Игры в материале
Alternativa
Alternativa
Aquarica
Aquarica
Mozart: The Last Secret
Mozart: The Last Secret
Эпоха застоя. Нужна ли квестам перестройка?

Эпоха застоя. Нужна ли квестам перестройка?

Центр внимания — Эпоха застоя. Нужна ли квестам перестройка?
Мы отобрали несколько многообещающих представителей жанра, на которых в XXI веке возлагается некоторая надежда. Это чешская Alternativa, авторы которой делают упор на свободу выбора и нелинейное общение, Aquarica Бенуа Сокаля, предлагающая уникальные водн
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Центр внимания
Эпоха застоя. Нужна ли квестам перестройка?

The Last Express (1997), последний великий экспериментальный квест.

Парадокс: квесты, бывшие когда-то повивальными бабками игровой индустрии, сегодня стали чуть ли не балластом, который если не тормозит развитие всего медиаформата, то уж точно не двигает его вперед. «Квесты — очень консервативный жанр, и это то, с чем мы вынуждены иметь дело, работая над своими играми», — признался «Игромании» Мишель Бэмс, продюсер White Birds Productions. Квесты сегодня — это замкнутая экосистема, которая живет в себе, мало на что претендует, хочет, чтобы ее оставили в покое и, честно говоря, уже немного попахивает…

А ведь когда-то все было наоборот: именно квесты развивали индустрию и приносили рекордные прибыли, именно здесь кипела жизнь, совершались революции и ставились эксперименты. И именно квесты вдохновляли людей на такие глупости, как создание крупнейших игровых компаний. Так, под впечатлением от игры в первый текстовый квест Colossal Cave Adventure (1976) семейная пара в составе Кена и Роберты Уильямс в начале 80-х основала компанию Sierra On-Line. Последняя вместе с Lucasfilm Games (будущей LucasArts) ответственна за золотой век квестового жанра, который случился в 80-90-х годах прошлого века. В играх тех лет было все, о чем мы сейчас мечтаем, глядя на унылый пиксель-хантинг, потуги на юмор и набор однояйцовых пазлов в большинстве современных квестов. В Maniac Mansion: Day of the Tentacle, Sam & Max: Hit the Road, сериях Space Quest и Monkey Island было до колик смешно, в Full Throttle и Grim Fandango светили яркие оригинальные образы, в трилогии Gabriel Knight был потрясающий, глубокий сюжет, задолго до Дэна Брауна закрывший тему тамплиеров и Священного Грааля. В Quest for Glory мы впервые увидели грамотно реализованное смешение жанров, в Little Big Adventure была настоящая нелинейность, а в The Last Express — реальное время, одна попытка на все и десятки вариантов прохождения. Действующие рок-группы и симфонические оркестры записывали для квестов музыку, для них снимали полноценное живое видео с актерами (Phantasmagoria вышла на семи дисках!), а сами игры занимали первые строчки чартов продаж (первый Myst долгое время оставался самой продаваемой игрой на PC).

Sam & Max: Hit the Road (1993) — сегодня в игре мало что изменилось.

А потом все кончилось. Квесты оказались слишком сложными, слишком громоздкими, слишком неспешными развлечениями, которым нет места в современной картине мира. Были, конечно, The Longest Journey, была Syberia. Но в двухтысячных эра квестов как локомотивного жанра закончилась. Новые технологии (в первую очередь, полное 3D) применялись неохотно и без особого успеха. Большие авторы, за некоторым исключением, ушли из индустрии. Творческий задор и жажда нового сменились обыкновенным ремеслом: получив на руки готовые схемы, большинство занялось прилежным копированием. Нашествие клонов Myst самым губительным образом сказалось на состоянии жанра.

Конечно, мы далеки от поверхностных обобщений и слепого стариковского брюзжания: не все так плохо, еще случались и случаются французские откровения типа Fahrenheit, In Memoriam, The Experiment. Периодически радует Бенуа Сокаль. Но по большей части все это исключения, а общая температура по палате оставляет желать. Сегодня балом правит толпа одинаковых немецких квестов, прилежные, но далеко не гениальные украинцы из Frogwares. И, конечно, замечательная французская компания Kheops Studio, которая возникла на обломках Cryo, но опять наступает на те же грабли: единожды придумав нечто интересное, они упорно отказываются идти дальше.

Триумфальное возвращение Сэма и Макса несколько взбодрило это болото, но, как пела видная советская певица София Ротару, только этого мало. Жанру остро нужны новые идеи, мысли и формы. А кто к этому стремится, автоматом попадает в зону нашего пристального внимания.

Мы отобрали несколько многообещающих представителей жанра, на которых в XXI веке возлагается некоторая надежда. Это чешская Alternativa, авторы которой делают упор на свободу выбора и нелинейное общение, Aquarica Бенуа Сокаля, предлагающая уникальные водные процедуры и махинации со сменой климата, а также Mozart: The Last Secret от французской Game Consulting, которая доказывает, что даже в классическом формате point & click можно делать оригинальные игры.

Alternativa

В Alternativa будут деньги, хоть и не ролевая игра, а квест.

Жанр: квест

Издатель: Cinemax

Разработчик: Centauri Production

Издатель в России/локализатор: Акелла

Дата выхода: осень 2008 года

Киберпанк — одна из наиболее популярных декораций для квестов. Навскидку вспоминаются культовые Blade Runner, Cyberia, недавний возмутитель спокойствия из Турции (Culpa Innata) и прочувственный The Moment of Silence. Но эта тема обладает какой-то иррациональной притягательностью — многие готовы снова и снова перечитывать Уильяма Гибсона и Филиппа К. Дика, бродить по залитым неоном улицам и кутаться под виртуальным дождем в метафорический плащ.

Авторы Alternativa из чешской студии First Reality — как раз из таких безнадежных кибер-романтиков. «Киберпанк — мой любимый жанр. Здесь всегда делается упор на сильную сюжетную линию, которая позволяет мечтать, представлять и задумываться. С этой точки зрения наиболее интересной для меня была бесплатная игра Dead Town, простая по механике, но действительно сильная вещь, я к ней периодически возвращаюсь», — объясняет нам Ян Пилний, лидер First Reality. Сам он долгое время занимался небольшими инди-проектами, пока, наконец, не нашел поддержку в лице флагманов чешского игростроения, Centauri Production и Cinemax. Его любимая книга — культовый роман «Нейромант» Уильяма Гибсона, но на «Альтернативу» больше повлияли «1984» Джорджа Оруэлла и некоторые произведения Айзека Азимова.  Впрочем, Ян уверяет, что никаких прямых аналогий в игре нет.

Сюжет обыгрывает одну из ключевых для киберпанка тем: противостояние огромных корпораций, которые подмяли под себя мир будущего. Endora  — гигант горнодобывающей промышленности, THEOLEX — лидер в сфере высоких технологий, и State — самая влиятельная из корпораций, у которой на службе находятся полиция и огромная шпионская сеть. Все они взаимозависимы, но каждая тем не менее хочет уничтожить соперника. В итоге одна из корпораций начинает некие секретные разработки, которые приводят нас в Прагу. Там для отвода глаз запущено строительство огромного здания, которому никогда не суждено быть достроенным.

Действие игры происходит в 2045 году.

Все эти корпоративные игры мы наблюдаем глазами маленького человека, Ричарда Рочека, попавшего в жернова большой игры. Он работает на фиктивной стройке, а когда ее закрывают, пытается силой ворваться на территорию объекта, лишается персональной Карты и становится изгоем. В итоге Ричард, естественно, присоединяется к оппозиции, ведущей войну против корпораций.

Классическая, казалось бы, история, но вот тут начинаются сюрпризы: кроме собственно Рочека, нам доступны еще несколько ключевых и второстепенных персонажей — их истории то идут параллельно, то пересекаются. Причем в некоторых ситуациях мы можем сами выбирать, за кого играть и кого спасать (будет и такой выбор). Таким образом «Альтернатива» выходит за рамки классического приключения. Тут есть привычные задачи, связанные со вскрытием замков или поиском информации в компьютере. Но основной упор сделан именно на отношения между персонажами, выбор, определяющий развитие сюжета и варианты решения тех или иных проблем. Выбор этот связан еще и с тем, что героям приходится действовать скрытно, поэтому мы сами определяем, кому доверять, а кому нет. Не приняли от кого-то помощь или поссорились — значит, ищем выход сами, что отражается на последующем развитии истории.

Практически каждая задача здесь может быть решена несколькими путями. «Одни варианты определены игровыми событиями, другие могут быть закрыты, если вы с кем-то не так выстроили общение. При этом некоторые из сюжетных тропинок могут закончиться смертью главного героя. То есть игрок у нас должен постоянно думать и просчитывать события, а не только кликать мышью», — предупреждает Ян.

Таким образом, Alternativa из малобюджетного чешского киберпанк-упражнения превращается в многообещающий и свежий проект, а в ее сомнительном названии видится настоящая авторская позиция. Это одновременно альтернатива всем однообразным киберпанк-квестам и свежий взгляд на главную жанровую проблему — линейность. Результат стараниями компании «Акелла» можно будет увидеть уже этой осенью.

Aquarica

White Birds в нашем интервью: «Мы стремимся к инновациям настолько, насколько это возможно. Будь мы слишком консервативны, делали бы бесконечные продолжения Syberia».

Жанр: нечто от Сокаля и его соратников

Издатель: не объявлен

Разработчик: White Birds Productions

Дата выхода: 2010 год

Два года назад Бенуа Сокаль сказал своим коллегам по White Birds: «Готовьтесь! Через три года мы едем на Каннский фестиваль!» Это было похоже на шутку, но на самом деле Сокаль был вполне серьезен: свой очередной проект, Aquarica, White Birds задумали как пересечение различных медиа. Это прежде всего не игра, а полнометражный анимационный фильм, где в главной роли Сокаль мечтал бы увидеть Скарлетт Йоханссон. Ход неожиданный, но, если разобраться, вполне логичный — как признался «Игромании» продюсер White Birds Мишель Бэмс, они изначально собирались быть мультимедийной компанией полного цикла.

Идея и сюжет, положенные в основу Aquarica, не единоличная задумка Сокаля, а плод совместной работы с Франсуа Шуитьеном, известнейшим бельгийским художником. Aquarica — чуть ли не первый проект, где Сокаль выступает в качестве не лидера, а соавтора. Необходимость такого тандема объясняется еще и тем, что Франсуа оформлял не только книги, комиксы, станции метро и музыкальные альбомы, но и имеет опыт работы в киноиндустрии.

Сюжет Aquarica и правда просится на большой экран. Однажды в Рудхэйвене, портовом городе на восточном побережье США, причаливает судно, собранное из обломков пропавших китобойных кораблей. На его борту обнаруживается девушка Мэри, которая называет себя внучкой капитана, ходившего когда-то на легендарном корабле «Акварика». На странном языке она рассказывает, что живет со своим племенем на таинственных островах, которые, кажется, постепенно смещаются к северу. Тут все вспоминают легенду о гигантских мамонтовых китах, дремлющих в океане: чтобы скрыться от китобоев, они маскируются под куски суши, покрываясь песком и обрастая пальмами, но раз в сто лет пробуждаются и плывут в Северный Ледовитый океан, чтобы дать потомство и умереть. Услышанное, конечно, вызывает волнение среди местных китобоев.

В погоню за «живыми островами» китобои снаряжают субмарину «Краб».

Получается такой французский вариант Хаяо Миядзаки («Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками»). А вот что там с игрой, пока не очень понятно. Но даже раздобытой нами информации хватает, чтобы понять: и для приключенческого жанра в целом, и для самих White Birds это будет важный проект.

Во-первых, французы собираются делать игру не только для  PC, но и для понятно каких консолей. Во-вторых, это будет не чистый квест, а action/adventure — по словам Мишеля, история предполагает активные действия. Возьмем ли мы в руки шотган или гарпун, чтобы отогнать китобоев от живого острова, не сообщается. В-третьих, в Aquarica, как и в Sinking Island, явно будут какие-то махинации с водной стихией и временем, по истечении которого меняются окружающие условия. Мишель: «Хотя и в игре, и в фильме есть сцены на большой земле, в основном у нас везде вода: Aquarica начинается в маленькой гавани, заканчивается — на островах посреди океана, при этом есть и парусный спорт, и морская охота, и дайвинг. Жители островов — люди особенные, они могут, например, долгое время оставаться под водой. Наконец, в игре меняется климат: сначала вокруг тропики, а по мере продвижения «островов» на север становится все холоднее и холоднее».

Что касается самой истории, то известно, что в основу игры будет положен сценарий фильма, а не наоборот. Разница лишь в том, что в игровой вариации действие, по понятным причинам, больше сосредоточено вокруг подчиненного нам главного героя.

Сокаль c Шуитьеном допишут сценарий в октябре, тогда же появится дебютный двухминутный трейлер по фильму. Весной-летом 2009 года начнутся съемки картины, а ближе к осени закончатся работы над геймдизайном. И только через год после этого планируется одновременный релиз анимационного фильма и игры. Нам с вами пока остается лишь завороженно смотреть на эскизы, которые White Birds прислали в нашу редакцию по большой дружбе.

Mozart: The Last Secret

Французы довольно невнятно говорят про свою уникальную технологию Interactive Matte Painting — нечто среднее между полным 3D и статичными задниками.

Жанр: квест

Издатель: Micro Application

Разработчик: Game Consulting

Дата выхода: осень 2008 года

Относясь формально к классическим французским point & click-квестам, Mozart: The Last Secret положительно выделяется на общем фоне. Прежде всего, тематикой. Вместо традиционного поиска мистических артефактов, путешествий во времени, детективных расследований и вольных заигрываний с историей нам предлагают почувствовать себя Моцартом. Но не просто гениальным композитором, а Моцартом-масоном. И что самое главное — за основу Game Consulting взяли не очередные бредовые инсинуации, на которые так богата это скользкая масонская тематика, а реальные исторические факты. Великий композитор действительно был масоном, прошедшим официальное посвящение в возрасте 28 лет. Но уже с 12 лет он находился под покровительством известного масона Доктора Месмера, а в 16 лет писал вещи, основанные на секретных, доступных только членам братства текстах. Многие биографы считают, что три своих великих произведения — «Милосердие Тита», «Волшебную флейту» и «Реквием»  — Вольфганг Амадей создал в первую очередь для «вольных каменщиков», оставив в них зашифрованные послания. Композитор посещал множество масонских лож в Европе, в том числе в Праге, где во время одного из таких визитов начинается Mozart: The Last Secret.

В масонской истории Моцарта есть много темных пятен, которые Game Consulting используют для того, чтобы выстроить собственную теорию заговора. Как сообщил нам управляющий директор студии Николя Бонвале, это не столько игра о частной жизни великого композитора, сколько история о большой политике и роли личности в ней. Тут авторы позволили себе некоторые вольности, но, по большому счету, они основаны на реальных исследованиях и предположениях, высказываемых биографами Моцарта.

По ходу прохождения мы встретим несколько реальных исторических фигур, в том числе императора Священной Римской империи Иосифа II и другого великого композитора — Йозефа Гайдна (который тоже был масоном). Местом действия будет исключительно Прага, и тут Моцарта будет бросать по всему городу: он посетит мост Чарльза, знаменитую Пражскую оперу, королевский дворец.

Вторая ключевая особенность Mozart: The Last Secret, естественно, связана с основным занятием Вольфганга Амадея. Это едва ли не первый квест, где такое внимание уделено классической музыке. Здесь будет множество оригинальных музыкальных пазлов: мы будем настраивать инструменты, корректировать ноты и даже дирижировать оркестром. Некоторые задачи связаны с использованием специального артефакта The Book of Celestial Harmonies (Книга божественной гармонии). Он же позволит Моцарту общаться с Гайдном и приоткроет некоторые масонские тайны.

Николя Бонвале уверяет, что для решения музыкальных пазлов игра не потребует каких-то особенных знаний. Но тут надо понимать: если не хотите рыскать по Сети в поисках прохождения, чтобы потом поминутно заглядывать в него, лучше все-таки подтянуть свою музыкальную грамотность и ознакомиться с творчеством едва ли не самого яркого и гениального композитора в истории.

Помимо музыкальных пазлов, в игре будут мини-игры и задачки, связанные с механикой и криптографией.

В Mozart есть даже намеки на экшен: в некоторых моментах от нас потребуется проявить чудеса реакции.

Комментарии
Загрузка комментариев