Игра в материале
Fallout 3
?Рейтинг
Игромании
9Рейтинг
игроков
PC   X360   PS3
Жанр: Боевик, Боевик от первого лица, Боевик от третьего лица
Серия: Fallout
Разработчик: Bethesda Softworks
Издатель: Bethesda Softworks
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 4 декабря 2008
Дата выхода в России: 24 апреля 2009
Fallout 3

Fallout 3

Вердикт — Fallout 3
Забредаем в башню — и замечаем шахматную доску, где роль фигур выполняют маленькие садовые гномики и бутылки с выпивкой. В рейдерской пещере с удивлением обнаруживаем под потолком пару здоровенных плюшевых игральных костей, которые обычно вешаю
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Fallout 3

После того как в прошлом году права на разработку игр по вселенной Fallout отошли компании Bethesda Softworks (MMO-часть Interplay оставила за собой и даже пытается делать в этом направлении какие-то шаги), на душе у нас было неспокойно. Постылые слова «культ», «икона» совсем не стыдно применять по отношению к Fallout. Это современная классика. Игра, которую очень легко испортить. Один неверный шаг, одна фальшивая нота, и вся эта постъядерная вселенная, вся атмосфера рассыплется в пыль. К тому же за дело взялась Bethesda Game Studios, которая последние лет пять за что ни возьмется — получается The Elder Scrolls. Так вот, сегодня, когда третья часть продается на каждой заправке, мы можем со всей ответственностью заявить: Fallout умер. Да здравствует Fallout!

Тут необходимо объясниться. В случае с Fallout значение имеет не только и не столько геймплей, сколько, извините, душа. Мир этой игры не спутаешь ни с чем: здесь классическая, открыточная американская архитектура середины прошлого века соседствует с идиотскими роботами и лазерами, здесь посреди выжженной ядерными взрывами пустыни стоят города, из колонок хрустит джаз, по населенным пунктам разгуливают мужчины в гигантских моторизированных костюмах, а в заброшенных секретных бункерах живут мутанты. Fallout — эта игра с открытым миром и феноменальной свободой действий. Ото всех прочих RPG она всегда отличалась миллионом деталей, тонкостей, которые люди пересказывали друг другу спустя годы.

У Bethesda, которые вот уже давно заняты мечами, магией и орками, все получилось. Несмотря на то что с точки зрения геймплея и внутренней организации Fallout 3 сильно отличается от предыдущих игр серии, ощущение от него остаются ровно те же самые, что и десять лет назад.

S.P.E.C.I.A.L.

В отличие от The Elder Scrolls 4: Oblivion, лица людей в Fallout 3 выглядят почти нормально.

Одним из самых спорных решений был, конечно, переезд в 3D и смена ракурса, с которого мы смотрим на окружающий мир. Fallout 3 работает на технологии Oblivion, и внешне его очень легко принять за шутер. Но c первых же кадров становится понятно, что вид от первого лица действительно нужен этой игре. Bethesda используют его так, как ни одна другая RPG. Генерация персонажа, с которой начинается игра, — лучшее интерактивное переживание этого года. Вспыхивает яркий свет, затем мир вокруг принимает ясные очертания и мужчина с голосом Лайама Нисона («Список Шиндлера», «Бэтмэн: начало», озвучивает отца главного героя) спрашивает: «А кто это тут у нас, мальчик или девочка?» Так мы определяемся с полом персонажа.

Вся дальнейшая генерация состоит из подобных зарисовок. В год нас учат ходить, взаимодействовать с окружающим миром и дают распределить основные характеристики. В десять дарят Pip-Boy 3000 и учат стрелять из духового ружья. В шестнадцать мы сдаем экзамен, определяющий будущую специализацию, а в девятнадцать — покидаем Убежище в поисках пропавшего отца.

На протяжении того часа, который занимает создание персонажа, Bethesda убедительно доказывают, что свято чтут традиции Fallout 1-2. Ролевую систему никто не посмел кардинально менять, это все тот же S.P.E.C.I.A.L., что и десять лет назад. Аббревиатура составлена из названий основных характеристик: сила (Strength), восприятие (Perception), выносливость (Endurance), привлекательность (Charisma), интеллект (Intelligence), ловкость (Agility) и удача (Luck). От основных характеристик зависят начальные показатели вашего героя. Делаете упор на восприятие — значит, вам будет легче обращаться с запертыми замками и взрывчаткой. На интеллект — будете умело взламывать компьютеры, чинить предметы и залечивать раны.

Если бы не V.A.T.S., на этого красавца ушел бы недельный запас патронов и аптечек.

Всего доступно тринадцать способностей. При генерации мы выбираем три приоритетные, уровень которых будет изначально выше. При этом полезность каждого из навыков была переосмыслена. Фанаты Fallout 2, способные замечать недостатки любимой игры, наизусть помнят названия лишних умений. Знают они и о том, что миролюбивым персонажем с высокой харизмой и интеллектом первые несколько часов практически невозможно было играть.

Чтобы решить эти проблемы, авторы, во-первых, уменьшили число способностей, а во-вторых, увеличили количество перков, доступных разным типам персонажей. Но главное — каждому умению, каждой характеристике здесь есть полезное применение. Даже самый, казалось бы, бесполезный навык медицины предстает в совершенно другом свете, когда задаешься вопросом, что лучше: потратить на восстановление здоровья три драгоценных стимпака или десять?

Роль «мирных» навыков драматически возросла. Разговором в Fallout 3 решается куча проблем, умение подкрасться к врагу незамеченным влечет за собой огромное увеличение урона противнику. Запертые двери, сейфы и компьютерные терминалы попадаются на каждом шагу. Появление дополнительных реплик в диалогах и способы разрешения той или иной ситуации зависят не только от харизмы и интеллекта, но и от всех остальных навыков, включая упомянутую уже медицину.

Самое обидное и одновременно самое прекрасное состоит в том, что все и сразу вам никто прокачать не даст — придется выбирать. Тренированные бойцы с сожалением будут проходить мимо сотен запертых дверей. Харизматичные интеллигенты-взломщики будут шарахаться от каждого рейдера и дрожащими руками пересчитывать оставшиеся патроны, гадая, сколько из них уйдет в «молоко». Неуверенные в себе посредственности по традиции будут плохо делать все, за что ни возьмутся.

Но эта система не идеальна. Схема, описанная выше, работает ровно до тех пор, пока вы всерьез не возьметесь за исследование мира. В этом случае ближе к максимальному, двадцатому уровню герой научится отлично стрелять (правда, не из всех видов оружия), взламывать компьютеры с замками, убалтывать людей и чинить экипировку. Одним словом, станет практически универсальным гением. На низком уровне останется буквально пара способностей, остальные благодаря большому количеству найденных книг и фигурок Vault Boy (и те и другие повышают параметры героя) достигнут высоких отметок. За некоторые квесты вас также будут награждать повышением характеристик.

С другой стороны, подобный универсальный герой — лучшая награда настоящему исследователю мира Fallout 3. Потому что окрестности разрушенного Вашингтона буквально набиты интересными локациями и требуют огромного количества времени для изучения.

Fallout 2,5

Когда Fallout 3 только начинали делать, он выглядел совсем по-другому. Проект под кодовым названием Van Buren разрабатывался начиная с конца 90-х годов прошлого века. В нем без труда узнается Fallout 2, единственное существенное отличие лишь в трехмерных персонажах и возможности вращать камеру.

Сюжет игры, выйди она тогда, крутился бы вокруг сумасшедшего ученого, решившего устроить второй ядерный холокост ради избавления Земли от мутантов. Для восстановления цивилизации ему требовалось некоторое количество чистокровных людей, в число которых входил и главный герой. Игра бы начиналась с побега из тюрьмы и превращалась в гонку со временем: Преспер, тот самый ученый, запускал обратный отсчет до ядерной бомбардировки планеты с уцелевших спутников, а нам, разумеется, требовалось сорвать его планы. А может быть, и наоборот, помочь в их осуществлении — сегодня сказать уже невозможно. После того как права на Fallout 3 перешли к Bethesda, Interplay выложили прототип Van Buren, который можно скачать, например, с нашего сайта.

Вокруг Вашингтона за сто часов

От повышения уровня монстров вместе с игроком в Bethesda решили отказаться, и даже в конце игры можно встретить мутанта, вооруженного доской с гвоздями.

Итак, наш герой стоит на пороге Убежища-101. Это очень волнующий момент не только для него, но и для вас, потому что первое впечатление от вида выжженной пустоши в данном случае может оказаться решающим.

Главная претензия к миру игры по сути та же самая, что и к миру The Elder Scrolls 4: Oblivion, — картонность. Аккуратные камешки сложены в одинаковые аккуратные завалы, на горизонте аккуратно стоят три высохших дерева, у подножия аккуратного холма аккуратно расположились несколько одинаково сожженных домов, на каждой двери аккуратно облупилась краска, повсюду нас встречают одни и те же руины, одни и те же шкафы, столы, лампы, коробки, холодильники, газовые плиты и прочие бытовые предметы. Поначалу мир кажется искусственным. Потом, когда (и если) вы изучите окрестности Вашингтона, здесь обнаружится жизнь.

А пока новым шоком может стать самый первый город, Мегатонн. Он ничем не примечателен внешне (даже ядерная бомба, главная достопримечательность, выглядит неубедительно), но главное — здесь дает о себе знать другая беда технологии Oblivion — ужасная анимация. Когда видишь, как неуклюже, толком не соприкасаясь с декорациями, передвигает свое тело какой-нибудь брамин — сердце обливается кровью. О вменяемой лицевой анимации уровня Half-Life 2 в Bethesda, похоже, вообще не слышали.

Нашел свое применение и печально известный Radiant AI. Его недостатки не так заметны, как в Oblivion, по той простой причине, что людей после ядерной войны выжило не очень много, а значит, плотность идиотских ситуаций на квадратный метр стала меньше. Обыватели по-прежнему здороваются друг с другом при любом удобном случае, а стоит вам пройти в метре от NPC, как они прерывают беседу друг с другом и, забыв про все дела, непременно бросают вслед какую-нибудь реплику. Постоянно случаются курьезы, когда героя сначала посылают куда подальше, а через секунду тот же человек сообщает, как рад вас видеть. Не говоря уже о том, что смысла в действиях горожан особо не прибавилось, и они могут сутками стоять на одном месте, упершись лбом в стену.

5 поступков, которые обязан совершить...

Внимание! Текст, расположенный ниже, раскрывает сюжеты некоторых квестов. Если вы не хотите знать о них заранее, закройте глаза и прямо сейчас переверните страницу.

Злодей

1. Придя в Мегатонн, найти в местном баре щегольски одетого мужчину. Принять его предложение активировать ядерную бомбу в центре города за хорошую плату. После активации отойти на безопасное расстояние и наслаждаться зрелищем.

2. Забрести в самое высокое уцелевшее здание пустоши и обнаружить там богатого старика с начальными признаками маразма. Узнать, что в здании пытаются поселиться гулы, одна мысль о которых наводит ужас на постояльцев. Отправиться в ближайшую подземку и решить проблему раз и навсегда силовыми методами. Или, наоборот, открыть запертую дверь в тоннель, ведущий из метро в башню, и позволить взбешенным гулам разорвать на части всех гладкокожих. А может быть, перебить всех, присвоив башню себе?

3. Найдя Vault 112, погрузиться в спячку и обнаружить себя в виртуальном мире, где войны никогда не было и все живут счастливо. Отыскать местного «бога», маскирующегося под маленькую девочку, и выполнять все ее извращенные желания, апофеозом которых станет превращение в маньяка и разрезание на части всех жителей мирного городка. В награду выбраться живым в реальный мир.

4. Отыскать прибежище работорговцев. Чтобы заделаться своим, поймать и привести к ним трех особо ценных людей. Не забыть продать им мальчика, который попросил найти ему новый дом. Обманом выманить наружу ребенка из детского города Little Lamplight, чтобы поджидающий рядом работорговец смог доставить его в притон и продать за большие деньги.

5. Разжившись координатами Оазиса, единственного зеленого места в окрестностях Вашингтона, прийти по указанному адресу и обнаружить там говорящее дерево-мутант по имени Гарольд, которое устало от сидячего образа жизни и просит себя убить. Узнать у единственного ребенка в Оазисе, что Гарольд ужасно боится огня, взять в руки огнемет и сжечь несчастного дотла.

Герой

1. Проигнорировав богатства, которые сулит незнакомец, договориться с шерифом об обезвреживании бомбы. Взамен получить вечную благодарность жителей и неплохую квартирку в черте города, которую можно обставить по собственному вкусу.

2. Отправиться в метро и убедить гулов, что силовой метод решения проблемы — не самый верный. Вернуться в башню и уговорить ее жителей не возражать против заживо гниющих соседей. Недовольных — гнать взашей. Когда все будет улажено, стать свидетелем потрясающего спектакля: культурные гулы, чинно расхаживающие по зданию в строгих костюмах и галстуках. В заключение узнать, что отношения предводителя гулов и хозяина башни не сложились и старик случайно выпал из окна верхнего этажа.

3. Встретить женщину, которая расскажет об альтернативном способе выбраться из виртуальной реальности, найдя спрятанный терминал в заброшенном доме. Пройти по указанному адресу, «сыграть» определенную мелодию на пяти предметах, обнаружив тем самым замаскированный терминал. Активировать его и выйти через появившуюся дверь, лично не причинив вреда другим людям.

4. Любыми способами попасть на территорию притона и помочь освободиться рабам. Если чувствуете в себе силы, просто перебейте всех и вся. Или же проберитесь в резиденцию главаря, незаметно активируйте компьютерный терминал и отключите взрывчатку в ошейниках рабов. Под покровом ночи отвлеките внимание охранника, откройте клетку с узниками и дайте им спастись.

5. Найти сердце Гарольда в ближайших пещерах, но вместо убийства обработать его специальным раствором, полученным от жены главаря Оазиса. Благодаря этому зеленый массив гораздо быстрее разрастется на всю пустошь (мы этого, конечно, не застанем). Самому Гарольду привить любовь к жизни, объяснив, что люди очень сильно в нем нуждаются. Получить благодарности и ценные подарки от жителей Оазиса.

Второе дыхание

Но недостатки собственной технологии Bethesda компенсируют талантом. В игре вас ждет больше сотни локаций (это только те, что отмечаются на глобальной карте), и каждая из них вылеплена вручную. Да, из одних и тех же элементов (камни, арматура, шкафы, коробки, полки, холодильники и т.д.), но дизайнеры так ловко их тасуют, что разглядывать интересно даже одинаковые, казалось бы, туннели заброшенного метро. Вы постоянно видите что-то новое. Вот мы заходим в магазин, а там кто-то расставил, как домино, коробки стирального порошка. Мы инстинктивно толкаем одну коробку, заворожено смотрим, как вслед за ней падают остальные, и вдруг получаем заряд дроби в спину. Оказывается, последняя упаковка упала на панель и активировала ловушку.

Fallout 3 не позволяет убить ребенка или женить героя на мужчине, зато, согласно современной двойной морали, оторванных голов тут предостаточно.

Забредаем в башню — и замечаем шахматную доску, где роль фигур выполняют маленькие садовые гномики и бутылки с выпивкой. В рейдерской пещере с удивлением обнаруживаем под потолком пару здоровенных плюшевых игральных костей, которые обычно вешают на лобовое стекло автомобиля. В очередном заброшенном доме находим в ванной чьи-то останки и тостер — классический способ самоубийства. В другом доме включаем робота, а он вдруг говорит, что должен прочитать ребенку сказку, подкатывается к кровати, на которой лежит детский скелет, и заводит: «Жили-были...»

В такие моменты мгновенно забываются все претензии к технологии и AI. Постепенно Fallout 3 раскачивается и начинает подбрасывать одну ситуацию за другой. Деревня с покосившимися домами может оказаться обитаемой, причем у каждого из горстки ее жителей почти наверняка найдется для вас задание или просто интересная история. Поселение, в котором вас встречают довольные и улыбающиеся люди, может оказаться колонией каннибалов. На разрушенном хайвее вы можете заприметить избушку, в которой будут поджидать рейдеры, в заброшенном тоннеле метро встречается ученый, экспериментирующий с муравьями. По радио (да-да, здесь есть радио) передают джаз, а местный диджей радостно комментирует последние события в мире игры (при этом на соседней волне президент Анклава вещает о патриотизме и возрождении Америки). Детали, детали, детали — их тысячи, и именно они заставляют мир Fallout крутиться.

Квесты тоже чудо как хороши. Кажется, от классических заданий «принеси десять хвостов скорпионов и двадцать ржавых болтов» решено избавиться окончательно. Точнее, они есть, но их, во-первых, очень мало (штук пять, не больше), а во-вторых, они даже не отмечаются в журнале. Основных квестов тоже не так чтобы очень много (30 штук, включая сюжетные), зато каждый из них уникален. Банальная просьба доставить письмо в соседнее поселение оборачивается детективной историей с расследованием убийства. В лучших традициях Fallout, каждый квест можно завершить минимум тремя способами, а варианты ответа в любом диалоге варьируются от «Простите, извините, ради бога, вы совершенно правы» до «Куда тебе пулю пустить: в башку или в задницу?» (подробнее о выборе см. соответствующую врезку).

Эффект от этого зрелища сравним с безголовой статуей Свободы в «Планете обезьян».

Кентавр со времен Fallout измельчал и как-то погрустнел.

Элементарно, V.A.T.S.он!

Зеленая надпись посередине доходчиво дает нам понять, что с пятиметровым гигантом лучше не связываться.

Но даже если вы положительный до мозга костей отличник, драки не избежать. Боевая система Fallout 3 — вторая причина наших сомнений и переживаний. Как среднестатистический человек реагирует на компьютерную игру, где события демонстрируются от первого лица, а перед носом болтается огнестрельное оружие? Конечно, он примет ее за шутер — и возьмется играть соответствующим образом: лихо уходить от вражеских очередей стрейфом и раздавать противникам хедшоты направо и налево. Подобная тактика заведомо обречена на провал, потому что Fallout 3 — это не шутер.

Основа боя — система V.A.T.S. Вы нажимаете кнопку, время замирает, камера приближается к противнику вплотную, и вы вольны выбрать, какую часть тела несчастного покалечить (в пах, к сожалению, стрелять больше нельзя). Рядом выводится процент попадания. Можно совершить несколько выстрелов по нескольким частям тела и даже по нескольким врагам. Главное, чтобы на все хватило очков действия (action points). Когда выбор сделан, результат демонстрируется крупным планом, в рапиде. Логика бытовая: попадание в голову наносит максимальные повреждения, в руку — противник хуже целится и, может быть, роняет оружие, в ногу — снижается скорость передвижения, в корпус — средние повреждения и шанс, что враг упадет на землю.

На ближних дистанциях вести бой без V.A.T.S. практически невозможно. Враги быстро перемещаются, ускользают от взгляда, и пока вы пытаетесь навести прицел, героя превратят в решето. Не говоря уже про перерасход боеприпасов. Пощады не будет никому, даже если вы пять лет подряд каждый день играете в Counter-Strike.

Парадоксально, но в редком шутере и уж точно ни в одной другой RPG так активно не используются укрытия и особенности местности. Спустя пару часов игры вы будете на подсознательном уровне отмечать каждое дерево и каждую груду камней, за которыми можно переждать, пока восстановятся очки действия. Нырнув за угол, вы каждый раз будете гадать, что произойдет быстрее: появится возможность сделать хоть один прицельный выстрел или из-за угла выйдет недобитый монстр и откусит какую-нибудь важную часть вашего тела.

На больших дистанциях V.A.T.S., напротив, практически полностью бесполезен: процент попадания даже из снайперской винтовки катастрофически падает с расстоянием. Зато пули и ракеты, пущенные «вручную», летят точно туда, куда указывает прицел. Вот тут навыки шутеров пригодятся как никогда.

Pip-Boy 3000

Многие ошибочно считают, что карикатурный человечек, иллюстрирующий характеристики и способности героя, — это и есть Pip-Boy. На самом деле его зовут Vault Boy, а Pip-Boy представляет собой небольшой компьютер, крепящийся на руку. Это и инвентарь, и карта, и персональное информбюро в одном устройстве. Вся информация грамотно рассортирована по разделам и закладкам, пользоваться интерфейсом легко, но все-таки не всегда удобно. Повторяется история с The Elder Scrolls 4: интерфейс делался с расчетом на консоли, а для компьютерных игроков ничего нового (подробный журнал квестов и описания предметов, например) так и не прикрутили.

Самая интересная идея родилась там, где ее никто не ждал. Сделать в мире Fallout 3 несколько ретрорадиостанций и дать возможность с помощью Pip-Boy их слушать — почти гениальное решение. Во-первых, разгуливать по мрачному миру, слушая Эллу Фитцджеральд, оказалось на удивление приятно. К сожалению, треклист тут более чем скромный: всего пара десятков композиций, которые заучиваются наизусть уже через несколько часов.

Во-вторых, на одной из новостных радиостанций диджей регулярно комментирует наши действия. Выполняешь какой-нибудь квест, а спустя час слышишь: «Сегодня таинственный незнакомец из Убежища-101 зачем-то забрел в притон работорговцев Paradise Falls и устроил тамошним ублюдкам кровавую баню. Так держать, 101-й!» Воодушевляет, знаете ли.

* * *

Одним словом, Fallout 3 — это круто. По форме это совершенно другая игра, в которой уши Oblivion торчат отовсюду и изрядно мешают. Но по содержанию (а это в нашем случае важнее) — это все тот же Fallout, которым мы восхищаемся уже больше десяти лет. Это сильное, атмосферное, местами смешное и неполиткорректное (наркотики, расчлененка, каннибализм, расовая ненависть к мутантам — все это на месте), но главное — феноменально увлекательное приключение. Игре можно предъявить тысячу претензий (фанаты наверняка так и сделают; не смеем их в этом винить), но достоинства их явно перекрывают. Welcome to the Wasteland.

ПЕРЕВОД: Все, должно быть, понимают, что идеальная локализация такой игры, как Fallout 3, практически невозможна. Придираться к версии от «1С» можно бесконечно долго. Возмущаться переводом некоторых названий: звучный Rock-It Launcher отчего-то превратился в «Ракетку», а Nuca-Cola мутировала в «Ядер-Колу». Ругать актеров: гортанный хрип гулов достоверно передать так и не удалось, а Борису Репетуру роль диджея Тридогнайта (Three Dog в оригинале) подходит так же, как роль Белоснежки — Ксении Собчак.

Но главное — текст в игре не коробит, а с переходом на русский язык Fallout 3 сохраняет свой фирменный шарм. И наконец, сюрприз! Легальная копия Fallout 3 от «1С» позволяет включить оригинальную озвучку. Это лучший подарок, который Bethesda и русский издатель могли сделать поклонникам Fallout.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Сменив разработчика, Fallout действительно превратился в «Oblivion с пушками». Но к «пушкам» также нужно дописать: двухметровых мутантов, моря крови, феноменальную вариативность и лучший в мире джаз. Виват!

Рейтинг «Мании»: 9,5

«Великолепно»

Локализация: 2/3

Комментарии
Загрузка комментариев