Игра в материале
Grand Theft Auto IV
?Рейтинг
Игромании
9.2Рейтинг
игроков
PC   X360   PS3
Жанр: Боевик, Боевик от третьего лица, Симулятор, Автомобили
Серия: Grand Theft Auto
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть (до 32 игроков)
Разработчик: Rockstar North
Издатель: Rockstar Games
Издатель в России: СофтКлаб
Локализатор: СофтКлаб
Дата выхода: 3 декабря 2008
Дата выхода в России: 19 декабря 2008
Руководство и прохождение по "Grand Theft Auto 4"

Руководство и прохождение по "Grand Theft Auto 4"

Руководства — Руководство и прохождение по "Grand Theft Auto 4"
Если глаз твой врага не видит, пыл твой выпили нэп и торг, если ты отвык ненавидеть, — приезжай сюда, в Нью-Йорк. В.В. Маяковский, «Порядочный гражданин»GTA, GTA... Кто тебя выдумал? В третий раз за долгую историю игровой серии мы оказыва
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Руководства
Руководство и прохождение по 'Grand Theft Auto 4'

Если глаз твой

врага не видит,

пыл твой выпили

нэп и торг,

если ты

отвык ненавидеть, —

приезжай

сюда,

в Нью-Йорк.

В.В. Маяковский, «Порядочный гражданин»

GTA, GTA... Кто тебя выдумал? В третий раз за долгую историю игровой серии мы оказываемся среди небоскребов и транспортных развязок Либерти-Сити, чтобы найти дорогу к великой американской мечте. Что нужно сербскому эмигранту Нико Белличу на улицах чужого города? В общем, не так уж много: помочь непутевому кузену Роману поправить дела с его шатким бизнесом, заработать денег и попутно разобраться со всеми, кто еще не принимает всерьез братьев Белличей.

Нико — нелегал с военным и преступным прошлым, и в Либерти-Сити он отнюдь не собирается идти в таксисты. Угоны и заказные убийства, рэкет, вооруженные налеты и работа телохранителя в криминальных разборках — вот подходящая карьера для нашего героя.

Угон — дело серьезное

Интересно проследить за тем, как менялась игровая серия с доисторических времен до наших дней.

Либерти-Сити раскинулся на островах, которые соединены семью мостами.

Сначала — разгул игрушечного насилия с брызгами спрайтовой крови и отстрелом прохожих. С переездом на консоль игра вернулась в Liberty City, обзавелась неким подобием сюжета и трехмерной графикой — страшной как смертный грех даже по меркам 2002 года. Через год молчаливый Клод уступил место разговорчивому Томми Версетти, да и графику удалось подлатать, замаскировав древний движок симпатичными эффектами постобработки, яркими гавайскими рубахами эпохи восьмидесятых и тропическими рассветами Vice City. Мотоциклы и дискотеки, радиостанции для ностальгирующих и полеты над островами — со всем этим игра уже могла завоевывать сердца.

Прошло еще три года, и разработчики удивили нас масштабами штата San Andreas, где нашлось место мегаполисам и провинциальным городкам, лесам и пустыням, фермам и секретным военным базам. Среди транспортных средств замелькали велосипеды, комбайны, парашюты, истребители и реактивные ранцы... Как с таким богатством еще придираться к угловатости персонажей? Движок и так был выжат досуха. К счастью, вскоре приставка PlayStation 2 морально скончалась от старости, и пришло время нового поколения консолей.

GTA: Vice City и GTA: San Andreas не получили в названии цифр: разработчики тем самым давали понять, что перед нами лишь вариации на тему GTA 3 — игры красивые и масштабные, но принципиально ничем не отличающиеся от похождений Клода по виртуальному Нью-Йорку. Четвертая часть должна была преобразить серию. Так и произошло. Но мало кто подозревал, что игру перелопатят настолько глубоко.

Нас вернули в Либерти-Сити и вновь заперли на нескольких островах, соединенных мостами. Из игры пропали пилотируемые самолеты, да и вертолетов оставили лишь пару штук. При смене концепции лишними оказались танки, велосипеды, взятки для полиции, разбросанные по городу секретные призы, покупная недвижимость, территориальные войны, задания «Скорой помощи» и еще куча игровых составляющих, которые всегда были игрокам по душе. Ладно бы убрали только самолеты — бескрылого «Додо» из GTA 3 не жалко. Но как, скажите, пожалуйста, вообще представить себе серию GTA без танковых покатушек?

Разработчики работали ножницами не просто так. Им захотелось серьезности.

На Хоув-Бич опять идут дожди

Началось все с Нью-Йорка, который в игровой серии традиционно называют Либерти-Сити. Создавая город, разработчики, утомленные ограничениями старых консолей, размахнулись всерьез. Они застроили небоскребами три огромных и очень реалистичных острова, воспроизведя в игре реальные районы Нью-Йорка: Манхэттен, Бронкс, Бруклин, Куинс — и в придачу к ним «мини-штат» Нью-Джерси. Разработчики заселили острова обывателями, эмигрантами, бездомными бородачами и бдительными полицейскими. Они стерли с ночного неба звезды и заменили их огоньками пролетающих «Боингов». И как-то внезапно оказалось, что на этих островах нет места присущему серии GTA безумию.

Городские таксисты всегда готовы доставить Нико в любую точку города.

Танки или грузовики с солдатами просто дико смотрелись бы на Стар-Джанкшн (Таймс-Сквер), среди гигантских экранов, неоновых вывесок и логотипов биржи BAWSAQ. Для нового Либерти-Сити не подходили старые правила — при всех своих масштабах он оказался тесноват для самолетов, а висящие над дорогой «Взятки полиции» портили бы его внешний вид. Остались, правда, разбросанные по городу секретные коллекционные фигурки — только теперь они приняли вид двухсот больных гриппом голубей, за истребление которых полагается приз: вертолет.

Надо сказать, мало кто из новоприбывших в Либерти-Сити игроков будет долго оплакивать выброшенные из игры велосипеды. Город мгновенно захватывает своими масштабами и одуряющей новизной. Можно несколько игровых дней провести, просто прогуливаясь по Хоув-Бич (Брайтон-Бич), разглядывая вывески русских магазинчиков и слушая разговоры эмигрантов на чистом русском языке. Проколы в надписях на русском почти не встречаются — это удивляет и радует. Разработчики не только для прохожих, но и для русской мафии не пожалели актеров — в нужных местах бандиты выражаются на чистом русском, и не всегда цензурно.

Можно сходить на представление или просто посмотреть телевизор, по которому крутят много интересного — от репортажей из жизни звезд до мультиков о похождениях бравых космических пехотинцев, странствующих среди звезд и защищающих демократию. Можно кататься по городу на такси, разглядывая улицы. Водитель ругает пробки, а из радио доносится эмигрантское радио Vladivostok FM с ди-джеем Русланой и стопкой отечественных песен: Виктор Цой, «Ленинград», Серега, ремикс «Зеленоглазого такси» — подборка странноватая, но вполне подходящая для Либерти-Сити.

Прохожие научились разговаривать по мобильникам, покупать хот-доги и разбрасывать пластиковые стаканчики из-под кофе. Они по-прежнему статисты, но насколько талантливо они теперь играют свою роль! Отскакивать в панике от проезжающих автомобилей или перекатываться через капот им помогает продвинутая система анимации Euphoria от NaturalMotion, которая создает движения «на ходу» с учетом окружающей обстановки.

Ограбление банка — старая добрая традиция в серии GTA.

«SWAT’ы едут!»

Сильно изменилось и дорожное движение. Передвигаться на машине по городу с игнорированием всех правил теперь намного проще — и дело вовсе не в физике (она стала сложнее и строже, чем в San Andreas), а в поведении водителей-NPC, которые очень старательно избегают столкновения, прогнозируя движение вашего автомобиля и действуя почти разумно. К слову, идти на таран они теперь перестали совсем. Это раньше можно было стравить два комбайна в полях под Лос-Сантосом и смотреть, как они бодаются. В цивилизованном Либерти-Сити водители предпочтут выругаться, воззвать к свидетелям ДТП или просто выскочить из машины, чтобы свалить подальше.

Если идти на штурм слишком опасно, стоит поискать обход — частенько находится удобное место для снайперской стрельбы.

Жертвы уличного автоугона теперь куда реже пытаются выковырять угонщика из своей машины и проучить его кулаками. А бандиты... Мафиозные автомобили с сидящими внутри вооруженными бандитами теперь не встречаются в дикой природе. Лишь на Брайтон-Бич пару раз мне попались вооруженные водители, которые, выскочив из машины, открывали беглый огонь, когда Нико махал перед автомобилем гранатометом.

Цивилизованное место этот Либерти-Сити! Даже полиция тут специфическая. Сцены с погонями и сиренами и без участия игрока — редки на улицах города. Зато частенько можно видеть, как полицейский догоняет улепетывающего преступника и сажает его в подъехавшую машину, чтобы отвезти Куда Надо.

Отношения полиции с главным героям претерпели серьезные изменения. На обычные нарушения ПДД стражи порядка все еще закрывает глаза — максимум, бибикнут сиреной, дескать, видим, что ты летишь по встречной, сметая столбы. Допускается на глазах патрульных несильно толкнуть прохожего и даже поцарапать краску на полицейском автомобиле. Зато на вождение в пьяном виде или на труп в открытом багажнике полиция реагирует сразу, и мы получаем «звезду разыскиваемости».

Стадий интереса полиции к нашей скромной персоне по-прежнему шесть, разве только последние две звезды уже не призывают армейские части, а просто усиливают напор со стороны обычной полиции, NOOSE (так тут обозвали отряды особого назначения SWAT) и FIB (ФБР) и обстреливающих героя с высоты вертолетов.

Поскольку «Взятки полиции» пропали как класс, а мастерские по перекраске потеряли стратегическое значение (в них уже нельзя заехать на глазах полицейских — копы сообразят, что их хотят провести), разработчики создали систему «Радиуса разыскиваемости». Она очень проста: чем больше герой заработал звезд, тем больше на карте радиус, за который ему надо выехать, чтобы через несколько секунд стражи порядка потеряли след. Центр окружности находится всегда там, где нас видели в последний раз, — то есть сначала надо оторваться от полицейского «хвоста» и лишь потом вырываться за периметр «Перехвата». Сделать это непросто, особенно если за героем следят с вертолета. Но у нас есть преимущество: мы видим всех полицейских на мини-карте и можем заранее просчитать свой путь по тем переулкам, где нам точно никто из копов не встретится.

Пчелка с дегтем

Злить полицейских в Либерти-Сити всегда было опасно.

Полиция в игре совсем не беззубая. Продержаться при шести звездах хотя бы пять минут — нешуточное достижение. Тем не менее в сюжетной части GTA IV очень немного миссий, в которых стражи порядка действительно серьезно мешаются под ногами, — да и там события регулируются по большей части довольно-таки щадящими скриптами. Куда опаснее бандиты, с которыми нашего героя сведет судьба: русская мафия, итальянская «Коза Ностра» и немножко азиатских «Триад».

Непростыми бывают миссии, где герой на автомобиле удирает сразу от нескольких машин, которые старательно таранят и пытаются снести нас с дороги. Тяжелы погони, где любая ошибка может быть фатальной. Проваленное задание можно сразу переиграть, но не всегда приятно начинать его с самого начала — а нормальных сохранений в игре как не было, так и нет

Зато сюжетные «пешие» сражения и отстрел автомобилей с катерами в компьютерной версии не представляют никаких сложностей: там, где консольщикам помогала система автоприцеливания и полужульническая стрельба из-за угла вслепую, мышь и клавиатура теперь делают чудеса — с ними каждый может почувствовать себя ворошиловским стрелком. Перестрелки местами скатываются в легкое занудство, но случается это лишь в нескольких миссиях ближе к концу игры. К тому же во многих заданиях дорогу к победе можно изрядно срезать, если не штурмовать вражеские позиции, а поискать обходные пути. Попадаются и очень интересные задания в фирменном стиле GTA — чего стоит хотя бы выслеживание жертвы через сайт знакомств.

Единственные необходимые по сюжету соревновательные гонки не станут серьезным препятствием для тех, кто хотя бы минимально освоился с управлением. Не осталось в игре и зубодробительных заданий с участием радиоуправляемых моделей (мы все помним, каким ужасом они были в Vice City). Правда, на обычном вертолете погоняться за врагами придется, и управлять этим транспортным средством не сказать чтобы очень легко: физическая модель чрезвычайно условная, но это не мешает вертолету лететь не туда, куда нужно нам, а туда, куда ему хочется. Но даже это задание не омрачит надолго чело игрока.

Нико еще висит на лыже, а наш вертолет уже подбит ракетой. Миссия провалена, начинаем заново.

Куда хуже — последняя сюжетная миссия «Денежной» концовки игры. Она называется A Revenger's Tragedy, и не зря. Она действительно трагичная и кошмарная во всех отношениях. На нее жаловались и владельцы приставок, но в компьютерной версии она стала просто космическим ужасом.

Первая часть миссии — гонка. Вторая — долгое и занудное сражение, в котором герой в одиночку берет штурмом здание, защищаемое двумя десятками бандитов. Третья часть должна быть погоней за вертолетом на катере, но слишком часто она прерывается не начавшись — герой, карабкающийся на борт катера, гибнет от прилетевшей ракеты.

Начинай сказку сначала — мы возвращаемся к стадии занудного сражения, чтобы потом, возможно, опять погибнуть от ракеты. Даже если она промажет мимо катера, то может вновь настигнуть нас чуть позже при пересадке с катера на дружественный вертолет. Сделать с этим ничего нельзя — герой в тот момент просто болтается на посадочной лыже. Он даже не видит врага и узнает о том, что задание опять провалено, лишь когда вертолет подбивают. И вновь нас отбрасывает к началу миссии. Если каким-то чудом вражеская ракета мажет снова, кривая камера не дает управлять вертолетом, враг улетает прочь, а миссия вновь считается проваленной. Кто в Rockstar придумал расстреливать игрока из РПГ в те моменты, когда персонаж беспомощен и не может сделать вообще ничего? Кто придумал поставить точку сохранения не перед посадкой на катер, а перед занудным сражением? Такой отвратительной миссии, как The Revenger's Tragedy, не должно было быть в игре. Более эффективного способа испортить впечатление от игровой концовки нельзя было и придумать. «Браво», Rockstar!

Между прочим, в альтернативной концовке «Месть» похожая миссия тоже сложна, но уже без отмороженности: там героя не убивают прилетевшей неизвестно откуда ракетой и вертолет вручают без лишних проблем и проволочек. Поэтому скажем так: вы много не потеряете, если проигнорируете концовку «Деньги» или хотя бы ее последнюю миссию. Поберегите лучше нервы и сохраните нормальное впечатление от игры. Впрочем, если вы будете следовать прохождению, у вас есть шанс пройти безумное задание не с двадцать пятой, а хотя бы с десятой попытки. Предупрежден  — вооружен, да и пить эту последнюю ложечку дегтя совсем не обязательно, если в ключевом месте сделать правильный выбор.

Спаси нас от друзей

Ну какой же приключенческий сюжет без взрывающегося вертолета?

Но хватит о грустном, ведь в целом Либерти-Сити очень приятное место — как раз то, где может развернуться простой сербский бандит. Америка — страна больших возможностей, и не только по сюжету игры. Тут и без него найдется чем заняться.

Да, в Либерти-Сити уже нельзя поработать парамедиком, и развозить начиненное наркотиками мороженое нам тоже никто не даст. Зато в этом городе есть темные подворотни, где так легко грабить прохожих. Есть магазины, в которых можно вычищать кассы, и есть инкассаторские бронеавтомобильчики, забавно взрывающиеся от гранаты РПГ в бок. Не хлебом единым: в игре найдется интернет, в котором можно не только бродить по страничкам, но и читать в новостях сообщения о своих недавних похождениях, скачивать ностальгические мелодии в свой мобильник и читать в блоге своей девушки впечатления от последнего свидания...

Мобильный телефон — чрезвычайно приятное нововведение. Звонки на него продвигают сюжет — но Нико и сам может звонить по телефонам в адресной книге. Правда, по большей части он будет натыкаться на автоответчики, но в некоторых случаях при помощи звонка можно подстегнуть развитие сюжета. По телефону можно вызвать пожарных, полицию или скорую помощь. Набрав секретный номер (948-555-0100), Нико узнает название песни, которая доносится из радиоприемника. Звонком можно дистанционно взорвать заминированный автомобиль. Можно назначить свидание, наконец.

В San Andreas герой мог добиваться расположения нескольких девушек, вывозя их на свидания, — кончался конфетно-букетный период печально знаменитым «горячим кофе». В GTA IV систему развили — девушек оставили, но добавили еще и друзей, с которыми можно отвисать и пьянствовать, получая интересные спецвозможности. Например, вызвать такси, если его лень ловить на улице, снять с хвоста полицию или приобрести оружие по сниженным ценам в ближайшей подворотне. В городе есть чем заняться друзьям или парочкам. Можно банально напиться или посетить стриптиз, сыграть в боулинг, бильярд или дартс, отведать нездорового фаст-фуда, полетать на вертолете, покататься на катере, зарулить в кабаре «Перестройка», чтобы посмотреть пантомиму, и даже послушать выступление местных комиков (Рикки Жерве и Кэтт Уильямс — прямая доставка из реального мира в Либерти-Сити).

С друзьями, в общем, интересно — иногда между ними и Нико происходят забавные диалоги, да и везти друга домой, сидя в пьяном виде за рулем, — то еще приключение. К слову, на диалоги разработчики не пожалели сил, особенно на те, что герои ведут в машине в сюжетных миссиях. Много раз, провалив задание, я обнаруживал, что при повторной игре герои по пути к цели миссии говорят о других вещах — то есть если бы я прошел задание сразу, то так и не услышал бы второго разговора. Специальные диалоги для повторного прохождения — расточительность, внушающая уважение. А уж как меня удивил бандит ирландского происхождения Патрик, когда я повез его на пьянку не на авто, а на мотоцикле, — надевая зеленый шлем, он съехидничал: «Ты, должно быть, специально на байке приехал, чтобы я к тебе прижался мускулистой грудью». Уже ради таких дружеских подколок стоит походить в бары. Поражает дотошное внимание сценаристов к деталям. Жаль только, что нельзя собрать большую компанию — на одну встречу можно выводить только одного друга или подругу.

В системе дружбы таится неприятная закавыка: если попытаться поднять «репутацию» сразу с несколькими персонажами, поддержание отношений начинает отнимать много времени. А не поддерживать нельзя — если персонаж разлюбит Нико, связанная с ним спецспособность пропадет, и отношения придется долго восстанавливать. Наверное, таков подход разработчиков к реалистичности: друзьям ведь всем не угодишь, себе же только навредишь. Поддерживать контакт с двумя-тремя персонажами Нико вполне по силам.

Повесть об одном городе

Поработать на спецслужбы? Почему бы и нет!

Нико Беллич — персонаж интересный и сложный. У него специфическая внешность: по-геральтовски паскудная физиономия, взгляд, сулящий опасность всем, кто встанет на пути. Нико старается казаться глупее, чем он есть, и это ему неплохо удается — роль иностранца и восточноевропейский акцент этому способствуют. В двусмысленных ситуациях Нико предпочитает «включить дурика». На самом деле он — не простой эмигрант со склонностью к криминалу, а опытный бандит, подвизавшийся в контрабанде и поучаствовавший в балканских конфликтах. Он любит своего непутевого кузена Романа, но когда речь идет о том, чтобы продвинуться вверх по мафиозной лестнице, рискует его жизнью и имуществом с пугающей решимостью. Морозом веет от Нико в такие моменты.

Но город сильнее даже Нико Беллича. Это во времена Vice City и San Andreas герой мог в финале игры подмять под себя весь преступный мир города и штата, стать боссом из боссов. В новом мире все сложнее. В Либерти-Сити сплелись воедино интересы не только мафии и местных политиков, но и тайных правительственных организаций. Все, на что может надеяться Нико, — это ликвидация самых опасных врагов и снисходительная помощь «больших людей». Город вытягивает из Нико Беллича силы. Где там стать мафиози... Развязаться бы со старыми долгами и вернуться к нормальной жизни, о которой так мечтает Роман.

«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой».

В жизни Либерти-Сити все похождения Нико — лишь короткий эпизод, который ненадолго запомнится горожанам как некая «война мафии за передел сфер влияния». Отчетливее всего это понимаешь, когда возвращаешься домой к месту сохранения после особо сложной миссии и слышишь по радио в выпуске новостей репортаж с места событий: «На месте перестрелки найдено тело такого-то преступного авторитета... Очевидцы рассказывают... По мнению полиции...» — а затем какие-нибудь новости из жизни звезд.

Прохожим на Нико наплевать. Полиции, в общем, тоже. Для чинов из правительственных организаций наш герой — всего лишь удобный инструмент для борьбы с местными воротилами преступного бизнеса. Город чересчур велик, чтобы обращать на нас внимание. Завоевать его — невозможно, но для самых активных всегда найдется удобная ниша.

Собственно, Либерти-Сити — вот главный герой игры, незримо присутствующий в каждой миссии, в помыслах каждого персонажа. Безликий, огромный и невообразимо сильный, он подавляет и лишает людей души. Слишком много встретится на пути Нико людей, пустых изнутри, променявших душу на комфорт в бетонных джунглях. Слишком много тех, кого город пережевал и выплюнул. И они порой пугают даже нашего героя, видавшего на войне всякое.

• • •

Город не хорош и не плох — он просто есть. И как могучая сила он завораживает. Гипнотизирует, когда мы мчимся на мотоцикле по мокрым после дождя улицам Альгонкина, пролетаем на вертолете над улыбающейся статуей Счастья или крутим настройку радио в такси, выбирая между десятком музыкальных или ток-шоу радиостанций. Бьется незримое сердце Либерти-Сити. Город живет.

Жизнь в Либерти-Сити

Жить стало лучше, жить стало веселее. Для ветеранов серии GTA Либерти-Сити — город мечты. Приятно кататься по улицам Бохана или Альгонкина, когда другие участники движения всегда уступают дорогу, а не действуют по принципу: «Фиг ты у меня проскочишь». Удобно, когда полиция отстает, стоит лишь уехать дворами от патрульных машин через два-три квартала. Наконец, в сражении даже самых неудачливых бойцов выручит система укрытий и стрельба из-за угла. Гранатами враги не пользуются, так что за любым ящиком можно чувствовать себя как за каменной стеной (впрочем, стоит учитывать местами разрушаемое окружение — меткой стрельбой можно «обкромсать» даже каменные колонны).

Одним словом, благодать: кататься, смеяться, слушать радио «Сан-Хуан».

Знаменитая площадь Таймс-Сквер воспроизведена в игре под названием Стар-Джанкшн.

Угон и вождение

Быстрый и маневренный «Туризмо» — один из лучших автомобилей в тех случаях, когда ожидается погоня со стрельбой и взрывами.

Угонять автомобили так же легко, как и раньше: главный герой выбрасывает из машины шофера и садится за руль; пассажиры выпрыгивают сами. Иногда шоферу приходит в голову выкинуть из машины нахального угонщика — обычно очередь из пистолета-пулемета в окно переубеждает даже самых храбрых, но на всякий случай лучше сразу дать по газам и отъехать подальше. Не стоит угонять авто на глазах у полицейских — если они заметят Нико за этим занятием, гарантирована «звезда», от которой в большинстве случаев нетрудно избавиться. От пешего копа можно просто уехать. Если стражи закона сами в машине, а ваш автомобиль не слишком быстр, можно подождать, пока полицейские не остановятся и не выйдут из машины,  — и лишь потом втопить педаль, обеспечивая себе фору.

Запертый автомобиль Нико взламывает интересным способом: оглядывается по сторонам и, выбив стекло, открывает дверь. Может сработать сирена, но ее герой обычно затыкает за несколько секунд, особенно если ему помочь, нажав пару нужных клавиш. Полиция не реагирует на сам звук сирены — только на противоправные действия. Если стекло уже выбито, а рядом проезжают патрульные, можно просто постоять на месте, пока они не уедут, — и лишь потом садиться в автомобиль.

Новинка в игре — спутниковая система GPS, при помощи которой можно проложить путь к любому месту карты. Этот путь не всегда кратчайший, так как он не учитывает возможности движения по встречной полосе и переулки, при помощи которых можно срезать дорогу. Учитывать их должен игрок, желающий сократить путь.

Физическая модель вождения стала реалистичнее: подвеска отрабатывает все неровности на дороге, а грамотное использование ручника позволяет очень эффектно разворачивать автомобиль на сто восемьдесят градусов. Можно в игре и просто подымить колесами на тормозе — эффектное зрелище, забавный звук лопающихся от нагрева шин.

Не стоит пренебрегать яхтами и катерами — в некоторых миссиях лучше угнать катер, чем преодолевать полицейские заслоны на дорогах.

Самый важный навык в условиях городских гонок и погонь — умение вписываться в повороты. У ветеранов GTA проблем с этим не будет. Новичкам лучше сначала погонять разные машины, чтобы научиться правильно сбавлять скорость на поворотах и чувствовать момент, когда автомобиль вот-вот уйдет в юз. Нет ничего плохого в том, чтобы тормозить боком об стены домов, лишь бы можно было сразу продолжить движение. Автомобили в игре крепкие, несколько таких ударов выдержат без проблем. Главное — не врезаться со всей дури в стены, чтобы Нико Беллич не вылетел птицей через лобовое. Ремней безопасности наш герой не признает принципиально, а подушек в машинах просто нет.

Модель повреждений изменилась кардинально: если раньше у автомобиля отрывался капот и слетали бамперы, то теперь натурально бьются стекла и отрываются двери. Перевернутый автомобиль не загорается, как раньше, но смысла оставаться в нем нет в любом случае. У побитого и обстрелянного автомобиля о грозящем пожаре и взрыве предупредит дымок из-под капота: самое время искать удобное место, чтобы покинуть ставшее опасным транспортное средство — можно и на ходу. Не всегда обстрел и столкновения кончаются пожаром: изредка просто глохнет двигатель. Починить его можно, набрав на телефоне 911, — ученые до сих пор спорят, баг это, жульничество или задумка разработчиков.

Предусмотрены физической моделью и пробитые шины, но в одиночной игре случается такая неприятность крайне редко. Разбитые стекла и улавливание бандитских пуль тушкой водителя — куда более серьезная опасность.

Мотоцикл позволяет объезжать автомобильные пробки. Хороший выбор, когда нужно быстро преодолеть полгорода. Вот только падать с него больно.

Чем автомобиль тяжелее, тем он прочнее. Однако садиться в джипы, пикапы и грузовички не стоит, если только вас не сажают туда по сюжету. Скорость и маневренность в Либерти-Сити важнее прочности. В этом смысле лучшие автомобили: Infernus, Banshee, Comet, Super GT, Turismo, Sultan RS, Coquette. Добыть пару машин из этого списка и держать на парковке перед домом жизненно необходимо.

Мотоциклы хороши для обычных поездок «за молоком», но плохи для заданий с погонями: любое неудачное столкновение с другим автомобилем приводит к тому, что Нико покидает мотоцикл и летит по дуге навстречу асфальту. Это не смертельно, но чревато провалом миссии — слишком уж много времени требуется на то, чтобы вернуться в седло.

Когда Нико садится в мотоцикл, всегда давайте ему пару секунд на то, чтобы надеть шлем, — сэкономите здоровье при падениях.

С мотоцикла или из окна автомобиля удобно вести огонь из пистолета или пистолета-пулемета. Можно устраивать drive-by мимо ничего не подозревающих врагов. Однако лучше всего обстреливать из машины другие автомобили и мотоциклы.

Пара очередей гарантированно поджигает вражеский автомобиль, если тот не защищают скрипты, делая на время погони неуязвимым. Стоит также помнить, что не при каждой погоне игроку дозволено поджигать вражескую машину — иногда безвременная гибель персонажа, который должен был привести вас в логово врага, или ценных вещей, находящихся в машине, приводят к провалу миссии. В начале каждой погони внимательно читайте в задании, что именно от вас требуется: стрелять или просто плотно сидеть на хвосте.

«Автоматы... Они заряжают автоматы. Зачем? А! Они будут стрелять».

Отстреливаться от преследователей неудобно: лучше всего оставить это занятие пассажирам, если таковые есть. При желании герой может выбрасывать из окна гранаты, но делать это нужно умеючи: если просто выбросить гранату, она взорвется далеко позади, не причинив преследователям вреда. Если передержать гранату в руках после выдергивания чеки, она взорвется у нас под колесами и уничтожит автомобиль вместе с Нико. Я бы сказал, что лучше за рулем гранатами не баловаться, а пиротехникой Молотова тем более.

Водить моторные лодки и катера несложно: на водном просторе легко дышится, а врежется в опору моста или мол лишь очень небрежный «капитан». В некоторых погонях вас попросят на ходу обстрелять недружественные лодки — цельтесь преимущественно в открытых всем ветрам пассажиров или в моторы. В лодках можно использовать автоматы.

Вертолет  — головная боль. Понять, как он летает, невозможно. Надо просто запомнить, что маневрировать им следует медленно и осторожно. В большинстве миссий, к счастью, у вас будет время, чтобы повисеть в воздухе и освоиться с управлением. Но встречаются задания, где необходимо сразу же лететь за вражеским вертолетом, пока тот не скрылся за горизонтом. Совет тут один — разверните вертолет примерно в направлении врага и летите повыше, чтобы не столкнуться с небоскребом.

Посадка на вертолете — задача тоже непростая, но, к счастью, тут вас никто торопить не будет — есть время осторожно подлететь к точке посадки и плавно приземлиться.

Оружие

С оружием в GTA IV бедновато. Но в этом есть и плюс: не нужно задумываться над тем, что брать на миссию: выбор наилучшего комплекта оружия очевиден. Посмотрим, что припасли для нас разработчики...

Кулаки

Нико Беллич неплохо дерется. Правда, чтобы это «неплохо» реализовать, нужно потренироваться уворачиваться от ударов, проводить мощные контратаки, отнимать нож и неожиданным апперкотом сбивать врагов с ног.

В действительности лишь в двух-трех миссиях от Нико потребуется пустить в ход кулаки, и пройти эти задания очень легко, если просто подогнать героя к врагу и нажать несколько раз «удар левой», «удар правой» и «пинок». Еще на бегу Нико может руками расталкивать прохожих, но эта способность ему не пригодится: в Либерти-Сити сколь-нибудь плотной толпы не найти даже на Стар-Джанкшн.

Булыжники

Нико Беллич теоретически может поднимать камни и всякий мусор, швыряя его в направлении врагов. На деле эта способность используется только раз в одной из миссий.

Бейсбольная бита

Бейсбольная бита, обычная. Не нужна ни для чего с того момента, как герой получает пистолет (то есть с первых же миссий). Ее стоит при первой же возможности заменить на нож.

Бита появляется в оружейном магазине после миссии Do You Have Protection, в которой Нико показывают этот самый магазин.

Нож

Его хорошо иметь при себе вместо бесполезной биты. Он пригодится в нескольких случаях, когда сделать дело нужно тихо, не привлекая лишнего внимания.

Нож появляется в ассортименте оружия Маленького Джейкоба после того, как Нико подружится с ним настолько, что получит доступ к его передвижному магазинчику.

Пистолет

Glock о семнадцати патронах в магазине. Неплохое оружие в начале игры. Становится бесполезным, как только Нико обзаведется чем-то более серьезным. После этого используется только для драматических «ликвидаций» в сюжетных миссиях.

Есть в магазине оружия с самого начала.

Боевой пистолет

Desert Eagle — более мощный пистолет, но патронов в магазине всего девять. Выглядит лучше, хорошо подходит для снайперской стрельбы по выступающим частям прячущихся врагов, если по каким-то причинам приходится экономить другие боеприпасы. Этот пистолет тоже можно использовать для «ликвидаций».

Пистолет при себе можно иметь только одного типа (это же правило действует в отношении пистолетов-пулеметов, дробовиков, автоматов и метательного оружия).

Появляется в магазине после миссии Museum Piece. У Маленького Джейкоба не появляется никогда.

Мелкий пистолет-пулемет

Вариация на тему Uzi. Его герой получит в игре в первых миссиях. Надолго этот пистолет-пулемет у героя не задержится, хотя большой магазин на пятьдесят патронов и удобен для стрельбы из окна автомобиля.

Есть в магазине оружия с самого начала.

Пистолет-пулемет

Знакомый всем MP5. Патронов в магазине всего тридцать, но повышенная дальность стрельбы и меткость делают его очевидным оружием выбора в категории пистолетов-пулеметов.

Появляется в магазине после миссии Luck of the Irish.

Помповый дробовик

Традиционного вида дробовик, похожий на Mossberg 500 Cruiser. Медленно стреляет, содержит всего восемь патронов. Но это совершенно не важно, так как второй дробовик... не сильно лучше.

Помповый дробовик есть в магазине оружия сразу.

Боевой дробовик

Похож на дробовик Remington 1100. Скорость стрельбы заметно выше. Десять патронов для перезарядки. Проблема дробовиков в GTA IV в том, что они практически бесполезны. Почти все сражения ведутся на средних и больших дистанциях. Даже если бой ведется в квартирах и коридорах, враги очень любят прятаться за углами и под выстрел из дробовика практически не подставляются.

Используются дробовики в игре только для развлечения или от безысходности.

Этот появляется в магазине после миссии Blow Your Cover.

Дробовики в игре не так полезны, как выглядят.

Автомат

АК-47, то бишь «Калашников», давно прописавшийся в серии GTA. Хорошая меткость и дальность стрельбы, тридцать патронов в рожке. Универсальное оружие. Удобно применять практически в любом сражении.

Появляется в магазине после миссии Deconstruction for Beginners.

Карабин

М4А1, альтернативный автомат в игре. Стреляет чуть дальше АК-47 и обладает чуть большей меткостью. В целом, оба автомата взаимозаменяемы. Какой из них использовать — вопрос предпочтения. Очевидно одно: если под рукой есть автомат с достаточным количеством патронов, нет причин использовать дробовики или пистолеты.

Появляется в магазине после миссии Three Leaf Clover.

Снайперская винтовка

Remington 700, пять патронов в магазине. Винтовка начального уровня. В ближнем бою применять снайперские винтовки неудобно: при взгляде в оптический прицел персонаж не может двигаться. Зато если враги далеко и еще не подозревают о вашем существовании, неплохо начать бой с нескольких метких выстрелов. Попадание в голову смертельно. При попадании в туловище может потребоваться второй выстрел.

Враги снайперские винтовки практически не используют.

Эта винтовка появляется в магазине после миссии Luck of the Irish.

Боевая снайперская винтовка

PSG-1. Это снайперская винтовка выбора: десять патронов в магазине и почти удвоенная скорость стрельбы. Ее следует приобрести при первой же возможности и постоянно держать при себе. Некоторые миссии, в которых иначе пришлось бы долго и нудно сражаться с бандитами, проходятся при помощи одного-единственного меткого выстрела с правильной позиции.

Появляется в магазине после миссии Luck of the Irish.

РПГ

Противотанковый гранатомет РПГ-7 стал чуть реалистичнее. Баллистического снижения по-прежнему нет, но граната в полете прецессирует и, столкнувшись с препятствием под острым углом, может срикошетить и улететь в неожиданную сторону. Тем не менее оружие это неимоверно мощное — выносит любой автомобиль с первого попадания и особенно эффективно против вертолетов (только не забывайте делать небольшое упреждение, если вертолет движется, а не висит в воздухе).

Максимально носимый запас гранат — восемь штук. Можно сэкономить немало денег, если не расстреливать последнюю гранату, чтобы Нико не выбросил гранатомет и его не пришлось потом покупать в магазине заново за 15 тысяч долларов. То же самое относится и к другим видам оружия, но выброшенный гранатомет больнее всего бьет по карману.

Появляется после миссии Babysitting. В ассортименте Маленького Джейкоба не бывает никогда.

РПГ — отличный способ ускорить прохождение некоторых миссий.

Гранаты

Осколочные гранаты М61. Их можно иметь при себе до двадцати пяти штук. В целом, штука это хорошая — ею удобно выводить из строя сразу нескольких врагов и выкуривать из укрытий особо вредных персонажей. Но проблема в том, что если целиться на глазок, можно очень легко запустить гранату себе под ноги — и придется срочно убегать, пока она не взорвалась. Вряд ли это способствует успеху в жарком бою, особенно если вспомнить, что сохранений там не предусмотрено.

Гранату можно держать в руке несколько секунд перед броском, чтобы враги не успели от нее убежать. Это опасное занятие, потому что если после броска граната окажется у героя под ногами, он тоже убежать не успеет.

В общем, мест, где в игре гранаты действительно пригождаются, очень немного. Их невредно покидать во врагов с высоты, ими неплохо взрывать припаркованные автомобили. В квартирах и тесных коридорах их лучше не применять.

Появляются в магазине после миссии Deconstruction for Beginners.

Коктейли Молотова

Это самодельные бутылки с горючей смесью — они не взрываются, а просто поджигают небольшое пространство. Трудно придумать для них применение: и из машины не выбросишь, и себя можно ненароком поджечь, а это вредно для здоровья. К тому же их нельзя держать под рукой одновременно с гранатами. Перед нами, очевидно, еще одно оружие, которое предназначено не для сражений, а для развлечения и разведения костров.

Появляются в ассортименте магазинчика Маленького Джейкоба после миссии The Master and the Molotov.

Тактика

Пока на Нико лишь одна звезда разыскиваемости, полицейские не будут открывать огонь. Однако любое сопротивление аресту их серьезно разозлит.

Итак, дело дошло до перестрелки. Главный принцип понять несложно: достать большую пушку и стрелять в направлении врагов, пока они не перестанут стрелять в ответ.

  • Убивать врагов не обязательно — частенько серьезно раненый враг прекращает сопротивление, бросает пушку и начинает просить пощады. Больше неприятностей он вам не доставит.
  • В особо сложных случаях имеет смысл использовать консольную систему укрытий, которая призвана облегчать сражения пользователям геймпадов, не имеющим возможности целиться при помощи мыши. Чтобы загнать Нико за укрытие, подведите его к нужному месту и нажмите соответствующую клавишу. Герой нырнет за укрытие и «приклеится» к нему. Теперь он может вести огонь «вслепую», высунув руку с оружием. Нико хорошо защищен, а меткость стрельбы падает незначительно.
  • Если враг пользуется тем же приемом, цельтесь в руку с оружием. Обычно ранение заставляет врага выскочить из укрытия с криками: «Моя нога!» Тут уж времени не теряйте.
  • Убегающий враг замедлит шаг, если всадить ему пулю в ногу. Впрочем, обычно удобнее целиться в голову: попадание в голову замедляет врага намного эффективнее.
  • Целясь из автомата или пистолета-пулемета, используйте суженное поле зрения (приближение/удаление регулируется колесиком мыши). Так ваша меткость заметно вырастет.
  • Меткость можно повысить, если пригнуться. К тому же при этом Нико будет представлять собой меньшую по размерам цель. Вот только двигаться при этом он тоже будет медленнее.
  • Стрелять из автоматов лучше одиночными выстрелами или короткими очередями. О том, что меткость при длинной очереди снижается, вам подскажет увеличившийся кружок прицела.
  • Не старайтесь стрелять по автомобильным шинам — цель слишком маленькая. Проще поливать свинцом сам автомобиль. Помните, что когда враг выходит из машины, он представляет собой беззащитную цель. Если из машины выбираются четыре бандита, лучше взорвать машину и уложить на месте всех четверых.
  • Давить врагов машиной не слишком удобно, но когда действовать надо быстро и нет времени открывать огонь или выбираться из машины, имеет смысл принять врага «на капот», чтобы хотя бы сбить его с ног. В машине никогда не вредно сразу выбить боковое окно клавишей «Выстрел», чтобы иметь возможность открыть огонь сразу. В игре практически не встречаются ситуации, когда Нико приходится стрелять с места пассажира (он всегда за рулем), но знать о такой возможности полезно.
  • Если Нико оказался на открытом пространстве под обстрелом (или на него мчится автомобиль), стоит подумать о том, чтобы двигаться перекатами. Этого не придется делать, если постоянно держать в уме ближайшее укрытие и спешить к нему при малейшей опасности.

    Обойдя дом кругом и выбравшись на крышу, Нико может без помех очистить двор от бандитов.

  • Перезаряжайте оружие в моменты затишья. Например, в тот момент, когда его перезаряжает враг, прячущийся за ближайшим ящиком.
  • Стрелять можно и в тот момент, когда Нико сбит с ног. Но делать этого не стоит  — в лучшем случае пули улетят «в молоко», в худшем Нико подстрелит сам себя.
  • Старайтесь по возможности не воевать с полицией, чтобы не отягощать свою вину «звездами разыскиваемости». Просто бегите! Ищите транспортное средство и удирайте со всех... колес.
  • Используйте окружение в бою. Газовые баллоны красиво взрываются, разбрасывая ближайших врагов в стороны. Стрелять по огнетушителям бесполезно — они не взрываются.
  • Перед тем как вступать в бой, всегда имеет смысл проверить, нельзя ли сначала проредить врагов издали несколькими выстрелами из снайперской винтовки.
  • Подобравшихся вплотную врагов можно огреть прикладом. Но лучше не подпускать их настолько близко.
  • Умирайте, но не сдавайтесь! Если полиция схватит вас, вы лишитесь всего оружия. Если вы погибнете, то потеряете лишь небольшую сумму денег. К счастью, полицейские стараются арестовать Нико, лишь когда он бегает под одной «звездой». Стоит ему дернуться при аресте, как количество «звезд» удваивается, и полиция открывает огонь на поражение.
  • И наконец, последний совет: если вы ранены, если у вас кончаются боеприпасы, а враги слишком хорошо укрепились на какой-нибудь фабрике... Бросьте это дело! Бегите прочь, поймайте через пару кварталов такси, заскочите в оружейный магазин, а потом в столовую (выбравшись из такси, свистните водителю, и такси подождет вас у входа). Подкрепившись, надев новую броню и перезарядив верный автомат, возвращайтесь на место сражения, чтобы с новыми силами вырвать, как говорится, с корнем гидру бандитизма и организованной преступности.

Советы по игре

Подъезжающие в автомобилях на место сражения бандиты представляют собой довольно-таки беспомощные мишени.

Со сражениями разобрались. Теперь давайте посмотрим, как Нико может облегчить себе мирную жизнь в Либерти-Сити.

  • Сохраняйте быстрые машины на парковочном участке перед домом (можно использовать и те дома, где Нико больше не живет). На один участок можно загнать три автомобиля. Не важно, что они поломанные: их можно починить, если сохраниться в доме, а потом загрузить игру.
  • При охоте за редкими автомобилями помните, что на улицах всегда становится больше машин той же марки, за рулем которой сидит Нико.
  • Экономьте время, передвигаясь по городу на такси. В метро лучше не лезть — герой потратит больше времени на ожидание поезда и беготню по станциям, чем сэкономит на поездке. По сюжету Нико и так загонят в метро пару раз.
  • Если вы ловите такси, а ближайшая машина уже кем-то занята, подойдите к двери со стороны пассажира и попытайтесь сесть. Нико вытащит пассажира из машины, и ура! — «шеф» снова свободен.
  • Платные мосты мешают жить: пять долларов — это не так много, но необходимость каждый раз останавливаться перед шлагбаумом не вдохновляет. Будки, где с автомобилистов собирают деньги, можно просто игнорировать, а шлагбаумы сшибать  — на хорошей машине после этого нетрудно уйти от полиции. Если Нико едет на мотоцикле, он может поискать справа от будки узкий проезд, не облагаемый сборами. Можно постараться пропихнуть чужую машину под шлагбаум и проехать вместе с ней. Наконец, можно ехать на полицейской машине под сиреной, на «Скорой помощи» или на пожарной машине — их пропускают по мосту бесплатно.
  • Если вы хотите временно приостановить ход сюжета игры и заняться своими делами, переведите мобильник в спящий режим.
  • Если в миссии нужна скрытность, мобильный телефон имеет смысл поставить в режим вибрации.
  • Уходить от полиции удобно на вертолете. Особенно когда «звезд разыскиваемости» у героя много.
  • Вот что случается с теми, кто в аэропорту сует свой нос куда не следует.

  • Снять полицейских с «хвоста» можно, сохранившись в доме.
  • Лучшие друзья Нико — Маленький Джейкоб (оружие со скидкой и доставкой), Роман (бесплатное такси с вызовом по телефону) и девушка Кики (она же LawChick) с сайта знакомств (снимает до трех звезд разыскиваемости по звонку). Со всеми остальными дружим по желанию.
  • Выезжая в машине на тротуар, Нико может сигналить прохожим, чтобы они активнее разбегались.
  • На свидания лучше не ходить в окровавленной одежде. Чтобы очистить ее от крови, смените одежду дома в гардеробе.
  • Для деловых встреч и торжественных мероприятий имеет смысл как можно раньше завести строгий костюм и ботинки. Очки и шляпы на деловые встречи надевать не положено.
  • Если срочно нужна полицейская машина, можно сделать ложный вызов по 911. По этому же телефону можно вызвать «скорую помощь», которая за сравнительно небольшую сумму восстановит здоровье Нико. Автомобильчик отряда особого назначения восстановит еще и броню, но его так просто, увы, не вызвать.
  • В игре можно лечиться множеством способов: хот-догами, содовой, едой во всевозможных заведениях, торговыми автоматами, обычным сохранением в доме. Ветеранам серии знаком способ лечения при помощи девиц легкого поведения: подъехали, посигналили, отогнали автомобиль в укромное место. Есть и еще более необычные способы лечения: подачками. Именно так: здоровье Нико восстановится, если подбросить денег бездомному попрошайке или уличному музыканту. Другое дело, что бездомных на улицах Либерти-Сити, быть может, и много, но искать попрошайку среди них можно очень долго.

Маленький Джейкоб всегда готов продать Нико оружие и боеприпасы со скидкой. Жаль, в багажник не влезает РПГ.

Метро — не самый удобный вид транспорта. Его сделали для атмосферы и для соблюдения традиции: на поездах катался еще герой первой части Grand Theft Auto.

1 2 3 Все
Комментарии
Загрузка комментариев