04 мая 2009
Обновлено 17.05.2023

Война цветов и лампочек

Война цветов и лампочек - изображение обложка

В 1996 году умные израильтяне из компании Mirabilis придумали слоган I seek you («Я ищу тебя»), внедрили концепцию в мессенджер с красивым названием ICQ , набрали внушительную клиентскую базу и через два года продали стартап корпорации America Online (AOL) — что было, в общем-то, вполне логично. Ни один почтовый клиент даже сейчас не даст такой оперативности, как интернет-мессенджер.

Отдельно стоит отметить популярность ICQ на некой одной шестой части суши. В то время как в Америке AOL и Yahoo! активно внедряли в массы свои AIM и Y!M , в зарождающемся рунете конкурентов у «аськи» не нашлось. AOL занималась другими делами и не слишком следила за пользователями ICQ, и исторически сложилось так, что сегодня основная абонентская база ICQ Inc. общается на кириллице. Но грянул кризис, и дело неожиданно приняло новый оборот: когда-то простая и удобная в использовании программа завязала гордиев узел из обыкновенных пользователей и корпоративных топ-менеджеров. Попробуем его разрубить?

Исторические особенности

Первое время ICQ отлично существовала на правах бесплатного сервиса, и в 96-98-х годах к сети подключался миллион человек каждые три недели. Перекупив стартап, в America Online быстро нашли, чем их занять: из freeware мессенджер превратился в adware, то есть ранее бесплатный сервис стал брать с пользователей своеобразную оплату — откручивал рекламные показы.

Это был первый толчок к быстрому развитию альтернативных мессенджеров — Miranda IM , QIP , Trillian , R &Q, Adium , Jimm. Все эти клиенты забирали свою долю пользователей официальной аськи, а значит — и долю рекламных кликов. Надо сказать, что альтернативные клиенты как таковые не запрещены. В частности, в марте 2008 года AOL выложила в публичный доступ спецификации «асечного» протокола OSCAR с требованием откручивать рекламу на всех клиентах, которыми пользуются более 100 000 человек. Только вот никто эти требования особо не соблюдает.

Война на чужой территории

AOL не акцентировала внимания на этой проблеме. И упустила момент, когда многие новые пользователи стали регистрироваться и получать новые номера с помощью альтернативных клиентов, даже не подозревая о существовании ICQ. Более того, некоторые уже были убеждены, что ICQ — всего лишь жалкий альтернативный клиент для QIP, а не наоборот: «Я тебе свою почту сейчас сброшу по ICQ». — «А это что? Я только QIP пользуюсь». В конце 2008 года стало ясно — бороться с альтернативщиками придется.

Несколько раз AOL меняла протокол аськи, отсекая на некоторое время и альтернативные клиенты, и устаревшие версии оригинального. Но помогало это слабо. Пользователи не переходили на официальные программы, а дожидались обновлений полюбившихся QIP и Miranda. Особенно быстро реагировали русские разработчики, и в AOL окончательно убедились: на постсоветском пространстве абонентов много, а толку от них нет.

В начале 2009 года американская корпорация начала серьезную войну — пользователи с неугодными IP-адресами просто отсекались от сервиса. Под раздачу попала большая часть русскоязычного интернета: в СНГ пытались насадить официальный клиент. Но русские ругались, дискутировали на тематических ресурсах и продолжали ждать обновлений от сторонних разработчиков. Началась борьба за звание главного упрямца.

В результате AOL хоть и отобрала какую-то долю пользователей у QIP, Miranda и остальных, но совершенно точно не привила им любви к официальной аське. Зато сделала королевский подарок разработчикам разнообразных Jabber -клиентов — бывшие асечники массово устанавливали себе Google Talk , « Я.Онлайн » и QIP Infium с поддержкой протокола XMPP.

Бочки дегтя

Между тем AOL сама виновата в засилии альтернативных мессенджеров. Ведь официальный ICQ-клиент, прямо скажем, не самая лучшая программа. Длительное время пользователям PC предлагался тяжелый, перегруженный функциями и неудобоваримой рекламой мессенджер. Для альтернативных платформ официального клиента и вовсе не было. Даже сейчас любителям Mac предлагается ICQ 3.4.23, вышедшая в 2002 году, в то время как под Windows уже давно выпустили ICQ 6.5.

Да и сервис AOL вызывает массу нареканий. Одна из главных проблем — продажа красивых номеров. Строго говоря, AOL тут ни при чем — не она же ворует пароли и содержит пиратские интернет-магазинчики. Однако AOL всеми силами потакает такой торговле: максимальная длина пароля в сервисе — восемь символов. Для хакеров это даже не пароль, его можно подобрать чуть ли не простым перебором. И нечего валить все на пользователей, которые ставят паролями собственную дату рождения. Популярные «шестизнаки» и «пятизнаки» обычно принадлежат опытным пользователям интернета, которые регистрировались в ICQ в конце девяностых. Уж они-то знают, что пароли типа qwerty или 12345 — плохое решение, у них наверняка стоит комбинация посерьезней. Но что воруют в первую очередь? Правильно, эти самые «пятизнаки», защищенные лучше остальных. Дошло до того, что красивые номера «выламывают» на заказ. Вы платите $10 000 и получаете желаемый пятизначный номер, а уж кому он принадлежал — не важно. Относительно красивый «девятизнак» 100-000-041 стоит, для сравнения, всего $70, а серийные «шестизнаки» вроде 753-321, 763-658 или 946-173 расходятся по $5.

Вторая проблема — спам внутри сети, с которым в AOL, кажется, и не борются вовсе, в то время как альтернативные клиенты обычно имеют мощный антиспам-модуль и это хоть как-то спасает от непрошеных собеседников и рекламы порносайтов.

В 2008 году случилась из ряда вон выходящая вещь: на серверах AOL что-то произошло с отправкой сообщений и они терялись на полпути. Страшно даже представить, сколько полезной и нужной информации не дошло до адресатов. Но AOL предпочла не поднимать шум. Проблема была обнаружена, как и исправлена, незаметно — многие пользователи так и не узнали о случившемся и все время отправляли офлайновые сообщения, уходящие в пустоту.

Наконец, сейчас протокол OSCAR морально устарел. В 2009 году простое текстовое общение через единый сервер или централизованную совокупность серверов смотрится как ламповый телевизор или механическая стиральная машина, даже онлайновый чат Talkomatic , вышедший в 1973 году, умел больше (о нем можно прочитать в статье «Каменный век MMORPG» несколькими страницами ранее).

Реклама в метро

Опытные интернет-менеджеры подтвердят, что бизнес-модель, основанная исключительно на рекламе, в большинстве случаев не очень удачна, а то и вовсе провальна. Нельзя же рассчитывать, что метро или автобусы будут окупаться за счет рекламных объявлений. Зато брать деньги за какую-то услугу логично, более того — рынок уже приучил людей, что за удовольствие надо платить. Непонятно, почему этого не учли в AOL.

Проведем параллель между ICQ и Skype. Оба стартапа были новинкой в своей сфере коммуникаций — в текстовом и голосовом интернет-общении. Оба стартапа были перекуплены и продолжают свое дело уже в других условиях. Так вот, Skype прибылен, не содержит раздражающей рекламы и радует интерфейсом. Пользователи сами охотно несут деньги за дополнительную услугу, будь то звонки на стационарные телефоны или мобильники, и даже экономят, особенно если нужно позвонить за океан.

В случае с ICQ есть масса опций, за которые пользователи стали бы платить, да еще и радовались бы. Возможность отправить SMS, узнать, дошло ли сообщение, настроить автоответчик в офлайне, хранить логи всех бесед на сервере, а не на удаленном компьютере (вы, наверное, не раз мучились, припоминая, за каким именно компьютером сидели, когда вам выслали «тот самый» пароль или телефон).

В общем, армия продвинутых пользователей не пожалела бы денег на приятные мелочи. Но менеджеры AOL идут в лобовую атаку, пытаясь заработать на рекламе и отваживая нелегалов-альтернативщиков, хотя могли бы придумать что-то ценное, что другие паразитирующие разработчики не скопируют.

Феномен трех букв

В рунете наших дней особую популярность обрел QIP и его последователь QIP Infium. Написанный на Delphi мессенджер в свое время действительно стал одним из лучших клиентских приложений для протокола OSCAR: удобный интерфейс, понятные настройки, отсутствие рекламы и красивые смайлики-колобки — что еще нужно среднестатистическому пользователю?

Народным мессенджером QIP стал и благодаря тому, что пользователи Symbian-смартфонов не могли найти удобный клиент для своих мобильников. Позже с этой проблемой столкнулись покупатели «умных телефонов» с UIQ и Windows Mobile — и тоже выбрали QIP.

Как уже было сказано, QIP нынче бывает «старый» и «новый». «Старый» — просто удобный минималистичный клиент для протокола OSCAR. «Новый», Infium — это совсем другое дело. Когда Ильгам Зюлькорнеев, создатель «старого» QIP, выпускал Infium, планировалось, что мультипротокольный комбайн охватит все интернет-контакты пользователя. Однако новый клиент оказался неудачным: объективно непродуманный интерфейс, страшненький дизайн, который шутники окрестили «первая лаба по Delphi», — программа не вызвала особого энтузиазма.

Но Ильгам и единомышленники принялись вовсю агитировать за Infium, стращая изменениями протокола OSCAR и полумифическими угрозами AOL отключить все и вся. Опытных интернетчиков Infium привлек поддержкой Jabber, который как раз набирает популярность: аккаунт QIP годится для Jabber-общения, и, если с протоколом OSCAR что-то неожиданно случится, квиповцы смогут переписываться посредством джаббера Infium.

Темная сторона луны

А теперь следует взглянуть на деятельность Ильгама и компании под другим углом. QIP старого образца не принес ему ничего, кроме славы. Зато с появлением Infium на сайте стали ненормально быстро развиваться дополнительные сервисы — фотоальбомы, база рефератов, знакомства, видеоролики, хранение файлов… Сейчас таких сервисов уже семнадцать, одни просто привязывают пользователя к сайту, другие откровенно нацелены на монетизацию. Монетизацию, изначально построенную на практически пиратском использовании протокола OSCAR и серверов AOL! Получается, что Infium всеми силами приводит пользователей на сайт, а уже там им найдется занятие.

Недавно в «старых» версиях QIP была обнаружена веселая уязвимость. Отправление пользователю QIP версии 80** сочетания {\rtf\pict&&} вызывало зависание процесса. Эдакая DoS-атака: qip.exe забирал себе все ресурсы компьютера, до которых дотягивался. Infium таким не страдал. И тогда родилось предположение, что уязвимость была обнародована специально — чтобы ускорить переход на Infium.

Но и сам Infium не без греха. Во-первых, приложение по умолчанию хранит пароли на сервере QIP, что уже не вызывает доверия. Во-вторых, если верить последней версии Kaspersky Internet Security , «Инфиум» периодически пытается делать скриншоты. А так как пользователи сами разрешают программе пересылать любые пакеты через брандмауэр, из «Инфиума» мог бы получиться практически идеальный троян.

И вот какая параноидальная картинка у нас выходит: пользователи массово покидают уязвимый «старый» QIP, QIP Infium приманивает их на сайт, обвешанный кучей сервисов, а разработчики, в зависимости от настроения, либо просто зарабатывают деньги, положенные AOL, либо со зловещим хохотом крадут личные данные, пароли и просто интересные скриншоты.

EULA и Privacy

AOL, разумеется, не по нраву, что какие-то там русские парни зарабатывают на их продукте. Но со сменами протокола альтернативщики, в общем-то, успешно борются. А значит, надо предпринять другие меры. Какие — о том доподлинно не известно, довольствуемся слухами.

Мера самая радикальная — открыто опубликовать переписку пользователей альтернативных клиентов. С одной стороны, в EULA (End User License Agreement — пользовательское соглашение) действительно записано, что вся передаваемая информация принадлежит компании AOL. C другой стороны, достаточно лишь вспомнить множество американских судебных историй, чтобы понять: даже студент-юрист сможет обвинить AOL в нарушении privacy — права на личную жизнь — и выиграть дело. С третьей стороны, AOL необязательно публиковать логи под своим именем, с четвертой — репутация в любом случае будет подмочена. Гипотеза эта маловероятная, но со счетов ее сбрасывать не стоит.

Недавно представитель AOL в закрытом сетевом сообществе Leprosorium.ru поделился, что в компании всерьез обсуждают введение абонентской платы. В принципе, это осуществимо, хотя клиентская база явно сократится в разы. Зато одним махом отсекутся все «неправильные» пользователи и паразитирующие разработчики. И если платные программы несложно пиратить, несмотря на изощренную защиту, то с клиент-серверными сервисами слишком уж много возни, ведь защита находится на стороне сервера, а не пользователя.

Но что бы ни предприняла AOL в этой маркетинговой войне, она только поможет популяризации Jabber.

Лампочку Ильича в каждый дом!

Логотип Jabber — это лампочка. Евангелисты свободного программного обеспечения любят строить цветастые метафоры: мол, эта лампочка осветит темный, необразованный интернет и будет всем счастье. Но простому пользователю нет дела до протоколов и лицензий, ему только бы початиться. Jabber в этом смысле — отличный выбор.

Благодаря открытому протоколу вы не зависите от конкретной корпорации AOL или другого гиганта интернет-бизнеса, можете пользоваться любыми ресурсами, можете сделать свой собственный «Официальный Jabber-сервер Васи Пупкина» и размещать его на своих же технических площадках. Ничто не помешает и общаться с пользователями других серверов — при верных настройках владельцы Google Talk, «Я.Онлайн» и «Официального Jabber-сервера Васи Пупкина» могут чатиться между собой так же легко, как в ICQ.

Протокол XMPP, с которым работает Jabber, технически куда более развитый, нежели OSCAR. Он достаточно легко расширяется, может быть дополнен, да и защищен куда лучше. Например, передаваемые данные можно шифровать при помощи SSL, а корпоративным Jabber-серверам можно ограничивать выход «во внешний мир». Но многогранность Jabber пугает обычных пользователей и мешает популяризации и массовому распространению протокола.

Русский бизнес

Сейчас AOL ведет невнятную войну «против всех», а на арене боевых действий, в рунете, мессенджерами заинтересовался большой интернет-бизнес.

В 2008 году активно муссировались слухи о том, что QIP был куплен « РосБизнесКонсалтингом ». Слухи оказались небеспочвенными (см. врезку) — активность РБК на рынке интернет-услуг известна, но приобретение любого мессенджера, который нарушает лицензию AOL на использование протокола, чревато последствиями.

Mail.ru , один из крупнейших российских порталов, использует протокол OSCAR в своем мессенджере в качестве дополнительного; QIP Infium тоже позиционирует доступ к коммуникациям ICQ как приятный бонус. Подобное наплевательское отношение к правообладателю и возможным последствиям несколько удивляет. Мало того, что непоказ рекламы AOL в этих мессенджерах — уже само по себе нарушение, так еще и на репутации компании может появиться большое черное пятно. Для флагманов масштаба Mail.ru это недопустимо.

Интересную позицию в этом вопросе занял « Яндекс », пропагандирующий Jabber в общем и свой клиент «Я.Онлайн» в частности: компания втихую откручивает себе баннеры и спокойно переманивает запутавшихся пользователей без нарушений лицензий и норм морали.

Молчит лишь Rambler , официальный русский локализатор ICQ. Без ведома AOL компания, кажется, не может ступить и шагу, а AOL ни на один наш вопрос так и не ответила.

Мнение эксперта

В середине 2008 года сразу в нескольких местах появилась новость о том, что QIP был куплен холдингом «РосБизнесКонсалтинг». Новость долго смаковалась в блогосфере, но официального подтверждения так и не поступило.

Мы поговорили с Михаилом Гуревичем, генеральным директором компании «МедиаМир» (группа компаний РБК). Оказалось, что у РБК действительно есть бессрочный опцион на приобретение QIP, но покупать детище Ильгама Зюлькорнеева РБК не торопится: пока холдинг не устраивают некоторые аспекты работы QIP, в том числе и юридические. Однако Михаил не исключает, что РБК может приобрести мессенджер уже в этом году.

[Михаил]: AOL изначально выбрала для ICQ неправильную модель монетизации. Мессенджеры не должны окупаться за счет рекламы, это увеличивает объем трафика и перегружает канал. Гораздо умнее предлагать пользователю дополнительные веб-сервисы — хостинг файлов, социальные сети, фотоальбомы, — чтобы он сам выбирал, за что ему интересно платить.

Меня вообще удивляет политика AOL. Компания почему-то не понимает, что своими действиями она прививает людям не любовь к ICQ, а отвращение к любым мессенджерам вообще. Если AOL продолжит свой террор, российские интернетчики в массовом порядке начнут искать альтернативные способы быстрого общения. Резко возрастет популярность социальных сетей, коммерческих программ вроде Skype или мессенджеров с открытым протоколом с Jabber во главе.

Если же в AOL прозреют и трезво оценят ситуацию, то поймут, что проблема, которую они сейчас пытаются решить, в другом.

Что их сейчас не устраивает? Что половина интернетчиков отчего-то упорно не пользуются официальным мессенджером. Как они решают проблему? Изводят все альтернативные клиенты, подавляют конкуренцию, чтобы люди от безысходности перешли на «аську». Но продвигать продукт и жаловаться на плохой спрос из-за того, что у тебя есть конкуренты, — глупо. Тут проблема не в том, насколько хороши альтернативные мессенджеры, а в том, насколько плох твой собственный — не из упрямства же люди им не пользуются! Пока AOL не займется облагораживанием авторизованной «аськи», этот гордиев узел будет затягиваться все сильнее.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь