08 марта 2009
Обновлено 17.05.2023

Операция «Багратион»

Операция «Багратион» - изображение обложка

Полтора года назад мы провозгласили World in Conflict вершиной жанра RTS и втайне принялись ждать последователей. Но, как это обычно и бывает, за шведами никто не пошел. 2008-й вообще оказался довольно печальным годом для жанра: если оставить за скобками WorldShift и, извините, Multiwinia , то из громких проектов остается только Red Alert 3 , который работает по классическим C&C-правилам.

Для самих Massive Entertainment прошлый год тоже был, мягко говоря, не самым удачным: прежний издатель, Activision Blizzard , посчитал студию бесперспективной в финансовом плане и дал ей бодрящего пинка под копчик. В ноябре шведских разработчиков подобрали Ubisoft Entertainment и, кажется, собираются посадить их на производство маленьких онлайн-стратегий.

Помощь неожиданно пришла из Белоруссии, от студии Wargaming.net , авторов серии суровых пошаговых варгеймов Massive Assault. Их « Операция « Багратион » — это стратегия в утомительных декорациях Второй мировой, которая следует духу и букве World in Conflict.

Как я сдвигал фронт

…Следует в первую очередь с точки зрения геймплея. В том, что касается сюжета и пресловутой атмосферы, «Багратион» представляет собой очередную сводку «от советского Информбюро» и не идет ни в какое сравнение с роскошным сценарием World in Conflict (там, напомним, авторитетно и абсолютно серьезно рассказывалось о том, как СССР напал на США; автор сценария — Ларри Бонд, друг и соратник Тома Клэнси). Итак, после двух переломных битв Великой Отечественной войны (под Сталинградом и на Курской дуге) летом 1943-го фронт наконец-то начал сдвигаться на запад. Красной армии удалось без особых проблем выгнать нацистов с территории РСФСР, но в Белоруссии немцы засели плотно: это был последний рубеж, потеря которого означала для них явное поражение. Так что к обороне этих территорий фашистская Германия подошла со всей ответственностью: в Белоруссию стеклись практически все войска, которые остались на Восточном фронте.

Поняв, что простым «за Родину!» немцев не выбьешь, советское командование разработало план операции «Багратион», конечной целью которого было полное освобождение Белоруссии от врага. Дальше немцам просто негде было закрепиться, и при успешном исходе Советы открывали себе дорогу чуть ли не до самого Берлина.

Суть операции была проста: отвоевывать все населенные пункты в направлении с северо-востока на юго-запад в такой последовательности, чтобы при каждой следующей атаке была возможность окружить противника. В целом у Красной армии все прошло как по маслу: при численном и тактическом превосходстве, а также поддержке местных партизан план был осуществлен. Этим событиям игра и посвящена. Кампаний две, за СССР и Германию, по десять миссий в каждой. За немцев, кстати, играть в разы сложнее: нацистам во время операции приходилось постоянно отступать, а они не привыкли подстраиваться под планы советского командования — до этого им в основном доводилось вести наступательные бои. Вдобавок в германской кампании численное превосходство всегда не на вашей стороне.

Если при чтении нашей исторической справки вы погрузились в богатырский сон, убедительно просим: очнитесь и возьмите себя в руки, сюжет в «Багратионе» не так уж плох. Все дело в форме подачи: при помощи таких привычных вещей, как зарисовки, анимированные карты и кадры кинохроники, Wargaming.net умудряются создать очень правильное патриотическое настроение. Все в лучших традициях советского военного кино: героически, сухо, сурово. Брифинги за нацистскую кампанию и вовсе ведутся на немецком — для пущего эффекта. При первом знакомстве этот прием может вызвать улыбку, но он работает. Когда ты несколько часов яростно давил немчуру на болотах, то охотно веришь пафосному голосу, сообщающему в заставке, насколько же важна была эта битва для победы в Великой Отечественной.

Увы, никакие кадры из кинохроники не изменят того факта, что Wargaming.net создали фактически набор миссий, без всяких лирических отступлений вроде сюжета и драмы. Это проверенный и оправданный в данном случае подход, но прямого сравнения с World in Conflict, где была история, за которой хотелось следить, «Багратион» все-таки не выдерживает. Что поделать, не у каждого разработчика есть свой Ларри Бонд.

Belarus in Conflict

Зато авторы держат удар там, где как раз ожидалось обратное. С точки зрения геймплея «Багратион» — убедительная копия World in Conflict, но с рядом существенных оговорок. Привычный микроменеджмент сведен к минимуму: командование отгружает нам определенное количество отрядов, с помощью которых нужно устроить свою персональную победоносную войну. Восполнять боевые потери предлагается за очки. Они, в свою очередь, зарабатываются удержанием контрольных точек (это принципиальное отличие от World in Conflict — там деньги на покупку юнитов возвращались автоматически через определенное время). Какие именно типы подкреплений станут доступны для покупки, зависит от точки, которую вы захватили. Также за ресурсы покупаются артобстрелы и авиабомбардировка.

Обычно на старте миссии контрольных пунктов нет вообще. Но захватывать их никто не заставляет — можно попробовать обойтись вообще без подкреплений. В отличие от большинства современных производителей RTS, Wargaming.net не навязывают вам определенный план действий. Голос за кадром предлагает рассовать пехоту по окопам и ждать подхода врага, а вы обходите танками с фланга и расстреливаете немцев еще на подступах. Нужно поддержать техникой роту союзников, а вы просто насылаете бомбардировщики на базу немцев и пускаете их на барбекю. Залог успеха — как раз в принятии таких вот неочевидных и интересных решений. Задания к этому располагают, они действительно разнообразны: удержание высоты, сопровождение конвоя, защита моста. В каждой миссии нужно активно использовать особенности ландшафта: например, если грамотно занять позицию на заболоченных землях, выкурить вас оттуда будет практически невозможно, а через лес можно организовать неожиданную атаку пехотой (техника там не пройдет).

На карте вы почти всегда действуете не один — параллельно работают войска командира-союзника, обычно они переходят под ваш контроль после захвата определенного контрольного пункта. Иногда можно этот самый пункт демонстративно проигнорировать, но союзники справятся и так: AI в «Багратионе» на недостаток мозгов не жалуется.

Группа поддержки

Все это очень легко можно было испортить традиционной для русскоязычного игропрома неряшливостью: дебрями программного мусора, невменяемым интерфейсом и прочими неприятностями. В этом смысле «Багратион» — без пяти минут приятное исключение. Главное откровение — упомянутый уже интерфейс. Он идеально подходит для игры с таким темпом — простой и удобный. По сути, все, что есть у вас перед глазами во время боя, это мини-карта, список отрядов, датчик ресурсов и доступных подкреплений. Никаких громоздких подменю, таблиц и статистики (привет, « Вторая мировая »!).

Еще одна любопытная особенность — режим кинокамеры, благодаря которому виртуальный оператор вроде бы выбирает красивые ракурсы, но этим дело не ограничивается: пока вы упиваетесь собственной победой, управление временно берет в свой руки AI. То есть игра фактически начинает проходить саму себя. Камера действительно работает как надо, практически никогда не получается так, что вам приходится десять секунд лицезреть левую пятку третьего пехотинца в последнем ряду. Так что, если вдруг надоело проходить какую-то миссию, можно одним нажатием кнопки передать работу компьютеру. Вам останется прихлебывать чай и смотреть, чем все закончилось.

К сожалению, без подводных камней все-таки не обошлось: технически игра требует серьезной доработки. Помимо непомерно раздутых системных требований, наблюдаются и другие проблемы. Например, постоянные утечки памяти: авторы простодушно предупреждают о них в руководстве и рекомендуют понизить настройки графики. Кроме того, странные вещи происходят и с графикой: вблизи игра выглядит довольно прилично (и то не всегда), но стоит поднять камеру повыше, как все действо мигом превращается в эпическую потасовку парализованных муравьев.

Лобовое столкновение

В том, что касается геймплея, «Багратион» очень похож на World in Conflict, но есть и несколько принципиальных различий.

1. Масштаб. В World in Conflict порой можно было творить чудеса буквально парой-другой танков. Здесь же для победы требуется сколачивать действительно большие армии.

2. Пехота. В «Багратионе» солдаты действительно имеют большое значение. Во-первых, в больших количествах они могут противостоять даже танковой дивизии, во-вторых, если перебьют всю пехоту, вам просто некого будет сажать за зенитки и артиллерию.

3. Леса. Прорубить дорогу через лес — действенный прием в «Багратионе», когда вы хотите обойти противника с фланга или тыла. Правда, чтобы пройти через лес техникой, придется задействовать артобстрел.

4. Здания. В «Багратионе» городских боев практически нет (а те, что есть, можно назвать таковыми с большой натяжкой — сражаться приходится между тремя избушками). Хотя, окопавшись в здании, пехота получает серьезное преимущество.

* * *

Конечно, «Багратиону» не хватает лоска. На КРИ его и вовсе можно было принять за очередную патриотическую зарисовку из хардкор-отсека. Однако перед нами проект, который на полном серьезе (с минимальными оговорками) можно сравнивать с World in Conflict. Кроме того, это чуть ли не первая конкурентоспособная RTS, которая разговаривает на русском языке. Она не попала в наш список призеров, но если вы интересуетесь судьбой жанра, то эти строки надо дочитывать уже по пути за диском.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Как сказал бы Олег Ставицкий, «Багратион» «неожиданно прекрасен». Лучший (и единственный) наследник World in Conflict. Эта как минимум отличный способ скоротать время до выхода Soviet Assault.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь