05 декабря 2008
Обновлено 17.05.2023

Sid Meier's Civilization 4: Colonization

Sid Meier's Civilization 4: Colonization - изображение обложка

Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боливар де ла Консепсьон и Понте Паласиос и Бланко, также известный под более коротким именем Симон Боливар, родился в 1783 году в Новой Испании в маленьком портовом городе Каракасе. За свою недолгую жизнь Симон успел основать четыре государства — Колумбию, Венесуэлу, Новую Гранаду (современную Панаму) и названную в его честь Боливию, возглавить несколько революций, выиграть 472 битвы, побывать первым диктатором Перу, освободить Эквадор, окончательно изгнать испанцев из Нового Света и навсегда изменить историю всей Латинской Америки. И на все это у Боливара ушло каких-то пятнадцать лет…

…ровно столько же понадобилось Сиду Мейеру, человеку, когда-то придумавшему великую стратегию Civilization , чтобы наконец-то выпустить римейк своей некогда культовой, но незаслуженно забытой игры Colonization , посвященной покорению Нового Света.

End turn

Неподготовленному человеку найти десять отличий между «Цивилизацией» и «Колонизацией» было сложно что в начале девяностых, что сейчас, когда наконец-то вышел полноценный римейк (сразу предупреждаем, приставка Civilization 4 у сегодняшней игры не говорит ровным счетом ни о чем: современная Colonization — это вовсе не очередной Civilization-аддон и для ее запуска даже не нужен оригинальный диск). И та и другая игра построены по очень похожим принципам: есть глобальная карта, на которой есть города, которые можно развивать, и фигурки юнитов, которые можно двигать, а вся партия четко разделена на несколько сотен ходов: изменили пару опций на экране города, протопали две клетки каким-нибудь юнитом, после чего нажали сакральную кнопку «end turn» и с замиранием сердца начали наблюдать за аналогичными действиями со стороны противника.

Главная разница между этими двумя играми — в масштабах происходящего. Если классическая «Цивилизация» посвящена решению, так сказать, вопросов планетарного уровня и охватывает временной период в шесть тысяч лет человеческой истории (от изобретения колеса до межзвездных перелетов), то действие «Колонизации» происходит с 1600 по 1800 год (с эпохи первых европейских поселенцев в Новом Свете до Войны за независимость) и включает в себя немыслимое количество мелких нюансов вроде заботы об обучении специалистов-коневодов и организации плановых поставок в Европу табака и чая регулярными трансатлантическими рейсами.

Как и в Civilization, основа местного геймплея — полная импровизация: вы начинаете игру, имея в активах одну утлую каравеллу и отряд вольных поселенцев с кирками наперевес, и от того, как вы будете вести себя на протяжении следующих 200 ходов, зависит развитие истории вашего персонального Нового Света.

На этом месте спешим предупредить: если даже у вас за плечами уже тысячи партий в классическую «Цивилизацию», то все равно готовьтесь к новым открытиям. Во-первых, Colonization — игра с колоссальным количеством мелочей: например, 90% местной экономики строится на торговле со Старым Светом. И если поначалу ваш монарх (играть можно на стороне одной из четырех великих колонизаторских держав — Англии, Испании, Голландии или Франции) будет рад любому тюку с табачными листьями, то со временем он уже захочет от колонии бесперебойных поставок готовой продукции — сигар, рома или выделанных собольих воротников. Во-вторых, чтобы наладить полный производственный цикл, потребуются люди: на первых порах в колонию будут валом бежать всевозможные миссионеры и мелкие уголовники, но рано или поздно вы поймете, что для строительства нормальной экономики нужны квалифицированные кадры.

Все местное производство в буквальном смысле держится на людях. Юниты в Colonization условно делятся на два вида — профессионалы (опытный оружейник, мастер-хлопкороб, прораб-строитель) и обычные вольные колонисты. Последних можно заставить заниматься буквально чем угодно: крутить сигары, ловить рыбу или возделывать маис. Дайте им в руки мушкеты — из них получится вооруженное ополчение, посадите на коней — выйдет драгунский отряд. Понятно, что профессионалы сделают всю ту же самую работу ровно в два раза лучше, но, чтобы пригнать из Европы каких-нибудь перворазрядных скорняков, придется платить золотом. Золото можно выручить только торгуя колониальными товарами, так что получается замкнутый круг.

Культурный обмен

И тут на помощь совершенно неожиданно приходят индейцы. Дело в том, что в тот момент, когда вы приплываете на новый континент, все главные хлебные места на карте уже поделены между местными племенами. И если в первые годы вашей конкисты местные будут сквозь пальцы смотреть на растущие поселения и с удовольствием участвовать во взаимовыгодной торговле (вы нам ром — мы вам шкуры), то, познакомившись с бледнолицыми поближе, индейцы начнут требовать денег за каждый новый поселок, построенный на их земле, причем связкой бус тут уже не отделаешься.

В принципе, руководствуясь историческим опытом покорения Нового Света, можно собрать большое ополчение и устроить тотальный геноцид, но гораздо умнее попытаться переманить краснокожих на свою сторону. Скажем, если в индейском племени поселится миссионер, то со временем в ваши города потянется совершенно бесплатная «христианизированная» рабочая сила. Больше того, пригнав к вигвамам большую партию огненной воды, можно втереться в доверие к вождю и он разрешит любому вашему поселенцу немного пожить в племени и обучиться профессии у местных рыбаков, хлопкоробов или собирателей маиса. Наконец, в совсем уж исключительных случаях индейцев можно вооружить, снабдить лошадьми и натравить на конкурирующие концессии, потому что самостоятельно вести войну против колонии другой державы — затратно и проблематично.

Кстати, о войне: в отличие от той же Civilization здесь даже на высоких уровнях сложности можно исхитриться вообще ни разу не вступать в какие-либо конфликты, однако конечная цель игры — провозглашение независимости ваших колоний и, как следствие, последующая война с королевским карательным легионом. Видов юнитов в классическом понимании тут немного — простые ружейники, которыми могут стать любые колонисты со свободными мушкетами в запасниках, конные разведчики и драгуны. Для разнообразия есть еще пушки (помогают при взятии городов) и несколько видов боевых кораблей (для полноценной войны их понадобится не более трех-четырех штук). Но в целом надо понимать, что война — далеко не самое интересное, что есть в Colonization.

* * *

В конце, традиционно, страшная правда. Дело в том, что сегодня мы ставим наши высокие оценки и даем самые теплые рекомендации игре, которая вообще не отличается от той Colonization, что вышла в начале девяностых. Это не просто римейк, это практически буквальный перенос той же самой игры «в наши дни» — за вычетом современной графики, мультиплеера и автоматизации маршрутов конных повозок (вот вы тут смеетесь, а 15 лет назад этого очень не хватало) в классических правилах Colonization не изменилось ни-че-го.

Мы, конечно, могли бы на этом месте завести нашу старую пластинку про « ну сколько же можно » и « ах, как же современным играм не хватает свежих идей », но не будем. Во-первых, потому, что новая «Колонизация» — это по-прежнему отличная игра, а во-вторых, потому, что всем поклонникам Civilization пора уже наконец-то чем-то себя занять до выхода пятой части.

Поверьте, несмотря на ограниченный исторический масштаб, Colonization, как и любая другая игра в «цивилизаторском» семействе, — бездонная площадка для экспериментов в нашем любимом стиле « а что если? ». А что если голландские колонисты не продадут большую часть земель англичанам и объявят независимость в XVIII веке? А что если вместо непрерывных стычек с индейцами европейские поселенцы снабдят их пушками, мушкетами и лошадьми? А что если после войны за независимость в Новом Свете возникнет не демократическое государство, а новая монархия? Если вам действительно интересны ответы на эти вопросы, ну или просто хочется чего-нибудь нового и «цивилизаторского», то — наши самые настойчивые рекомендации.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Графика: 6

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Буквальный, за вычетом графики и нескольких мелочей, римейк культовой стратегии Сида Мейера пятнадцатилетней давности. Не такая масштабная, как Civilization, зато со сложной экономикой, красивой музыкой и про индейцев.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь