04 мая 2009
Обновлено 17.05.2023

События, люди, явления, игры 1995 года

События, люди, явления, игры 1995 года - изображение обложка

Кажется, 14 лет — не такой уж серьезный срок. Тем не менее, если вспомнить, что происходило в 1995 году — чему мы радовались и чему огорчались, — окажется, что изменилось очень многое. И в мире, и в нас самих.

Итак, в том году исполнилось 10 лет сериалу Mario , в Лос-Анджелесе прошла первая Е3, а Sega запустила свою новую консоль — Sega Saturn — в Северной Америке.

На PC вышли Warhammer: Shadow of the Horned Rat , Command & Conquer, Star Wars: Dark Forces , Descent , Flight Unlimited , Heroes of Might and Magic , Destruction Derby , Phantasmagoria , Crusader: No Remorse , Wing Commander 4: The Price of Freedom , Warcraft 2: Tides of Darkness , I Have No Mouth and I Must Scream и Full Throttle. На SNES появились Super Mario World 2: Yoshi’s Island , Chrono Trigger , EarthBound и Donkey Kong Country 2: Diddy’s Kong Quest. А на Sega Mega Drive — Phantasy Star 4.

Канада виновата

В феврале три канадских врача основали компанию, которой суждено было совершить революцию в ролевых играх. Врачей звали Рей Музика, Грег Зесчук и Августин Йип, а компанию — BioWare.

Первая игра северных эскулапов называлась Shattered Steel (1996) и была симулятором прямоходящего боевого робота. Но вовсе не она снискала BioWare всемирную славу, а последовавшая за ней аж в 1998 году Baldur’s Gate.

У Baldur’s Gate было сразу несколько неоспоримых достоинств. Во-первых, она была красива. Во-вторых, в ней BioWare впервые опробовали свой фирменный прием: в ключевых точках сюжета позволить игроку самому выбирать свою судьбу. В-третьих, в Baldur’s Gate была довольно точно, хоть и не без компромиссов, воссоздана вторая редакция Advanced Dungeons & Dragons, самой популярной ролевой системы на свете. Ну и, наконец, было просто очень интересно следить за развитием сюжета. История о детях Ваала (в другом варианте транскрипции — Баала), мертвого бога кровопролития, растянется на две полноценные игры и два дополнения и по-настоящему завершится лишь в 2001 году, когда на свет появится аддон Throne of Bhaal. А BioWare на волне успеха Baldur’s Gate въедет прямиком в игровой зал славы и на долгие годы станет одним из главных разработчиков западных RPG.

Западный берег

В мае в Лос-Анджелесе впервые открыла свои двери E3 — главная игровая выставка 90-х и начала 2000-х. Ничего подобного индустрия до той поры не знала. Огромная выставка, становившаяся с каждым годом только больше, моментально стала самым важным отраслевым событием. Каждый май (кроме тех лет, когда Е3 в виде исключения проводилась в июне) в Лос-Анджелес съезжались тысячи журналистов, разработчиков, издателей и просто любопытствующих. Все они знали — на Е3 обязательно будет интересно. Здесь анонсировали самые громкие проекты, демонстрировали новые платформы. Бюджет поездки на Е3 для крупного издателя примерно равнялся бюджету небольшого африканского государства. Важно было не только грамотно представить свои новинки, но и пустить пыль в глаза. В ход шла пиротехника, громкая музыка и, конечно, знаменитые booth babes, чьи прелести весь оставшийся год являлись самым юным посетителям во влажных подростковых снах.

Увы, в конце концов издателям показалось нецелесообразным тратить ежегодно такие деньжищи, и Е3 сменила формат. Из венецианского карнавала она превратилась в серьезное бизнес-мероприятие. Возможно, это правильно. Но все же вспоминается иногда бурление страшной человеческой массы, взрывающий голову грохот — и становится немного жаль, что ничего этого на Е3 уже нет и, наверное, не будет.

Новая старая война

Август принес всем поклонникам стратегий добрые вести — люди, придумавшие первую RTS, снова в деле.

Command & Conquer — самый настоящий феномен. Необъяснимая живучесть сочетается в нем с умением обращать себе на пользу даже то, от чего все остальные давно отказались в силу старомодности и неактуальности. Самый яркий пример — живое видео. Казавшееся когда-то венцом технической эволюции, оно довольно быстро было забыто — разработчики предпочитали подавать сюжет при помощи игрового движка. Так получалось… цельнее. А вот авторы Command & Conquer от видео не отказываются. Более того — гордятся своими корнями. Живое видео в играх ассоциируется с плохой актерской игрой и дурно написанными диалогами? Превосходно! Специально придумаем самый дурацкий сюжет на свете, пригласим знаменитых актеров и попросим зачитать это все на камеру. «Так скверно, что даже хорошо» — один из главных принципов Command & Conquer. Здесь все — через край. Зеленый инопланетный кристалл, высасывающий из земли все соки, в качестве главного ресурса. Лысый террорист, страдающий от мессианского комплекса, в качестве главного врага. Огромный шагающий танк в качестве главного оружия.

Еще концентрированнее это цирковое безумие в Red Alert — одном из двух ответвлений Command & Conquer. Сперва игра задумывалась как своеобразное «предисловие» к C&C, но уже в сиквеле все связи с «материнским» сериалом были разорваны. Вселенная зажила своей жизнью. Разработчики, что характерно, объясняют это влиянием временного парадокса, возникшего из-за вмешательства персонажей Red Alert в ход истории. В возникшем в результате параллельном мире Советский Союз бьется с Западом за мировое господство при помощи телепатии и бронированных медведей, а секретарь ЦК с лицом клоуна Пеннивайза напутствует своего военачальника словами «Bottoms up, Nikolai!». Другой такой стратегии на свете просто нет.

Японский гамбит

В сентябре до Европы и Северной Америки добралась, наконец, PlayStation — первая из длинной линейки консолей Sony. По меркам середины девяностых аппарат был мощным и относительно дешевым. В день запуска за PlayStation просили всего $299. Дешевле были только Nintendo 64 ($199) и мертворожденная Atari Jaguar ($250). Два этих фактора плюс неплохая стартовая библиотека и грамотно реализованная поддержка трехмерной графики обеспечили PlayStation успех. А еще, конечно же, модчипы.

PlayStation стала первой консолью, для которой выпускали неофициальные модификации, несколько расширявшие ее возможности и позволявшие запускать игры, записанные на обычные болванки. Примерно на то же время пришлось появление пишущих CD-приводов. Два явления вступили в реакцию и породили пиратский бум на консолях.

Между прочим, самые первые PlayStation можно было заставить крутить нелегально скопированные игры и безо всяких чипов. Для этого достаточно было зарядить в консоль лицензионный диск и запустить прошитый в устройстве CD-плеер. После этого спичкой зажимался рычажок, регистрировавший закрытие крышки CD-привода, диск начинал крутиться, аппарат считывал с него идентификационную информацию. Затем диск вынимался, а его место занимала болванка. Консоль не замечала подмены и запускала игру. В последующих моделях от этой уязвимости худо-бедно избавились.

Несмотря на пиратство (а отчасти и благодаря ему) PlayStation прожила долгую жизнь. Последняя консоль сошла с конвейера совсем недавно — 23 марта 2006 года. Всего же за 11 лет было продано более 100 млн приставок.

История одной неудачи

В превосходном послужном списке Nintendo , где один успех сменяется другим, есть единственное черное пятно: полупортативная консоль, которая должна была стать первым игровым устройством, отображающим «настоящую» трехмерную графику.

Virtual Boy — дитя знаменитого Ганпея Йокои, создателя Game Boy и Metroid. Внешне консоль напоминала очки виртуальной реальности с пристегнутым к ним геймпадом. Изображение в очках действительно казалось объемным, но вообще качество графики в играх для Virtual Boy оставляло желать лучшего, а от монохромной красной картинки очень быстро уставали глаза. Создатели аппарата даже не очень скрывали осведомленность о недостатках Virtual Boy — в каждой из 22 вышедших для него тайтлов была специальная опция, которая позволяла автоматически ставить игру на паузу раз в полчаса, чтобы дать игроку передышку.

Жизнь у консоли была короткая и не очень яркая. Уже в 1996 году Nintendo прекратила производство Virtual Boy, а Ганпея Йокои уволили из компании, хотя, по некоторым слухам, он-то в произошедшем был виноват меньше всех. Руководство Nintendo просто устало ждать окончания работы над консолью и выпустило на рынок недоделанный продукт.

Рассказывают, что примерно 10 лет спустя на складе в Дубаи случайно обнаружили 100 запечатанных коробок с горе-консолями. О них просто забыли. Это, пожалуй, лучшая иллюстрация к печальной истории о главном провале Nintendo.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь