09 июля 2008
Обновлено 17.05.2023

Аналитика. Онлайн-драма: самые трагичные MMORPG-истории

Аналитика. Онлайн-драма: самые трагичные MMORPG-истории - изображение обложка

Онлайновые миры MMORPG часто называют жалким подобием реального мира, дескать, все в них условно, схематично, ненатурально. Однако драмы, которые там разыгрываются, по накалу и насыщенности вполне сравнимы со страстями, кипящими в обычной жизни. Вот только наружу долетают лишь отголоски этих историй. Чтобы проникнуться всем трагизмом ситуации, нужно знать подоплеку и последовательность развития событий в каждом случае, у большинства же игроков банально не хватает времени, чтобы разбираться во всех тонкостях. И вот тут на помощь придем мы.

Предательство века

Что? Любовное приключение, завершившееся грандиозным предательством

Где? На бескрайних космических просторах

Почему? Коварный заговор и его гениальная реализация

В апреле 2004 года к лидеру корпорации наемников Guiding Hand Social Club (GHSC) из EVE Online Истваану Шогаатсу обратился таинственный клиент. GHSC к тому времени уже имела хорошую репутацию, пустив по миру как минимум четыре мелкие конторы и превратив в космический мусор больше сотни кораблей, — такова уж работа наемников. Предложенное Истваану и его команде задание было весьма необычным. Неизвестный посулил миллиард ISK (игровая валюта) за голову Мириал, главы Ubiqua Seraph , одной из крупнейших игровых корпораций. « Сделайте так, чтобы эта стерва и ее прихвостни страдали! » — потребовал клиент.

Наемники отлично понимали, что их небольшой флот при всем желании не сможет тягаться с армией Мириал, поэтому Шогаатсу сразу решил, что действовать надо исподволь, обходными путями. Неделя ушла у лидера наемников на составление плана действий, и, когда схема была полностью готова, началось внедрение. Участвуя в совместных операциях, выполняя приказы начальства, взаимодействуя с другими пилотами, тайные агенты GHSC начали проникать в недра Ubiqua Seraph. Поступая в корпорацию на маленькие, ничего не значащие должности, они потихоньку росли по служебной лестнице, получали все более высокие ранги.

Приблизительно через полгода шпионы уже прочно обосновались на всех уровнях иерархии Ubiqua Seraph, а один из них — Аренис Ксэмдал — стал правой рукой Мириал. Чтобы взобраться так высоко, хитрец воспользовался старым проверенным способом — соблазнил жертву, сыграв роль пылкого виртуального любовника. Мириал нарадоваться не могла таким преданным товарищам и даже не подозревала, что судный день близок.

18 апреля 2005 года Мириал решила стряхнуть пыль со своего уникального боевого корабля Navy Apocalypse стоимостью 10 млрд ISK (в то время колоссальные деньги) и совершить на нем экскурсию по владениям. Компанию ей составил Аренис — он пилотировал второй боевой линкор, по классу очень близкий к Navy Apocalypse. Когда «возлюбленные» миновали прыжковые врата и оказалась в системе Харас, на радаре появилось несколько красных точек. Это не сильно обеспокоило правительницу: пираты не представляли особой опасности для двух самых мощных боевых кораблей во вселенной EVE. Она спокойно пошла на сближение. И тут…

В тот самый момент, когда пиратские корабли подлетели на расстояние выстрела и Мириал уже собралась стереть их в порошок, с тыла на ее корабль неожиданно обрушился шквал огня. Бедняжка не могла поверить своим глазам: ее линкор атаковал самый, казалось бы, преданный соратник. Аренис присоединился к налетчикам и захлопнул ловушку!

В тот момент, когда корабль Мириал уже трещал по швам, агенты GHSC получили сигнал от своего предводителя и стали опустошать ангары и склады на станциях Ubiqua Seraph. Всего за несколько минут корпорация потеряла ценностей на общую сумму 20 млрд ISK. Navy Apocalypse также пустили в утиль, а вместе с ним и хозяйку, чья замороженная тушка была вскоре представлена заказчику.

Отчет Истваана Шогаатсу на официальном форуме игры вызвал самые жаркие споры. Одни восхищались тщательно спланированной диверсией, другие выражали презрение, ведь от действий наемников пострадали рядовые пилоты, не имевшие к грехам (да и были ли они, эти грехи?) Мириал никакого отношения.

Убийство в «Золотой вобле»

Что? Жестокая разборка со смертельным исходом

Где? На сходке матерых «линейщиков»

Почему? Давняя вражда двух игроков

Lineage 2 — одна из самых популярных в нашей стране MMORPG. На просторах мира Аден постоянно ведутся войны кланов и политические интриги, а некоторые из конфликтов настолько серьезны, что имеют вполне осязаемые, а иногда просто чудовищные последствия в реальном мире. Один из таких случаев, который закончился смертельным исходом и взбудоражил все LII-сообщество, произошел в январе 2007 года во время сходки клана InquisitorS в московском баре « Золотая вобла ».

Место это уже давно стало традиционным для сходок «линейщиков»: именно здесь обсуждалась политика кланов, строились планы на будущее, решались сиюминутные задачи. В тот день кто-то узнал, что из Киева в Москву по делам приехал Андрей Пономаренко, известный в Lineage 2 под ником DVP. В русском сообществе он считался своего рода легендой: именно Пономаренко завоевал титул героя официального сервера Теон и выпустил целую серию PvP-роликов, сорвавших кассу на YouTube. Хотя Андрей состоял в клане RedSquad , с которым соперничали «инквизиторы», его решили пригласить на тусовку.

DVP прибыл в самый разгар встречи и присоединился к вечеринке. В толпе он увидел немало приятелей, вот только среди посетителей бара оказался и заклятый враг Александра по прозвищу Штай, общение с которым на форумах часто заканчивалось взаимными оскорблениями. Когда все изрядно выпили, всплыли старые обиды, и разборки перешли на улицу. За нехорошие слова в сторону близких DVP Штай получил меткий удар в нос, и на этом бы все закончилось… но за соклановца решил заступиться Саша Блескин, известный в игре как CBEPX.

По словам знакомых, Александр всегда всех пытался помирить и вообще был очень миролюбивым человеком. Подойдя к DVP, он объяснил киевлянину, что в гостях себя так не ведут, но герой Теона был не в том состоянии, чтобы слушать чьи-то нравоучения. Прервав нотации ударом по лицу, он повалил Блескина на землю и стал пинать его ногами по голове. К тому времени, как подоспела охрана, Александра было уже не спасти. С переломом черепа его доставили в больницу, где он провел три дня в коме, а затем скончался, так и не придя в сознание.

Визит в Москву закончился для Пономаренко судом, где ему дали 8 лет в колонии строгого режима и оштрафовали на 200 тыс. рублей в пользу родителей погибшего. Об этом случае написали многие газеты и журналы, и инцидент долгое время обсуждали на форумах Lineage 2. Причем далеко не все осуждали убийцу. Для многих фанатов игры он по-прежнему оставался кумиром, некоторые даже выразили сожаление, что DVP отправился в тюрьму из-за «такого пустяка».

Фэнси, гроза PvP

Что? Праведное мщение PvP-серверу

Где? На полях сервера Sullon Zek

Почему? Чувство безмерной несправедливости и одиночество

В следующем году старичку EverQuest стукнет 10 лет. За это время по миру Норрат успели прогуляться десятки миллионов людей. Разумеется, различных казусов тоже было предостаточно, но самым значимым и запоминающимся событием в мире EQ, наверное, навсегда останется случай с бардом Фэнси.

В начале своей игровой карьеры Фэнси вместе с друзьями играл на PvE-сервере, но в один прекрасный момент приятели барда решили перейти на PvP-сервер Sullon Zek. Фэнси был категорически против: ему было хорошо и уютно в родном мире, прокачивать заново персонажа не хотелось, только вот как играть дальше, если почти вся гильдия умчалась на PvE-просторы? И тогда парню пришла в голову безумная идея. Раз Sullon Zek разрушил его дружбу и внес смуту в спокойную виртуальную жизнь, серверу нужно отомстить!

С тем же успехом можно мстить горе или небу, но Фэнси подобные тонкости нисколько не смутили. В тот же день он создал нового персонажа и встал на тропу войны. По правилам PvP-сервера игроки не могли атаковать героя, если он не достиг 5-го уровня. Помня об этом ограничении, Фэнси прокачал своего барда до заветной планки и стал наведываться во все окрестные локации, собирать на себе монстров (в MMORPG это называется «паровоз») и натравливать их на ничего не подозревающих новичков и старожилов. Одной из особенностей барда была возможность развить сумасшедшую скорость бега с помощью специального умения. Игроки не могли наказать хулигана, а у монстров банально не хватало скорости, чтобы его догнать, поэтому они переключались на других персонажей, оказавшихся на пути. В итоге в Sullon Zek начался настоящий хаос. Умирали даже прославленные герои Норрата: Фэнси с десятками, а иногда и сотнями монстров на хвосте не стеснялся забредать на огонек в высокоуровневые локации.

Слава о барде-убийце расползлась далеко за пределы Sullon Zek, многие писали петиции, а гейммастера только разводили руками — с точки зрений правил EverQuest Фэнси действовал вполне законно. Но возмездие должно было состояться: администрация Sony Online Entertainment решила наказать хулигана. Когда бард появлялся в игре и принимался за старое, гейммастера делали так, что он, спасаясь от погони, вдруг застревал на месте или рядом появлялся гигант, с одного удара отправлявший беднягу в нокаут. Какое-то время Фэнси продолжал упорно мстить серверу, но вмешательство администрации значительно усложнило его охоту. Через несколько месяцев он сдался, и все сообщество на Sullon Zek наконец вздохнуло с облегчением.

Нечестная игра

Что? Нечестная игра со стороны разработчиков

Где? В открытом космосе

Почему? Правду знают только разработчики, по официальной версии — один из девелоперов решил пошалить, пока другие были в отпуске

EVE Online — настоящий рассадник драм. В игре, где создаются и распадаются огромные альянсы, ведутся многолетние войны, форум раскален от флейма и интриг, покой модераторам только снится. Компании CCP удалось создать непревзойденную по глубине MMORPG, и все говорит о том, что авторы сами души не чают в своем творении. Но в семье, как говорится, не без урода, и однажды разработчикам пришлось познать эту поговорку на собственной шкуре.

9 февраля 2007 года один из игроков EVE Online Кугутсумен в своем блоге опубликовал доказательства того, что один из работников CCP воспользовался служебным положением и передал крупному альянсу Band of Brotherhood редкие чертежи. Так как войны альянсов и политика играют в EVE Online важнейшую роль, инцидент вызвал бурю негодования со стороны игроков. Для русских пилотов эта новость вообще стала своеобразной красной тряпкой, так как многие члены русскоязычного Red Alliance уже давно подозревали разработчиков в нечестной игре.

Обвинения в сторону CCP посыпались со всех сторон. На официальном форуме модераторы не успевали удалять гневные топики, новость об этом разошлась по всем игровым порталам, многие даже стали предрекать конец EVE Online. Замять происшествие компания уже не могла, и на главной странице сайта игры появилось сообщение от руководства, что ведутся разбирательства, виновные будут наказаны. Оказалось, что описанный в блоге случай действительно произошел, — виновником оказался работник CCP с ником T20 , передавший ценные документы альянсу в тот момент, когда весь костяк команды разработчиков находился в отпуске. « EVE Online — наш ребенок, мы бы никогда не причинили ему подобный вред », — сказал в интервью журналистам один из создателей игры. Но авторитет компании был подорван.

Злосчастные чертежи изъяли, и, чтобы успокоить возбужденную толпу, представители CCP объявили о создании специального отдела, который стал контролировать работников компании, дабы не допустить подобного впредь. Возглавил новый отдел хорошо известный EVE-сообществу гейммастер Arkanon. Чтобы вернуть доверие игроков, CCP даже решилась на предоставление рядовым подписчикам определенной власти. В начале 2008 года начались выборы представителей «Консульства звездного управления», которые могут периодически наведываться в офис компании, выступать посредниками между игроками и разработчиками, решать внутриигровые проблемы и заниматься другими полезными делами. Претенденты на почетную должность выбираются самими игроками среди самых уважаемых ветеранов EVE Online.

Несмотря на то что случай с чертежами произошел больше года назад, сообщество по-прежнему относится подозрительно к любым сомнительным явлениям в игре. Например, ходят слухи, что у одного из альянсов есть секретное оружие «лагогенератор», с помощью которого можно создавать у противников чудовищные лаги и безболезненно расстреливать их корабли.

В моей смерти прошу винить EverQuest

Что? Огнестрельное пулевое ранение черепа

Где? Рядом с работающим компьютером

Почему? Крушение всех виртуальных жизненных ценностей

В последнее время стало очень модно обсуждать игровую и интернет-зависимость. Про подростков, которые из-за MMOG не выходят из дома месяцами, рассказывают по радио, про них пишут в газетах и показывают по телевидению. Но столь актуальной эта тема была далеко не всегда. Впервые о «новом виде наркомании» заговорили, когда по интернету разошлась история 21-летнего Шона Вули, пустившего себе пулю в лоб прямо во время очередного сеанса игры в EverQuest.

Дело было так. Шон крепко подсел на EverQuest еще в 2000 году. Все симптомы зависимости были налицо — парень сутки напролет проводил у монитора, игнорировал семью, не общался со сверстниками, даже с работы ушел. Когда у него не оказалось денег, чтобы заплатить за съемную квартиру, бедняге пришлось продать компьютер и вернуться домой к маме. Элизабет Вули знала о болезненном пристрастии сына и пыталась ему помочь. Даже нашла ему работу в ближайшей пиццерии. На несколько месяцев Шон вернулся в реальный мир, стал общаться с коллегами и заработал достаточно денег, чтобы снова снять квартиру. Жизнь вроде как стала налаживаться. Но едва Вули купил новый компьютер, как все завертелось по-новому.

Активировав своего старого персонажа в EverQuest, Шон осознал, насколько сильно по нему скучал. С каждым днем он играл все больше, в конце концов, он забросил работу в пиццерии, чтобы отлучаться от компьютера только на сон. Элизабет Вули позже рассказывала, что ее сын жаловался на депрессию и вообще чувствовал себя несчастным. Не потому, что не смог реализовать себя, а из-за виртуальной подруги, которая на все его приставания отвечала отказом. Последней каплей для Шона стало предательство старого друга по игре, он украл у него кучу золота. « Зачем тогда жить? » — подумал Шон, купил на последние деньги пистолет и пустил себе пулю в висок. Когда мать решила проведать сына, чтобы поздравить с Днем благодарения, то обнаружила его лежащим возле компьютера в луже крови. А на работающем мониторе виднелась красочная заставка, приглашающая исследовать увлекательный мир Норрат.

История Шона стала самой настоящей сенсацией. На страницах газет и новостных сайтов пестрела фотография матери Шона, держащей перед собой его портрет. Элизабет Вули решила, что ее материнский долг — воззвать к общественности и донести до всех опасность злоупотребления компьютерными играми. « Это как любая другая зависимость. Вы или умираете, или сходите с ума, или завязываете »,— твердила женщина. Конечно, нашлось немало людей, которые ее поддержали.

Цепь губительных патчей

Что? Крах целой MMORPG

Где? A long time ago, in a galaxy far, far away…

Почему? Самоуверенность разработчиков, нежелание прислушиваться к мнению игрового сообщества

Сразу после выхода Star Wars Galaxies там началась самая настоящая гонка за право стать джедаем. Очень быстро стало понятно, что сделать это ой как непросто. Чтобы открыть слот Силы, игроки должны были прокачать пять профессий до уровня «Мастер», а затем правильно выбрать шестую профессию. Поди угадай, какую именно, когда вариантов комбинаций несколько сотен! Как ни старались юные падаваны, за два месяца никому из них так и не удалось приблизиться к мечте. Видя нечеловеческие мучения пользователей, разработчики решили упростить задачу и ввели артефакт Холокрон. Он указывал, какая именно шестая профессия нужна для превращения в джедая. Но найти эту вещицу было сложнее, чем отыскать иголку в стоге сена, — Холокрон выпадал из тушек лишь некоторых монстров и с издевательски маленьким шансом.

Первый джедай появился 7 ноября 2003 года, и все узнали, что получение заветного звания — лишь начало настоящих мучений. Прокачивать нового героя приходилось с нуля, причем втрое медленнее, чем обычно, а если джедай умирал, то окончательно и бесповоротно. SWG-игроки разделились на два лагеря: одни пытались вырастить своего падавана, избегая нежелательных контактов и всячески шифруясь, другие открыли на служителей Света глобальное сафари. Скальп джедая отныне считался самым ценным трофеем. Несмотря на постоянные гонения и риски, количество джедаев потихоньку росло: прокачавшись до максимума, такой герой получал фантастическую боевую мощь. Рядовые игроки на их фоне казались хлюпиками, что только усиливало внутриигровую конфронтацию.

Тернистый путь джедая был не единственной особенностью SWG, необычным был и крафтинг. Персонажи могли создавать уникальные вещи с характеристиками, сильно отличающимися от предметов, выпадающих из противников. Помимо этого, в игре был целый ряд профессий, развивая которые можно было добиться неплохих успехов, вообще не беря в руки световой меч, — именно этим игра привлекала большинство людей. Но в 2005 году Sony вдруг посчитала, что если упростить геймплей и сделать его похожим на World of Warcraft , то это позволит привлечь больше подписчиков.

В апреле 2005-го вышел первый патч, кардинально меняющий игровой процесс, — Combat Upgrade (CU). Разработчики полностью переделали крафт, боевую систему, переработали экипировку и обновили профессии. Зарекомендовавшая себя система навыков была заменена уровневой. Никто об этом не просил, никто этого не хотел, и официальный форум SWG захлестнули требования вернуть все, как было. Но фанаты игры даже не подозревали, что это только начало. В ноябре вышел еще один глобальный патч New Game Enhancements (NGE), после которого джедай стал обычным классом, доступным в начале игры. Тысячи людей месяцами напролет качали своего персонажа, шли на всевозможные уловки, чтобы стать джедаем незаметно для других, и вдруг разом все их старания были перечеркнуты каким-то там патчем. Теперь любой новичок мог стать джедаем за месяц-полтора неспешной игры!

Что творилось на форумах SWG в первые недели после установки NGE — словами не передать. Десятки тысяч гневных сообщений, обвинений, требований откатить игру к более ранней версии… Но разработчики решили, что сообщество пошумит-пошумит да и успокоится. Свою ошибку они признали лишь несколько месяцев спустя, когда население игры сократилось более чем в два раза и стало понятно, что успешный при запуске проект буквально расползается по швам. Было предпринято несколько попыток вернуть геймплей к первоначальному виду и за счет этого вернуть людей, но в результате новые подписчики в SWG не приходили, зато стали покидать вселенную новички, успевшие привыкнуть к аркадному геймплею New Game Enhancements.

Провал Vanguard

Что? Попытка выдать бета-версию за полноценный релиз

Где? В фэнтезийном мире Vanguard: Saga of Heroes

Почему? Затягивание сроков и нежелание издателя в очередной раз переносить релиз

Vanguard: Saga of Heroes — наверное, самая перспективная MMORPG, которая провалилась из-за того, что разработчик и издатель не смогли найти общий язык. Напомним вкратце хронологию событий. В январе 2002 года один из ведущих дизайнеров и продюсер EverQuest Брэд Макуэйд распрощался с Sony Online Entertainment , создал компанию Sigil Games Online и в поте лица начал трудиться над собственным проектом. Разработка требовала серьезных капиталовложений, Брэд обивал пороги многих издателей и в итоге договорился с Microsoft. Через два года издатель неожиданно для себя обнаружил, что игра еще крайне далека от релиза, и отказался финансировать ее дальше. Брэд несколько месяцев искал нового спонсора и, видимо совсем отчаявшись, обратился к своему бывшему работодателю — SOE. Еще два года игра находилась в разработке, дата релиза отодвигалась более 10 раз, наконец, Sony надоел постоянный срыв сроков, и руководство компании в приказном порядке потребовало от Sigil выпустить игру.

Заявление о выходе Vanguard 30 января 2007 года стало настоящим шоком для бета-тестеров. Они-то прекрасно знали, что в нынешнем состоянии игра переполнена багами, на устранение которых нужно минимум полгода. Множество просьб отложить релиз в адрес Sigil Games Online и SOE ни к чему не привели: выход игры, а точнее ее бета-версии, состоялся в определенный издателем срок.

О дальнейшем развитии событий мы уже не раз писали на страницах «Игромании». Сначала Vanguard собрала около миллиона пользователей, а затем, всего за месяц, 70% аудитории, сообразив, что им подсунули, покинули игру. Sigil была пущена с молотка — за смехотворную сумму ее приобрела все та же SOE. С момента релиза прошло уже больше года, а издатель до сих пор продолжает латать баги в Vanguard. Проект явно идет на поправку, вот только толку от этого немного — люди уже разочаровались в игре и возвращаться в Vanguard, судя по всему, не собираются.

Черный юмор

Что? Очень черный юмор

Где? На официальном форуме World of Warcraft

Почему? Очевидные ассоциативные параллели

7 июля 2006 года на официальном форуме World of Warcraft появился драматичный пост от персонажа с ником Nano. Автор с грустью сообщил, что является братом владельца аккаунта и настоящий Nano скончался несколькими днями ранее. « Некоторые считали, что он лучший охотник в игре, и эти слова всегда вызывали у него улыбку. Думаю, будет справедливо известить вас о том, что произошло. И даже если вы не знали Nano в игре, помолитесь за него ».

Первый ответ на это сообщение появился всего 9 минут спустя. Нет, это была не молитва и даже не слова утешения, а циничный вопрос. « С него упало что-то стоящее? » ( «Did he drop any good loot?» ) — поинтересовался некто Moroldonfarm. Как известно, в MMORPG после смерти многие монстры оставляют возле своей тушки ценные трофеи, именно на это намекнул автор злосчастного поста.

После этого на форуме развернулось обсуждение, занявшее (внимание!) несколько тысяч страниц. Люди разделились на два лагеря: одни вовсю осуждали циника, другие считали его пост чертовски забавным. Старый знакомый Nano напомнил всем, что погибший имел хорошее чувство юмора и сам бы оценил шутку. На что у оппозиции нашлись свои доводы.

К вечеру об этой скандальной дискуссии знало все WoW-сообщество, а благодаря информации на сайте Digg.com о ней заговорили даже далекие от MMORPG люди. Тысячи интернетчиков посчитали свои долгом поучаствовать в обсуждении горячей темы и высказать свое мнение. Но на одном этом случае все не закончилось. С тех пор каждый раз, когда в Сети появляется новость об очередном бедняге, испустившем дух за любимой игрой, кто-то обязательно спросит: « С него что-то упало? »

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь