05 января 2009
Обновлено 17.05.2023

Far Cry 2

Far Cry 2 - изображение обложка

[[BREAK]]

Почти год назад мы писали на этих страницах: « Crytek открыли дверь, за которой находятся новые жанровые проблемы, c ними индустрии предстоит разобраться в ближайшие годы ». Следуя этой метафоре, за дверью оказался темный чулан, куда Ubisoft Montreal зашли, угодили ногой в ведро с тряпками, налетели головой на швабру, три раза больно стукнулись локтем о что-то твердое и вывалились обратно вместе с мочалками, метлой и резиновыми сапогами. Far Cry 2 всерьез виделась нам претендентом на игру года. Если бы у нее все получилось, я первый оказался бы в числе лоббистов. Она чудесно выглядела из рук разработчиков, она должна была стать вторым после Crysis серьезным жанровым открытием. Она безупречно звучала на словах: огромная территория, войны кланов, беспрецедентный AI, максимум свободы и импровизации. « S.T.A.L.K.E.R. встречает Crysis! » — придумывали мы хлесткие формулировки. На деле это скорее « Crysis встречается с журналом National Geographic и превращается в украинскую игру Xenus 2 ».

Far Cry 2 исполняет две важные культурологические функции. Во-первых, игра в довольно вызывающей форме указывает всем sandbox-экспериментаторам на их главную ошибку, а во-вторых, она позволяет говорить о том, что у Ubisoft Montreal все-таки сформировался свой узнаваемый почерк. Мы подозревали это еще после Assassin’s Creed , но сейчас стало очевидно: канадцам кажется, что их функция как разработчика сводится к тому, чтобы нарисовать огромную карту и вытряхнуть туда из мешка игрока, врагов и кое-какие игрушки. Как и Crytek, они считают, что дальше оно как-нибудь само заиграет. Эта в высшей степени правильная идея в случае с Far Cry 2 работает с перебоями по одной простой причине — нужен интересный геймплей. У Crysis был нанокостюм, с режимами которого можно было экспериментировать, у Assassin’s Creed был паркур. У Far Cry 2 есть только Африка.

О кризисе либерализма

Для того чтобы понять, какие эмоции вызовет у вас Far Cry 2, не нужно проводить с игрой тридцать часов своей жизни (как это сделали мы). Достаточно высидеть во время вступления. Far Cry 2 открывается традиционным для любого сюжетного шутера длинным планом: вы бесконечно, изнурительно долго едете на заднем сиденье открытого джипа. Вас не тащат в машину за волосы, вы не наблюдаете за работой расстрельных бригад, вы просто едете: перед глазами проносятся джунгли, саванна, пробегают стада диких животных и практически ничего не происходит. Намек понятен — Ubisoft Montreal дословно цитируют первые кадры Half-Life. Но если Valve c помощью своего знаменитого проезда по Black Mesa закладывали сценарную основу, рисовали декорации, в которых будет рассказана одна из лучших шутерных историй, то канадцы просто, безо всякого подтекста, демонстрируют технологию. Это фундаментальное различие. Valve, перегревая чужие видеокарты, заставляли движок Quake выводить на экран многоэтажные панорамы исследовательского комплекса не просто так: их пролог до сих пор изучают с лупой, там важен каждый кадр. Ubisoft Montreal без видимого напряжения рисуют десятки африканских километров — водопады, джунгли, реки, буйволы. Но они понятия не имеют, что со всем этим делать.

Far Cry 2 — удивительно огромная игра. И удивительно примитивная. Она устроена как любой sandbox-шутер с амбициями. Есть вы, титанических размеров территория, карта и несколько ключевых точек на ней. Любой, кто хоть раз запускал GTA , перечислит локации без нашей помощи: оружейный магазин (пополнение арсенала, апгрейды), убежище (сохранение игры), штаб-квартиры противоборствующих фракций (раздача сюжетных миссий), другое (раздача побочных квестов).

Враждующих сторон две. Либералы UFLL и военизированные APR. Есть еще партизанское подполье, которое, кажется, организовали только для того, чтобы выдавать вам лекарство от малярии в обмен на курьерские услуги. Когда в рамках одной концепции встречаются слова «противоборствующие фракции» и sandbox, любой нормальный человек ожидает какого-то баланса, противостояния, на которое можно влиять своими действиями. Так вот, ничего подобного в Far Cry 2 нет. Банды, одна за другой, выдают вам задания, но их выполнение никак не сказывается на положении дел в стране. Игре категорически наплевать, у кого вы берете миссии — это не отражается на ваших взаимоотношениях с лидерами группировок. Баланс не колеблется, либералы не начинают контролировать больше территорий, даже если последние десять часов вы последовательно уничтожали склады и технику APR.

Кроме того, ваши личные симпатии не играют ровно никакой роли в этой игре: игрока с равным успехом атакуют представители обеих бандформирований. Тут с легкостью можно умереть от рук APR во время исполнения очередной миссии за них же. Никакой системы репутации просто не предусмотрено: после десяти успешных операций в пользу UFLL вы можете вальяжно заглянуть к военным, и они без лишних сомнений вручат вам очередное задание. До определенного момента эти условности воспринимаются как какой-то трюк — вы ждете, что вот сейчас сценаристы объяснятся, что все станет понятно. Но в конце первого акта герой своими руками убивает лидеров обеих сторон, открывается новая карта, а на ней — те же самые APR и UFLL, только с новыми представителями. Тут всякая надежда на вменяемость окончательно пропадает. Фракции в Far Cry 2 — это две точки на карте, в которых вам раздают сюжетные миссии.

Кстати, о сюжете. Теоретически, вы прибываете в Африку, чтобы изловить Шакала, торговца оружием, который сбывает его всем подряд, подогревая военную обстановку в стране. Но так называемые сюжетные задания не имеют к поимке Шакала никакого отношения. Far Cry 2 предлагает самые скучные и неизобретательные миссии в истории современного шутера. «Взорвите три бочки», «взорвите одну большую бочку», «убейте человека» (он гарантированно будет стоять как вкопанный, даже когда вы зайдете в комнату и наставите на него оружие), «отвезите», «привезите». Имея на руках 50 кв. км, лодки, джипы и глайдер, гейм- и левелдизайнеры Ubisoft Montreal придумывают односложные задачи, которые решаются парой метких выстрелов.

То же самое касается декораций. В Far Cry 2 умопомрачительные пейзажи — саванна, оазисы, водопады. Но нет ни одной причины, по которой вы захотели бы исследовать эти красоты. Мы сделали это за вас — там нет ничего. Любой человек с рудиментарным воображением придумает лучше: снайперские дуэли на водопадах, тайные пещеры, гонки по пустыне. Но канадцам приходят в голову исключительно перестрелки на ржавых свалках.

Far Cry 2 можно предъявить ровно те же претензии, что и Crysis: ей катастрофически не хватает интересных ситуаций. Но если Crytek (пускай бессознательно) компенсировали собственную детсадовскую режиссуру геймплеем, то Ubisoft Montreal могут предложить лишь классический шутер с нюансами.

Воспламеняющая взглядом

Из Far Cry 2 получился бы прекрасный линейный шутер — красивый, увитый деталями и тонкостями, на которые необходимо обращать внимание. Но для открытой sandbox-игры этого явно недостаточно. Нужны инструменты для взаимодействия с окружающим миром. У Crysis был костюм, благодаря которому вы то взмывали в небо, то хищником стелились по джунглям. У Far Cry 2 есть только огонь.

Пожары и все, что с ними связано, — это лучшее, что можно найти в игре. Благодаря огню мир вокруг вас, наконец, начинает работать: случайно брошенный коктейль Молотова запускает череду событий, которые могут драматически повлиять на исход боя. Огонь быстро распространяется по сухой траве, но самое главное — благодаря ему детонируют машины, цистерны и бочки с горючим. Как и в Crysis Warhead , каждый сантиметр Far Cry 2 взрывоопасен. Горят баллоны с газом, трещат ящики с патронами, рвутся классические шутерные бочки. Благодаря огню тут появляется необходимая любому шутеру непредсказуемость: ветер может раздуть пожар в другую сторону, неудачный взрыв может заставить вас пересмотреть свои взгляды на запасы медикаментов. В лучшие свои минуты Far Cry 2 превращает игрока в пироманьяка младшего школьного возраста: вы будете бросать гранаты и поджигать траву, просто чтобы посмотреть, что будет дальше. И тут, в самый неподходящий момент, у вас заест винтовку.

Авторы вводят в классическую шутерную среду несколько новых переменных. Во-первых, оружие со временем ржавеет, пачкается, заедает и ломается. Пока вы дубасите по очередному шотгану кулаком (трюк исполняется истерическим нажатием одной-единственной кнопки), вас гарантированно расстреляют. Во-вторых, здоровье тут не восстанавливается автоматически, как это сегодня принято, — нужно лечиться (подробнее см. об этом нашу специальную врезку). В-третьих, герой болен малярией, отчего у него периодически случаются довольно безобидные, но неприятные приступы: картинка плывет и пульсирует по краям. В таких случаях необходимо срочно принимать лекарство.

С помощью этих остроумных нюансов Ubisoft Montreal буквально навязывают вам свои побочные задания. Новое оружие необходимо покупать в магазине: оно спокойно держится три-четыре миссии. Арсенал магазина открывается вам постепенно — для этого нужно брать задания у продавцов. Таблетки от малярии выдают труженики подполья — в обмен на доставку поддельных паспортов очередным беженцам. Все это нормальные, работающие схемы, если бы не один прискорбный факт: второстепенные задания еще скучнее сюжетных. Партизаны всегда просят вас доставить очередную вязанку паспортов. Оружейный продавец каждый раз требует уничтожить один и тот же конвой. Заставлять игроков в очередной раз переть через пол-Африки для того, чтобы открыть, наконец, снайперскую винтовку, — подлейший трюк со стороны разработчиков.

Теоретически вы могли бы развлечь себя во время длинных заездов разглядыванием окружающих красот. Но Ubisoft Montreal считают по-другому. Им кажется, что вы должны развлекаться отстрелом бандитов на джипах. Когда в меня впервые въехала тачанка с двумя ободранными неграми и одним станковым пулеметом, я скорее восхитился — надо же, безо всяких скриптов! Когда точно такие же бандиты въехали в меня на следующем перекрестке, я подумал, что это цена, которую нужно заплатить за незаскриптованный AI. А когда выяснилось, что бандиты преследуют вас всегда — очень захотелось отправить авторам какую-нибудь обидную открытку. Ничто так не раздражает в Far Cry 2, как длинные переезды. Избежать преследования невозможно: AI каждый раз принимает решение броситься в погоню. Превозмогая жажду, голод и здравый смысл, бандиты несутся за вами на своем джипе и жалобно тычут пулеметом в бок. Они не сдаются, оставшись без средств передвижения: одинокий снайпер брел за мной через саванну десять виртуальных километров, периодически больно постреливая в спину.

Искусственный интеллект Far Cry 2 — это второе главное разочарование, сразу после миссий. Враги агрессивно, раздражающе тупы. Они замечают вас за километр, они отвратительно анимированы, они в состоянии сесть в джип и разнести на нем половину собственной базы. Они на ровном месте зачем-то сворачивают в реку. Трудно поверить, что канадцы выпустили свою игру с такими противниками, но ни о какой честной симуляции речи здесь не идет.

Far Cry 2 вообще проседает именно там, где ее авторы больше всего раздували щеки по поводу реализма. Все технические средства чинятся с помощью гаечного ключа, который герой сует в моторы лодок, джипов и багги и что-то таинственно подкручивает. В Африке живут исключительно травоядные: нет ни хищников, ни змей, ни насекомых. Канадцы позволяют себе миллион художественных допущений, которые в любой другой игре смотрелись бы органично. Но Ubisoft Montreal так настойчиво тычут вас носом в собственный геймдизайн, они так уверены в том, будто сделали эпический шедевр, игру года, что их простейшие логические ошибки вызывают какое-то особенное раздражение.

Снимите это немедленно

Итак, Far Cry 2 — это вовсе не «S.T.A.L.K.E.R. в Африке» и далеко не новый Crysis. Это sandbox-шутер, набитый невероятной, напыщенной глупостью. Что самое удивительное, столкновения с ней можно избежать. Во-первых, по карте раскиданы автобусные остановки, с помощью которых можно мгновенно попасть из одной области в другую. Не брезгуйте — пользуйтесь ими, вы ничего не потеряете. Во-вторых, самый удобный способ перемещения — по воде. Реки в Far Cry 2 — это что-то вроде шоссе, они проходят через всю карту, и вы легко и быстро попадете туда, куда вам нужно. Тут враги отчего-то теряют бдительность и почти никогда не преследуют вас. Особенно если дождаться темноты.

В-третьих, игнорируйте побочные миссии от напарников.Каждый раз , когда вы получите очередное сюжетное задание, гарантированно зазвонит мобильный телефон. Напарники предлагают альтернативное решение миссии, но в итоге вам придется решить не одну, а две задачи. Вас наверняка обстреляют, вы потратите время, нервы, медикаменты и боеприпасы. Наградой за это станет сомнительное повышение репутации у напарника — не обращайте внимания, единственная их задача — время от времени спасать вас, они прекрасно справляются с ней и так.

Наконец, сразу же купите хорошую снайперскую винтовку и какой-нибудь тяжелый пулемет. Это универсальная комбинация для выхода из любой ситуации.

Воспользовавшись этими нехитрыми советами, вы откроете для себя совершенно новую разновидность шутера — sandbox c препятствиями. Тут нужно, зажмурившись, добежать до очередной сюжетной точки и получить удовольствие от экшена. Потому что боевая система действительно предусматривает пространство для маневра и импровизации.

Огонь, открытая структура, машины, джипы и грузовики — все это складывается и работает в те минуты, когда Far Cry 2 не выступает в жанре «я самая умная и красивая игра». Вдруг выясняется, что местность можно использовать в свою пользу, что ветер необходимо принимать во внимание, что снайперская винтовка — ваш лучший друг и что функция «проспать до нужного часа» придумана не зря. Конечно, в игре нет толком никакой разрушаемости (подправить местную архитектуру из ракетницы нельзя), зато деревянные перегородки послушно разлетаются, благодаря чему можно бронепоездом пропереть через какой-нибудь хлипкий КПП, оставив за собой груду трупов.

* * *

В основе Far Cry 2 — сильный шутер, авторам которого отчего-то показалось, что они могут совершить революцию. И они взялись за то, что сегодня умеют только Rockstar Games — за моделирование большого трехмерного мира. Амбиции — корень всех бед Far Cry 2. Здесь категорически нечего делать, все самое интересное происходит в те минуты, когда начинается обычный импровизационный шутер. Это ни в коем случае не плохая игра, но с точки зрения жанровых достижений она бесконечно далека от творчества Crytek. Самое печальное, что Far Cry 2 действительно содержит все задекларированные возможности: пятьдесят квадратных километров Африки, джипы, моторные лодки, глайдер, пожары. Но по ощущениям это очень похоже на ту бесконечно грустную ситуацию, когда папа приносил домой огромную коробку с пожарной машиной, а оттуда последовательно вываливались: отломанный руль, брандспойт, каска, голова пожарного и два отколотых глаза.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Африка без крокодилов, львов, горилл и человеческого шутера.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

[[BREAK]] В Африке акулы, в Африке гориллы…

Если не считать злобных повстанцев и наемников, центральная Африка в Far Cry 2 выглядит как самый настоящий рай на земле: живописная природа, жаркий климат, отсутствие агрессивной фауны и чемоданы с алмазами, разбросанные на каждом шагу. Стоит ли говорить, что такая картина бесконечно далека от реальности? А вот что происходит в этом регионе на самом деле.

Географическое положение

Для начала определимся, где происходит действие игры. Конкретная страна не называется, но нам удалось обнаружить очень похожую. Это Центральноафриканская Республика. Во-первых, географическое положение: это государство не имеет выхода к морю, а его климат и растительность меняются от редколесья на севере до тропических лесов на юго-западе. Во-вторых, демографическая ситуация: население республики — меньше 4 млн человек, это одна из самых малонаселенных стран Африки (вот и объяснение пустым городам и автобусным станциям в игре). Кроме того, политическая обстановка здесь крайне нестабильная (страна пережила несколько военных переворотов, основная проблема — бандитизм). Наконец, в-третьих, статьи экспорта: это одна из немногих стран региона, в которой есть запасы золота и алмазов (последних в игре предостаточно).

Заболевания

Главный герой игры безо всяких видимых последствий плавает в любом водоеме, пьет воду из первых попавшихся бутылок и спит в ветхих бунгало. В настоящей Африке подобную беспечность себе позволять нельзя. Центральная часть этого континента буквально кишит всевозможными паразитами и инфекциями, а медицина развита крайне слабо. Среди заболеваний, переносимых насекомыми: трипаносомоз (сонная болезнь), тиф, чума и малярия. Последнюю герой ухитрился-таки подцепить, но протекает она у него в какой-то слишком мягкой форме. Реальные симптомы: лихорадка, озноб, боль в суставах, анемия, рвота и конвульсии. При этом одной таблеткой раз в несколько часов не отделаешься — нужен полноценный курс лечения.

Через воду также передается дизентерия, диарея, брюшной тиф, холера, гепатиты А и Е. Так что питье воды из сомнительных пластиковых бутылок (а уж тем более заплывы в местных реках) в реальной жизни были бы равносильны самоубийству.

Фауна

Из животных в игре водятся в основном зебры, козы и несколько видов птиц. А вот в настоящей Центральной Африке одинокий наемник вполне может стать сытным обедом сразу для нескольких видов хищников. Им с удовольствием закусят львы, полакомятся крокодилы (вообще-то африканский узкорылый крокодил питается в основном рыбой, но не откажется и от более крупной добычи, особенно если она беззаботно проплывает в паре метров от него; а уж нильские крокодилы, которые чуть ли не в два раза крупнее, человечиной уж точно не побрезгуют), да и земляной волк, если забредет в эти места, тоже что-нибудь да откусит.

В Far Cry 2 вы спокойно можете броситься в воду и ходить по пустыне. Более того, вас проигнорируют даже буйволы, которые тут самоотверженно кидаются головой в огонь.

Криминогенная обстановка

Наконец, криминогенная обстановка. Здесь, нужно признать, разработчики смоделировали реальную ситуацию предельно достоверно. Одиноко бредущего по дороге путника действительно могут обстрелять из проезжающего мимо джипа. Причем если в этом джипе будут сидеть бандиты или наемники, то они сделают это с понятными целями (легкая нажива), а сотрудники правопорядка, вполне вероятно, прикончат неизвестного вооруженного человека исключительно для профилактики — мало ли что.

В Far Cry 2, c определенными оговорками, происходит то же самое: относительно спокойно здесь можно перемещаться только на лодках и только ночью. Все остальное время любой взрослый мужчина гарантированно бросится за вами в погоню.

Занимательная пиромания
Народная медицина

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь