31 января 2009Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

Новый мировой порядок

Новый мировой порядок - изображение обложка

PC-гейминг умирает. Умирает в том виде, в котором вы его знали. Компьютерных игр в классическом смысле этого термина больше не будет. Но играть на ПК наши дети будут не меньше, чем мы.

Думаю, многие из вас заметили, что игры для PC понемногу переходят в онлайн, и самые успешные проекты ориентированы на сетевую игру. Но полсотни World of Warcraft на разные темы — не совсем то, что хочется людям. Миру нужно всего пять-шесть таких ММОG, а не десятки. Вот и выживают считанные единицы, а неудачники ( World of Halo , Tabula Rasa , Auto Assault ) умирают, иногда даже не дожив до релиза.

Пиратство убивает сейчас практически любой неонлайновый PC-эксклюзив. Если у вас мультиплатформенная игра, вы до поры до времени можете считать все версии вместе и видеть плюс в балансе, но постепенно издатели начинают задвигать PC на задворки, откладывая даты выхода РС-версий.

Попытки бороться с пиратами с помощью защиты от копирования, адвокатов и новых законов заранее обречены на неудачу. Прогресс не остановить, и побочным его эффектом является невозможность хоть сколько-нибудь надежно защитить цифровой контент, предназначенный для массовой продажи.

Более того, использование навязчивых систем защиты не повышает, а снижает легальные продажи. Предзаказы европейских розничных сетей на PC-версию Far Cry 2 снизились почти на треть после новости о том, что игра использует SecuROM с ограниченным числом онлайновых активаций. Когда играть в пиратскую версию становится удобнее, чем в легально приобретенную, даже самые законопослушные пользователи начинают задумываться о торрентах.

DRM, адвокаты и законы — это способ протянуть немного до перестройки бизнес-модели, которую ведут сейчас почти все издатели, просто у больших и мощных это получается заметно медленнее. В глаза вам этого никто не скажет, но классический рынок игр для РС издатели уже похоронили, в планах на будущее его нет.

Более того, розница местами поддалась общим настроениям и тоже хоронит PC. В последних разговорах с директорами и менеджерами сетей речь все чаще идет об играх для консолей не рядом с играми для PC, а вместо них. Полки не резиновые.

Но на самом деле уже сейчас мы видим несколько крупных PC-ориентированных компаний, сумевших перестроить свои бизнес-модели с учетом реалий современного мира.

Первая — это Blizzard. World of Warcraft показал, какая обширная у них аудитория и что значат для банковского счета ранее виртуальные 70% пиратов (в среднем), неожиданно начавшие платить. Даже в самых смелых мечтах никто не ждал от World of Warcraft миллионов подписчиков. В Blizzard рассчитывали в лучшем случае на 400 тыс. активных пользователей через год после старта. Первые отгрузки — 240 тыс., а потом дефицит на целый месяц в связи с отсутствием коробок на складах. Я уж не говорю о перегруженных серверах, часовых очередях и астрономических ценах на американские коробки в Европе, которая получила игру на несколько месяцев позже. О таких проблемах другие компании могут только мечтать.

Следующие игры Blizzard будут ориентированы на онлайн. StarCraft 2 (в трех частях), Diablo 3 — в случае с этими играми предполагается, что покупатель зарегистрируется в системе Blizzard, некоем аналоге Steam , с регистрацией достижений, общими платежами и — спорим? — кросс-игровыми бонусами (купил коллекционное издание StarCraft 3? Получи зверушку в Galaxy of Warcraft).

Да, вы сможете играть в эти игры без подключения к интернету. Может быть. Кое-как. Без патчей, без мультиплеера, без обновлений, без статистики, без глобальных событий, без новых карт. Как-нибудь так. Возможно.

Не все компьютеры подключены к Сети, это факт. Как не все едят говядину. При этом да, некоторые владельцы «безынтернетных» PC платят за игры. Как некоторые жители Индии в принципе не против хорошей говяжьей отбивной. Но строить бизнес, ориентируясь на них, необязательно. Маленький разработчик может рассчитывать на бедных владельцев РС без интернета, радуя их низкобюджетными проектами вроде « Боя с тенью », а в Индии, вероятно, есть мелкие лавочники, продающие говядину (из-под прилавка, чтобы не нервировать обычных покупателей).

Но вы же не думаете, что McDonald’s откажется от говяжьих гамбургеров во всем мире из-за индусов? Проще забыть про этот рынок или сделать для него что-то особое. Так и крупным издателям проще отказаться от тех, чьи компьютеры не подключены к Сети, чем терять деньги из-за пиратства. Или выпускать для таких специфических рынков урезанные версии со «всенародно любимой» защитой StarForce. В качестве домашнего задания попробуйте выйти в Games for Windows Live в легальной русской версии Fallout 3. Которая, опять же, на Западе защищена SecuROM, а у нас StarForce.

Второй пример — Valve. Orange Box был пробой пера, первой попыткой использовать на полную систему Steam, созданную не для того, чтобы бороться с пиратами, а чтобы зарабатывать на законопослушных пользователях. Попытка вышла довольно робкая: во всем наборе была только одна игра, которую действительно не имело смысла пиратить, — Team Fortress 2. Неудивительно, что весь год Valve выпускала бесплатные обновления для Team Fortress 2, полностью забросив Portal и Half-Life 2.

Left 4 Dead — это уже куда более серьезная заявка на лидерство. Ultima Online , EverQuest и World of Warcraft перенесли в онлайн ролевые игры. Star Wars: The Old Republic разовьет инициативу, добавив в MMORPG сюжет. А Team Fortress 2 — классический сетевой шутер, просто более сетевой, чем классический. Тут Valve революций не делала, использовав собственный опыт по легализации игроков в Counter-Strike.

Left 4 Dead доказал, что в Сеть можно перенести хоррор. Я помню, что перспективы хорроров и квестов казались скептикам онлайна наиболее туманными ( Myst Online помните?). Left 4 Dead страшнее последних частей Silent Hill и Resident Evil. Играть в Left 4 Dead без интернета в принципе можно, но нет смысла, это будет примерно то же самое, что и World of Warcraft на пиратских серверах. Скука смертная. А скука — лучший демотиватор для пиратов, знаю по тому же World of Warcraft, пиратские шарды которого сейчас служат наилучшей рекламой легальным серверам.

Таким образом, игры для PC превращаются в сервисы. Чем дальше, тем очевиднее этот процесс даже самым непосвященным. Через несколько лет офлайновые синглплеерные проекты будут поголовно портами с консолей, разве что Microsoft превратит саму Windows в сервис, что прекратит пиратство на этой платформе вообще.

Этот же путь Microsoft избрала и для Xbox 360 (у Xbox Live многое позаимствовали и Steam, и новая платформа Blizzard). Как видим, даже на не сильно обремененных пиратством приставках эта мера принесла плоды — хотя пиратчину на Xbox 360 запустить, в принципе, можно, по продажам игр на душу населения (считай: на одну консоль) она обходит PlayStation 3, где пиратских игр нет в принципе.

О том, как переродятся популярные жанры, можно только гадать. Со стратегиями все вполне очевидно, жанр еще с настольных времен ориентирован на состязание с живым человеком. Последние двадцать лет упор на сингл был вызван тем, что интернет был не слишком распространен, да и машины не тянули полноценную динамическую кампанию на несколько человек. При этом не обязательно зацикливаться на привычном skirmish — раз в настольных стратегиях народ играет многосерийные кампании (и в Left 4 Dead тоже), то чем компьютерные стратегии хуже?

Гонки, скорее всего, пойдут по пути RPG: обзаведутся открытыми мирами, водителями с ролевыми параметрами. Станут чем-то вроде Test Drive Unlimited , но масштабнее и с большей привязкой к онлайну. Мультиплатформенность пока что сдерживает переход жанра в онлайн, ведь на консолях гонки продаются так хорошо, что РС можно просто игнорировать.

Об остальных жанрах можно фантазировать до бесконечности. Перспектив — море.

Главное, что пугает нынешних онлайн-скептиков, — возможная смерть однопользовательских игр в процессе перерождения индустрии. Как человек, заставший времена, когда слово « игра » означало « собрать друзей и играть вместе в футбол, карты или «Монополию », а не « пытаться перехитрить набор скриптов, управляемый AI », я не вижу в этом трагедии. Но в любом случае однопользовательские игры не умрут — часть из них переселится на проприетарные платформы (консоли), часть научится использовать онлайн без необходимости заставлять игрока сражаться с себе подобными. Одним из самых очевидных примеров может быть привязка мира внутри игры к реальным событиям — колебаниям курсов, новостным сводкам, погоде в разных частях мира. Менее очевидный вариант — самообучающийся AI, который использует данные, собранные в процессе прохождения игры другими пользователями (по такому принципу работают некоторые спам-фильтры).

К тому же большинство радетелей однопользовательских игр беспокоятся не о своем праве играть в гордом одиночестве (даже в World of Warcraft можно играть, не кооперируясь с другими игроками), а о сюжете, который в онлайновых играх зачастую упрощается в угоду динамике. Как пример я уже приводил Left 4 Dead, где сюжет куда сильнее, чем в любом среднестатистическом сетевом шутере. Ну и стоит дождаться Star Wars: The Old Republic от BioWare , я почему-то уверен, что знаменитая канадская компания не подведет своих преданных поклонников.

Переход к новым бизнес-моделям не будет быстрым. Медленнее всех шевелятся самые крупные издатели, которые у всех на виду. Electronic Arts , Ubisoft , Activision — ни у одной из этих компаний нет в активе собственной сильной онлайн-игры. Поэтому EA купила Mythic , Activision — Blizzard, а Ubisoft делает Tom Clancy’s MMO , которая, судя по всему, будет игрой, обязательной для всех фанатов бренда «Том Клэнси».

Но переход неизбежен. Или EA со товарищи перестроятся, или лет через семь их всех скупят по дешевке Valve и другие новые лидеры индустрии, как это в свое время случилось с Atari. Ничего личного, но у вашей компании есть замечательные старые бренды вроде Black & White и C &C, которые мы хотели бы представить новому поколению игроков.

И еще. Перед тем как вы начнете доказывать, что онлайн — это только тупой гриндинг и в сетевых играх нет души, поиграйте в Left 4 Dead. Скоро ее будут вспоминать как икону, как сейчас говорят о первом Half-Life.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь