Игра в материале
9 рота
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Стратегия в реальном времени
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Lesta Studio
Издатель: Новый Диск
Дата выхода: 30 апреля 2008
9-я рота

9-я рота

Вердикт — 9-я рота
по строению кампании и миссий это типичная «игра-по-фильму». То есть всему тому потенциалу, который у «Лесты», мягко говоря, имеется, попросту негде сработать. Потому что «9-я рота» — это большие пустынные ка
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
9-я рота

Последние несколько лет к событиям, связанным со знаменитой 9-й ротой и войной в Афганистане вообще, приковано какое-то чрезмерное внимание. Старт был дан в 2005 году понятно каким фильмом Федора Сергеевича Бондарчука. Пока добрая половина зрителей рыдала после созерцания последних 20 минут ленты и, выходя из кинотеатра, активно дискутировала о «ненужной войне», другая половина во главе с Дмитрием Пучковым устроила свое расследование и пояснила всем, что с исторической точки зрения Бондарчук все, мягко говоря, напутал. О том, что получилось в итоге, вы уже знаете (см. наш текст о «Правде о 9-й роте» в «Игромании» №3’2008). А теперь, через три года после выхода, так сказать, первоисточника, подоспела и официальная тактическая стратегия по фильму.   

Чернорабочие

Такие плотные, яркие, густые карты для «9-й роты» редкость. В основном тут все серо и пустынно.

Для начала напомним, какие претензии мы в свое время предъявили к игре по мотивам документального фильма Пучкова. Это был довольно ценный для жанра шутер (получил одобрение РПЦ!), выстроенный не по классической формуле «удалая стрельба + текст о том, как все было». «Правда» действительно воссоздавала исторические события, которые предлагалось лично пережить. Такой исторический опыт, переданный в ощущениях. В идеологическом смысле все как раз прекрасно. Подкачала реализация: дебютанты Extreme Developers при всем старании игру просто не потянули.

У официальной игры по фильму Бондарчука проблемы ровно обратные. Ей, конечно, повезло с разработчиком. А это одна из лучших на сегодня российских студий, питерская «Леста», авторы «Стальных монстров» (которые, напоминаем, попали в двадцатку лучших игр 2005 года по версии нашего журнала) и «Агрессии». С визуальной точки зрения тут по большей части все хорошо: опрятные модели (особенно удалась техника) и текстуры, вполне себе натуральный дым и, кроме шуток, потрясающие спецэффекты взрывов, которые практически не уступают World in Conflict. Подкачали разве что тени с освещением, но это ничего страшного, с кем не бывает.

«Леста», как и шведы Massive, похоже, просто больны военной техникой. В хорошем смысле этого слова.

Причин, по которой «Леста», убедительно зарекомендовавшие себя как разработчики хардкорных, самобытных и глубоких игр, взялись ваять игру по спорному отечественному боевичку, может быть предостаточно. И сейчас уже не время их обсуждать. Но результат очевиден — «Лесте» явно тесно в этом формате. Разработчики, впрочем, оправдываются на официальном сайте: «Это не игра по фильму в классическом понимании, это наша попытка показать ту войну». Не верьте.

Да, надо признать, питерцы подошли к делу с особым старанием: сделали запоздавшее приложение к кинобилету сложной и многогранной (лишь в теории, но об этом ниже) тактической стратегией, хотя у нас принято на этом поприще собирать либо невменяемую RTS (см. «Монгол»), либо невменяемый недоэкшен (см. «Бой с тенью»).

Механика реализована на совесть. Обычно вы управляете совсем небольшой группой солдат и парой-другой единиц танков или броневиков. Бойцы умеют примерно все то же самое, что и их коллеги из какого-нибудь «В тылу врага». Будь то способность прятаться за укрытиями, перемещаться с разной скоростью, минировать территорию (и разминировать тоже), лечить товарищей — все им по плечу. Сами по себе перестрелки чаще всего ведутся стоя на твердой земле, то есть техника здесь в большинстве своем служит для быстрого преодоления длинных расстояний, так как карты порой действительно большие. Бойцов можно усаживать  как внутрь броневика, так и на корпус. В таком случае они смогут отстреливаться, если вдруг не посчастливилось нарваться на засаду. Проблема в том, что в этом случае ваши солдаты мрут оптом благодаря одному-единственному выстрелу из душманского гранатомета.

Интерфейс не подкачал, что редкость для жанра: все просто, понятно и наглядно, никаких странных подменю и нагромождений непонятных иконок нет и в помине. Вдобавок очень удобно настроены горячие клавиши.

Острые углы

Взрывается все в «9-й роте» крайне убедительно и с полагающимся грохотом.

И вот где-то на середине знакомства с внутренним устройством «9-й роты» (на это уходит не только скучнейшее обучение, но и первые две миссии в игре) приходит понимание того, что по строению кампании и миссий это типичная «игра-по-фильму». То есть всему тому потенциалу, который у «Лесты», мягко говоря, имеется, попросту негде сработать. Потому что «9-я рота» — это большие пустынные карты, нарезки из кинофильма Бондарчука между миссиями и банальные задания, на которые геймдизайнеры очень любят накладывать временные ограничения. Плюс динамика боев, способная по накалу страстей конкурировать разве что с текстовыми квестами. Все то, что авторы старательно вырисовывали для тактических нужд, в данном формате оказалось просто бесполезным.

Вот, например, перед заданием вам дают выбрать личный состав самостоятельно. Отобрать бойцов, вооружить их по своему вкусу, взять нужную технику, и только тогда в бой. Но функция эта, положа руку на сердце, совершенно бесполезна — сражения здесь мелкомасштабные, и представляют собой невнятную кучу-малу, а сами миссии к использованию тактики и возможностей каждого отдельного юнита никак не побуждают. То же самое со стратегическими артиллерийскими и авиаударами: вместо того чтобы заставить игрока прибегать к ним, только чтобы прикрыть отступление, мы просто поливаем предполагаемое место дислокации неприятеля огнем, если лень (или некогда — помним про таймер!) пристально изучать горы.

Понятно, что исходный материал, где в основном камера панорамировала над маковыми полями, а солдаты делили доярку Белоснежку, не очень располагает к стратегической феерии. Но в конце концов, у Бондарчука было и падение самолета на военную базу, и много чего еще. А в «Лесте» как будто не могут определиться, что они делают — нормальную стратегию или «официальный продукт».

Кроме того, их действительно стоит пожурить за совершенно невменяемую камеру, которую постоянно приходится выворачивать под какими-то адскими углами. Ну и отдельный «шедевр» — это мини-карта, на которой (внимание!) не отображена область, которую сейчас охватывает ваш экран.

Несмотря ни на что, «9-я рота» получает у нас рекордную оценку для российской игры по кинолицензии.

Еще один ракурс

На то, что на самом деле происходило в Афганистане во время военной кампании СССР, имеется несколько точек зрения. Мы знакомы как минимум с двумя — Бондарчука и Пучкова.

Но есть и третья — как афганская война виделась Вашингтону. На эту тему недавно появился чудесный кинофильм Майка Николса («Гаттака», «Оружейный барон», «Симона») под названием «Война Чарли Уилсона». Совершенно зря снятый с широкого проката в России, он рассказывает историю конгрессмена Чарли Уилсона (Том Хэнкс), который на пару с республиканской светской львицей (Джулия Робертс) и хамоватым агентом ЦРУ убеждает правительство США вложить в руки моджахедов серьезное оружие. С одной лишь целью — насолить СССР. Цель действительно выполнена, но Уилсон явно дает понять, что эта недальновидная внешняя политика в итоге привела к появлению вооруженного исламского терроризма. В России легально фильм пока не вышел даже на DVD, зато одноименная книга продается повсюду.

* * *

Жаль, но «9-ю роту» ждет тихая, быстрая и безболезненная смерть. Возможности игры предполагают глубокую, вдумчивую и заставляющую не спать полночи тактику, но вот использовать их негде и незачем: все миссии легче и быстрее проходятся молодецким наскоком. Редактора карт нет, мультиплеера тоже, и мы сомневаемся, что это добавится в патчах. Кстати о них. На момент написания этих строк первый патч уже имеется. После него бойцы, в частности, стали намного сообразительнее. Так что, если знакомство с проектом все же случилось, имейте в виду.

Что касается «Лесты» — не удивимся, если все, чему не нашлось применения в «9-й роте», всплывет в ближайшем самостоятельном проекте питерцев. Мы, если что, не обидимся.


Реиграбельность  — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность  — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 6.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 5.0

Дождались? Потенциально крепкая тактическая стратегия, которой банально тесно в рамках спецжанра «игры по фильму». «Леста» все же существует не для такой грязной работы.

Рейтинг «Мании»: 6.0

«Выше среднего»

Комментарии
Загрузка комментариев