09 июля 2008
Обновлено 17.05.2023

Горячая линия: железо

Горячая линия: железо - изображение обложка

24 часа в сутки я мысленно с вами. В остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hotline@igromania.ru или отправив SMS на короткий номер 1121 с префиксом #hard (то есть в начале сообщения вы должны ввести слово hard и только потом, через пробел, вводить сам вопрос). Стоимость каждого сообщения — 3 руб.

Какой DirectX был самым первым, для чего он предназначался и какую графику он обеспечивал?

В далеком 1994 году корпорация Microsoft готовилась к выходу своей новой операционной системы Windows 95 , ставшей новой вехой в развитии операционных систем. Ее характерной особенностью был новый механизм работы с устройствами — не напрямую, а в защищенном режиме. Это чуть не поставило популярность новой системы под угрозу: разработчики игр, уже тогда имевших значительную аудиторию потребителей, не хотели работать с этой пусть и более стандартизованной, но в то же время более сложной моделью доступа. Тогда три программиста — Крэйг Эйслер, Алекс Джон и Эрик Энгстром — разработали модель API для создания игр.

Ведущие разработчики видеокарт поддержали идею и предоставили образцы своих плат и всю необходимую документацию. В апреле 1995 года на Computer Game Developers Conference была проведена презентация бета-версии API. Какую графику можно было видеть, легко представить, если знать конфигурацию системы, на которой происходила демонстрация: процессор Intel 486 DX2 (66 МГц), 8 Мб оперативной памяти и видеокарта ATI Mach 64 с невероятным количеством памяти — 4 Мб.

Любопытно, что уже в то время создавались такие основополагающие технологии, как DirectDraw (работа с двумерными объектами), DirectPlay (поддержка мультиплеера) и DirectSound (работа со звуком). И если первая версия API называлась просто Game SDK , то уже вторая с легкой руки какого-то журналиста получила имя DirectX — под этим словом объединили целый ряд технологий.

Новые игры очень требовательны к объему оперативной памяти. Возьмем Crysis или Assassin’s Creed: для их нормальной работы рекомендуется 1,5-2 Гб оперативки. Более новые игры, естественно, будут требовать все больше и больше памяти. Сейчас 32-разрядные системы Windows XP и Vista могут видеть до 3,5 Гб ОЗУ максимум. А что делать, если игра потребует минимум 4 Гб, а для нормальной работы — все 6 Гб? Конечно, вы скажете, что можно перейти на 64-разрядную систему, но тогда возникнет проблема с совместимостью приложений, а эмуляторы не всегда помогают. Как же быть?

Действительно, чтобы операционная система видела 4 Гб ОЗУ и больше, требуется 64-битная ОС. Но спешу вас утешить — описанная проблема вряд ли возникнет. И вот почему. Дело в том, что 64-битные системы имеют в своем составе встроенный эмулятор для 32-битных приложений. Он достаточно хорошо отработан, так что потери производительности невелики. Подобный переход мы уже видели. При запуске 16-битных программ ( Windows 3.11 ) на 32-битной Windows XP использовался специальный эмулятор Windows on Windows (WOW).

Единственная проблема — с драйверами. На них действие эмулятора не распространяется. Но здесь следует учесть уже другой фактор: к моменту, когда переход на 64-битные ОС действительно назреет, проблемы с совместимостью уйдут в прошлое.

При включении компьютера появляется надпись: «Неправильный файл boot.ini. Загрузка с C:/Windows/». Пока в работе компьютера аномалий замечено не было, но что-то ведь не так?

Появляющееся сообщение говорит об ошибочной записи в boot.ini — файле, в котором содержатся записи об установленных на компьютере операционных системах. Он мог быть поврежден, например, при установке и последующем удалении дополнительной операционной системы. Также неполадки могут быть вызваны последствиями вирусной атаки, нелишним будет проверить компьютер.

По сути же, boot.ini всего лишь текстовый файл, находится он в корне раздела. Его можно редактировать, например, в « Блокноте ». Чтобы исправить ошибки, файл нужно привести в соответствие со стандартами. На официальном сайте Microsoft есть две справочные страницы на эту тему. Первая ( support.microsoft.com/kb/289022/ru ) посвящена полному разбору синтаксиса файла, вторая ( support.microsoft.com/kb/330184/ru ) рассказывает о том, как файл можно исправить автоматически с помощью утилиты bootcfg — консоли восстановления Windows XP.

Меня интересует температурный режим моей видеокарты — GeForce 8800 GTX. А именно — показатели датчиков температур при использовании EVEREST Ultimate Edition 4.50.1330. Программа выдает три параметра температуры видеокарты: графический процессор, диод ГП, память ГП. Вопрос в том, какой из них наиболее важен при определении температуры? Пример: Crysis, настройки High, температура графического процессора по данным ЕVEREST — 78°C, диод ГП — 86°C, память ГП — 79°C. NVIDIA nTune 5.00.04.06: температура GPU1 — 87°C.

Можете не опасаться, температура в 86°C и даже 90°C градусов является нормальной для современных видеокарт. Собственно, речь идет о вычислительном блоке видеокарты. Температура с датчика у памяти, естественно, ниже — она также указана вами. NVIDIA nTune показывает самый важный показатель — температуру вычислительного блока.

Вообще, графические процессоры GeForce 8800 GTX изготавливались по 90-нм техпроцессу, поэтому сильный нагрев для них вполне характерен. Современные GPU вроде GeForce 8800 GTS 512 и GeForce 9800 GTX изготавливаются по 65-нм техпроцессу и поэтому греются меньше.

Если в играх все работает нормально, беспокоиться о температуре не стоит. Современные видеокарты имеют защиту от перегрева, при достижении предельного температурного порога частота ядра понижается, а в играх появляются характерные подтормаживания.

Наши рекомендации: если вы установили в корпус мощную видеокарту, стоит позаботиться об охлаждении, установить в передней части корпуса 80- или 120-мм вентилятор на вдув, а на задней части — еще один на выдув. Провода в корпусе нужно аккуратно проложить, чтобы они не мешали воздушному потоку. При желании можно заменить стандартную систему охлаждения видеокарты на более эффективную.

При нажатии сочетания клавиш Ctrl+Alt+Delete вместо диспетчера задач появляется окно с надписью «Диспетчер задач отключен администратором». Мой аккаунт является администраторским, я ничего не отключал. Как снова получить доступ к диспетчеру задач?

Включить Диспетчер задач можно с помощью Редактора реестра Windows. Для его запуска нажмите Пуск - > Выполнить, наберите regedit. В появившемся окне перейдите в следующий раздел: HKEY_CURRENT_USER\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Policies , там увидите ключ DisableTaskMgr. Чтобы вернуть диспетчер задач, замените параметр типа DWORD на следующее значение — 00000001.

Такие внезапные изменения обычно проявляются после вирусной атаки, проверьте свой компьютер с помощью антивируса.

При включении компьютера появляется сообщение об ошибке: «CMOS checksum error-Defaults loaded». Дата и время сбиваются на 1 января 2001 года. И так происходит при каждом включении ПК.

Всему виной батарейка на материнской плате, она просто села. Дело в том, что CMOS — это энергозависимая память. В CMOS хранятся настройки BIOS, а также дата и время.

Батарейку можно купить в любом часовом магазине. Какая именно модель вам нужна и как правильно ее заменить, можно узнать из инструкции к системной плате.

Какая оперативная память лучше: двухканальная или обычная? В чем разница и как их отличить друг от друга?

Для начала стоит уточнить: двухканальной памяти не существует в природе. Это миф, который непонятно откуда взялся. Другое дело, что есть контроллер памяти, который может работать с памятью, используя один или два канала. Сам контроллер в случае процессоров Intel интегрируется в системный чипсет, в случае с AMD — в процессор. Все современные материнские платы и процессоры могут работать с памятью в двуканальном режиме. Для этого достаточно установить два модуля в соответствующие слоты DIMM. Выяснить, куда именно нужно их ставить, поможет инструкция к системной плате. Рекомендуем устанавливать одинаковые по скорости и объему модули, желательно от одного производителя. Еще лучше купить комплект из пары планок, что обеспечит гарантированную совместимость.

Два канала памяти отличаются в два раза большей пропускной способностью по сравнению с одним каналом. Понятно, что чем их больше, тем лучше, однако есть одно «но»: у современных процессоров система кэширования настолько хорошо развита, что прирост от перехода на два канала не такой существенный, как раньше. Однако если вы используете интегрированное графическое ядро, то настоятельно рекомендуем задействовать оба канала, ведь видеопамять берется из основной памяти ПК. В данном случае пропускная способность критична.

Подскажите, что лучше выбрать: связку из двух видеокарт GeForce 8800 GTS 512, работающих в режиме SLI, или один GeForce 9800 GX2? Что лучше для игр?

По сути, GeForce 9800 GX2 представляет собой две видеокарты GeForce 8800 GTS 512 в одной упряжке. Правда, работают они на меньшей частоте. В принципе, пара GF 8800 GTS 512 смотрится предпочтительнее — частоты выше, охлаждение эффективнее. Но тут все зависит от цен: если GX2 будет стоить дешевле, нежели две GTS-платы, то почему бы и нет? GX2 станет идеальным вариантом, если ваша системная плата построена на чипсетах AMD и Intel , ведь они несовместимы с SLI…

Помните, что технологии SLI и CrossFire актуальны только для игр в очень высоких разрешениях — 1920x1200 и выше. Поэтому, если вы не приобрели большой монитор (24, 26 или 30 дюймов), покупать две видеокарты смысла нет.

Зачем нужна вертикальная синхронизация частот развертки монитора? Нагружает ли она видеосистему?

Речь идет о функции Vsync , которую можно включать/выключать в играх или драйверах видеокарт. Если функция включена, то видеокарта не будет выдавать частоту кадров (FPS) выше 60 Гц, то есть не будет заниматься холостым рендерингом сцены, поскольку частота обновления современных ЖК-мониторов все равно не превышает 60 Гц. Современное понятие «частота обновления» больше относится к частоте обмена кадрами интерфейса монитора, поскольку его первоначальный смысл ушел с исчезновением с рынка ЭЛТ-мониторов.

В любом случае хардкорные геймеры считают, что ограничение в 60 FPS негативно сказывается на точности прицеливания в играх. Возможно, но в большинстве случаев вы это вряд ли заметите, поэтому рекомендуем оставлять опцию Vsync включенной, чтобы нагрузка на видеокарту была меньше, да и чтобы игра в действии выглядела красивее. Ведь Vsync позволяет сделать картинку плавной, без артефактов.

Приобрел систему на двуядерном Athlon 64 X2 6000+ (3 ГГц), на витрине магазина стояла практически аналогичная система по такой же цене, единственное отличие — использовался четырехъядерный процессор Phenom 9500 (2,4 ГГц). Мне посоветовали взять двуядерную систему, так как она быстрее и надежнее. Это действительно так?

Если сравнивать младшую модель четырехъядерного Phenom и старшую модель двуядерного Athlon 64 X2 , то последний процессор в играх будет быстрее, поскольку у него значительно выше частота ядер. Под надежностью имеется в виду ошибка TLB , с которой компания AMD уже успела справиться в своих новых процессорах.

Но вернемся к ядрам: игры в ближайшие год-полтора вряд ли смогут получить ощутимый выигрыш от четырех ядер. Такие игры, конечно, уже есть, но их можно пересчитать по пальцам ( Crysis , Lost Planet: Extreme Condition ). На данный момент четыре ядра пригодятся для 3D-моделирования, кодирования аудио/видео. Тут выигрыш очень даже ощутимый.

Можно ли на материнскую плату с поддержкой DDR-памяти поставить видеокарту с DDR2-памятью?

Конечно, можно. Ведь речь идет о совершенно разных вещах: на материнскую плату устанавливается оперативная память, на видеокарту — собственная, выделенная память. Друг с другом они не взаимодействуют.

Слышал, что при отсутствии FDD можно столкнуться с проблемами при переустановке Windows. Так ли это?

Действительно, Windows XP порой требует для опознавания контроллеров SATA или RAID драйвера во время первоначальной загрузки с CD. Их можно загрузить только через дискету (конечно, есть и более изощренные способы: например, интегрировать драйвера в дистрибутив с помощью программы vLite ). В Windows Vista проблема решена, драйвера можно подсовывать с флэшки. Это гораздо проще и удобнее.

Рекомендации по составлению вопросов

Если вы пишете электронное письмо, делайте в теме письма пометку « Горячая линия » или « Совет от читателя » — так будет легче найти ваше послание в море спама, приходящего на почтовый ящик.

Описывайте проблему как можно подробнее, не забывайте указывать конфигурацию системы и версии установленных драйверов. Чем детальней описание проблемы, тем больше вероятность, что мы вам поможем.

При написании SMS также не экономьте на описании проблемы, указывайте свой электронный адрес, по которому можно будет уточнить детали.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь