Игра в материале
King’s Bounty: Легенда о рыцаре
?Рейтинг
Игромании
9.3Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Ролевая игра, Стратегия, Пошаговая стратегия
Серия: King's Bounty
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Katauri Interactive
Издатель: СофтКлаб
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 23 сентября 2008
Дата выхода в России: 25 апреля 2008
King’s Bounty. Легенда о рыцаре

King’s Bounty. Легенда о рыцаре

Вердикт — King’s Bounty. Легенда о рыцаре
очень убедительный шедевр интерактивного искусства. Сотни, тысячи мелких деталей рисуют перед игроком настоящую сказку — во всех смыслах этого слова. Такого, кажется, не бывает: римейк старомодной PC-игры, переехавший в красочное 3D, становится жанр
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
King’s Bounty. Легенда о рыцаре

Джентльмен в центре — это как раз Дух Смерти.

С «King’s Bounty. Легендой о рыцаре» (давайте сразу договоримся, что далее по тексту будем обходиться без громоздкого подзаголовка) у автора этих строк приключилась престранная история. Садясь за текст, я вдруг осознал, что совершенно не представляю себе, о чем сейчас буду говорить. И дело вовсе не во внезапно наступившем творческом кризисе или иссякшем словарном запасе. Дело в том, что сумасшедшее обаяние этой игры очень сложно ухватить и зарегистрировать при помощи слов. Стоит нажать на кнопку «Выход», как в сухом остатке остается статистика — монстры, заклинания, артефакты. Все, что предлагает King’s Bounty, мы уже видели, причем не так давно.  И сформулировать, что конкретно держало тебя у монитора последние пять-шесть часов, решительно невозможно. В попытке прояснить ситуацию игру вновь приходится запускать, после чего цикл повторяется с самого начала. И так до финальных титров.

Этот то ли колдовской, то ли наркотический эффект в разное время испытали на себе как минимум пять человек в нашей редакции, и противостоять ему не смог решительно никто. Александр Кузьменко, первым ознакомившись с предрелизной версией, поднял телефонным звонком мирно спавшего в США Олега Ставицкого, чтобы сообщить, что «у нас тут шедевр!». Тот в ответ резонно заметил, что говорил это еще на прошлом «ИгроМире», и взбил подушку помягче.

Действительно ли King’s Bounty настолько хороша? И да и нет. Если рассматривать ее с точки зрения механики, графики, звука и прочих составляющих, то быстро станет ясно, что ничего особенного тут, вообще говоря, нет. Выражаясь в современных терминах, это ролевая игра, к которой пристыкована боевая система, сильно похожая на Heroes of Might and Magic. О каких либо новшествах и жанровых свершениях речи и вовсе не идет — игра прекрасно описывается термином «олдскул», то есть она сделана по лекалам давно минувших лет.

Но в данном случае ключевой вопрос не «что?», а «как?». Katauri Interactive (созданные Дмитрием Гусаровым, экс-худруком Elemental Games и автором «Космических рейнджеров») умеют собирать игры так, что в них не остается ровным счетом ничего лишнего. Каждый листик на полигональном дереве, каждая строчка диалога — все здесь находится в потрясающей гармонии и подчинено одной-единственной цели — доставить вам как можно больше положительных эмоций. Так что правильней тут было бы разобраться, как эта самая гармония достигается.

С душком!

В загадочной «шкатулке ярости» вот уже тысячу лет томятся в заточении четыре могущественных духа. Основное их предназначение — помогать герою на поле брани. Однако в свободное время можно попытаться завести с ними непринужденную беседу — столетия бездействия сделали их словоохотливыми. Они с удовольствием расскажут вам о себе, своем прошлом и мирах, из которых они родом. Да, а еще они иногда очень занятно спорят между собой.

Зерок

Дух камня. Туп как пробка (впрочем, иногда он все-таки способен делать очень меткие замечания), разговаривает исключительно на повышенных тонах. По собственному утверждению, его создала древняя раса магов из осколков черной звезды для борьбы с себе подобными. В силу происхождения питает к волшебникам врожденную ненависть.

Слиим

Дух болот. Последний из расы скраггов. Особа королевских кровей, настоящий интеллигент. Способен поддержать светскую беседу о природе ядов и гастрономических особенностях змей и пауков. Большую часть времени дремлет, в остальное время — галантно шепелявит. Владеет чудесным заклинанием «Ядовитый косяк».

Лина Итаниэлес

Дух льда. Наемница, весьма учтивая собеседница. Родом из Литана, развитого мира техномагов. Ее физическое тело погибло, но ей удалось сохранить свой разум в виде бесплотного духа, которого и пленил прежний хозяин шкатулки. С героем разговаривает несколько свысока, но с плохо скрываемым интересом — тысячелетняя дамочка явно изнывает от скуки.

Жнец

Дух смерти. Один из 13 Стражей Храма Времени — вселенского хранилища знаний, над которым не властно время. Жнец отрекся от своего прошлого и не помнит, кем был в прошлой жизни. Даже свое имя позабыл. Говорит мало, но забавно — переставляя слова, словно магистр Йода.

Зерок

Слиим

Лина

Жнец

Ящик Пандоры

Эта черепаха — как совы из «Твин Пикса» — не то, чем кажется.

Тезисный экскурс в историю для тех, кто открыл для себя компьютерные игры менее чем 18 лет назад. Сегодняшняя King’s Bounty — римейк одноименной игры 1990 года выпуска. Та, в свою очередь, явилась прародительницей сегодняшних «Героев». Так вот, мы, в сущности, имеем дело практически с той же самой игрой. Доблестный рыцарь разъезжал на коне по городам и весям, нанимал войска и работал на побегушках у местного короля. Наградой за службу, как и полагается в сказке, была рука прекрасной принцессы.

Тут главное не принять King’s Bounty за запоздавший ответ «ниваловским» Heroes of Might and Magic 5. Потому что у Katauri вышла в первую очередь чистокровная ролевая игра. То есть  забудьте про возню с постройкой городов, захватом шахт и еженедельным приростом населения. Настоящего рыцаря такие вещи заботить не должны. Его задача — совершать подвиги. Поэтому мы легким галопом скачем по пыльным дорогам, выполняем задания и попутно ломаем рога встречным монстрам. На вырученное золото закупаемся в тавернах и городах новым обмундированием и войсками. Все это — в традиционном на первый взгляд фэнтези-антураже. King’s Bounty фактически копирует формулу восемнадцатилетней давности, но делает это виртуозно и местами очень кстати отступая от традиционных решений.

Слизь и кусачие пираньи — верный признак заклинания «Ядовитый косяк».

Вот хотя бы путешествие по глобальной карте. Оно (неожиданно!) происходит в реальном времени, и этот, казалось бы, незначительный нюанс дает герою тактический простор. Если какой-нибудь ценный артефакт охраняет толпа особо зубастых драконов, это не значит, что вам обязательно придется их всех перебить. В King’s Bounty с большинством монстров, представьте, вообще необязательно сражаться! При виде вас вражеский отряд тут же радостно помчится навстречу, давая возможность выманить его куда угодно. Можно эффектно заблудить неприятеля в трех соснах, после чего беспрепятственно проникнуть на охраняемую территорию. Можно подло сцапать у него из-под носа сокровище и скрыться в ближайших кустах. А еще его можно просто выманить на тактически выгодную территорию (размер и форма боевой арены привязаны к рельефу карты), а уже там нанести сокрушительное поражение. Поверьте, этими приемами вам придется пользоваться не раз, особенно на ранних этапах игры.

Столица местной империи состоит из трех замков и дирижабля, но выглядит все равно завораживающе.

Другой пример — ролевая система. На первый взгляд она довольно примитивна: три класса (воин, паладин и маг), каждый из которых заточен под определенную стратегию, — кто-то делает упор на армию, кто-то на заклинания, а кто-то — на все сразу. У каждого класса — своя приоритетная ветвь прокачки и бонусы к базовым параметрам. При повышении уровня, опять же, предлагается прокачивать только приоритетные характеристики. Новые способности можно изучать, вкладывая в их развитие руны. Всего рун три вида, и выдают их при повышении уровня. Но вот ведь какая штука: иногда руны лежат прямо на земле, причем в немалых количествах. Собирая их, вы можете поправить баланс и создать гибридный класс героя, например воина-мага.

Ну и, наконец, боевая система. На первый взгляд, все это вы уже видели в  тех же «Героях», но ровно до того момента, пока в ваши руки не попадет «шкатулка ярости». В ней сидят четыре могущественных духа, которые (если, конечно, сумеете их подчинить — для этого нужно выполнить специальный квест) смогут немало помочь на поле боя. У каждого есть четыре мощных спецспособности, они со временем растут в уровнях и способны внести панику в ряды врагов. С одним лишь условием — для успешного сеанса спиритизма необходим параметр «ярость», который накапливается только в бою и снижается, если вы долгое время не выпускаете никому кишки. Ближе к концу игры, когда способности духов становятся серьезным аргументом, накопление ярости превращается в гонку со временем — чтобы поддерживать себя в форме, приходится каждые пять минут устраивать мини-геноцид.

Откуда ноги растут

У King’s Bounty запутанная и богатая родословная — это, понимаете ли, римейк игры, от которой ведет начало серия Heroes of Might and Magic. При этом на «Героев» игра похожа гораздо больше, чем оригинал. Однако есть и принципиальные различия. Перед вами — небольшая сравнительная таблица на эту тему.

Сходства

1. Внешний вид

У опытного фаната «Героев» при первом взгляде на «Легенду о рыцаре» неизменно случается острый приступ дежавю. Сходство, особенно с пятой частью сериала, не заметить просто невозможно: все эти пряничные домики, кукольные рыцари на лошадях и монахи в халатах навевают вполне определенные ассоциации.

2. Бестиарий

Коренастые гномы? Есть! Крестьяне с вилами? Есть! Вампиры, превращающиеся в летучих мышей? Присутствуют! Конечно, все это довольно привычные создания для любой фэнтези-игры, но вместе со схожей визуальной стилистикой они гарантируют радость узнавания.

3. Боевая система

Любой, кто хоть раз играл в «Героев», сразу же почувствует себя как дома. Поле, разбитое на шестигранники, пошаговые бои, герои, посылающие заклятия откуда-то из-за кадра. Даже иконки невероятно похожи.

Различия

1. Жанр

King’s Bounty — чистейшей воды RPG. Стратегическая часть проявляется разве что во время боя. Все остальное время мы заняты выполнением квестов, подбором удачной экипировки, прокачкой умений и болтовней с NPC.

2. Атмосфера

В «Героях», если помните, было море пафоса. Здесь с этим гораздо проще — обстановка в King’s Bounty непринужденная. В диалогах периодически проскакивают меткие шутки. Герой любезничает с супругой и ведет задушевные беседы с четырьмя свихнувшимися духами из волшебной шкатулки. Все улыбаются.

3. Боссы

Помимо обычных стычек с бандами чудищ и враждебными героями, в King’s Bounty периодически приходится сталкиваться с боссами. И получились они именно такими, какими должны были быть,  — огромными и зловещими. Наиболее безобидные примеры — гигантский осьминог Кракен и черепаха-переросток.

Тонкие материи

Местные гномьи замки — это такой гламурный стимпанк.

Все достоинства этой игры состоят из подобных нюансов. Концепция, изобретенная без малого двадцать лет назад, удивительным образом работает и сегодня. С минимальными отступлениями от традиций.

Однако не механикой единой жива King’s Bounty. Львиной долей обаяния эта замечательная игра обязана дизайнерам и сценаристам. Потому что с художественной частью у «Легенды» дела обстоят просто замечательно.

Во-первых, диалоги. Все NPC здесь страшно любят поговорить. Поначалу кажется, будто вы имеете дело с классическим фэнтези, которое на русском языке работает с большой неохотой. Но потом вдруг выясняется, что у авторов отличное чувство юмора, и порой оно достигает чуть ли не монтипайтоновских высот (они, как известно, лучше всех умели шутить про королей и рыцарей). Например, в первой же тренировочной миссии наставник героя предложит ему спасти принцессу из лап дракона. Скучища вроде бы, но по ходу квеста выяснится, что дракон вполне настоящий, а вот принцесса — учебная. То есть тряпичная кукла, исписанная автографами предыдущих рыцарей-стажеров.

Если вы думаете, что добрые рыцари всегда попадают в рай — не верьте. Сначала им приходится основательно погреться в аду.

Или вот еще пример. В King’s Bounty, среди прочего, можно жениться. Жена — полезная в хозяйстве штука: добавляет четыре дополнительных слота под предметы и периодически рожает герою детей, которые дают полезные бонусы к характеристикам. Так вот, первой же красавицей, у которой вы сможете попросить руку и сердце, окажется самая настоящая царевна-лягушка. Причем даже после снятия чар девушка периодически квакает, а если не будете уделять ей достаточно внимания — превратится обратно в земноводное. Придется целовать снова. Кроме шуток.

Во-вторых, здесь есть действительно разнообразные квесты. Суть их, как правило, довольно банальна — пойти в одно место, убить тысячу чудовищ, поговорить с боссом, оторвать ему голову, ну и так далее. Но вот сюжет у каждого задания совершенно уникальный, ручной выделки. Так, непритязательная история про мельника, случайно превратившегося в зомби, может обернуться целым крестовым походом, в процессе которого вам придется побывать в школе магов, поплавать по прибрежным водам (в игре можно купить собственное плавсредство, без которого в отдельных локациях просто не обойтись) и устроить личную жизнь одного разбойничьего атамана. Имеется также история о том, как три получеловека-полулягушки делили затхлое болото на сферы влияния.

Ну и финальный аргумент — графический стиль. Скриншоты плохо передают это ощущение, так что поверьте на слово — King’s Bounty натурально завораживает. Каждая локация, каждое подземелье создано с фантастическим, совершенно нероссийским вниманием к деталям. Вокруг пиратских островов снуют быстроходные шхуны, в шахте ворочают кирками гномы-рабы, по болотным топям блуждают светлячки, а вокруг мрачной церкви зловеще кружит нежить. King’s Bounty — ручная, штучная работа, она ретранслирует уют шерстяного пледа. Это очень старомодное, не принятое сегодня развлечение, когда вы, вооружившись чаем, играете до трех-четырех утра.

20 лет спустя

Каких-то 18 лет, и из набора плохо анимированных пикселей King’s Bounty превратилась сами видите во что.

* * *

King’s Bounty не содержит ни одного дизайнерского откровения, но все, что в ней есть, работает так, как ни у кого больше. Это маленький, но очень убедительный шедевр интерактивного искусства. Сотни, тысячи мелких деталей рисуют перед игроком настоящую сказку — во всех смыслах этого слова. Такого, кажется, не бывает: римейк старомодной PC-игры, переехавший в красочное 3D, становится жанровым откровением. Ни мы, ни, наверное, вы не ожидали, что играть будет настолько интересно. И что еще важнее: мы не можем указать на King’s Bounty как на выход из сложившегося в российском игропроизводстве кризиса. Сказать всем «делайте, как Katauri» не получится, хотя схема, конечно, очень заманчивая. Чтобы развинтить всем известный геймплей на составные таблицы, недостаточно геймдизайнера с высшим техническим образованием. Нужен талант, нужно чувство баланса, нужно колоссальное, западное внимание к деталям. Дмитрий Гусаров делал свой римейк несколько лет, и сегодня мы с чистой совестью можем утверждать — так в России не умеет больше никто.


Реиграбельность  да

Классный сюжет  нет

Оригинальность  нет

Легко освоить  да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Лучшее, что случилось с российскими играми после «Кодекса войны». Не пропустите!

Рейтинг «Мании»: 9

«Великолепно»

Комментарии
Загрузка комментариев