31 января 2009
Обновлено 17.05.2023

1998 год. События, люди, явления, игры

1998 год. События, люди, явления, игры - изображение обложка

С этого номера рубрика Game Over? немного меняется: отныне каждый номер мы будем вспоминать события отдельно взятого года. Какие выходили игры, какие открывались компании, что происходило в мире и как это повлияло на нас с вами.

Начнем мы с 1998 года. Это очень удобная дата — и календарно, и в том, что касается проведения параллелей: десять (точнее, уже почти одиннадцать) лет назад страна, как и сейчас, была охвачена экономическим кризисом, который за какие-то полгода-год изменил ландшафт игровой индустрии в России до неузнаваемости. Программа «От винта!», лишившись спонсорской поддержки компании «Белый ветер», закрылась навсегда. Набиравшая силу PlayStation резко сдала позиции. Отечественные издатели, до кризиса продававшие игры в дорогих коробочных версиях, перешли на дешевые джевелы и начали массовую локализацию. «Игромании» кризис пережить удалось, но журнал Дениса Давыдова «Игрополис» — ее будущий прототип, то, чем «Игромания» стала в 2001-2002 годах, — не дожил даже до первого номера.

С играми ситуация была прямо противоположная — 1998 год поставил рекорд по количеству хитов, рекорд, не побитый до сих пор. В том году мы увидели StarCraft , StarCraft: Brood War , Sanitarium , Unreal , « Вангеры », Commandos: Behind the Enemy Lines , Tom Clancy’s Rainbow Six , Fallout 2 , Grim Fandango , SiN , Half-Life , Thief: The Dark Project , Baldur’s Gate , Myth 2: Soulblighter , Blood 2: The Chosen , Caesar 3 , Carmageddon 2 , Need for Speed 3: Hot Pursuit , Populous: The Beginning , Worms 2 , Warhammer: Dark Omen. На PlayStation в это время блистали Tekken 3 , Parasite Eve , Guilty Gear , Xenogears , Resident Evil 2 и Metal Gear Solid. Плюс Sega Rally 2 для Dreamcast и Panzer Dragoon Saga для Sega Saturn.

Великое противостояние

На РС главным событием года заведомо считался релиз Unreal. Сделанный в пику Quake 2 и вообще всему, что мы до этого понимали под словом deathmatch, эта игра положила начало легендарному холивару Epic vs. id. Выход Half-Life под конец года, может, и подвел какие-то неутешительные для Unreal и Quake 2 итоги, но дело было в другом. Во-первых, Unreal и Q2 по игровой механике оставались тем, что мы привыкли называть хардкорным шутером, то есть упор там делался все же на рокет-лаунчер, шотган, мозги по стенке и никаких скриптовых сценок. Во-вторых, и это главное: в то время как Half-Life работал на модернизированной технологии первого Quake, Epic с id волоком тащили за собой весь рынок передового компьютерного железа, и тащили очень успешно. Epic вообще не стеснялись того, что Unreal — это в первую очередь бенчмарк и уже во вторую — игра. Релиз откладывался каждый раз, когда на рынке появлялась новая железка. В результате системные требования зашкаливали: чтобы комфортно играть в Unreal с выкрученными на максимум графическими эффектами, включая ОТРАЖЕНИЯ (да, в 1998 году это слово надлежало писать только верхним регистром), нужна была система с Pentium II 266, 128 RAM и Voodoo 2 с 12 Мб видеопамяти.

Странно только, что, несмотря на все свои технологии, картинка Unreal проигрывала картинке менее продвинутого Half-Life почти по всем пунктам, исключая эффекты взрывов, небо и воду.

Трудное лето девяносто восьмого

В 1998-м российская игровая индустрия была совсем не той, что сейчас. Она была в разы меньше, но общее настроение было совсем другое. Не было того цинизма, которого в избытке сейчас, а недостаток профессионализма искупался с лихвой энтузиазмом. Первые квесты про Петьку и Василия Ивановича и короткие, но душевные « Братья Пилоты » той эпохи сейчас вспоминаются с улыбкой, в которой ностальгии намного больше, чем злорадства.

