05 декабря 2008
Обновлено 17.05.2023

Command & Conquer: Red Alert 3

Command & Conquer: Red Alert 3 - изображение обложка

[[BREAK]]

Преимущество Red Alert в том, что ключевые для других игр вещи здесь играют второстепенную роль. Каждая новая часть традиционно делается на базе очередного Command & Conquer, но, говоря откровенно, Westwood (а следом за ними и EA Los Angeles ) смело могли махнуть рукой и на геймплей, и на общую механику. Ведь даже в этом случае Red Alert осталась бы единственной в мире игрой, в которой медведи в касках спускаются с небес на кумачовых парашютах.

Клюква 3.0

Разумеется, во время презентации авторы, наморщив лоб, говорили нам о двойственных функциях каждого юнита, о возросшей роли водных сражений, о тщательной работе над балансом. Мы, в свою очередь, честно пересказывали их слова на страницах журнала. Но все понимали, что на самом деле эта игра создавалась совсем для другой цели — сделать нам смешно. В лучших традициях серии, Red Alert 3 продолжает эксплуатировать самые гнусные стереотипы и потаенные страхи западных обывателей. Например, о том, что Россия — это страна зимы и коммунизма, которая рано или поздно обязательно нападет на весь остальной мир. Или что в Японии все помешаны на высоких технологиях, чайных церемониях, трансформерах и самураях. Тут есть японский генерал, который в разгар битвы появляется на вашем экране одетый в кимоно (!) и, хмуря брови, зачитывает монолог о чести и доблести истинного воина. Присутствует дева в пилотке и куртке из латекса, украшенной серпами и молотами, которая рассказывает, что сейчас вам предстоит защитить Санкт-Петербург от нападения крестьян с гигантскими бластерами. Есть, наконец, стая дрессированных дельфинов, которая рвет на куски вооруженный до зубов дредноут.

При этом Red Alert 3 не скатывается в откровенный трэш, оставаясь в рамках целомудренной пародии. И относиться к этому можно по-разному. С одной стороны, очень жаль, что динозавры, дрессированные кальмары и Юрий с проводами в голове навсегда остались в прошлом веке — планку идиотизма, установленную второй частью игры, новые разработчики взять не сумели (или не решились). С другой, EA Los Angeles умеют шутить по-своему. Когда — осторожно, спойлер! — знаменитые статуи на острове Пасхи внезапно раскрывают рты и оказываются оборонительными турелями, которые бьют молниями по вашим танкам, можно запросто проворонить всю армию, глядя на это зрелище и глупо хихикая.

RTS 1.0

Под описанный выше балаган подведена добротная стратегическая база из Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Ни о каком переизобретении жанра речи не идет — выглядит и играется Red Alert 3 как самая обычная стратегия, механику которой придумали еще 16 лет назад, в Dune 2: The Building of a Dynasty. Сбор ресурсов, строительство базы, апгрейды и нарочитая неспешность происходящего — вот на чем строится местный геймплей. Как и в самой первой части, ваша задача — побыстрее возвести все необходимые постройки, наштамповать пару десятков самых мощных юнитов и растереть противника в мелкую труху. Вся прелесть в том, что разработчики не поленились освежить эту тяжеловесную концепцию парой свежих идей.

Во-первых, в игре три абсолютно разных стороны. И дело не в том, что у Советского Союза строения украшены куполами, а у Империи восходящего солнца пехота вооружена катанами. Разница именно в тактике. Советские войска выстроена под быструю экспансию: все апгрейды сводятся к строительству одной-единственной лаборатории, юнитов как таковых довольно мало, поэтому можно быстро сколотить мощную армию и идти в бой. Японцы же, наоборот, развиваются очень медленно, по нескольку раз улучшают каждое здание, зато у них есть очень шустрая техника, с помощью которой можно устраивать стремительные атаки. Кроме того, их здания появляются на свет в виде мобильных установок, которые могут разворачиваться где угодно. Наконец, американцы — самая сбалансированная и одновременно самая скучная нация: у них даже юнитов смешных нет, кроме разве что дельфины с ультразвуковой установкой на спине. Зато только у них есть авианосцы.

Кстати, о кораблях. Как и было обещано, вода в Red Alert 3 — не преграда, а полноценное поле битвы. Реализовано это максимально изящно: большую часть зданий (исключая разве что казармы для пехоты) можно строить прямо на воде, безо всяких ограничений. В свою очередь, у каждой из сторон есть несколько видов машин-амфибий, которые спокойно могут передвигаться как по воде, так и по суше. Да и обычные корабли могут вмешиваться в происходящее на земле: так, если сражение происходит вблизи береговой линии, очень здорово будет подогнать туда несколько дредноутов, оказав своим войскам солидную огневую поддержку.

Ну и, наконец, переходим к тяжелой артиллерии: у каждой из сторон в рукаве припрятано по пятнадцать козырных тузов — спецспособностей, каждая из которых вполне способна повлиять на исход боя. Открываются они за очки, которые начисляются сами собой, со временем. Ускорить процесс можно, если усиленно творить хаос и разрушение вокруг. Ну а сами способности — это просто нечто. Так, Советы умеют вытягивать вражескую технику на орбиту при помощи специального магнитного спутника (!), союзники замораживают врагов, а японцы вызывают эскадрилью камикадзе. Некоторые способности разрешено комбинировать друг с другом: если притянуть танк противника спутником, а потом устроить орбитальную бомбардировку, то первым делом во врага полетит… его же собственный танк! Выглядит очаровательно.

Три уникальных стороны, сражения на суше, на воде и в воздухе, спецспособности и, конечно, альтернативный режим у каждого юнита (помните об этом?) — все это порождает бесчисленное множество вариантов поведения на поле боя. При желании вы легко сможете подстроить игру под ваш собственный стиль.

При этом надо отдать должное — если в сюжетной кампании все эти возможности скорее развлекают, чем действительно интригуют, в мультиплеере все по-другому. Там и альтернативные режимы, и различия в балансе, и вообще все, что EA Los Angeles придумали для Red Alert 3, работает как надо (подробнее о многопользовательском балансе см. в прошлом номере «Игромании»). Мы, к сожалению, ничего не можем сказать о прелестях кооперативного прохождения, кроме того, что союзник предполагается в каждой миссии. За месяц до официального релиза нам пришлось играть с компьютерным помощником (кстати, вопреки обещаниям, мы не нашли между ними никаких отличий, кроме внешности). Но давайте будем честны перед собой и друг другом — все это затевалось вовсе не для того, чтобы вы вдумчиво изучали баланс или кооператив. Все это бла-бла-бла про спецспособности — просто оправдание для скриншотов с советскими танками, которые давят Статую Свободы.

* * *

Все, казалось бы, случилось именно так, как и должно было быть: Red Alert 3 оказался смешной, но при этом довольно вдумчивой классической RTS. Возрождение великой серии безусловно можно считать успешным — фанаты старой закалки смущенно смахивают слезы ностальгии, а те, кто не застал игровых клубов 90-х годов, восхищенно хлопают глазами и радостно тычут пальцем в монитор.

Всеобщему счастью мешает только одно обстоятельство: на протяжении всей игры не покидает ощущение, что все эти шутки и уморительные клише долго и сосредоточенно выдумывали за круглым столом. Когда Westwood делали оригинальную дилогию, они искренне валяли дурака, а EA морщат лбы и пытаются с линейкой и транспортиром просчитать чужую безалаберность. Игре отчаянно недостает легкости, расслабленности и смелых решений — то есть как раз всего того, за что мы могли бы поставить ей оценку повыше. Это отличная стратегия, мы с чистой совестью выводим ей 8,5 баллов, но на самом деле немного грустим. Потому что понимаем, что Red Alert с кальмарами и динозаврами нам не видать уже никогда.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Умная, разнообразная, но поразительно просчитанная стратегия, в которой автоматчики в шапках-ушанках сходятся в смертном бою с киберсамураями.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

[[BREAK]] Клюква и сакура

Red Alert 3 — уникальная энциклопедия стереотипов. Авторы без зазрения совести эксплуатируют самые известные штампы, почерпнутые из кинофильмов, выпусков новостей и книг Тома Клэнси. Мы выбрали по три самых колоритных нелепости о России и Японии.

А вокруг купола, купола!

Здания у Советов выглядят шикарно: если завод — то обязательно со статуей Ленина на крыше, если стройплощадка — то непременно с фанерным забором, красным флагом и агитплакатами, ну а если реактор — то, конечно, в виде раскаленной домны.

Показ мод

Униформа советских офицеров выполнена примерно как в экранизации Hitman : шесть звездочек на генеральских погонах, пиджак премьера — точь-в-точь как у Брежнева. Кроме того, каждый политик здесь считает своим долгом обвешаться значками и орденскими планками с головы до ног.

Privet, tovarisch!

Само собой разумеется, все советские персонажи говорят с карикатурным русским акцентом, периодически вворачивая словечки вроде « dasvedanya ». Лучше всего удались Apocalypse-танки. Они не просто грозят коммунизмом всему живому, но делают это голосами джаггернаутов из Dawn of War.

Чайная церемония

Мало того, что японский император одет в нелепое кимоно, так он еще и натуральный самурайский гротеск. Во время бесед с вами регулярно император занимается рисованием иероглифов, а каждая вторая кат-сцена начинается с того, что японка приносит ему чай.

Кодекс Бусидо

Хотя японцы — наиболее технологически продвинутая нация, выглядят они так, будто сошли со страниц книги « Сегун » Джеймса Клавелла. Сын Императора одет в клепаный кожаный доспех, диверсионные юниты японцев — конечно, ниндзя. А первый пехотный юнит у них — самурай, вооруженный световой катаной.

Я — робот

Другая «типичная» японская черта — обилие разнокалиберных роботов. Здесь с этим полный порядок — пятиметровые шагающие киборги, вертолеты, трансформирующиеся в какие-то ходячие танки, механические стрекозы-разведчики и жукоподобные ремонтные боты.

Военный парад

Было необычайно трудно выбрать по два наиболее ярких юнита у каждой стороны. Но мы все-таки сумели.

Советский Союз

Conscript

Вместо всеми любимого, но изрядно поднадоевшего медведя в каске здесь у нас простой советский пехотинец. Настоящий герой! Зимой и летом он ходит в шинели, сапогах и шапке-ушанке. Вооружен, конечно, АК-74.

Terror drone

Механический гремлин на службе Красной Армии. Пробирается внутрь вражеской техники и в считанные минуты выводит ее из строя. Альтернативная атака — луч, парализующий вражеские машины.

Союзники

Aircraft Carrier

Небольшой на вид корабль таит в себе немалую опасность: в любой момент с него могут взмыть в небо шесть беспилотников и отбомбить позиции врага. Проблема в том, что сам авианосец в это время остается беззащитным и нуждается в прикрытии.

Dolphin

Дельфин. Самый обычный. Атакует противников ультразвуком и умеет прыгать, пролетая несколько метров над водой. Эффективен только на ранних стадиях игры. Почему мы про него пишем? Потому что дельфины с ультразвуком — это круто!

Империя восходящего солнца

King Oni

Настоящий гигантский человекоподобный робот. Стоит дорого, строится долго, но четыре-пять таких вышибал способны доставить немало неприятностей противнику. Альтернативная атака — сокрушительный толчок плечом.

Rocket angel

Гостья из мира аниме — девушка, закованная в футуристического вида броню. Летает на реактивных крыльях и поливает вражескую пехоту шквальным огнем с небес.

В ролях

У Red Alert 3, безусловно, самый дорогой и выдающийся кастинг в истории всех C&C-игр. И это исключая Playboy-моделей (Дженни Маккарти) и женщин-гладиаторов (Джина Карано).

Питер Стормаре

Гениальный шведский актер поразительной неразборчивости. С равным успехом снимается у Ларса фон Триера в « Танцующей в темноте », у Братьев Коэн в « Фарго » и « Большом Лебовском », у Терри Гиллиама в « Братьях Гримм », а также в абсолютном, невообразимом мусоре вроде « 2001 маньяк ». На роль русских Стормаре постоянно приглашает Майкл Бэй (см. его в « Армагеддоне » в роле советского космонавта Льва Андропова и в « Плохих парнях 2 » в роли Алексея, хозяина ночного клуба). Стормаре также регулярно участвует в озвучке компьютерных игр. Вы слышали его в Mercenaries 1-2 , Quake 4 и The Bard’s Tale.

Тим Карри

Человек феноменальной работоспособности, Карри снимается в кино с конца 60-х. Самая знаменитая его роль — в трэш-мюзикле « Шоу ужасов Рокки Хоррора », где он, раскрашенный под Дэвида Боуи и наряженный в ажурные чулки, голосил глэм-арии. С тех пор Карри снимается во всем подряд — от « Охоты за «Красным октябрем » до экранизаций Стивена Кинга (« Оно ») и эпизодов « Маппет-шоу ». К компьютерным играм Карри имеет самое непосредственное отношение — озвучивал Гэбриэла Найта в первой и третьей части, последних частях, играл в Wing Commander 3 — и вот логичным образом дослужился до Red Alert.

Эндрю Дивофф

Рожденный в Венесуэле, Дивофф постоянно играет русских злодеев — вы наверняка знаете его благодаря роли Михаила Бакунина из « Остаться в живых ». Дивофф — классический b-актер, с конца 80-х ни один релиз в жанре «прямиком на VHS/DVD» не обходится без него. Он также умудрился подружиться с Клайвом Баркером и сыграть у него джинна в « Исполнителе желаний ». Вы также могли периферийным зрением заметить его в « Индиане Джонсе и королевстве хрустального черепа » — именно он вытряхнул Харрисона Форда из холщового мешка под ноги Ирине Сергеевне Шпалко.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь