов с заявлением о том, что «где-то на семерку «Асассин», может, все-таки тянет». Игорь Варнавский снимал на секунду наушники и добавлял: «Да, вышло так себе». Круг постепенно сужался: чуть позже Георгий Курган и Алексей Моисеев выступили с заявлениями в жанре «в целом все очень средне» — и в какой-то момент вдруг стало очевидно, что мой восторг разделяет только Олег Ставицкий (игру, правда, до этого еще не видевший).

Поэтому сейчас, друзья, состоится историческое попрание вселенской справедливости и беспристрастности — и на протяжении ближайших четырех страниц вас ждет самая субъективная, самая несправедливая и лишенная практически всякой критики рецензия на игру, которую автор этих строк совершенно искренне считает шедевром, прорывом и важнейшим явлением в игроиндустрии последних лет.

Генетическая память

Если вы вдруг забыли, что такое Assassin’s Creed («не знать» уж точно не могли — тот же журнал «Игромания» последние два года напоминал о нем чуть ли не каждый номер).

Итак, Assassin’s Creed — это первый в мире паркур-экшен (что такое «паркур», надеюсь, нашим читателям объяснять не нужно), действие которого происходит на Святой Земле во время Третьего крестового похода. Наш главгерой по имени Альтаир — профессиональный средневековый киллер, асассин — по заданию своего наставника аль-Муаллима должен убить девятерых местных правителей (как крестоносцев, так и ставленников Саладина).

Тут есть один нюанс: с первого же анонса Assassin’s Creed люди из Ubisoft настойчиво, но не слишком успешно пытались скрыть истинный сюжет игры. На Е3 и GC двухлетней давности нам честно рассказывали об эпохе Третьего крестового похода, рассказывали о GTA-образном геймплее и тщательно смоделированном Иерусалиме и Дамаске… Не говорили только о том, что на самом деле действие Assassin’s Creed происходит не в 1091-м, а в 2012 году, и не на Святой Земле, а где-то в тайных лабораториях корпорации «Абстерго Индастриз». Ее владельцы — дальние потомки рыцарей-тамплиеров (да-да, опять их) — проводят опыты над барменом по имени Десмонд Майлз, еще одним дальним потомком, но уже того самого Альтаира. При помощи прибора под названием «Анимус» нео-тамплиеры пытаются расшифровать генетическую память Десмонда, которая сохранилась в его ДНК. При помощи поочередно переживаемых воспоминаний о всех девяти убийствах они пытаются узнать об «Осколке Эдема» — некоем древнем артефакте, о котором, по идее, должен был знать Альтаир.

Сюжет игры развивается параллельно в двух направлениях: большую часть времени мы проводим в 1191 году, убивая крестоносцев, — а в перерывах (когда у «Анимуса» кончается заряд) возвращаемся в 2012-й и играем за Десмонда, который слоняется в трех комнатах лаборатории «Абстерго Индастриз», украдкой читает чужие емейлы на забытых ноутбуках, ведет философские беседы с профессором-тамплиером Уренном Видиком и пытается подружиться с его помощницей Люси.

Поначалу сюжет Assassin’s Creed вызывает двоякое впечатление. Если, начиная игру, вы увидели секретную лабораторию и вдруг настроились на голливудский сценарий, то спешим огорчить — каких-то неожиданных ходов, закрученных интриг, резких поворотов и всего того, что мы обычно ждем от игр, которым потом ставим галочку напротив пункта «Классный сюжет», здесь нет даже близко. Зато есть гораздо нечто большее и глубокое.

Вся история об Альтаире и его девяти убийствах — это сложная, в чем-то, не побоимся этого сказать, даже философская притча о страстях человеческих. Цели Альтаира — высокопоставленные рыцари и вельможи — это воплощение главных людских пороков: один был одержим трусостью и поэтому без счета убивал всех вокруг себя, другой — праздностью и ради развлечения однажды напоил отравленным вином всех своих гостей, третий — боялся силы знания и поэтому приказал сжечь все книги в городе (точь-в-точь как фашистские идеологи). И чем больше целей убивает Альтаир, тем все больше начинает сомневаться: даже умирая, эти люди искренне верят, что все, что они делали, было во имя мира и некой высшей справедливости. И если в начале его сомнения служат лишь предлогом к очередному философскому диалогу с аль-Муаллимом, то ближе к середине игры у Альтаира начинаются серьезные духовные метания, которые в итоге приводят к необычной, но в общем-то ожидаемой развязке.

Прыжок веры

Расправить в воздухе руки и шагнуть в пустоту — значит, совершить прыжок веры. Если вера сильна (а иного варианта в Assassin’s Creed, к сожалению, не предусмотрено) — значит, кто-то добрый обязательно поставит внизу телегу с сеном.

Город

Чтобы понять, как устроен внутренний мир игры, попробуйте представить себе (заранее прошу прощения) GTA: San Andreas , только мысленно замените американский штат на три детально смоделированных средневековых города (Иерусалим, Дамаск и Акра), замените негров на крестоносцев, мексиканцев на сарацинов, а спортивные машины — на арабских скакунов пегой масти — и получите почти законченное представление о том, как выглядит Assassin’s Creed. Как и в GTA, ваша свобода практически никак не ограничена — запрыгнув в седло, вы можете в любой момент доехать от одного города в другой, вернуться в замок асассинов к аль-Муаллиму, выполнить любую необязательную миссию и т.п.

По мере выполнения убийств и открытия новых участков памяти усиливается ДНК-синхронизация с далеким предком, так что у Альтаира время от времени растет полоска «здоровья», а также «вспоминаются» приемы владения дополнительным оружием и не менее полезные в хозяйстве акробатические техники (о них позже). Чем дальше вы движетесь по сюжету, тем быстрее Десмонд проникает в воспоминания предка: из памяти постепенно выплывают дополнительные подробности — открываются ранее недоступные кварталы городов, появляются новые миссии и так далее.

Геймплей в целом строится так: получив очередное задание на убийство, вы приезжаете в один из городов и приступаете к расследованию. Самый простой способ получить информацию о будущей жертве — в ближайшем «бюро», тайном филиале ордена асассинов, обычно работающем под прикрытием книжной или гончарной лавки. «Смотрящий» вкратце докладывает об окружающей обстановке, дает пару наводок («послушай, что говорит народ на базаре у ратуши» и т.д.), а вот дальше уже начинается самое интересное.

Перемещаясь по улицам города, вы постоянно будете натыкаться на «ключи» к расследованию — маленькие дополнительные миссии. Они варьируются от совсем простых (сесть на скамейку, подслушать, о чем шепчутся те двое у забора) до весьма сложных — в течение ограниченного времени и не поднимая тревоги «тихо» прикончить нескольких крестоносцев. Кроме того, встречается нечто более любопытное, например: уличная кража (обычно в толпе с чьего-то пояса тихо срезается кошелек с тайным письмом) или же мордобой (Альтаир подстерегает вражьего информатора в темной подворотне и бьет до тех пор, пока тот не выдаст все сведения). После того как выполните хотя бы три миссии-расследования, можно возвращаться в бюро и «перематывать» память вперед, ближе к моменту убийства.

Как только Альтаир оказывается на улицах города, вокруг вдруг обнаруживается нечто, очень похожее на все известные стелс-экшены последней пятилетки вместе взятые… Во-первых, все, что творится вокруг главгероя, это не хитрая имитация а-ля GTA , а сложная симуляция живого пространства в манере Hitman или Splinter Cell. Альтаир перемещается по городу, и буквально любое его действие мгновенно вызывает реакцию окружающих. Если вдруг вести себя неестественно: начать беспричинно бегать кругами или вдруг полезть на стену дома (об акробатике ну буквально еще чуть-чуть позже!), прохожие начнут собираться внизу, показывать пальцем и кричать в спину всякие средневековые проклятья («Чтоб твою душу шайтан забрал, акробат, ***!») — и вообще, всячески привлекать лишнее внимание. Ближайшие патрули городской стражи, естественно, заинтересуются стихийно собравшейся толпой и в лучшем случае просто примут Альтаира за городского сумасшедшего.

Еще в Assassin’s Creed впервые в современной истории экшенов реализована такая штука, как «поведение в толпе». Медленно двигаясь в гуще толпы и для конспирации накинув на лоб капюшон, вы вряд ли привлечете к себе серьезное внимание. А если вдруг решите пробежаться и случайно собьете с ног какого-нибудь выворачивающего из-за угла паломника, то на его дикие крики обязательно сбегутся все местные дружинники. В игре реализована даже одна уникальная вещь: перемещаясь даже в самом плотном людском потоке, вы можете аккуратно пробираться через чужие плечи, в буквальном смысле разгребая себе дорогу руками (вы там считайте, считайте инновации).

Этот человек убийца!

Когда вас все-таки рано или поздно заметят и кто-то рядом с вашим плечом крикнет ключевую фразу «Я узнал его, этот человек — убийца!», начнется (да-да, мы подходим к главному) та самая акробатика и паркур. Типичная погоня в Assassin’s Creed выглядит так: Альтаир бежит по улице, перепрыгивая через торговые прилавки и сбивая женщин в паранджах, потом взбирается на отвесную стену — перехватывается рукой за балкон, подтягивается, цепляется за балку, отталкивается от стены ногами и исчезает на каком-нибудь чердаке. И что самое приятное — все эти перехваты, зацепы и прыжки по крышам делаются по нажатию буквально одной кнопки.

Когда Альтаира зажимают в углу и доходит очередь до рукопашной, включается еще один зрелищный аттракцион. Боевая система поначалу кажется сложной и не всегда логичной, но, разобравшись с управлением, вы вдруг с удивлением обнаружите, что научились перехватывать чужие выпады и разбивать захваты, ну а после того, как освоите красочные добивания (перебить стражнику ногу и вторым ударом насквозь проткнуть мечом горло — это по местным меркам еще так, разогрев), то главгерой начнет вытворять на экране что-то страшное. Для каждого последнего удара камера выбирает самый смачный ракурс, а перед глазами постоянно мелькают кадры: мелькает меч, хлещут длинные фонтаны чьей-то крови — потом резкий отъезд назад, и в новом ракурсе вы вдруг краем глаза замечаете выбегающее из-за угла подкрепление. Учитывая то, что с каждым новым эпизодом Альтаир разучивает какой-нибудь очередной хитрый асассинский прием, к концу игры боевые сцены превращаются в натуральный танец с саблями.

Впрочем, научившись правильно себя вести в толпе и освоив «тихие» способы удаления охраны (быстрый удар спрятанным под запястьем ножом или метательный кинжал в спину), то можете свести количество драк до минимума. Впрочем, с большинством главных целей сражаться все-таки придется — их многочисленные охранники, только почуяв угрозу, тут же начинают чуть ли не своим телом закрывать хозяина.

На этом месте необходимо сказать и одну неприятную вещь: несмотря на всю простоту управления, при помощи мыши и клавиатуры научиться действительно виртуозно управлять всеми движениями Альтаира крайне сложно. Пройдя треть игры при помощи комбинации мышь+клавиатура, автор этих строк в итоге не выдержал и воткнул в USB-порт геймпад от Xbox 360. Да, вроде для PC-версии разработчики специально придумали огромное количество разных раскладок и поддержку типов мышей (двух-, трех- и даже пятикнопочных), но с геймпадом (под который, собственно, и была изначально заточена игра) все равно получается гораздо быстрее переключаться между разными режимами поведения и приемами в бою. Да и вообще, друзья, в нашу эпоху тотальной мультиплатформенности играть на PC с подключенным геймпадом уже давно вполне нормальное явление, и, честное слово, если раньше у вас вдруг не было повода его купить, то уже, может, хоть ради Assassin’s Creed?

Секрет

А теперь о плохом. Несмотря на все вышеописанное счастье, скачки по крышам, красивые драки и перемещение в толпе, это, по сути, все, из чего состоит эта игра. В первую очередь Assassin’s Creed ругают за, извиняюсь, ограниченность геймплея: может быть, в первый или второй раз подслушивать чужие разговоры или хлестать по щекам языка в темной подворотне еще интересно, но когда все то же самое предлагают проделать раз в десятый, терпения хватает не у всех. Спасибо авторам — в PC-версии они всячески пытались разнообразить жизнь асассина и добавили четыре вида дополнительных миссий-расследований (эскорт, охота на лучников и т.п.). На освоение всех нехитрых правил Assassin’s Creed у вас уйдет максимум часа полтора — и за это время вы совершенно точно определитесь со своим отношением к игре. Скажем, она не лишена атмосферы — несмотря на всю научную фантастику, здесь есть неповторимая атмосфера настоящего, дикого и неумытого средневековья, каждый из городов отличается своей особенной архитектурой, настроением и даже цветовой гаммой. Наконец, геймплей всячески освежают вышеописанные правила поведения в толпе, что придает Assassin’s Creed какого-то необычайного чувства жизни и ощущения чуть ли не полной реалистичности происходящего.

Секрет в том, что если по каким-то причинам вам от игры достаточно хорошей атмосферы и инновационного геймплея, то вы останетесь c Assassin’s Creed до конца, если нет — то лично для вас это и будет «где-то на семерку, может, тянет». Тут все просто — либо вы сразу проникаетесь геймплеем и атмосферой и потом, пардон, претесь до самых финальных титров, либо с точностью наоборот. В этом смысле Assassin’s Creed — одна из самых противоречивых игр последней пары лет, но несмотря на то, понравится она вам или нет, попробовать необходимо решительно всем, кто неравнодушен ко всей этой игроиндустрии.

Основано на реальных событиях

Несмотря на то что Assassin’s Creed — это чистой воды научная фантастика, общий сюжетный «бэкграунд» игры имеет вполне реальную историческую основу. Так, например, орден асассинов (от арабского «хашашин», что дословно означает «употребляющие гашиш») действительно существовал в раннем средневековье и активно действовал на Святой Земле и даже за ее пределами. Но, в отличие от игры, где Альтаир и его братья чуть ли не с иронией относятся к большинству известных религиозных учений, настоящие хашашины были членами секты исмаилитов шиитской ветви ислама.

Немногочисленные, но обладающие строгой внутренней дисциплиной и иерархией, хашашины беспрекословно подчинялись своему лидеру Хасану ибн-Саббаху (известному также как «горный старец») и крайне редко ввязывались в открытые конфронтации, предпочитая уничтожать своих врагов руками профессиональных сектантов-убийц.

Далее. Действие игры разворачивается в 1191 году в самый разгар Третьего крестового похода. К тому времени реальные хашашины укрепились на севере современной Сирии в построенной еще византийцами крепости Масйаф (в игре именно туда возвращается Альтаир после каждого успешно выполненного задания).

Прототипом наставника Альтаира — аль-Муаллима (буквально: «сына учителя») — послужил второй глава ордена хашашинов Рашид ад-Дин ас-Синан, известный своей жесткой политикой как в отношении крестоносцев, прибывающих на Святую Землю, так и местных исламских правителей и военачальников. Некоторые источники указывают, что по его личному приказу были убиты несколько сотен европейских и восточных аристократов, причем рассказывалось, что « цари — находили свою смерть прямо на троне, а богачи — в своих опочивальнях ». Настоящий же, исторический аль-Муаллим (он же Абу Абдаллах Мухаммед аль-Хариси аль-Багдади) тоже был шиитом, однако никакого отношения к секте исмаилитов и уж тем более к хашашинам не имел. Он жил в Багдаде почти на сто лет раньше происходящих в игре событий и был известным исламским историком и богословом.

Наконец, как минимум пятеро из тех людей, которых Альтаир убивает по ходу сюжета, также были историческими личностями, а некоторые даже обошлись без прототипов и были названы своими реальными именами. Например, главный злодей Assassin’s Creed — крестоносец Робер де Сабле. О реальном де Сабле мало что известно — в 1191 году он таинственным образом встал во главе ордена тамплиеров (хотя до этого даже в нем не состоял), сотрудничал с Ричардом Львиное Сердце и умер при невыясненных обстоятельствах. Игра интересным образом развивает эту историю и чуть ли не объясняет реальной причиной Третьего крестового похода личное соперничество между де Сабле и аль-Муаллимом.

* * *

Отдельно лишний раз хочется отметить, что на PC, похоже, все-таки настала эпоха хороших портов. За исключением управления (геймпад, друзья, геймпад), игра вылизана не хуже того же Gears of War. За пару месяцев до релиза в интернете поползли слухи о каких-то невменяемых системных требованиях Assassin’s Creed (тогда шла речь о 4 Гб памяти и прочих ужасах) — так вот, даже они не оправдались. На системе вроде той, что у нас записана в «рекомендуемой» конфигурации, игра честно выдает 30-35 кадров в секунду на максимальном разрешении 1900x1200. Правда, графика здесь, как теперь говорят, «не Crysis », но в целом все сделано на стандартно-высоком уровне современного некстгена.

Что же касается версии от « Акеллы », которая будет официально продаваться у нас, то с ней все получилось неожиданно очень хорошо. То есть, конечно, это не самая лучшая локализация на Земле, но вся кондовость текстов искупается просто-таки шикарной работой актеров. Русские голоса для персонажей Assassin’s Creed подобраны практически идеально и даже ни разу не скатываются в лишний пафос (хотя сюжет и все прочее обязывают). В общем — наши поздравления локализаторам: не убить местную атмосферу переводом на язык Пушкина было явно непросто.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 8.0

Графика: 9.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 6.0

Дождались? Все еще единственная игра в жанре паркур-экшена, которую можно одинаково успешно как критиковать, так и объявлять шедевром. Если у вас есть интерес к оригинальному геймплею, любовь к эстетике эпохи крестовых походов и геймпад — Assassin’s Creed может легко стать персональной игрой года.

Локализация: 2/3

Рейтинг «Мании»: 9.0

Великолепно

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь