06 августа 2008
Обновлено 17.05.2023

Горячая линия: игрострой

Горячая линия: игрострой - изображение обложка

24 часа в сутки вопросы по созданию, модифицированию и вскрытию игр принимаются на адрес gamedev@igromania.ru и по SMS на короткий номер 1121 с префиксом #dev (в начале сообщения печатаете слово #dev, а затем, через пробел, сам вопрос). Стоимость каждого SMS — 3 рубля. Обратите внимание, что ответы на вопросы даются только в журнале.

Полезная атрибутика

Скажите, а какими дополнительными средствами, кроме мышки и клавиатуры, пользуются 3D-моделлеры и аниматоры в процессе работы? На фотографиях рабочих мест этих людей я неоднократно видел какие-то пластилиновые заготовки, фотоаппараты, даже оригами попадались. Что они со всем этим делают? _— SMS с номера +7-903--09-32_*

Рабочее место профессионального моделлера и аниматора — это самый настоящий паноптикум, здесь можно встретить самые невероятные предметы. Но есть и такие, которые попадаются с завидной регулярностью. Вот только мало кто знает, для чего они нужны. Давайте проведем маленькую экскурсию по рабочему месту спеца по трехмерной графике.

Первое, что можно увидеть рядом с компьютером гуру-трехмерщика, — это зеркало. Очень часто — огромное, в полный рост. Иногда моделлер вдруг вскакивает со стула и начинает самым диким образом кривляться перед трюмо. Но не спешите вызывать 03, он всего лишь смотрит, как должно выглядеть очередное движение персонажа. Если память плохая, то трехмерщик может фотографировать или даже снимать на видео свои кульбиты, для этого служит простенькая цифровая мыльница или веб-камера, которые тоже являются постоянными обитателями столов 3D-моделлеров.

Для фиксации простых движений служат рэгдоллы — деревянные человечки на проволочных каркасах (у нас массово продаются в «Икее», стоят, кажется, 400 рублей). Их рукам, ногам и шеям можно придавать самые необычные положения, а потом переносить в 3DS Max или Maya.

Рядом со столом зачастую можно увидеть прислоненный к стене деревянный меч (боккен) и/или пластиковый автомат. И это вовсе не значит, что аниматор яростный поклонник кэндо или заядлый страйкболист. Просто эти предметы ему нужны для оттачивания соответствующих поз героев компьютерных игр. В принципе, меч и ствол можно заменить простой палкой, но трехмерщики люди дотошные, очень любят, чтобы все было «по-настоящему».

Горка пластилина у монитора служит для разработки анимации негуманоидных (то есть не двуногих/двуруких) персонажей. Не станешь же корчить из себя перед зеркалом, скажем, носорога, тираннозавра или хищную улитку с Альфы Центавра. Роботов предпочитают либо склеивать из бумаги (по заранее сделанным в редакторе лекалам), либо комкать из фольги (берется самая тонкая фольга — она пластичнее).

Ну и, конечно, любой уважающий себя трехмерщик не обходится без графического планшета. Вроде бы он ему и не так нужен, как художнику, но делать зарисовки на тетрадном листе считается зазорным. Да и планшет обычно выбирают не абы какой, а Wacom.

Встречаются на столах моделлеров и совсем уж экзотические предметы. Например, один наш знакомый специалист по 3D всегда держит на столе… маленький электрический фаллоимитатор. Когда мы увидели это чудо впервые, то были крайне удивлены. Оказалось, что используется сей прибор по крайне нестандартному назначению, — с его помощью пластилиновым заготовкам придается дополнительный объем. Вибратор вставляется в самый центр негуманоидного персонажа из пластилина (то есть тело персонажа налепляется на вибратор), а когда моделька почти готова, нажимается заветная кнопка, и надсадно жужжащий силиконовый вибратор расширяет тело заготовки, делает ее толще и пластичней.

Сила клавиши и мысли

Меня очень взволновала тема игровых и программных интерфейсов, затронутая вами в «Форуме разработчиков». Это же кошмар какой-то получается: выходит, что за всю историю развития игр и программ ничего толком не поменялось? Как изобрели мышку и стандартную WASD-раскладку, так и движутся по накатанной (про консоли молчу, там подвижки есть). А как же 3D Desktop, о котором столько говорили, но который в итоге заглох? Неужели никаких подвижек в ближайшем будущем не ожидается? _— Анатолий Субботин, +7-916--11-93_*

Для начала нужно определиться, что считать интерфейсом. Если речь идет об информации, выводимой на экран в процессе игры, то определенные подвижки, скорее даже тенденции, наблюдаются. Экшены плавно движутся к минимизации выводимой на экран информации. Даже привычные полоски здоровья/энергии потихонечку отмирают, уступая место спецэффектам, демонстрирующим, как чувствует себя главный герой в данную минуту.

В ролевых играх интерфейс все чаще делают в виде эдакого конструктора, из которого любой человек собирает то, что ему нужно. Например, мини-карту в нижний левый угол, лайфбар в верхний правый, скиллы вообще с экрана убрать, чтобы не мешались (они и так на «горячках» висят), чат сократить до мини-окошка. Вот в стратегиях — там да, практически никакого движения: Warcraft и C &C, по сути, определили вид RTS-интерфейса на много лет вперед.

Если же говорить об интерфейсе как о внутрикомпьютерном взаимодействии «игрок/персонаж», то и здесь время не стоит на месте. «Прилипание» к элементам ландшафта в Gears of War , физика «на кончиках пальцев» в духе Gish — с точки зрения геймдева все это новые варианты интерфейса, и если не революционные, то как минимум необычные.

Ну и третий «уровень» интерфейса — система управления происходящим на экране. Тут подвижек на самом деле больше всего, вот только ни одна из разработок, увы, пока не стала массовой. Есть системы управления голосом, всевозможные 3D-перчатки, велотренажеры, имитирующие нажатие клавиши «вперед». Да взять хотя бы систему EPOC (разработчик — компания Emotiv , сайт http://emotiv.com ) — это же самая настоящая революция. Прибор, способный считывать мозговую активность (на простейшем уровне — какая эмоция преобладает) и переводить ее в управляющие игрой или прикладными программами сигналы. Плюс к этому в EPOC встроено два гироскопа, позволяющих управлять курсором или прицелом на экране при помощи движения головой.

Пожалуй, это единственная на сегодняшний день разработка, у которой есть шанс стать массовой (продажи прибора начнутся осенью по цене $299). Но раньше, чем EPOC появится в квартирах хотя бы 50-60% игроков, вряд ли кто-то из разработчиков игр решит прикручивать его поддержку к новым играм, все по-прежнему будут ориентироваться на клавиатуру и мышь. Так что, скорее, разработчики EPOC будут писать программы, которые переводят мысленные посылы в понятные любой игре команды. Вот только удобство при этом явно пострадает: интерфейсы-то по-прежнему будут затачиваться под стандартные манипуляторы.

Кросс-объектность

В видеоуроках и в статьях о редактировании S.T.A.L.K.E.R. вы рассказывали, как добавить в игру объекты собственного производства. А нельзя ли добавить в «Сталкер» персонажей и объекты, допустим, из Crysis? Ведь это открывает совершенно потрясающие перспективы — сколько интересных модов можно сделать!

К сожалению, не все так просто. Дело в том, что редактор уровней Crysis не позволяет экспортировать 3D-модели персонажей, транспорта и вооружения, — стоит вам только выделить нужные объекты и нажать кнопку сохранения, как вылетает сообщение об ошибке. А вот антураж — здания, мосты, бочки с горючим, водонапорные башни — вполне можно перенести в «Сталкер», здесь редактор ругаться не будет. Для этого нам понадобятся следующие инструменты — Crysis и редактор уровней Sandbox 2 , S.T.A.L.K.E.R., X-Ray SDK («чернобыльский» инструментарий, заточенный под создание новых мультиплеерных карт), а также небольшой пользовательский плагин S.T.A.L.K.E.R. 3DS Max Exporter , предназначенный для экспорта 3D-контента в формат, понятный движку X-Ray.

Последовательность действий следующая. Сначала нужно конвертировать игровые модели из Crysis в формат OBJ при помощи редактора Sandbox. Затем полученные модели импортировать в 3DS Max , подогнать размер каркасов (масштабировать), изменить уровень детализации (в «Сталкере» в моделях поменьше полигонов) и присвоить объектам свойства некоторых специфических материалов, которые использует движок X-Ray. Ну а дальше все предельно просто: сохраняете преобразованный объект на жесткий диск в сталкеровском формате и импортируете его в игру при помощи редактора.

От теории — к практике. Запустите редактор Sandbox 2 и подгрузите в него любой уровень, к примеру harbor.cry. Для этого выберите пункт меню File/Open , в открывшемся диалоговом окошке перейдите в каталог \harbor и дважды щелкните левой клавишей мышки по файлу harbor.cry. Активируйте окно 3D-вида, отыщите любую модель, которую хотите сохранить на жестком диске (перемещение камеры в окне перспективы производится при помощи горячих клавиш W , S , A , D ), и щелкните по ней левой кнопкой мыши. Для экспорта выделенного объекта в OBJ-файл выполните команду File/Export Selected Geometry to .OBJ.

В открывшемся диалоговом окне перейдите в каталог, куда хотите сохранить модель, и нажмите кнопку Сохранить. При необходимости вы можете выдернуть из игры несколько 3D-форм за один раз. Для этого достаточно зажать клавишу Shift на клавиатуре. Чтобы подгрузить переконвертированные модельки в 3DS Max, запустите его, выберите пункт меню File/Import и в появившемся окошке укажите полный путь к экспортированному из Sandbox 2 каркасу.

Дальше действуете по описанной схеме. Изменяете размеры и уровень прорисовки 3D-модели, присваиваете материалы типа XRay Mtl , после чего сохраняете модель на жестком диске в формате OBJ под любым названием и подгружаете геометрию и текстуры в редактор «Сталкера» LevelEditor.

Денежный источник

Какие вообще существуют методы финансирования разработчиков? Какие из них наиболее удачные? Мы делаем игру, но к издателю пока идти рано (до альфа-версии игры мы еще не доросли), а денег уже катастрофически не хватает. Чтобы продолжать работу над проектом, нам надо бы увольняться с основных мест работы, но кушать тоже хочется.— Анатолий Степанов (г. Москва)

По большому счету, существует три основных источника финансирования начинающего (да и не только начинающего) разработчика. Источник первый — профильный издатель, специализирующийся на выпуске именно компьютерных игр. Источник второй — непрофильный инвестор, который просто вкладывает деньги в потенциально выгодные мероприятия. И наконец, третий вариант широко известен в кругу игроделов как 3F — Friends, Family, Fools, то есть друзья, родственники и… дураки. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.

1. Профильный издатель. Тут все просто. Приходите на поклон в крупную компанию, специалисты которой внимательно изучают, что же вы там такого наваяли, тщательно анализируют проект, смотрят ситуацию на рынке, долго чешут в затылке, решая, а будет ли продаваться такая игра к моменту релиза, после чего с барского плеча отваливают сумму, которой еле-еле хватает на завершение проекта и на ежедневную сосиску в тесте для каждого члена команды. Дальше чуть ли не каждый божий день вам будут звонить, уточнять, на какой стадии находится проект, требовать отчетов, что было сделано за последние два часа, настаивать на выполнении майлстоунов (milestone переводится как «километровый столб», этим термином обозначают некий этап разработки) и постоянно отправлять в ваш стан засланных казачков, следящих, а то ли вы вообще делаете.

Основная задача профильного издателя — получить максимум прибыли при минимуме вложений. Поэтому он будет стараться держать разработчика (то есть вас) в черном теле, выжмет из вас все соки, а если игра хорошо продастся, отсыплет небольшой процент от продаж.

2. Непрофильный инвестор. Этот товарищ, по большому счету, обычно не разбирается, что такое компьютерные игры, с чем их едят и кто вообще те люди, которые во всю эту лабуду играют. Сам он в лучшем случае играл в детстве в «Ну, погоди!» и тетрис. Но если запахнет деньгами и вы сможете убедить его, что прибыль будет хорошей, то такой человек (или компания) денег вам дать может.

Плюсы непрофильного инвестора обычно являются его же минусами. Совершенно не разбираясь в геймдеве, он обычно старается максимально отстраниться от разработки, ограничивается лишь денежными вливаниями. Но если, не дай боже, захочет-таки поучаствовать, то может нагородить такого, что хоть трава не расти. Ситуации, когда инвестор, сколотивший состояние на продаже нижнего белья, пытался давать советы команде девелоперов, что им нужно резко (на стадии закрытого бета-теста) прекратить делать RTS и начать делать экшен, известны. Так что можно крупно нарваться.

Но даже если «дядя с деньгами» не лезет с советами, начинающие разработчики оказываются предоставлены сами себе. Опытная команда может организовать свою работу, оценить ситуацию на рынке и сделать первоклассную игру. Новичкам же обычно приходиться очень туго без советов и мудрых указаний крупного издателя, который знает, чего хотят игроки, что будет продаваться, а что нет.

Опять же остро встает вопрос раскрутки. У профильного издателя механизмы пиара давно отлажены, и согласно подписанному между вами договору эту часть работы он обычно берет на себя. Непрофильный же инвестор тут помочь ничем не сможет. Вам придется крутиться самостоятельно — вкладываться в создание сайта, в контекстную рекламу, налаживать контакты с прессой. А когда дело дойдет до релиза (если речь идет об офлайн-игре, которая продается на дисках), то все равно придется бежать в издательскую компанию, потому что, не имея опыта и связей, самому продать игру практически невозможно.

3. Друзья, родственники, незнакомые дяди с разбросанными по сусекам лишними сотнями тысяч долларов. Если у вас есть знакомые или родственники, которым вы доверяете и которые могут помочь вам финансово на начальных стадиях разработки, то это просто отлично. У вас есть замечательный шанс довести игру до альфа-версии и уже с ней пойти на поклон к издателю. А вот с третьим F (Fools) надо быть крайне осторожными. Достоверно известно минимум два случая, когда такие «дяди» в какой-то момент решали, что вложились не очень удачно, и пытались откровенно силовыми методами заполучить свои деньги обратно. Дело доходило чуть ли не до настоящих бандитских «терок»: в офис вламывались «крутые пацаны», забирали компьютеры и недвусмысленно намекали руководителю, что денежки-то надо вернуть, причем быстро. Впрочем, случаи, когда именно с помощью денег, полученных от 3F, удавалось довести игру до релиза, тоже известны.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь