05 января 2009
Обновлено 17.05.2023

Войны, которых не было. Почему одни конфликты фигурируют в десятках игр, а другие — почти нигде

Войны, которых не было. Почему одни конфликты фигурируют в десятках игр, а другие — почти нигде - изображение обложка

Сцена 1. 1944 год. Рядовой Райан медленно бредет по разбомбленному и залитому кровью пляжу Омаха. Он осторожно оглядывается по сторонам, пытаясь понять, что здесь произошло. Повсюду лишь трупы врагов, они устилают собой все побережье Нормандии. На многие километры вокруг нет ни одного живого. Райан садится на камень и стягивает с себя каску…

Сцена 2. 1967 год. Отряд американских солдат пробирается сквозь вьетнамские джунгли. У всех напряженные лица, солдаты в любой момент ждут нападения и осматриваются в поисках ловушек. Через несколько часов напряжение сменяется недоумением, ведь они уже далеко за линией фронта, а врага все нет…

Сцены 3-4. 1991-1993, 2001-2008 годы. Секретное подразделение специального назначения вооруженных сил США отправлено в самое логово террористов, пытающихся завладеть ядерным оружием. Но оказывается, что на базе никого нет, повсюду лишь трупы лиц арабской внешности…

Все эти картины не нуждаются в дополнительных деталях и описаниях, потому что любой мало-мальски опытный игрок уже легко дорисовал их в своем воображении. Ведь кому, как не нам, знакомы эти сцены, эти поля сражений, каждый клочок земли которых мы знаем не хуже, чем родной двор? Почему в этих сценах нет врагов? Да потому, что мы их всех уже подчистую вырезали.

Как правило, разработчики берут за основу своих игр лишь самые известные военные конфликты. Мы знаем все о подвигах союзников во время Второй мировой, наслышаны об успехах США в борьбе за демократию во Вьетнаме, назубок знаем нравы Советской армии и узнаем в лицо всех ближневосточных террористов.

Но как насчет других войн? За последние полтора века в мире было много военных конфликтов, о которых сейчас толком не помнят или по разным причинам стараются не вспоминать. Поэтому давайте сделаем это сами.

Крымская война 1853-1856 гг.

Историческая справка: В середине XIX века Россия решила оказать помощь православным народам Балкан, которые находились под властью Османской империи. В Молдавию и Валахию были введены войска, чтобы оказать давление на Турцию. Это привело к тому, что 16 октября 1853 года Турция, а затем и Великобритания с Францией (после разгрома турецкого флота в Синопском сражении) объявили войну России.

Российское командование вело себя довольно нерешительно в ходе боевых действий, что вкупе с техническим отставанием российских войск и привело к печальному результату. Западным державам удалось ввести в Черное море большие соединения кораблей, высадить десант в Крыму (вот это могло бы быть большим эпизодом кампании) и после годовой осады захватить главную базу российского флота — Севастополь (готовая миссия, причем для обеих сторон). Несмотря на успешные действия России на турецком фронте, угроза вступления в войну Австрии вынудила российское командование подписать Парижский мирный договор, требовавший уступки Турции южной Бессарабии и устья реки Дунай, а также запрета для России иметь флот на Черном море.

Какие можно сделать игры: Крымская война — простор для стратегов. На таком материале можно было бы сделать RTS с морскими битвами на Черном море, а в «наземной» кампании показать осаду Севастополя и захват русскими войсками турецкой крепости Карс.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Историческая справка: Через двадцать лет с небольшим Россия взяла реванш у турок за поражение в Крымской войне. Поводом для нового конфликта стало жестокое подавление османами Апрельского восстания 1876 года в Болгарии.

В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. Наиболее яркими ее эпизодами стали форсирование русскими Дуная, захват Шипкинского перевала и капитуляция армии Осман-паши в Плевне после двухмесячной осады (именно эти события были запечатлены в фильме « Турецкий гамбит »). Последним аккордом войны стал бросок российских войск к Константинополю (но брать его не стали, иначе против России выступила бы Англия), после которого Османская империя объявила о капитуляции.

Война закончилась подписанием в 1878 году Берлинского трактата, согласно которому Россия получала Бессарабию, Карс, Ардаган и Батуми. Болгарии, которая была под властью турок почти пятьсот лет, возвращалась государственность.

Какие можно сделать игры: Как и в случае с Крымской войной, события предпоследней русско-турецкой войны (всего их было одиннадцать) могли бы лечь в основу стратегии или варгейма отечественного производства. Хотя братьям-болгарам тоже не мешало бы помнить о Шипке.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Историческая справка: Русско-японская война — одна из самых мрачных страниц в российской военной истории. Тогда в регионе произошло столкновение интересов европейских держав, набирающей мощь Японии, национально-освободительных движений стран региона (Китая, Кореи) и России.

Япония, стремясь развязать войну против России до того, как на Дальний Восток будут переброшены дополнительные войска по только что отстроенной Транссибирской магистрали, предъявила России ультиматум, согласно которому Маньчжурия признавалась зоной исключительных японских интересов. После недолгих переговоров Япония перешла к военным действиям.

Война началась чередой морских сражений, затем последовала многомесячная осада Порт-Артура, главной базы российского флота на Дальнем Востоке. Уже к середине 1904 года стало понятно, что война проигрывается, и командование решило выслать с Балтики подкрепление в виде еще одной эскадры. К тому моменту, когда она добралась на Дальний Восток, Порт-Артур уже пал, а саму эскадру японцы разгромили в Цусимском проливе.

Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия потеряла Южный Сахалин и арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром. Условия мирного договора оказались довольно мягкими для России.

Какие можно сделать игры: Несмотря на то что в японской культуре эта война освещена неплохо, в играх ее обходят стороной. Что касается наших игроделов, то сложно представить, что российский разработчик сделал бы игру, в которой почти все морские сражения были проиграны нашим флотом. А если бы игру кто-то все-таки сделал (наши или японцы), то, скорее всего, в жанре стратегии или варгейма. Почему мы до сих пор не заговорили о шутерах? А какой толк в шутере, в котором винтовку надо перезаряжать от 30 до 140 секунд?

Советско-финские войны периода Второй мировой войны (1939-1940, 1941-1944 гг.)

Историческая справка: Именно во время советско-финской войны 1939-1940 гг. появились знаменитые коктейли Молотова. Финны бросали их в советские танки с криками « Привет Молотову! ». Причиной конфликта стали холодные отношения между СССР и Финляндией после столкновений во время Гражданской войны в России. К тому же CCCР опасался присоединения Финляндии к странам Оси и предоставления своих плацдармов для нападения Германии на СССР. Поэтому многие историки считают эту войну превентивной.

Официальным поводом для ввода войск СССР стал минометный обстрел советских частей с финской территории. Однако, как выяснилось позже, это была просто провокация и огонь велся с советской стороны.

30 ноября 1939 года советские войска вошли на территорию Финляндии. Наиболее кровопролитные бои шли на Карельском перешейке, где финнами была организована так называемая линия Маннергейма (был генералом еще в царской армии, после революции в России стал финским маршалом и государственным деятелем), представляющая собой полосу укреплений. В карельских лесах советским войскам устраивали засады, широко использовалась тактика партизанской войны. Исход противостояния решило наступление Красной армии в феврале 1940 года, когда линия Маннергейма была прорвана, и финны попросили мира. В результате этой войны Финляндия потеряла Выборг, Карельский перешеек, выход к Ладожскому озеру и ряд других территорий.

Какие можно сделать игры: Вот уж где простор для фантазии! Отечественные разработчики могли бы сделать шутер про Зимнюю войну. Бои проходили в основном в лесах, но были и городские столкновения. Кроме шутера, могла бы получиться и стратегия — боевые действия отличались масштабностью.

Вторую часть можно было бы посвятить так называемой «войне-продолжению», которая произошла в 1941-1944 годах. Тогда финские войска захватили территории, принадлежащие Финляндии до 1940 года, а также часть Карелии. Позже они совместно с немцами принимали участие в блокаде Ленинграда. В результате напряженных боевых действий советским войскам удалось выбить финнов с захваченных территорий и принудить финское руководство к миру. Итогом войны стало экономическое и политическое ослабление Финляндии, СССР получил базу на ее территории и право транзита войск через эту страну.

Событиям Зимней войны посвящен мод для « Блицкрига » под названием « Talvisota: Ледяной ад ».

Корейская война 1950-1953 гг.

Историческая справка: Корейскую войну не особенно любят вспоминать как в советской, так и в американской историографии ввиду ее бессмысленности и чрезмерной кровопролитности. Еще корейский конфликт часто называют «неизвестной» или «забытой» войной, но забыть войну, в которой погибло более 3 млн человек, не так легко.

Эта война стала одной из самых масштабных в ХХ веке и, что самое страшное, едва не привела к применению ядерного оружия. За три года на города КНДР американской авиацией было сброшено больше напалма, чем на территорию Вьетнама за восемь лет.

После Второй мировой Корею освобождали СССР с севера и США с юга. В результате страна так и осталась разделенной на два враждебных государства — северное тяготело к СССР и КНР, а в южном заправлял антикоммунистический режим, поддерживаемый США и миротворческими силами ООН.

Первыми боевые действия начали северные корейцы, армия которых была обучена советскими специалистами и поддерживалась с воздуха советскими же пилотами. Когда Южная Корея при поддержке США и союзников смогла отбросить части северокорейской армии, в войну вступила КНР, отправившая на полуостров регулярные войска под видом добровольцев. Они были плохо вооружены, но отлично владели тактикой партизанской войны, что позволило им успешно противостоять куда лучше оснащенной армии западных держав.

В конечном счете установился некоторый паритет сторон, и 27 июля 1953 года был заключен договор о прекращении огня, причем представители Южной Кореи отказались подписать документ. Обе Кореи остались при своих довоенных границах, а вокруг бывшей линии фронта была провозглашена демилитаризованная зона. Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-южнокорейскими войсками с юга. Мирный договор о завершении войны не подписан по сей день.

Какие можно сделать игры: По мотивам Корейской войны можно было бы создать множество самых разных игр, но, кроме Korea: Forgotten Conflict (2003), вспомнить особенно нечего. Мог бы получиться и экшен, и стелс-экшен, и стратегия, и варгейм, и даже авиасимулятор (в воздухе шли ожесточенные бои между МиГ-15 и F-86). Боевые действия на Корейском полуострове легли в основу многих фильмов (« Примкнуть штыки », « Стальная каска », « Маньчжурский кандидат » (1962), но ведь это еще и готовый материал для игры почти любого жанра.

Высадка на Плайя-Хирон (1961)

Историческая справка: Из числа других замалчиваемых операций США нельзя не вспомнить высадку на Плайя-Хирон (иногда ее называют операцией в заливе Свиней). Эта военная акция была спланирована ЦРУ с целью свержения режима Фиделя Кастро на Кубе. Началась она 15 апреля 1961 года, когда американские самолеты нанесли удары по аэродромам кубинских ВВС, где благодаря предупреждению от советской разведки уже стояли макеты. Следующим утром на похоронах жертв бомбардировки Фидель впервые назвал свершившуюся революцию социалистической.

Ночью 17 апреля в районе залива Свиней высадилась так называемая «бригада 2506», состоящая из 1600 обученных и экипированных ЦРУ кубинских эмигрантов. В бой с ними вступили народные ополченцы и войска Кастро, а кубинская авиация смогла потопить четыре транспорта эмигрантов с войсками и оружием. Вскоре наступление было остановлено, несмотря на яростные налеты американской авиации. Позже 1100 пленных были выкуплены американским президентом Кеннеди за $62 млн.

В результате неудавшейся высадки власть революционеров на Кубе только усилилась, и в 1961 году, на конференции Организации американских государств, Че Гевара передал Джону Кеннеди записку с фразой « Спасибо за Плайя-Хирон. До вторжения революция была слаба. Теперь она сильнее, чем когда-либо ».

До сих пор достоверно неизвестны подробности советского участия в конфликте. По одной версии, оно было ограничено наводкой огня и оперированием техникой, по другой — на остров был срочно отправлен небольшой элитный отряд спецназа под видом чехословацких добровольцев.

Спустя год после высадки в заливе Свиней США собирались взять реванш. Запланированная провокация носила название Operation Northwoods («Северные леса») и предусматривала организацию терактов в Майами, атаки МиГов на американские суда, беспорядки в Гуантанамо, затопление судна или подрыв самолета с американскими студентами. Правительство США собиралось предпринять эти шаги, чтобы оправдать вторжение на Кубу. К счастью, Кеннеди решительно отклонил план Northwoods.

Какие можно сделать игры: Как вы понимаете, вряд ли мы когда-нибудь увидим игру про этот конфликт. Cлишком уж он политически ангажирован. А ведь мы могли бы получить потрясающий экшен, в котором нам в роли молодого кубинского офицера пришлось бы пробираться под шквальным огнем авиации противника к захваченному Плайя-Хирон через весь остров. Или принять на себя командование в роли стратега (может быть, даже самого Фиделя!) и бросать ополченцев на пулеметные гнезда с криками « Революция превыше всего! ».

Арабо-израильские конфликты (с 1948 года по настоящее время)

Историческая справка: У этого конфликта очень глубокие корни, поэтому мы не будем рассказывать о его причинах. Он берет свое начало в 1948 году, когда Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен напали на новопровозглашенное государство Израиль, чтобы уничтожить его. В результате арабские страны потерпели поражение, а Израиль присоединил значительную часть палестинских территорий, предназначенных по плану разделения британской колонии Палестина для арабского населения.

Следующее столкновение случилось в 1956 году. Тогда Египет попытался национализировать Суэцкий канал, что сильно не понравилось Израилю, Великобритании и Франции. Суэцкий кризис начался с наступления израильских войск в конце октября 1956 года. Через два дня его поддержали англичане и французы. Буквально за полторы недели армия Египта была полностью разгромлена. Под давлением ООН и, в частности, СССР войска вывели сначала европейские державы, а в марте 1957-го и израильтяне. Их место заняла первая в мире миротворческая миссия ООН.

Главным арабо-израильским столкновением стала Шестидневная война (5-10 июня 1967 года), отголоски того конфликта слышатся до сих пор. Как ясно из названия, боевые действия шли всего шесть дней. Конфликт разгорелся между Египтом, Иорданией, Сирией, Ираком и Алжиром с одной стороны и Израилем — с другой. Решающим фактором победы Израиля стало эффективное превентивное применение авиации. По результатам войны Сирия потеряла Голанские высоты, Египет утратил Синайский полуостров и сектор Газа, а Иорд — Западный берег реки Иордан.

В 1973 году арабы решили взять реванш и вернуть утраченные территории, однако попытка провалилась. Конфликт получил название Войны Судного дня (6-26 октября 1973 года).

Новый виток напряженности пришелся на ливано-израильские войны — 1982 года и 2006-го. В ходе первой Израиль пытался уничтожить базы Организации освобождения Палестины в ответ на покушение на своего посла в Лондоне, причем в ходе войны был взят Бейрут. После переговоров войска Израиля были выведены из страны.

Какие можно сделать игры: Из-за неослабевающих арабо-израильских трений игры по мотивам этих войн маловероятны. И дело даже не в том, что они вызовут бурю возмущения, а в том, что большинство издателей не возьмутся их издавать, а торговые сети — распространять.

Пограничные российско-китайские конфликты (1969)

Историческая справка: С 1956 года между Китаем и СССР наступил период похолодания, закончившийся практически полным разрывом отношений в 1964 году. В 1969 году напряжение выплеснулось в «забытые» вооруженные конфликты с Китаем.

Инцидент на острове Даманский произошел весной 1969 года в районе устья реки Уссури. Под предлогом защиты китайских граждан от советских пограничников на остров высадилось более 100 китайских солдат без опознавательных знаков и документов. Советские пограничники попытались выяснить цели китайцев, но солдаты КНР открыли огонь. Пограничники развернули операцию по выдавливанию китайцев, однако из-за численного превосходства китайских войск (командование СССР отказалось задействовать другие войска, дабы избежать полномасштабного конфликта) это долго не удавалось. Столкновение длилось около двух недель и закончилось весьма неоднозначно. С одной стороны, китайские части были выдавлены с острова огнем из реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град», в результате обстрела на острове не осталось почти ничего живого, с другой — после таяния льдов китайцы все же заняли Даманский. Позже в результате переговоров между советской и китайской стороной остров все-таки отошел Китаю.

Какие можно сделать игры: На базе этих событий могла бы получиться тактика в духе « В тылу врага », но, конечно, она бы в любом случае получилась слишком провокационной. Такая игра всенепременно обидела бы какую-нибудь сторону, а с Китаем у нас в целом отношения дружественные.

Если бы по мотивам Даманского инцидента делали шутер, то в него бы непременно стоило включить события, имевшие место 13 августа 1969 года на Джунгарском выступе казахстанско-китайской границы. Тогда китайские отряды пытались пересечь границу близ озера Жаланашколь, а потом и вовсе заняли соседние сопки. Атака китайцев была успешно отбита при минимальных потерях с советской стороны.

Афганская война (1979-1989 гг.)

Историческая справка: В 1978 году в результате Апрельской революции к власти в Афганистане пришла хунта офицеров, получивших образование в СССР и собиравшихся строить социалистическое общество весьма жесткими методами. Поскольку большой поддержкой у местного населения они не пользовались, афганская верхушка попросила помощи у своего северного соседа. СССР отказать не мог, к тому же надо было остановить распространение исламского фундаментализма на среднеазиатские республики.

Несмотря на то что в самом руководстве СССР было немало противников идеи ввода ограниченного контингента, в конце 1979 года 40-я армия вместе с несколькими отдельными частями и соединениями вошла в Афганистан. Первой масштабной операцией стал штурм дворца президента Афганистана Хафизуллы Амина, который, правда, сам же и настаивал на вводе советских войск, а впоследствии был объявлен шпионом ЦРУ.

Далее было подавление мятежа в афганской армии и успешное Кунарское наступление. Уже в 1980 году Конгресс США санкционировал «прямую и открытую помощь» афганской оппозиции, причем помощь эта приходила в виде инструкторов, финансов, вооружения и баз (операция «Циклон»). Ближайшим союзником моджахедов стал Пакистан, предоставивший свои базы и тренировочные лагеря.

Советские войска оставались в Афганистане десять лет и покинули его лишь в 1989 году. Командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов потом сказал, что Советская армия выполнила все поставленные задачи в этой войне, пусть и с большими потерями, которые составили около 15 тыс. человек.

Какие можно сделать игры: Совершенно очевидно, что афганская тема старательно обходится именно из-за того, что эта война до сих пор вызывает болезненные воспоминания. Если не считать нескольких, прямо скажем, не слишком удачных игр от отечественных разработчиков, серьезных проектов про войну в Афганистане не было. Что уж тут говорить о западных девелоперах, для которых культурными ориентирами в этом вопросе могут служить лишь фильмы « Рэмбо 3 » и « Война Чарли Уилсона ».

С момента вывода советских войск конфликт в Афганистане, по сути, не прекращался, а после ввода туда контингента НАТО — лишь усилился. Так что игра по мотивам той войны вполне возм — теперь, когда страны Запада сами там увязли, вряд ли кто-то будет обвинять СССР в аморальности афганской затеи.

Фолклендская война (1982)

Историческая справка: Фолклендские острова не случайно иногда называют Мальвинскими. Спор между Аргентиной и Великобританией за обладание ими ведется с начала XIX века.

В 1982 году генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери, пришедший к власти годом ранее, решил отбить Мальвины у Англии, чтобы укрепить свое положение в стране. Все началось с высадки аргентинского десанта 2 апреля 1982 года, который занял позиции и заставил британский гарнизон сдаться. Аргентина рассчитывала, что Британия, испытывающая серьезные финансовые трудности, не станет организовывать дальний военный поход. Но «железная леди» Маргарет Тэтчер проявила жесткость, и вскоре Фолкленды были блокированы ВМС Ее Величества. Аргентинцы держали оборону, но явно проигрывали англичанам в оснащенности и из-за большого расстояния до континентальных авиабаз. В итоге война была ими проиграна (20 июня Аргентина объявила о капитуляции), хотя и англичанам она тоже обошлась недешево. Не в плане потерь, а в плане расходов — для них эта была скорее война престижа.

Какие можно сделать игры: Хотя этот конфликт носил локальный характер, совершенно очевидно, что на его основе можно сделать и авиасимулятор, и тактику, и стратегию. Самым же оптимальным вариантом была бы игра на манер Battlestations: Midway — ключевые события войны развернулись в море.

Вторжение США на Гренаду (1983)

Историческая справка: Главным поводом для американского беспокойства в отношении активно сотрудничающей с СССР Гренады было строительство нового международного аэропорта, который можно было использовать для переправки кубинского оружия повстанцам в Центральной и Южной Америке. Об этом открыто заявлял президент США Рональд Рейган.

К середине 1983 года в правящей верхушке Гренады произошел раскол, в результате переворота к власти пришло леворадикальное крыло движения во главе с премьер-министром Бернардом Коардом. При попытке освобождения мирными жителями бывшего лидера страны Мориса Бишопа из тюрьмы Маунт-Ройал охрана открыла огонь, убив десятки гражданских.

После этой трагедии США заставили Организацию восточнокарибских государств обратиться к ним с просьбой восстановить на Гренаде стабильность. В качестве причины вторжения США называли защиту находившихся на острове американских студентов-медиков.

В ходе операции «Срочная ярость» (Urgent Fury) американские десантники быстро заняли стратегические точки острова. Американцы допустили множество проколов, но операция все же прошла успешно и закончилась в течение двух дней — 25-27 октября.

Какие можно сделать игры: Конечно, само по себе вторжение на Гренаду едва ли может лечь в основу полноценной игры. Оно может быть показано разве что глазами нескольких солдат-очевидцев, участвовавших в городских боях. Зато этот конфликт может стать частью Карибской кампании США, продолжившейся вторжением в Панаму и на Гаити.

Вторжение США в Панаму (1989)

Историческая справка: На фоне общего ухудшения отношений между США и Панамой в 1989 году там произошел печальный инцидент с участием американских солдат. Они отказались остановиться на блокпосту, в результате чего по ним был открыт огонь. К тому же правительству США очень не нравился новый курс генерала Норьеги, который ранее активно сотрудничал с Вашингтоном, а теперь начал проводить собственную политику. Американское руководство стало готовиться к вторжению.

20 декабря двадцать тысяч американских солдат были введены в Панаму. Этому предшествовала крупнейшая со времен Второй мировой войны высадка десанта. После захвата ключевых точек, а также генштаба Норьеги война на короткое время перешла в герилью. Многие панамские командиры рассчитывали на помощь Никарагуа и Кубы, но их надеждам не суждено было сбыться. В дальнейшем сторонниками Норьеги было организовано движение М-20, получившее название по дате американского нападения, которое занималось, по сути, террористической деятельностью против проамериканских сил в стране.

Впоследствии Норьега сдался властям, а его место занял марионетка Гильермо Эндара, победитель президентских выборов мая 1989 года. Смешно, но он присягнул на верность своей стране на американской военной базе.

Потери со стороны американской армии составили около 25 человек, а со стороны панамцев, по разным оценкам, от 300 до 3000.

Какие можно сделать игры: Интересно, а почему же все-таки западные разработчики до сих пор не сподобились создать игру на эту тему? Можно было бы сделать отличный шутер, ведь боевые действия проходили в основном в городских условиях. Считай, готовая фактура для нового Ghost Recon.

Грузино-южноосетинские конфликты новейшего времени (1991-1992 гг., с 2006 года и по настоящее время)

Историческая справка: Южная Осетия попыталась объявить о независимости еще в 1989 году, но эта попытка не увенчалась успехом, и в январе 1991 в Цхинвали были введены подразделения грузинской национальной гвардии и милиции, которые, однако, были вытеснены из города осетинскими отрядами самообороны. В течение всего 1991 года в Южной Осетии шли бои между центральным правительством и ополченцами. В 1992-м Ельцин и Шеварднадзе подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта, и в зону конфликта были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ).

До 2006 года шел безрезультатный переговорный процесс о мирном урегулировании, а 12 ноября 2006 года югоосетины опять проголосовали на референдуме за независимость.

Обострение наступило в 2008 году. Тогда же в Южную Осетию были введены дополнительные части миротворческого контингента, а в августе разгорелась настоящая война.

Центральными событиями этой войны стала попытка захвата грузинами Цхинвали и их последующее выдавливание российскими и южноосетинскими вооруженными силами. Боевые действия проходили на фоне резкой риторики между Россией и странами Запада.

Какие можно сделать игры: Вряд кто-нибудь из отечественных разработчиков решится в ближайшие годы сделать игру про грузино-южноосетинский конфликт. Но в западных играх эта война появиться может, вопрос только в том, какова будет ее трактовка.

Интереснее всего то, что сценарий южноосетинского конфликта до боли напоминает завязку Tom Clancy’s Ghost Recon. Там война тоже началась в августе 2008-го, тоже в Южной Осетии, тоже из-за того, что Россия помогла осетинам, а президента страны тоже звали Дмитрий, только фамилия у него была Арбатов.

Современный грузино-абхазский конфликт (1992-1993 гг., с 2006 года и по настоящее время)

Историческая справка: Этот конфликт тесно связан с грузино-южноосетинским. Чтобы предотвратить потерю Абхазии, которая объявила о независимости в июле 1992 года, Грузия ввела туда войска. Однако под давлением России грузинские войска прекратили продвижение, а позже и вовсе были выдавлены с территории республики. В 1994 году на территории Абхазии разместились российские миротворцы.

В 2006-м, невзирая на протесты со стороны России и Абхазии, грузинские войска вошли в Кодорское ущелье и заняли его верхнюю часть, впоследствии укрепив его. Однако в ходе южноосетинского конфликта 2008 года абхазы воспользовались шансом и отбили обратно эту территорию.

Какие можно сделать игры: C абхазским конфликтом ситуация та же, что и с южноосетинским. Игры российского производства по мотивам войны в Абхазии маловероятны, а вот на Западе, где на этот конфликт смотрят в грузинской трактовке, они вполне возможны.

Чеченские войны (1994-1996, 1999-2000 гг.)

Историческая справка: После распада СССР президент Чечни Джохар Дудаев объявил о независимости, на что Москва ответила в 1994 году вводом войск и новогодним штурмом Грозного. Однако единственным результатом двухлетней кровопролитной войны стал отвод войск и фактическое отделение Чечни.

Тем не менее, несмотря на фактическое отделение республики, стабилизации обстановки после 1996 года не наступило: напротив, из Чечни усилился поток наркотиков, там стали готовить террористов, в соседних республиках был отмечен рост исламского фундаментализма.

После неудавшегося нападения боевиков на Дагестан в 1999 году федеральный центр развернул кампанию по возвращению Чечни. Вторая чеченская кампания охарактеризовалась куда более подготовленными действиями, массовым применением авиации, а также переманиванием бывших чеченских лидеров на российскую сторону.

Почти все лидеры боевиков (Масхадов, Басаев, Хаттаб, Гелаев) за прошедшие девять лет были уничтожены, и сейчас ситуация в Чечне более-менее стабилизировалась.

Какие можно сделать игры: Чеченская тема — самая больная точка в современной истории России. В играх чеченскую тему затрагивали пока мало, вспоминаются разве что « Альфа: Антитеррор » (2005) и консольный шутер Black (2006). Хотя история у чеченских войн богатая, игры можно сделать самые разные.

Война с терроризмом в Афганистане (с 2001 года по настоящее время)

Историческая справка: Операция США в Афганистане, начатая после 2001 года, носит название «Несокрушимая свобода» (Operation Enduring Freedom). Главный удар, который был нанесен США, пришелся по афганским талибам, к их числу относится и террорист №1 Усама бин Ладен. Афганистан по сей день остается главным фронтом борьбы с терроризмом, притом что именно ЦРУ в свое время (во время афганской войны) этот терроризм выпестовало.

В ноябре-декабре 2001 года США совместно со странами НАТО предприняли бомбардировки Афганистана, где, по их мнению, укрывался Усама бин Ладен, после этого страна была оккупирована войсками коалиции. Большинство населенных пунктов было взято до конца ноября.

Несмотря на первоначальные успехи, НАТО до сих пор не в состоянии держать под контролем всю территорию страны, и даже те регионы и населенные пункты, где размещены их подразделения, контролируются очень условно.

Какие можно сделать игры: Эта война могла бы лечь в основу игры практически любого жанра, кроме, может быть, стратегии (для стратегии важен баланс, а здесь силы сторон все-таки несопоставимы, талибы вынуждены вести партизанскую войну). И очень странно, что таких игр до сих пор мало. Ну разве что Delta Force: Task Force Dagger (2002).

Война в Ираке (с 2003 года и по настоящее время)

Историческая справка: Формальным поводом для войны стала информация о наличии у Ирака оружия массового поражения (его там, конечно же, не нашли). Вторжение началось 20 марта 2003 года, уже через месяц Ирак был захвачен.

Это были цветочки, ягодки начались потом. Против войск НАТО развернулась партизанская война, длящаяся по сей день и порой перерастающая в полномасштабные боевые действия. Особенно показательным было восстание 2004 года в Фаллудже, которое стало ответом на жестокость американских наемников из США. Американским войскам пришлось заново отбивать Фаллуджу. Через полгода там вспыхнуло еще одно восстание и понадобился еще один штурм — с еще большими жертвами (во время первого штурма США потеряли убитыми 27 человек, во время вто — 95).

Какие можно сделать игры: Странно, но один из самых интересных конфликтов современности остается почти нетронутым — по всей видимости, в силу известных политических причин. Между тем на базе этого конфликта возможны игры самого разного толка: экшены, стелс-экшены, военные симуляторы по образцу Operation Flashpoint , стратегии. Авиа- и вертолетные симуляторы делать бессмысленно — в воздухе авиации НАТО противостоять некому.

Что касается уже вышедших игр, то Ирак фигурирует в Kuma: War и во вступлении BlackSite: Area 51 ; в Battlefield 2 война идет на Ближнем Востоке и воюют между собой американцы с арабами, но назвать вещи своими именами разработчики постеснялись. А в Full Spectrum Warrior прямым текстом сказано, что вымышленный Зекистан, куда игрока отправляют наводить порядок, — страна из того же региона, но это точно не Ирак и не Афганистан.

Возможные конфликты ближайшего будущего

Какие еще конфликты возможны в ближайшее время? Вполне вероятно, что следующим на очереди будет Иран. Эта страна враждебна Западу и явно собирается обзавестись ядерным оружием (разговоры об атомной энергетике, естественно, всего лишь прикрытие), так что США наверняка рано или поздно нанесут превентивный удар.

Пакистан, хоть и считается давним союзником Америки, в последнее время впал в немилость и тоже может подвергнуться нападению. По одной из версий, за недавними терактами в Пакистане стоят США, которые вынашивают планы смены руководства этой страны. Правда, игра эта опасная: к власти может прийти радикальная исламская группировка, которая развяжет войну с Индией из-за Кашмира, являющегося спорной территорией. А Индия и Пакистан — это даже хуже, чем Иран, обе эти страны уже обладают ядерным оружием.

Индо-китайский конфликт ввиду постоянной нестабильности в Тибете тоже возможен.

Другой конфликт может разгореться между Китаем и Тайванем, особенно если западные страны продолжат рассматривать Тайвань как самостоятельное государство.

Уго Чавес, конечно, сидит на огромных запасах нефти, однако терпение США небезгранично, и со временем его выпады могут возыметь действие. Mercenaries 2? Они самые.

Не будем забывать и об обострении отношений между явно проштатовским правительством Колумбии и левой Венесуэлой, выступившей в недавнем кризисе на стороне Эквадора.

Серьезными проблемами грозит спор из-за энергоресурсов Арктики. На них претендуют сразу несколько стран — Россия, США, Канада, Норвегия, Дания.

Ну а самый страшный конфликт может разразиться у нас под боком, между Россией и Украиной. Еще несколько месяцев назад сама возможность такого развития событий казалась невероятной, но сейчас может сработать эффект самооправдывающегося ожидания: некоторые вещи случаются просто потому, что в какой-то момент о них начинают слишком много говорить.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь