Информационный зум (miteigi nemoto, веб-разработчик)

Информационный зум (miteigi nemoto, веб-разработчик)

Особое мнение — Информационный зум (miteigi nemoto, веб-разработчик)
Представьте себе книгу, которую вы можете прочитать в виде самых важных цитат, в виде реферата, с комментариями экспертов или без них, в виде сокращенной версии или в виде справочника, содержащего все полезные ссылки и сноски, точные цифры и т.д. Это не т
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Особое мнение
Информационный зум (miteigi nemoto, веб-разработчик)

miteigi nemoto, веб-разработчик

На протяжении всей своей истории человечество выделяло различные события и явления в информацию и знания — в нечто, что может быть передано любому количеству людей и при этом не убывает у источника. Нечто, что приводит к изменению отдельных людей и всего общества. Нечто, что позволяет принимать решения и двигаться вперед.

Петроглифы и язык, книги и библиотеки, базы данных и интернет — все это следствие потребности человека в общении и изменениях. Технологии, появившиеся в середине ХХ века, позволили осознать существование параллельного мира — мира информации. Предложили нам киберпространство как образ движения в этом информационном мире. Задали вопрос о том, что первично — виртуальность или реальность. Зазеркальный мир, отраженный в мониторе, — не новость, он всегда был и есть в нашей голове, ведь сознание, фантазия и мысли виртуальны. Компьютеры и интернет открыли заново наши глаза, и, подобно кроту, увидевшему небо, мы получили ослепляющие возможности взаимодействия и управления информацией, что, в свою очередь, необратимо изменило наш образ жизни.

Давайте посмотрим на жизнь любого отдельно взятого человека и спросим себя, чем он занимается. Кто-то учится, кто-то растит детей, кто-то работает, кто-то рисует. Однако все наши занятия лишь видимость более глубокого процесса — движения в мире информации. Мы читаем, смотрим видео, слушаем музыку, общаемся друг с другом, путешествуем. Активный человек всегда находится в поиске нужной информации, в поиске себя, в поиске чего-то интересного. Обычно это выглядит как нахождение ответов на вопросы, стремление к впечатлениям и развлечениям.

Каждый день мы добываем информацию, накапливаем, храним, усваиваем, перерабатываем, передаем. Если вы стесняетесь, то скажу я: человек — это квантовый компьютер. В том смысле, что квантовая физика — это физика возможностей. Человек каждое мгновение вычисляет, в какое состояние возможностей ему перейти. Сидеть или стоять, пойти в гости или в кино, съесть яблоко или банан, прочитать то или это.

Проблема поиска нужной информации — одна из жизненно важных. Информация необходима нам, чтобы успешно совершать выбор возможностей и достигать желаемого. Каждый, кто что-то ищет, может заметить, что искомое часто находится совсем не там, где искалось, и не так, как подразумевалось. Имеет значение не только то, какой информацией уже обладаешь, но и способность быстро обнаруживать новую информацию. Астрономы строят сложные системы телескопов и космических аппаратов, чтобы добывать новые сведения об устройстве космоса для его будущего освоения. Google создает мощнейшие вычислительные центры и передовые технологии поиска, чтобы вся информация мира была доступна каждому.

В III веке до н.э. Александрийская библиотека содержала до 700 тыс. пергаментов. Современная Британская библиотека содержит свыше 150 млн единиц хранения. За последние 2000 лет численность населения Земли увеличилась в 32 раза, а объем единиц хранения, если сравнить две упомянутые библиотеки, — в 200 раз. По оценкам Google, объем всей информации в мире составляет 5 000 000 Тб, а проиндексировано всего 170 Тб. Недостающий объем компания планирует «освоить» за 300 лет.

Несмотря на то что компьютерные технологии существуют уже не первое десятилетие, выделить из гигантского объема сведений те, что нужны в данный конкретный момент, все так же трудно. Развитие средств обработки информации существенно отстает от скорости накопления данных. Поисковые системы, которые стали повседневным инструментом для сотен миллионов людей по всему миру, пока еще примитивны, это лишь начало пути. От них требуется, чтобы они давали осмысленный ответ на запрос, а не набор ссылок, где искать ответ. Чтобы поиск информации не требовал перелопачивания миллионов источников. Чтобы данные можно было получать с различной степенью точности и детальности и при этом не утруждать себя перебором множества источников ради одного предложения, дополняющего картину. По дуновению волшебной кнопки на месте графика мы должны видеть таблицу исходных данных, а там, где была таблица, — видеть график.

Простейший одноклеточный поисковик под микроскопом.

Природа информации (читай: мира) настолько обширна, разнородна и сложна по структуре, что мы придумываем разные формы ее представления, чтобы взглянуть под разными углами и определить взаимосвязи — игры, схемы, карты, таблицы, книги, статьи, журналы, музыка, видео, фотография, энциклопедии, справочники, рефераты, трехмерные модели, дневники, сайты и т.д. В сущности, каждый человек — это еще одна форма представления и обработки информации. Обратитесь к повару, и он расскажет вам, как готовить плов. Обратитесь к юристу, и он расскажет о новом законе. Каждый человек представляет собой информационный ресурс. Именно поэтому между терминами «человеческие ресурсы» и «вычислительные ресурсы» в бизнесе все чаще ставится знак равенства. Сплоченные команды людей способны на невероятные достижения, так же как объединенные в сеть компьютеры способны на вычисление сложных задач.

В современном мире важна не только информация сама по себе, но и то, в какой форме она представлена, а порой форма становится даже важнее. Иными словами, по житейскому закону наименьшего сопротивления, информация, представленная в лучшей форме, становится более востребованной сама по себе. Читается то, что легко читать. Посещаются те заведения, до которых легче всего добраться. Читаются те книги, которые проще взять с собой в дорогу.

Отсюда можно вывести критерии развития информационных систем:

1) соответствие результата искомому запросу (релевантность);

2) скорость вывода;

3) различные формы представления информации;

4) исчерпывающий ответ.

С двумя первыми задачами поисковые системы уже худо-бедно справляются — выводят список релевантных ссылок и делают это с потрясающей скоростью, притом что поиск идет по терабайтным массивам данных. С двумя другими подвижек пока нет. Результаты поиска нам представляют в одной-единственной, удобной лишь по мнению разработчиков форме. Показывать список с картинками или без них — проще пареной репы, но встречается редко. Раньше на «Яндекс.Новостях» был простой список с аннотациями. Сейчас это навороченный газетный таблоид, напичканный картинками и сносками. Вернуться к другому виду нельзя, посмотреть, как выглядела главная страница новостей вчера, — тоже нельзя. Исчерпывающий ответ для современных поисковых систем — это тысяча и одна ссылка, а также предложение поискать в картах и десятках других сервисов. Но это не ответ, это набор ссылок. Это значит, что уровень структурирования информации за десять лет не продвинулся дальше, чем алфавитный индекс или предметный указатель в конце книги. Но какое будущее нас ждет?

Книги будущего или поисковые сайты — это интеллектуальные системы, которые будут с лету отвечать на наши запросы. Они будут представлять ответ с такой полнотой, которая нам необходима. Они не будут отсылать нас налево или направо, а будут предлагать ответы и решения, найденные в данный момент времени. Это будут искусственные писатели, гуру, эксперты, подключенные ко всем библиотекам и базам данных мира. Они будут составлять для нас рефераты, отчеты, статьи, книги, карты. Через пару десятков лет перебор результатов поискового запроса будет выглядеть так же старомодно, как использование счетов. Возникнет явление информационного зума.

Схема устройства микроскопа.

Информационный зум — фундаментальный подход к отображению и содержанию информации, подразумевающий предоставление пользователю технической возможности управления уровнями детализации информации, на манер того, как можно менять масштаб карты. Текстовая информация будет иметь свою регулируемую глубину резкости.

Информация бывает недостаточной (сокращенной), достаточной (нормальной), исчерпывающей (детальной) или даже чересчур исчерпывающей (сверхдетальной). У человека в зависимости от его целей должна быть возможность выбора уровня детализации информации, чтобы эффективно использовать имеющееся время и внимание. Например, студент ищет реферат на тему экономики, а не монографию. Или таблица данных — почему я должен видеть только округленные значения, когда хочу получить точность? И где искать более точные сведения? Читателю книги в данный момент нужен простой текст, а в другой — расширенный, со всей дополнительной информацией. Информационный зум должен решать подобные проблемы на уровне глобального стандарта и технологии.

Очевидно, что автор, с одной стороны, хочет изложить все детали, с другой — создать простой документ для чтения. Это не достигается никогда, приходится чем-то жертвовать. И эту жертву информационные системы тянут из печатного дела, ведь на бумаге действительно все не изложишь, да и количество страниц в книге ограниченно. Почему за 25 лет развития популярного редактора Microsoft Word я создаю документ для печати, а не документ с расширенными возможностями для его применения в киберпространстве? Например, я не могу просто скрыть блок текста, чтобы создать два режима просмотра — расширенный и сокращенный. Я вообще не хочу думать, как моя информация будет выглядеть на печати. В итоге документ получается словно компьютерный печатный лист — что написано пером, не вырубишь топором, — никакого удобства в дальнейшей работе с информацией. Даже поиск по документу с учетом морфологии отсутствует, зато в Microsoft Office 2007 наворотили интерфейс, сделали его настолько блестящим, что глаза разбегаются в разные стороны, а нужные функции приходится искать часами.

В ближайшие годы информационный зум — многомерный, многослойный текст — станет такой же привычной вещью для интернета, как гиперссылки или возможность увеличить шрифт текста в редакторе. Сайты, поисковые системы, электронные журналы и книги, офисные документы — изменится все. Технологии информационного зума должны сделать информацию более полезной и удобной в использовании — это переход на качественно новый уровень и серьезная задача для XXI века.

Потребность в этой технологии очевидна и существовала всегда: цитаты, шпаргалки, рефераты, сокращенные версии книг, справочники, подсказки, возникающие при наведении курсора, — все это проявление потребности в информационном зуме. Создание многомерного текста будет привычной работой редактора, автора или контент-менеджера. Редактор будет на свое усмотрение выделять информацию и помещать ее в тот или иной уровень или слой зума, устанавливать взаимосвязи, не думая, сколько строчек еще может поместиться, и не теряя детальности.

Чтобы убедиться в неудобстве нынешних способов представления данных, далеко за примерами ходить не придется. Простая задача: получить краткую информацию о России. «Википедия» по запросу «Россия» предлагает страницу длиной в 40 печатных листов, страница пестрит ссылками, цифрами, таблицами, изображениями. Черт ногу сломит. Такие электронные энциклопедии должны обладать информационным зумом в первую очередь. А что нам показывают? Бумажный лист с набором электронных ссылок — и это называется гипертекст.

Пришло время расстаться с гуттенберговским наследием и начать использовать все возможности киберпространства. Представьте себе книгу, которую вы можете прочитать в виде самых важных цитат, в виде реферата, с комментариями экспертов или без них, в виде сокращенной версии или в виде справочника, содержащего все полезные ссылки и сноски, точные цифры и т.д. Это не только возможность для чтения, но и навигация по объемному материалу. И все это будет доступно по щелчку мышки. Добро пожаловать в интернет будущего!

Комментарии
Загрузка комментариев