09 июля 2008
Обновлено 17.05.2023

Turok

Turok - изображение обложка

Есть такая палеонтологическая шутка, что все динозавры на самом деле выглядели одинаково, просто ученые собирали их по-разному. Прелесть бренда Turok для тех, кто играет в PC-шутеры, довольно туманна. Первая игра серии под названием Turok: Dinosaur Hunter вышла в 1997 году на Nintendo 64 и была встречена там на ура. Сейчас такое явление, как консольный шутер, воспринимается совершенно нормально, а тогда, 11 лет назад, по этому поводу устроили настоящий праздник. Явно переоценив значимость своего проекта, разработчики один в один портировали игру на PC вместе c закрывавшим графические бреши туманом. На PC, где в тот момент безраздельно правили id Software и 3D Realms , игру встретили коротким «га-га-га» и забыли, хотя она, возможно, заслуживала лучшего.

Вторая часть случилась в 1999 году, и авторы явно готовились к встрече с хамоватой PC-публикой. Но у нас в этот момент были Quake 2 и Unreal , поэтому Turok 2: Seeds of Evil опять никто не заметил. Затем, в 2003-м, последовал Turok: Evolution ( Turok: Rage Wars , 1999 г., и Turok: Shadow of Oblivion , 2000 г., на персоналках не выходили), и тоже, собственно… В общем, с каждой новой игрой дела у охотника за динозаврами шли все хуже, и пора уже было забросить всю эту историю. Но вместо этого через пять лет ему устроили полноценное возвращение.

Ранний мезозой

От оригинальной серии сохранилось фактически только имя главного героя — Турка. И, конечно же, динозавры. Согласно новому сюжету, Турок — один из дюжины долговязых мужиков, называющих себя Whiskey Company и борющихся за справедливость, равенство и прочие вечные ценности. С самого начала эти сомнительного вида мужчины падают на планету, которую делят между собой динозавры и банда Wolfpack, в которой, как выяснилось, состоял и наш герой. Это все, что вам нужно знать о местном сюжете.

Пережевав падение корабля и прочую сюжетную мишуру, Турок быстро попадает куда следует — в джунгли с динозаврами. Игра идет по законам самого обыденного шутера от первого лица, какой только можно себе вообразить. Но не без задоринок: почти с самого начала мы заучиваем первое правило — не более четырех предметов в одни руки. В арсенале, помимо гранат и обязательных ножа и лука, может быть еще два ствола, которые по мере прохождения игры предлагают менять. Если б, кроме динозавров и главгероя, на планете больше никого не было, пройти игру с ножом и луком не представляло бы труда. Но, помимо динозавров, Джозефу Турку противостоят вооруженные мужланы из Wolfpack (порой летающие на вертолетах), а также монстры, которых голыми руками не возьмешь, так что выбор оставшейся пары стволов стоит обдумывать как минимум несколько раз за игру.

Динозавры на правах обычных животных поначалу сохраняют нейтралитет между вами и бойцами Wolfpack: любой человек, будь то вы или кто-то еще, в глазах хищника не более чем мясо. Подчеркиваем — речь идет о хищниках. Помимо них, есть, например, их же детеныши, атакующие редко или не атакующие вообще, или травоядные динозавры, ведущие образ жизни крупного рогатого скота.

Так вот, отстрел людей по сравнению с борьбой против каких-нибудь велоцирапторов — занятие рутинное и скучное. Другое дело — динозавры. Когда на тебя, подкравшись со спины, прыгает очередная зубастая тварь и сталкивает с обрыва, на краю которого Джозефа очень некстати угораздило встать, Turok восхищает. Впрочем, восхищение это мимолетное. AI противника на самом деле оставляет желать лучшего, и самое большее, на что он способен, — взять относительно большим количеством с двух-трех сторон. Да что там противник — оставшиеся в живых напарники по ходу сюжета расписываются в своей недалекости. Как правило, выглядит это так: выходишь вместе с очередным коллегой по несчастью к лагерю Wolfpack, лук наготове — есть надежда снять несколько субчиков издалека. Но после первого же выстрела коллега с характерным « ну-ка, пустите меня! » открывает пальбу с бедра. В общем, за стелс-ужимками лучше ходить в одиночку и с ножом. Ну и закрывая тему интеллекта — в лагере Wolfpack, как правило, обитают такие же недалекие, как и по нашу сторону баррикад, так что баланс выдержан идеально.

Как приготовить динозавра

Убивать динозавров из винтовки — удел трусов. Понятное дело, что убивать динозавра нужно ножом, и Turok всячески к этому располагает. При близком контакте с динозавром (неважно, кто был его инициатором) бой переходит в своеобразный клинч, из которого победителем выходит только один. Как правило, все решается частым нажатием левой кнопки мыши, однако при неожиданном нападении динозавра на вас игра дает подсказки внизу экрана, помогающие отпихнуть атакующего и прикончить его. Такой Dance Dance Revolution под сенью пальм.

Молодо-зелено

Общее время прохождения всей истории о том, как доблестный Джозеф Турок показал всем, в том числе и своим, кто на планете хозяин, составляет от силы 3-5 часов, поэтому вполне логично поинтересоваться, успевает ли игра за это время надоесть. Зеленая масса джунглей периодически сменяется пещерами и (а как же) заводами-фабриками, задания для героя гуляют в диапазоне «иди туда — помоги ему — убей его — держи оборону». Рутинные забеги через инопланетные джунгли несколько раз разбавляются боссами. Их немного, но они довольно разнообразны и для устранения даже требуют какого-то творческого подхода.

И все бы ничего, мы тут в «Игромании» довольно позитивные люди и с плеча рубим только в крайнем случае. Но есть еще разговор о графике. За картинку вроде бы отвечает Unreal Engine 3 , и здесь самое время вспомнить, что неплохие графические движки порой попадают не в самые лучшие руки. Текстуры на High и выкрученная до небес фильтрация едва ли спасут Turok — после Crysis смотреть на такие джунгли физически неприятно. Но игра мало того что бедна текстурами, она еще и криво склеена. Чтобы увидеть хоть что-нибудь, она заставляет вас выкручивать яркость до упора, но и это может не помочь — несколько раз кряду главгерой оказывался в пропасти просто потому, что черт ее знает, где она, эта пропасть, в зеленой каше. Также, прямиком из 1997 года (вот уж чего не ждали), повсеместно присутствует туман.

Но и это еще не самое страшное. Вольготно раскинувшись на вашем винчестере своим тяжелым, грузным телом, Turok занимает 16 Гб (!). Известный факт, что Unreal Engine тяжеловат, но здесь эта тяжесть явно неоправданна.

* * *

Принимая в расчет то, что графика и звук (а звучит Turok тоже посредственно) имеют немалый вес в нашем безумном мире, серию явно не стоило откапывать ради того, что получилось в итоге. С другой стороны, если сравнивать игру с теми шутерами, что последовали после неплохой, вообще говоря, первой части 1997 года выпуска, то она, пожалуй, лучше их всех. Проблема Turok, как и всех хороших шутеров, состоит в том, что им просто нет места в современной картине мира. В этом смысле творчество Propaganda Games ближе всего к BlackSite: Area 51 — в других обстоятельствах эти игры получили бы от нас гораздо более высокие оценки. Но не сегодня, когда в природе существуют Crysis , BioShock , Call of Duty 4: Modern Warfare. C другой стороны, Turok очень удачно появился сейчас, когда со времен упомянутых игр ни одного приличного шутера так и не вышло. Так что, если вы находите процесс приготовления азу из тираннозавров забавным, Джозеф Турок для этого вполне подойдет.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 7

Графика: 6

Звук и музыка: 5

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Переосмысление старых идей про охоту на динозавров — с хорошей мыслью, но никудышной картинкой. Наши семь баллов — исключительно в условиях сильного шутерного голодания.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь