08 марта 2009
Обновлено 17.05.2023

Морской охотник

Морской охотник - изображение обложка

« Морской охотник » — один из самых больших долгостроев отечественного игропрома (первые упоминания относят нас к началу двухтысячных). Игра задумывалась как полноприводный PC-хардкор с минимальными аркадными элементами и была почти готова в 2004 году, затем лежала на полке, пока « Акелла » и « » выясняли, кому же доделывать игру (изначально разработка была совместной). В конце концов «1С» осталась с « Капитаном Бладом », а права на «Охотника» отошли «Акелле», которая решила переделать его чуть ли не с нуля. Справедливо рассудив, что хардкор сегодня мало кому нужен, в концепцию внесли несколько изменений: аркаду с симулятором для простоты усвоения смешали в равных долях и добавили серьезную стратегическую составляющую.

Торпеду в брюхо

На момент анонса у «Морского охотника» не было конкурентов, но за это время успела сформироваться серия Battlestations: Midway , о которой вы сейчас могли подумать. И правильно сделали. Они, безусловно, похожи, однако «Охотник» — это все-таки игра более серьезная и более сконцентрированная (она посвящена москитному флоту, а не всему подряд, как Battlestations). Москитный флот — это прежде всего торпедные катера, которые получили широкое признание во время Второй мировой войны. Такие малютки стали самым страшным сном для любого транспортного корабля, да и капитаны огромных крейсеров поеживались при их упоминании. Быстрые и маневренные катера с несколькими торпедами на борту по тоннажу потопленных кораблей соревновались с подводными лодками, но были гораздо мобильнее и дешевле как в производстве, так и в обслуживании.

Именно катерами предстоит управлять на протяжении всей игры, хотя под нашим командованием могут оказаться и крейсеры, и миноносцы, и даже эсминцы. Но они играют роль поддержки, сесть за их орудия и собственноручно навалять противнику нельзя.

Главное отличие от Battlestations в том, что «Морской охотник» — это не шутер, где один корабль в одиночку может потопить весь флот противника. Здесь действуют законы полноценных симуляторов. Врубить полный вперед, зажать гашетку и с криком «Это Ла-Ма-а-анш!» ринуться на превосходящие силы врага — выбор заведомо неправильный. Один вражеский катер при поддержке крейсера означает быструю гибель вашей посудины в пучинах мирового океана. Действовать надо с умом, каждая миссия — это прежде всего проверка ваших капитанских способностей, а не умения метко стрелять из пулемета. В этом игра по-своему уникальна: успешный исход дела зависит не только от спинномозговых навыков, но и от тактического мышления.

Как же все-таки играется «Морской охотник»? Прохождение каждой миссии можно разделить на две составляющие: стратегию и симулятор. Высадившись на уровне, первым делом необходимо поставить игру на паузу, открыть карту боевых действий, внимательно ознакомиться со сложившейся ситуацией и раздать приказы судам под вашим командованием. Когда план готов, можно взять под свой контроль любой катер и собственноручно потопить парочку-другую вражеских корыт. В зависимости от целей и количества союзных кораблей фаза планирования может занимать от нескольких секунд до нескольких минут.

«Морской охотник» живет по симуляторным законам, но отдельные катера управляются не намного сложнее, чем танк в каком-нибудь Battlefield. Стандартная WASD-раскладка отвечает за маневрирование, цифровые клавиши переключают виды на происходящее и переносят игрока к тяжелым или легким орудиям, пробел запускает торпеды, еще четыре кнопки нужны для обслуживания лодки.

«Морской охотник» доступен, но ни в коем случае не примитивен. Освоиться тут очень просто даже тем, кто все симуляторы обходит с опаской. Уже к концу первой кампании хорошо понимаешь, по каким законам живет игра, знаешь различия между типами катеров, определяешь, кто кого с высокой долей вероятности потопит при открытом боевом столкновении и как во благо использовать темноту или туман. То есть максимально концентрируешься на осмысленных тактических маневрах. Это на самом деле ценнейшее качество, когда на простых примерах, пробах и ошибках игра доходчиво объясняет свои законы, даже если знакомство с флотом у вас ограничивается пусканием бумажных корабликов в весенних ручейках.

Ранен-ранен-убит

Чтобы эффективно сражаться, необходимо знать, как взаимодействуют различные типы кораблей и самолетов. Что будет, если советский катер ТКА выйдет в открытом море против немецкого шнельбота? А если крейсер решит сразиться с эсминцем? Давайте разберемся.

Торпедный катер

Главные герои игры, их в «Морском охотнике» великое множество. На катерах не бывает крупнокалиберных орудий (размеры не позволяют), поэтому друг с другом они бьются на коротких дистанциях. Исход драки зависит прежде всего от водоизмещения и вооружения катера. Хлипенький ТКА со своим пулеметом протянет против шнельбота (три пулемета и одна зенитка) максимум секунд двадцать. Для уничтожения крупных кораблей на катерах есть минимум две торпеды. Наиболее опасные противники — крейсеры. Во-первых, на их стороне сила. Во-вторых, они достаточно быстры и маневренны, чтобы уходить от торпед.

Эсминец

Эсминцы почти всегда входят в состав транспортного конвоя, потому что охота за транспортом — излюбленное занятие торпедных катеров, именно против них эсминцы выступают лучше всего. Благодаря наличию артиллерийских орудий они могут поддерживать основной флот в крупных сражениях. Для меткой стрельбы необязательно видеть противника — достаточно, чтобы его координаты указала разведка. Битва двух эсминцев — как игра в рулетку: предсказать, кто победит, практически невозможно. А вот крейсер с эсминцем справится без особого труда.

Крейсер

Крейсер слишком медленный и неповоротливый, чтобы представлять серьезную угрозу для торпедных катеров. По этой же причине он становится неплохой мишенью для торпед. Шанс уйти от подводного «подарочка» у крейсера появляется только в том случае, если дозорные приметили его заранее. В противном случае пробоина гарантирована. Однако если для эсминца одна торпеда означает верную гибель, то крейсер благодаря огромному водоизмещению может выдержать два и даже три попадания. В сражениях он поддерживает другие суда, предпочитая отсиживаться в тылу и поражать цели на расстоянии из своих огромных пушек.

Транспорт

В военное время они рискуют ходить без охраны исключительно около родных берегов. Как показывает практика, напрасно: юркие катера способны незаметно проникать во вражеские воды и безнаказанно топить транспортники. Уйти от торпеды у транспорта нет ни единого шанса: мизерная скорость и нулевая маневренность гарантируют почти стопроцентное попадание. Некоторые сухогрузы предусмотрительно оборудованы парочкой крупнокалиберных пулеметов. К таким ближе, чем на километр, лучше не подходить — могут поцарапать обшивку.

Самолеты

В игре бывают двух типов: истребители и бомбардировщики. Первые хороши для перехвата и уничтожения торпедных катеров, в то время как вторые отлично справляются с большими кораблями. Самолеты хрупки, но попасть по ним очень сложно. И если истребителям нужно опускаться на небольшую высоту для атаки, где сбить их намного проще, то бомбардировщики представляют серьезную проблему практически для всех кораблей. Как-то защитить себя могут лишь эсминцы — они маневренны и на них обычно есть зенитки. Зато самолеты не любят плохой погоды, да и горючего им хватает лишь на вылазки у берега.

Якоря не бросать

Миссии на удивление разнообразны: охрана транспортных конвоев или атаки на них же, разведывательные и спасательные операции, масштабные морские сражения и дерзкие вылазки на превосходящие силы противника. Придется даже побывать в роли плавающей мишени, темной ночью маневрируя между крейсерами противника и указывая прожектором цели для бомбардировщиков. Особенно экстремальным это занятие становится на высшем уровне сложности. В зависимости от типа миссии варьируются и способы их прохождения. Разведка или ювелирное маневрирование невозможно в стратегическом режиме, равно как и командование эскадрой — в симуляторном. Особенность игры в том, что для выполнения практически любого задания придется использовать оба.

Не обошлось, правда, без одного досадного промаха: союзные войска, оставленные без присмотра, ведут себя уж слишком пассивно. Если вы увлечетесь собственноручным отстрелом противника, то рискуете обнаружить себя среди врагов в гордом одиночестве. За каждым катером нужен глаз да глаз: их капитаны не умеют принимать даже самые элементарные решения, кроме как стрелять во врага, если он находится в зоне поражения. Направить силы экипажа на починку корпуса или двигателя им не под силу, равно как и маневрирование во время вражеского обстрела. Приходится тыкать каждому пальцем в лоб, объясняя, куда плыть, что ремонтировать и кого атаковать.

Конечно, своевольный AI в игре, где выбор тактики означает победу или смерть, тоже ни к чему. Но почему не позволить игроку настраивать правила боя? Многие проблемы с микроменеджментом можно было решить с помощью ряда указаний капитанам: как вести себя в той или иной ситуации. Все это еще несложно сделать в ближайшем патче.

Зато никаким патчем не исправить недостатка зрелищности и непредсказуемости. В мирное время «Морской охотник» выглядит обворожительно: «Акелла» всегда умела делать красивые морские игры. О внешнем виде кораблей тоже беспокоиться не стоит, они максимально похожи на реальные прототипы. Даже количество членов экипажа соответствует историческим реалиям. Корабли в буквальном смысле рассекают воду, порождают новые волны, на этих волнах красиво раскачиваются катера — одним словом, все выглядит максимально реалистично.

Однако, когда начинается бой и внимание занимают вспышки выстрелов и взрывы, выясняется, что тут «Охотник» вчистую проигрывает даже Silent Hunter 4. Да, корабли разламываются надвое от попадания торпеды, красиво кренятся на бок, паникующие матросы прыгают в воду.

Но когда вы десять минут хмурили брови над картой, хочется, чтобы результат спланированных действий поражал. Хочется военно-морской феерии, огня и скрежета, грома и молний! И чтобы от грохота 200-миллиметрового орудия, поразившего цель, у всех в радиусе километра закладывало уши. Ничего похожего не происходит. Из-за того, что внешне игра, мягко говоря, не завораживает, вы начинаете очень некстати для ее авторов крутить головой по сторонам. И тут выясняется, что некоторые миссии явно затянуты и слишком монотонны. Когда транспорт со скоростью 10 узлов (это примерно 20 км/ч) тащится через половину карты в безопасную зону, вы почти гарантированно заскучаете — это просто недостаточно впечатляющее зрелище. Можно, конечно, включить компрессию времени, но, даже ускорив игру в четыре раза, приходится иногда по несколько минут сидеть перед монитором без дела.

* * *

Несмотря на некоторые недостатки, надо признать — у «Акеллы» получилось. «Морской охотник» позволяет любому человеку, даже если он ничего не знает о флоте, почувствовать себя и командиром эскадры, и капитаном маленького катера, и рядовым стрелком. Каждая миссия — головоломка, исход любой операции зависит от ваших командирских навыков. Это прежде всего умная игра, а уже потом — все остальное. Она не зацикливается на одной из трех своих составляющих, умело жонглирует ими, попеременно давая то тактики, то симулятора, а то и напряженного шутера.

«Акелле» удалось в равных пропорциях совместить несовместимые, казалось бы, вещи: хардкор и доступность. А потом начинить свою игру интересными миссиями, основанными на реальных событиях (но не повторяющих их один в один). Мы не можем гарантировать, что подобный коктейль придется по душе всем и каждому, но в его качестве сомневаться не приходится.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Гибрид стратегии и несложного симулятора торпедного катера, «Морской охотник» удачно совмещает доступность с серьезным подходом к делу. Но для грандиозного успеха тут, к сожалению, не хватает хлеба и зрелищ.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь