10 сентября 2008
Обновлено 17.05.2023

Аналитика. Онлайновый паноптикум. Самые необычные MMORPG

Аналитика. Онлайновый паноптикум. Самые необычные MMORPG - изображение обложка

Если верить психологам, то каждого человека разрывают две диаметрально противоположные силы. Еще Карл Густав Юнг в работе «Отношения между Я и бессознательным» заметил, что тяга к чему-то необычному, новому (а это, между прочим, одна из основных движущих сил эволюции) всегда соседствует с желанием сохранить все вокруг себя неизменное, привычное. Только в некоторых людях (новаторах) больше развита одна составляющая, а в других (консерваторах) другая.

Различные жанры компьютерных игр, оказывается, тоже подчиняются этому нехитрому психологическому закону. Самым новаторским жанром являются, наверное, экшены: в последнее время что ни игра, то несколько новых идей и необычных подходов. Самый же консервативный жанр, несомненно, MMORPG. С момента выхода Ultima Online , EverQuest и Lineage 2 в нем, по сути, ничего не меняется. Даже World of Warcraft ничего нового в жанр не привнес, а лишь продемонстрировал, насколько идеально можно отшлифовать действующую модель.

Отчасти это связано с тем, что онлайновые игры довольно молоды. Люди просто не успели ими насытиться, а разработчикам от этого только проще — знай себе копируй. С другой стороны, очевидно, что рано или поздно придется двигаться дальше, придумывать что-то новое.

Сегодня мы расскажем о самых оригинальных MMOG недавнего прошлого и современности, которые были созданы не по шаблону. Далеко не все из этих игр стали популярными (некоторые именно из-за своей необычности), но каждая наметила направление для возможного развития жанра.

Anarchy Online: твинки в sci-fi

Издатель/разработчик: Funcom

Издатель в России: «МедиаХауз»

Сайт игры: www.anarchy-online.com

Релиз Anarchy Online летом 2001 года был, вероятно, самым неудачным за всю историю жанра. Миллионы багов, постоянные падения игры, вопли десятков тысяч возмущенных людей на форумах… Но истинные фанаты встретили игру с энтузиазмом, ведь «Анархия» стала первой sci-fi MMORPG. В ней можно было не только исследовать мир будущего, но и вместе с другими игроками принять участие в масштабной войне корпорации Omni-Tek с повстанцами. Funcom рассудила, что орки с драконами у всех уже в печенках сидят и появление фантастической MMO окажется как нельзя кстати. И не прогадала.

Кроме уникальности самого мира (события развиваются в XXX веке), игра подарила жанру много нового. AO стала первой MMORPG, где использовались динамически генерируемые миссии: игроки могли выбрать сложность прохождения, тактику, тип монстров, подогнать под себя множество других характеристик и только после этого отправиться в локацию.

Помимо этого в AO впервые за всю историю онлайновых ролевых игр разработчики целенаправленно создали все условия для развития твинкования, то есть ускоренной прокачки низкоуровневых персонажей при содействии высокоуровневых игроков. С помощью комбинирования эффектов от разных предметов, накладываемых усилений и прочих хитрых маневров в AO можно поднять характеристики своему персонажу до заоблачных высот, надеть доспех, который рассчитан на более взрослых героев, и убить тварь уровней эдак на 40 выше себя. Кроме стандартной экипировки, надевающейся на тело персонажа, AO расширила выбор за счет имплантатов и нанопрограмм. Правда, вживлять в кожу инородные устройства могут не все классы. Например, персонажи профессии Shade имеют для этого слишком хрупкую анатомию, поэтому вынуждены использовать души убиенных существ.

Превзойти AO по глубине твинкования не удалось до сих пор ни одной MMOG: EverQuest 2 и ArchLord: The Legend of Chantra , которые часто приводят в качестве примера «классических игр с развитым твинком», и рядом не валялись.

Несмотря на то что Anarchy Online является одной из старейших игр в жанре и Funcom сейчас сосредоточена на двух других проектах ( Age of Conan и Secret World ), о поддержке AO никто не забывает. В 2008 году должно выйти масштабное обновление: будет заметно улучшена графика, а заодно откроются новые просторы для… правильно, твинкования.

PlanetSide: и целой планеты мало

Издатель/разработчик: Sony Online Entertainment

Издатель в России: Akella Online

Сайты игры: http://planetside.station.sony.com , http://planetside.akella-online.ru

Когда была анонсирована MMORPG Warhammer 40 000 Online , по всему MMOG-комьюнити прошел шепот: « Было бы здорово, если бы ее сделали в духе PlanetSide ». Такого комплимента достойна не всякая игра. Релиз PlanetSide состоялся более пяти лет назад, но у него по-прежнему сотни тысяч поклонников по всему миру, в том числе и среди русских игроков. От бессонных ночей не уберегает даже откровенно устаревшая графика.

Завязка в игре такова: есть три фракции, активно враждующие друг с другом, есть 10 разных планет, на них ведутся бои, есть огромное количество техники, которая помогает одержать победу над врагом. Военные действия не прекращаются ни на минуту, стороны пытаются захватить территории и одержать долгожданную победу… вот уже пятый год пытаются.

Несмотря на то что в своей основе PlanetSide, по сути, шутер, это еще и полноценная ролевая игра. Здесь можно зарабатывать опыт (боевой, дополнительный и командный), прокачивать солдата и экипировать его по последнему слову техники. Но даже самый прокачанный боец ни на что не способен без соратников. Командное взаимодействие в PlanetSide — не какой-то там необязательный довесок, а обязательное, непременное условие успеха. Игроки объединяются в кланы и отряды, выполняют приказы командиров и играют за разведчиков, снайперов, техников, десантников.

Tabula Rasa Ричарда Гэрриота должна была отправить PlanetSide в нокаут, но не сложилось. Все игроки, которым не хватает масштаба Battlefield и Enemy Territory: Quake Wars , по-прежнему живут в PlanetSide.

The Saga of Ryzom: мир своими руками

Издатель: Tri Synergy

Разработчик: Nevrax

Сайт игры: www.ryzom.com

День, когда создатели The Saga of Ryzom объявили о вынужденном закрытии проекта, стал для тысяч поклонников игры настоящим трауром. На официальном форуме появлялись прощальные топики, люди благодарили друг друга за отлично проведенное время и искали для себя новый мир. Но несмотря на обилие MMORPG вокруг, все соглашались, что такого мира, как здесь, больше не найти. Именно здешний мир и его обитатели сделали Ryzom такой уникальной и необычной игрой.

Представьте себе планету, которая является гигантским деревом, опутавшим корнями поверхность. Под его корнями обитают четыре разумные расы, каждая со своими вековыми традициями и сложными взаимоотношениями. The Saga of Ryzom получила несколько престижных наград за необычную графику и дизайн, но на этом ее уникальность как MMORPG не заканчивается. Это была первая ролевая игра, в которой крафтинг (создание новых вещей из составляющих) имел не второстепенное значение, а был выведен в отдельную, самостоятельную линию геймплея. Поиск материалов занимал огромное количество времени, изготовление вещей нередко требовало помощи друзей, а все предметы имели параметр качества от 1 до 270, напрямую влиявший на свойства. Столь интересная система привела к тому, что около 30% игроков занимались исключительно крафтом, не утруждая себя прохождением квестов и PvP.

Сильно отличалась от стандартной для MMORPG и система развития персонажей. Все способности героя основывались на так называемых странзах — компонентах, определяющих эффект, стоимость и ограничения каждого скилла. Игроки могли сами создавать новые удары с необычными свойствами, комбинируя, к примеру, странзы кровотечения, дополнительного урона и ослабления.

Но главной инновацией разработчиков стал выход дополнения для игры — The Ryzom Ring , в него был встроен редактор. С его помощью игроки могли самостоятельно создавать контент, включая новые локации и миссии. И если он был достаточно качественным, гейммастера подключали его к основному миру игры. Это была первая MMORPG, в которой поклонники могли своими силами развивать мир, но, увы, недостаточное количество подписчиков привело к финансовым сложностям, и в марте 2008 года был закрыт последний сервер Ryzom.

Neocron 2: киберпанк в абсолюте

Издатель: 10tacel Studios

Разработчик: Reakktor Media

Сайт игры: http://entry.neocron.com/neocron

Пока тысячи поклонников научной фантастики спорили, умер ли киберпанк, разработчики из малоизвестной компании Reakktor Media выпустили онлайновую игру, след в след повторяющую романы Уильяма Гибсона. Мрачное будущее, чудом уцелевшие после ядерной войны остатки человечества, тоталитарное правительство и армия ополчения, имплантаты, развитые компьютерные технологии, хакерские сети — все это было упаковано в изящную коробку и вышло под названием Neocron (через год та же, по сути, игра, только немного подлатанная и с обновленной графикой, вышла под названием Neocron 2: Beyond Dome of York ). Так называется крупнейший город в полуразрушенном мире, где на верхних ярусах наслаждаются жизнью богачи, а в подземных трущобах ютятся отбросы общества.

Хотя Neocron игра ролевая, боевая система в ней чем-то напоминает PlanetSide, но со своими особенностями. После того как вы поймаете в прицел противника, не нужно сразу жать на клавишу стрельбы. В этот момент игра переходит в режим захвата цели. В течение нескольких секунд вам надо удерживать противника на мушке, и от того, насколько у вас это получится, зависит, как ни странно, меткость выстрела. Можно разрядить всю обойму не целясь, но толку от этого будет немного. Таким необычным способом разработчики свели преимущество, которое могли бы получить игроки, профессионально играющие в 3D-экшены, к минимуму, акцент сделан именно на ролевой отыгрыш.

Одним из патчей в Neocron 2 была добавлена хакерская сеть Hacknet. Сделали ее в стиле «Матрицы», то есть в зеленых тонах, с быстро меняющимися столбиками цифр. Это отдельная часть игрового мира, где персонажи некоторых профессий могут передвигаться, сражаться с вирусами и другими взломщиками, оказывать влияние на городские компьютерные системы, взламывать банки, подсаживать на сервера гильдий троянов и получать таким образом ценную информацию.

К сожалению, несмотря на всю оригинальность, а может быть, именно из-за нее Neocron не завоевал широкой популярности. Сейчас сообщество игры насчитывает от силы 100 000 постоянных подписчиков.

EVE Online: космос безграничных возможностей

Издатель/разработчик: CCP Games

Издатель в России: «Нетвилль»

Сайты игры: www.eve-online.com , www.eve-online.com/ru

Заядлые онлайновые игроки говорят: « Есть EVE , а есть все остальные MMOG ». И это не пустые слова. По разнообразию игровых возможностей, свободе действий и масштабам внутренних интриг EVE Online значительно превосходит все остальные онлайновые ролевые игры. А ведь за этим проектом стояла небольшая команда разработчиков с минимальным опытом. Авторы, в числе которых немало поклонников Elite , просто решили в один прекрасный день создать игру своей мечты. Пять лет ушло на разработку концепции, еще четыре — на ее воплощение.

EVE Online уникальна буквально во всем. Взять, к примеру, развитие персонажа. Чтобы прокачаться, совсем необязательно убивать монстров, сражаться с другими персонажами или выполнять квесты. Вы просто выбираете нужный навык, и он начинает изучаться без вашего участия, даже если вы находитесь в офлайне. Причем разных умений в игре так много, что даже спустя пять лет после релиза нет ни одного игрока, которому удалось бы выучить их все.

Сражения сделаны не менее интересно. В отличие от офлайновых космических симуляторов типа Freelancer , где пилоты могут вытворять в космосе фигуры высшего пилотажа и уклоняться от торпед, в EVE для управления кораблем достаточно пары кликов мышкой. Залог успеха не в реакции, а в знании игры: умении подобрать правильные модули, держать нужную дистанцию, использовании преимущества своего корабля.

Практически все корабли, модули и устройства создаются самими игроками, экономика EVE открывает неограниченные возможности для любителей торговли и производства. Те, кого привлекают новые открытия и научные эксперименты, тоже находят себе занятие по душе, ведь для получения чертежей продвинутого оборудования необходимо развивать отдельные способности и кооперироваться с другими персонажами-учеными.

Но и это еще не все. EVE Online, несмотря на небольшое число подписчиков, обладает самым большим на данный момент онлайновым миром. У игры всего один сервер, одновременно в онлайне может быть всего около 50 000 человек.

Roma Victor: историческая достоверность

Издатель/разработчик: RedBedlam

Сайт игры: www.roma-victor.com

Период расцвета Римской империи охватывает настолько обширный период истории, что было бы странно, если бы в конце концов не выпустили тематическую MMORPG. Безвременно почившую Gods & Heroes: Rome Rising вспоминать не будем (благо по механике это должна была быть вполне классическая MMORPG), а вот Roma Victor — проект крайне неординарный.

Действие игры разворачивается в конце II века там, где стояла Стена Адриана (укрепление, построенное римлянами поперек всей нынешней Англии для защиты от набегов с севера), игровой мир занимает территорию 30 на 30 км. Разработчики поставили перед собой довольно необычную задачу. Не привлечь максимум игроков, не сделать отличный PvP, а максимально точно передать жизнь среднего класса в окрестностях Рима. С традициями, исторически верными названиями деревень, бытом, нравами и… кровавыми сражениями. А чтобы жизнь малиной не казалось, максимально усложнили игру.

Например, сражаясь с каким-нибудь варваром, игрок должен не просто махать мечом, а целиться в определенные части туловища. Руки, ноги, живот и вся остальная анатомия имеет собственные очки жизни, таким образом, можно, например, лишить неприятеля руки или метким ударом снести ему голову. А в случае с неплохо защищенным бедуином имеет смысл лупить по незащищенным местам.

Большое значение в Roma Victor имеет социальная структура. Все новички получают статус рядового гражданина и должны еще отстоять свое право бегать под жарким римским солнышком. Мечом, кнутом, сладким пряником или еще как-нибудь (для девушек вариантов больше) — путь к власти долог и тернист. Если же политика не прельщает, можно отправиться в Колизей и обагрить его кровью гладиаторов. Ну или своей — это уже от навыка владения мечом зависит.

Но сражения — далеко не самое интересное и сложное в Roma Victor, крафт в игре настолько сложен и витиеват, что даже ядерная физика рядом с ним кажется детским лепетом. Для сбора и обработки материалов существует больше ста навыков. Строить можно все: оружие, украшения, мебель, статуи, дома. Если строительство чего-то не предусмотрено, тоже не беда, можно связаться с разработчиками, сказать волшебную фразу «WTF?», и ваше пожелание с большой вероятностью воплотится в следующем патче.

Это еще не все, что запланировала RedBedlam. В будущем игроков ждет потусторонняя жизнь, множество социальных занятий (возможность изменить кому-то прическу или сделать тату), завоевание империй и бои верхом. Правда, все это было обещано еще в 2005 году и до сих пор в планах, но поклонники Roma Victor уже привыкли быть оптимистами.

MapleStory: плоская простота

Издатель: Nexon America

Разработчик: Wizet

Сайт игры: http://maplestory.nexon.net

С выходом EverQuest 3D, казалось бы, стало стандартом для MMORPG. Практически в каждой новой онлайновой игре мы смотрим на мир из-за спины главного героя и можем крутить камеру во всех плоскостях. Но находятся еще энтузиасты, которые считают, что хоронить 2D рано. MapleStory при беглом знакомстве напоминает скорее платформер, чем ролевую игру. Бегаем влево-вправо по нарисованному миру, прыгаем по окнам и чердакам, сражается с монстрами, прокачиваем персонажа — вот и вся наука. Успехи игроков отслеживаются и попадают в рейтинговую таблицу на официальном сайте.

Но при всей своей внешней неказистости в MapleStory есть отлично проработанный сюжет, развитой крафтинг, необычные квесты, множество увлекательных мини-игр (названия вам, правда, вряд ли что-то скажут — Gachapon, Omok, Pachinko) и даже простенький PvP.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь