Дилемма 2

Дилемма 2

Вердикт — Дилемма 2
ставка на беспрецедентное количество мини-игр. Мы складываем шарики, управляем космическим корабликом, ловим медузу в аквариуме и чего только не делаем. Но самое главное — здесь есть… шутер. В трех сценах игра переходит на вид от первого
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Дилемма 2

Несколько жителей города-героя Курска в перерывах между созданием 3D-энциклопедии Курского государственного университета и разработкой казуальных паззлов умудрились сделать лучшую за последнее время (наряду с Sublustrum) отечественную адвенчуру. То, что наши производители способны не только на бесконечные похождения Петьки, Василь Иваныча и прочих героев русских народных анекдотов, мы убедились еще в 2005 году, когда вышла во многих смыслах примечательная игра «Звездное наследие 1: Черная кобра» от Step Creative Group. Появившаяся в конце 2006 года «Дилемма» от 4Reign Studios виделась продолжением традиций «Звездного наследия» и стала вторым русским квестом, который было не стыдно показать миру. Здесь тоже была научная фантастика, метания героя между несколькими фракциями, намеки на нелинейность и активное вмешательство элементов других жанров (в особенности файтинга и RPG). Конечно, назвать «Дилемму» выдающейся или даже хорошей игрой было нельзя, но там чувствовалась жизнь, движение, там был огонь в глазах, были реальные попытки сделать что-то действительно интересное, качественное и нетривиальное.

Потом наступила гробовая тишина. «Звездное наследие», несмотря на уютную толпу фанатов, оказалась коммерчески нерентабельным проектом, поэтому Step Creative Group не получила финансирования под сиквел и в итоге забросила серию, а весной этого года благополучно скончалась. Не было ничего слышно и о 4Reign Studios. Нам было показалось, что создание 3D-презентаций и разноцветных паззлов — вариант, который вполне устраивает курских разработчиков. Но мы их недооценили: все это время студия развивала и дорабатывала идеи, заложенные в первой части, и в итоге выпустила игру, дающую надежду на лучшее будущее отечественных квестов.

Обязательная программа

Пикантные подробности о последствиях действий игрока рассказывают в конце игры.

Сюжетно сиквел является прямым продолжением оригинальной истории. Главный герой, пытавшийся вспомнить все и найти свою сестру, обнаруживает себя на неизвестной космической станции в знакомом состоянии перманентной амнезии. Вскоре действие переносится на территорию Марса, где он снова мечется между двумя группировками, а те в обмен на помощь обещают пролить свет на судьбу героя и его предназначение.

Со сценарной точки зрения «Дилемма-2», мягко говоря, никуда не годится. Секретные исследования на заброшенной в космосе станции, борьба за уникальный источник энергии, скрытый в недрах планеты, противостояние одурманивающего народ правительства и сопротивления, а посреди всего этого герой с уникальными генами — чувствуется, что в Курске любят и перечитывают классику научной фантастики.

Столь же схематичными и типичными являются персонажи и сцены с их участием: 4Reign Studios, как фигуристы, выступают в рамках обязательной программы. В принципе, подавляющее большинство подобных проектов крутится вокруг одних и тех же давно записанных ходов. Так что главное — умение именно качественно, с огоньком, «откатать» классику.

И тут у «Дилеммы-2» получилось если не все, то многое. Во-первых, сценарий по сравнению с первой частью стал заметно динамичнее. Уже в первых локациях мы успеваем столкнуться лоб в лоб с агрессивной девушкой-киборгом и пролететь сквозь астероидный пояс. Во-вторых, радуют персонажи. Их стало меньше, чем в первой части, но они по-прежнему в тельняшках. Карманный ИИ, выполняющий при герое те же функции, что и череп Морте при Безымянном (см. Planescape: Torment), просит достать ему плюшевого мишку в качестве собеседника, член сопротивления девушка Анжела изъясняется прочувствованными стихами, робот-бармен Фил постоянно острит, а на просьбу дать наконец нужные данные заявляет буквально следующее: «Я дам, но имей в виду, что ты прослушал trial-версию нашего разговора».

Дух или материя?

В местах перехода между локациями курсор меняет иконку. Но не всегда. Надеемся на патчи.

Но все эти диалоги, сюжет и прочие «интриги» выполнены тут в лучшем случае на уровне продвинутой самодеятельности. Главное, чем хороша «Дилемма-2», — нелинейностью, про которую забыли практически все современные квесты. Как и в первой части, герой тут постоянно должен делать выбор. Начиная с глобального (к какой фракции присоединиться) и заканчивая локальными дилеммами типа «убить вставшего на пути мутанта или вывести его на разговор?» или «взорвать неприступный сейф или расшифровать его код силой мысли?». Работа на разные фракции ведет к иной последовательности событий, встрече с другими персонажами и, естественно, к противоположным друг другу финалам. К сиквелу эта разница стала наглядней, четче, и теперь нелинейность реально работает, а не просто значится еще одной строчкой в пресс-релизе.

Но фракции — это только один пласт. У героя по-прежнему есть два параметра: дух и материя. Первый увеличивается, когда мы решаем проблемы «мирным» способом, второй — когда предпочитаем уничтожать препятствие. В первой части многие ошибочно не заметили влияния обоих параметров на геймплей. А на самом деле игра тщательно учитывала все действия и в зависимости от того, какие показатели были выше, меняла сложность и условие задач, доступность реплик в диалогах и в итоге выдавала один из двух финалов.

В сиквеле помимо всего этого есть еще и амулет, который как бы олицетворяет собой два возможных подхода. Он может работать в режиме телекинеза (дух) или пирокинеза (материя) и принимает непосредственное участие в нескольких ключевых сценах. Одна из них уже в первой трети ведет к глобальной развилке. В зависимости от того, взорвал ли герой дверь космопорта огнем из своего чудодейственного пальчика или открыл ее силой мысли, мы получаем два разных варианта развития событий. То есть буквально: в одном случае вы благополучно приземляетесь на Марсе, в другом — очнетесь в какой-то тюрьме, где будут другие персонажи, задания и диалоги. В игре существует четыре разных финала, и все они зависят не только от выбора фракции, но и от того, чему вы отдавали предпочтение в конкретных ситуациях — духу или материи. Такое богатство выбора позволяет говорить о второй части «Дилеммы» как о полноценной ролевой игре.

Шутером по жанровым стандартам

Но это не все, чем выделяется «Дилемма-2» на общем фоне. Вместо изощренных головоломок тут делается ставка на беспрецедентное количество мини-игр. Мы складываем шарики, управляем космическим корабликом, ловим медузу в аквариуме и чего только не делаем. Но самое главное — здесь есть... шутер. В трех сценах игра переходит на вид от первого лица, вручает герою большую пушку и закачивает в пальцы телекинез c пирокинезом. В пределах чистокровного квеста это выглядело бы дикостью, но в проекте, который стремится выйти за узкие жанровые рамки, такие схватки кажутся вполне уместными. Тем более что в двух из трех случаев успех зависит не столько от точности стрельбы, сколько от смекалки.

С шутером связано присутствие в игре еще одного параметра: здоровья. По ходу прохождения можно найти специальные медицинские станции, которые увеличивают запасы живительной силы героя. А можно и не найти...

Впрочем, и любителям чистых квестов здесь тоже найдется занятие: традиционные упражнения со сбором и комбинированием предметов требуют внимательности и ясного логического мышления.

Уникальность «Дилеммы-2» еще и в том, что это чуть ли не единственная виденная нами за последнее время игра, где герой, найдя канистру или огнетушитель, не прячет их в карман, а реально несет в руках. При этом соответствующим образом меняются его анимация и скорость передвижения.

Некоторые сцены явно отсылают к «Обитаемому острову», а про источник энергии и гены все давно написал Фрэнк Герберт.

«В нем осталось мало человечного!» — резонно замечает про робота-бармена главный герой, который тут охотно комментирует все подряд.

* * *

И все-таки мы имеем дело с провинциальным киберпанк-квестом. Сюжет, диалоги, картинка — все это исполнено на таком уровне, что мы не рискнули бы порекомендовать «Дилемму-2» кому-либо за пределами немногочисленной, но сплоченной группы поклонников квестов. Вместе с тем идеи и задор, заложенные в эту игру, позволяют надеяться, что 4Reign Studio не сгинут в дебрях заказов Курского государственного университета.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7

Графика: 6

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Уникальная комбинация квеста, ролевой игры, шутера, аркадных мини-игр. С настоящей, взаправдашней нелинейностью. Если вас не пугает сюжет, написанный и разыгранный поклонниками sci-fi, — добро пожаловать.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Загрузка комментариев