Самой заметной отечественной игрой года оказались « Вангеры » — гоночный экшен с видом сверху, квестами, экономической системой и очень своеобразным стилевым решением. В России игра стала умеренно культовой, но за рубежом встретила непонимание. Оно и понятно: даже для русского уха тексты «Вангеров» звучали специфично, а уж в переводе на английский — тем более (фразы типа « глокуздра идет мокрою тропою » превращались в « bewildering gobbledygook »).

Advanced Dungeons & Pokemons

Ближе к концу года стало ясно, что не осталось ни одного жанра, в котором бы не произошло что-то важное. Так случилось и с ролевыми играми, причем главным на этом поле был даже не Fallout 2, а Baldur’s Gate.

Известный факт, что CRPG были вдохновлены вселенной Advanced Dungeons & Dragons — прежде всего, в силу ее возраста. Другое дело, что игры, сделанные по правилам AD&D, были редкостью. Большинство из них вышло до начала 90-х, после чего в CRPG использовали совсем другие системы. Анонс AD&D-игры произвел фурор: подразумевалась огромная вселенная, до шести персонажей в партии и масса тонкостей, которые предстояло перенести в компьютерную игру так, чтобы не спугнуть мирных селян. Фактически успех зависел только от того, на сколько процентов BioWare выполнят свои обещания. Так вот, процентов вышло почти что 100, в результате чего Baldur’s Gate осталась в истории как одна из главных игр года, наряду со StarCraft, Unreal и Half-Life.

Помимо Baldur’s Gate, в жанре ролевых игр в 1998 году имел место еще один феномен, который по определенным причинам в нашей стране мало кто заметил.

Сейчас портативные консоли по продажам не уступают, а местами и опережают домашние, и даже имеют свои собственные рейтинги, дабы не смущать дорогостоящий некстген. Про PSP этого не скажешь, но Nintendo DS — абсолютно самостоятельная консоль с огромным выбором игр. Такое положение вещей сложилось не сразу. Первые проявления самостоятельности портативки продемонстрировали именно в 1998 году, когда на Game Boy Color вышли Pokemon Red и Pokemon Blue (в Японии релиз состоялся двумя годами ранее). Это были не просто игры по мотивам понятно какого мультфильма — это были настоящие RPG, и, в отличие от того же Baldur’s Gate с ее AD&D-основой, играть в них мог и младший школьник, и взрослый человек. Шутка ли — годом позже, когда у автора этих строк оказался в руках Game Boy Color с картриджем Pokemon Red, все любимые игры для PC, включая адские шедевры 1998-го, легли в ящик на два месяца. Первые несколько недель ушли на прохождение игры, остальное же время было потрачено на… в общем, на дальнейшую игру. Pokemon стал одним из первых доказательств того, что перед экраном 160x144 пикселя можно проводить столько же времени, сколько и перед монитором компьютера.

С чистых листов

В 1998 году на свет появилось несколько игровых компаний, оставивших заметный след в истории. Из Lionhead Studios , которую годом ранее создал Питер Молиньё, ушел второй по значимости сотрудник — Демис Хассабис. Ушел, чтобы создать собственную компанию — Elixir Studios — и первый в мире политический симулятор — Republic: The Revolution. По амбициозности эта игра стояла на одном уровне с Black & White, но ее судьба сложилась еще более печально: масштабы игрового мира в ходе разработки становились все меньше и меньше, игра вышла с опозданием на два года (в 2003-м) и оказалась совсем не такой интересной, как о ней рассказывал Демис.

Тогда же, в 1998-м, возникла и Troika Games. Ее создали трое выходцев из Interplay (Леонард Боярский, Тим Кейн и Джейсон Андерсон), приложившие руку к Fallout. От постапокалипсиса в своей новой игре ( Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura ) они отказались, но сохранили стимпанк, а кроме того, сделали ролевую систему на базе AD&D. Это могло сыграть им на руку — учитывая популярность, которую в тот же год обрел Baldur’s Gate. С игрой они, однако, перемудрили (вышла в 2001-м), и поэтому большого успеха она не имела. А дальше Troika покатилась по наклонной: продажи The Temple of Elemental Evil (2003) оказались еще меньше, а Vampire: The Masquerade (2004) — вообще мизерными. В 2005-м Troika закрылась.

Ну а самой успешной из компаний, родившихся в 1998 году, стала Rockstar Games , поглотившая вскоре DMA Design и переименовавшая ее в Rockstar North ( GTA , Manhunt ).

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь