05 апреля 2009
Обновлено 17.05.2023

Назад, в светлое будущее. Singularity

Назад, в светлое будущее. Singularity - изображение обложка

[[BREAK]]

Что? Singularity, шутер про управление временем без рапида

Где? Офис студии Raven Software в занесенном снегом городке Миддлтон, штат Висконсин

Сингулярность —

1) область пространства-времени, в которой кривизна пространственно-временного континуума обращается в бесконечность или терпит разрыв;

2) расширенное, глобально-обобщающее состояние сознания.

«Мы собрали отличную команду, и нам удалось сделать массу превосходных игр, но всегда казалось, что нас не воспринимают как настоящих творцов, способных на реальный прорыв, — жалуется Брайан Раффл, директор студии Raven, авторов великолепных Heretic , HeXen и Star Wars Jedi Knight 2 , — поэтому после завершения работ над Quake 4 мы решили создать собственный независимый проект, который перетряхнул бы жанр шутера от первого лица. Над концепцией новой игры работали сразу две команды — каждой из них на создание прототипа мы выделили десять недель. В итоге победила идея игры, которая использовала в качестве основного игрового объекта время. Получился фактически не 3D-, а 4D-экшен. Наш издатель (и совладелец. — Прим. «Игромании» ), Activision , нечасто дает зеленый свет абсолютно новым проектам, но ради Singularity они сделали исключение».

Действительно, никому до сих пор не приходило в голову записать Raven в список новаторов жанра. id Software , Valve , Infinity Ward , Epic — это да. Возможно, даже 2K Boston (бывшая Irrational Games ) и Bungie (авторы трилогии Halo ). Но Raven исторически всегда оказывались за спиной первопроходца. Взяв за основу технологии id Software, Raven неизменно выпускали игры более интересные и глубокие: HeXen 2 на движке Quake , Heretic 2 на технологии Quake 2 , уникальный Star Trek: Voyager — Elite Force на движке Quake 3: Arena. Но вся слава традиционно доставалась id. Singularity — первая самостоятельная (не основанная на чужом бренде или кинолицензии) игра Raven за, страшно подумать, одиннадцать лет. И судя по тому, что «Игромания» увидела в их офисе в Миддлтоне, миру пора, наконец, вспомнить, за что мы любим эту студию.

Советские ученые — в борьбе за мир

Singularity — яркий представитель нового поколения шутеров, который прекрасно вписывается где-то между BioShock и Call of Duty. От первого игра заимствует импровизационный геймплей, а от второго — кинематографичность и подход к сюжету. Raven — классические представители старой шутерной школы; когда они сделали свой первый FPS, сюжет в таких играх было принято прикладывать в отдельном TXT-файле. Но сегодня жанр изменился практически до неузнаваемости. «Обычно, когда речь заходила о сценарии, мы садились и придумывали его за день, — признается Джон Цук, креативный директор Singularity. — Но в этот раз у нас отдельный штат сценаристов: сидят, пишут, обсуждают с нашими аниматорами кат-сцены!»

Сюжет в Singularity действительно играет большую роль, а для нас с вами он вдвойне интересен, потому что дело происходит… в России. Вдохновленная научно-фантастическими агитрассказами 50-х годов, Singularity построена на знакомой любому американцу (и русскому) паранойе холодной войны. В то время миллионы граждан США в любой момент ждали атомного удара со стороны СССР, рыли бомбоубежища под каждым домом и всерьез считали, что в случае взрыва главное быстро спрятаться под стол или кровать. Любой читатель «Игромании» с закрытыми глазами может рассказать, что будет дальше: русский specnaz, ушанки с красными звездами и прочая vodka-balalaika. Но не тут-то было — Raven рассказывают свою научно-фантастическую историю с абсолютно серьезным лицом. И, что гораздо удивительней, это работает.

Итак, в начале пятидесятых годов, когда холодная война набрала обороты, ученые по обе стороны баррикад вступили в противоборство. Революционный научный прорыв мог обеспечить превосходство всей нации — новаторские исследования и эксперименты велись обеими сторонами в обстановке строжайшей секретности. Согласно Singularity удача улыбнулась советским ученым — им удалось открыть новый химический элемент, который был вписан в таблицу Менделеева под номером 99. При совершении определенных манипуляций из него получалось выделить невероятные объемы энергии, и этим, конечно, нельзя было не воспользоваться. Кстати говоря, в реальности 99-й номер имеет название эйнштейний, ничем примечательным не выделяется и может быть синтезирован только в лабораторных условиях.

Но в Singularity события развернулись иначе. Эксперименты над новым элементом проводились на засекреченном объекте — острове с романтическим названием Katorga 12. Разумеется, в определенный момент случилось несчастье — во время очередного опыта выделилось столько энергии, что связь материи и времени оказалась нарушена, а остров превратился в гигантский временной парадокс. Катастрофу быстро замяли, эксперименты прекратили, а окрестности острова взяли под усиленную охрану.

Спустя много лет американский военный летчик по имени Нэйтан Ренко (это, соответственно, главный герой), совершает рутинный полет над малоизученными территориями. Его самолет сбивают неизвестные, герой катапультируется и, конечно, оказывается в самой гуще событий на давно позабытом клочке земли.

Время как таковое существует даже на злосчастном острове, но оно искривлено и нестабильно. Разработчики игры объясняют, что ситуация меняется как при катании на детских качелях. Взмах — и ты в одной эпохе. Еще один — уже в другой. На острове то и дело возникают «временные бури», переносящие вас то в наши дни, то обратно в день неудавшегося эксперимента. Игрока поочередно бросает из прошлого в настоящее, но есть стойкое подозрение, что будет и будущее, хотя таких подробностей Raven пока не раскрывают.

Мгновение — и остров становится типичным элитным академгородком, с чисто побеленными зданиями, развевающимися на ветру знаменами и обязательной статуей Ленина в каждом скверике. Поднимается ветер, в воздухе проносится энергетическая волна — и все меняется. Вокруг — разруха и запустение. Некогда пришвартованный к нарядной набережной корабль ржавеет на дне залива. Транспаранты на стенах выцвели и обветшали. Металлические конструкции покрылись ржавчиной, здания покосились, а некоторые — разрушились. По городу бродят бестелесные призраки — люди, потерянные во времени. А где-то за углом копошатся зловещие твари, происхождение которых пока не известно.

Временные парадоксы

Чтобы хоть как-то защитить себя в этой престранной обстановке, наш герой получает в свое распоряжение таинственное устройство, которое позволяет выборочно манипулировать временем. Девайс называется TMD (Time Manipulation Device), надевается на руку, c его помощью можно в любой момент изменить временные характеристики объекта.

Raven иллюстрируют идею: наш герой застрял в коридоре перед внушительного вида металлической решеткой. Ни замков, ни ключей, ни тайных рычагов — традиционные методы решения проблемы отсутствуют. Нет даже бочки с горючим, которую можно было бы взорвать, — только старый ржавый обод валяется в углу. Но тут Ренко направляет на него манипулятор времени и на наших глазах «омолаживает» обод до состояния знакомой всем любителям шутеров красной взрывоопасной бочки. Которую, конечно, можно подорвать.

Или вот еще один пример. Мы попадаем в обширное помещение, которое когда-то было то ли лабораторией, то ли фабричным цехом. Чтобы как следует его исследовать, не хватает освещения — внутри темно, а фонариком много не высмотришь. Однако тут на глаза попадается трансформаторная будка: электропроводка раскурочена, трансформатор обуглился — неудивительно, что электричества нет. Легкий взмах TMD, и трансформатор возвращается в 1950 год, свет в зале зажигается. Есть и более простые способы применения чудо-устройства. Не можете допрыгнуть до высокой платформы? Посмотрите вокруг — возможно, где-то найдется старый сплющенный контейнер (или ссохшееся дерево, например). Встаньте на него и воспользуйтесь манипулятором — возрожденный из пепла объект сам поднимет вас куда надо.

Мы во время подобных примеров мрачнеем — все это напоминает очередной шутер, к которому прикручена остроумная идея для того, чтобы не скучно было решать традиционные для жанра односложные головоломки. Но тут происходит кое-что интересное.

На наших глазах Ренко подтягивает к себе обод бочки (TMD также умеет притягивать и отталкивать предметы, как gravity gun в Half-Life 2 ), восстанавливает ее у себя перед носом и швыряет обратно, поднимая в воздух целую группу врагов. Оказывается, манипулятор может не только вернуть объект из прошлого, но также состарить или даже заморозить его во времени. Игровые законы распространяются на тысячи предметов в игре — с ними возможны самые невероятные манипуляции. Помочь разобраться с правилами игрового мира должен специальный хронофонарик. Помимо своей основной функции, он способен выделить для вас те элементы интерьера, с которыми возможны временные манипуляции.

Ренко тем временем входит во вкус: он состаривает колонны, на которых держится балкон с врагами, после чего вся конструкция осыпается и погребает под собой советский спецназ. Присутствующие в зале заметно оживляются: американский летчик на наших глазах превращает в пыль укрытия, за которыми сидят его враги, берет в руку брошенную в него гранату (пока она в ладони, таймер перестает тикать) и швыряет ее обратно.

«Воздействию подвержены не только неодушевленные объекты, — с чувством глубокого удовлетворения отмечает Джон Цук, подходя к вооруженному до зубов солдату. — При помощи манипулятора я могу состарить его за считанные секунды». Мужчина на экране в этот момент покрывается морщинами и рассыпается в пыль.

Конечно, манипуляции со временем ограничены здравым смыслом и возможностями движка: портативный манипулятор, доставшийся герою, не имеет достаточной мощности, чтобы перемещать во времени крупные объекты. Так что затонувший корабль придется доставать со дна (будет в Singularity и такое) несколько более сложным способом.

Тем не менее Raven сделали очень важный для себя и жанра шаг. В рамках заданной сюжетной линии Singularity — это все-таки линейное произведение. Однако здесь есть свобода выбора, есть импровизация, есть пространство для эксперимента — отдельные элементы Singularity комбинируются между собой причудливым образом. И не в последнюю очередь такому sandbox-геймплею способствуют противники.

Враг у ворот

Таинственные и весьма неприятные обитатели застрявшего во временном парадоксе острова дадут о себе знать практически сразу после прибытия на Каторгу-12. В 1950 году вам будут противостоять обычные солдаты, агенты госбезопасности и прочие чекисты. Это в общем-то ничего страшного — разве что их на режимном острове очень много. Однако после возвращения в наше время на свет выползают многочисленные монстры — за долгие годы всевозможные мутанты образовали здесь свою собственную экосистему. Отвесив большой поклон 2K Boston, геймдизайнеры Raven отчасти перенимают гениальную систему межвидовых взаимоотношений из BioShock. В Singularity не всегда можно понять, кто друг, а кто враг. Правило «враг моего врага — мой друг» тоже не работает. Но каждую ситуацию можно умело использовать и трактовать в свою пользу, заманив, к примеру, отряд противника в гнездо маленьких рыжих насекомых (зовутся тут временными клещами), которые, стоит их потревожить, немедленно взрываются, уничтожая все вокруг.

За процессом можно наблюдать из укрытия — специальной сферы, внутри которой время останавливается (еще одна интересная возможность манипулятора времени).

Собрание монстров — настоящая кунсткамера из фантастических романов середины XX века. Арахниды-многоножки, тролли-зомби, хищные растения, живые гнезда…

Отдельная история — боссы. Они огромные, они рушат все вокруг, и… по их поводу нас попросили не вдаваться в детали. Мы, однако, не можем пройти мимо того факта, что в битве с одним из главгадов нам пришлось швыряться товарными вагонами вместо пуль и гранат. Приятное времяпровождение, ничего не скажешь.

И Ленин такой молодой…

Будучи еще одним шутером, расписанным под хохлому, Singularity удивительным образом не скатывается в китч и угар. Из всех последних произведений «на тему», пожалуй, только World in Conflict была сделана настолько же серьезно, без применения формулы «водка-селедка-матрешка». С другой стороны, и подход Red Alert вряд ли может раздражать человека разумного. CCCР для американцев и европейцев уже давно превратился в некую сказочную легенду, а события холодной войны — во что-то вроде старого любимого телесериала. При этом интерес к русской теме не исчез — спрос на эту экзотику пока стабилен, и абсолютно не важно, есть ли в подобных играх хоть слово правды.

С этой точки зрения авторы Singularity хоть и не устраивают маскарада в жанре «красная тревога», но изрядную долю клюквы, конечно, добавляют. Местами все на удивление точно — аутентичные произведения советской пропаганды, плакаты «Шпионы везде» и «Новая эра» и так далее. К тому же в этот раз обошлось без орфографических и стилистических ошибок — в команде Raven трудится несколько русских, так что никакой «пены пива».

Но есть и чудесные зарисовки. Так, в момент исследования одного из помещений поднятого на поверхность корабля срабатывает триггер и прямо на игрока падает здоровенный бронзовый бюст Владимира Ильича Ленина.

* * *

После выхода Quake 4 — игры хорошей, но не выдающейся — про Raven стало принято говорить в том смысле, что, «да, была такая студия». Но с Singularity все может измениться. Мы летели в Миддлтон, ожидая увидеть очередной шутер про управление временем, со стандартным набором функций: рапидом, перемоткой и т.д. Однако Raven как будто пробудились ото сна и делают серьезное, богатое, монолитное жанровое произведение. Сегодня таких чистых, не замутненных RPG- и прочими элементами представителей как раз не хватает.

[[BREAK]] Занимательные манипуляции Четыре функции time manipulation device

**1. Старение.**Многие объекты в игре можно состарить: укрытия и замки рассыпаются в пыль, а враги — в прах.

**2. Обновление.**И наоборот — врагов можно омолодить до смерти или вернуть только что разрушенное перед вашим носом укрытие.

**3. Стазис.**Как и gravity gun в Half-Life 2, TMD можно использовать, чтобы подтянуть к себе объекты. Разница в том, что в ваших руках время замирает и у брошенной гранаты останавливается таймер.

4. Импульс. Говоря языком «Звездных войн», force push. То есть мощная волна энергии, сбивающая с ног и толкающая объекты. Наверняка Raven позаимствовали это из своего собственного Star Wars Jedi Knight 2: Jedi Outcast.

Манипуляции временем на практике Как TMD меняет привычные шутерные правила

  • Состарить бочку, которую вы заметили через небольшую трещину в стене, подтянуть ее к себе с помощью функции «стазис», затем восстановить и бросить во врагов.
  • Восстановить старой доске для мела прежний вид и прочитать надписи, написанные на ней.
  • Открыть массивную дверь с заклинившим замком, вернув замку былую «молодость» и восстановив дверную ручку.
  • Восстановить старой чашке супа прежний вид и выпить ее, пополнив тем самым здоровье.
  • Восстановить старый ящик и извлечь из него патроны или аптечку.
  • Обрушенный мост может стать серьезным препятствием на пути, но его можно восстановить! И для этого не потребуются ни рабочие, ни подъемный кран, ни цемент, ни камень.

Краткая история времени

Мир Singularity нестабилен, вас постоянно бросает из одного временного промежутка в другой. Это досадное неудобство компенсирует тот факт, что переход между эрами выглядит крайне эффектно.

Каркнул ворон Четыре шутера Raven, в которые необходимо сыграть

Heretic (1994)

Потрясающий готический шутер, созданный совместно с id Software на движке Doom. От своего примитивного предшественника отличался классами персонажей, инвентарем (можно было собирать предметы, носить с собой и применять когда вам захочется — неслыханная для того времени вольность), а также возможностью смотреть вверх и вниз.

HeXen (1995)

Продолжение практически ничем не отличалось от вышедшего за год до этого Heretic, разве что персонаж научился, наконец, прыгать. Однако HeXen поломал привычную для шутеров линейную структуру: между уровнями можно было свободно перемещаться, решая серьезные комплексные задачи.

Star Trek: Voyager — Elite Force (2000)

Первая известная науке игра по мотивам сериала Star Trek (работала на технологии Quake 3), в которую было интересно играть. Star Trek: Voyager — Elite Force — это выдающийся шутер, который увлекал независимо от того, знаете ли вы, кто такой мистер Спок, или нет.

Star Wars Jedi Knight 2: Jedi Outcast (2000)

Одна из лучших компьютерных игр по мотивам «Звездных войн». Jedi Knight 2 начиналась как обычный шутер от первого лица, но ближе к середине герой обучался Силе, камера вдруг переезжала ему за плечо, а игра превращалась в наглядное пособие по тому, как делать Star Wars-шутеры.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь