Zeno Clash 

Zeno Clash 

Вердикт — Zeno Clash 
здесь нет неприкрытого зверства и даже почти нет крови, но каждый бой — как последний, жесткий и отчаянный. Удары, блоки и маневры чувствуешь буквально всем телом. Вот вы зажимаете правую кнопку мыши, герой нарочито медленно замахивается и тяже
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Zeno Clash 

Признайтесь, вам случалось давать кому-то в клюв? А в морду? В рыло? А по котелку стучать не приходилось? Или, быть может, бить в бубен и чистить репу? Искренне надеемся, что судьба хранила вас от уличных драк, но, если вы все-таки чувствуете непреодолимое желание кого-то поколотить, рекомендуем вместо этого ознакомиться с Zeno Clash.

Бей в кость

По итогам нашей последней встречи с игрой (напоминаем, она случилась в мартовском номере «Игромании») мы окрестили ее панк-файтингом. Пожалуй, это лучшее определение для Zeno Clash: несмотря на то что в ней есть глубокий культурологический подтекст, большую часть времени здесь творится лютый мордобой. Перед каждой стычкой на экране появляются аватары сражающихся со стилизованной надписью «vs» в центре (не хватает разве что слова «Fight!», написанного кроваво-красным шрифтом). Драки бескомпромиссные, как удар кулаком в лоб: только вы, противники и арена для боя.

Здесь же — вид от первого лица. В данном случае это не каприз и не прихоть, а самый настоящий художественный прием: достигается полное ощущение, что по лицу получил именно ты, а не какой-то там здоровяк с экрана. Движок Source держится молодцом и добавляет боям прямо-таки театрального драматизма: за доли секунды успеваешь заметить, как враг скривил разбитые губы в яростной гримасе, как он выгибает пальцы, прежде чем сжать их в кулак и нанести удар.

Zeno Clash выступала в номинации «Превосходное визуальное оформление» на минувшей IGF, но все же уступила приз Machinarium. На наш взгляд, неоднозначное решение судей.

При этом (в отличие от, например, Condemned) здесь нет неприкрытого зверства и даже почти нет крови, но каждый бой  — как последний, жесткий и отчаянный. Удары, блоки и маневры чувствуешь буквально всем телом. Вот вы зажимаете правую кнопку мыши, герой нарочито медленно замахивается и тяжело, с оттягом, лупит в морду. Экран трясется, в колонках — характерный неаппетитный хруст: кажется, мы только что проломили череп антропоморфному попугаю. Тот упал на колени, но этого мало: мы хватаем его за грудки и безжалостно бьем коленом в глаз, снова и снова. Но сзади неожиданно подкрался другой противник и подло врезал нам по затылку огромной дубиной: герой падает на землю, перед глазами красное марево и пыльная земля. Вспомните фильм «Онг-Бак» или то, как дрался Брэд Питт в «Бойцовском клубе» или «Большом куше». Здесь точно так же.

Еще один веский аргумент в схватке — огнестрельное и холодное оружие. Чтобы не сбить игрока с пути самурая, разработчики придумали ловкий баланс. Патроны бесконечные, урон — вполне ощутимый. Вот только перезарядка занимает слишком много времени, а в пылу сражения потеря драгоценных секунд может стоить жизни. Оттого пистолеты-рыбы, стреляющий черепами арбалет, гранатомет и пищаль придется пускать в ход стократ реже, чем кулаки. Зато костяной меч непременно пригодится в сражениях с боссами. Не забывайте только, что если вы нечаянно уроните оружие (такое обычно бывает после смачного удара под дых), его может подобрать соперник.

Мы жалеем, что у нас нет возможности публиковать скриншоты на разворотах, чтобы вы могли насладиться фантастической работой дизайнеров.

Чтобы рельеф каждой сцены был запоминающимся, сначала художники рисовали одни лишь контуры в ч/б. Подозреваем, что с каждым персонажем была проделана такая же процедура.

Семейные разборки

Папомама, вне всяких сомнений, один из самых жалостливых боссов, с которыми нам приходилось сражаться.

По сути, вся игра — последовательность поединков, от одного удара гонга к другому. Удивительно, но в короткие промежутки между раундами разработчики ухитрились вписать потрясающую историю (мало того, они планируют со временем превратить ее в сериал). Итак, в городе Хэльстдом бал правит криминальная семья Папомамы, странного чудовища, которое в буквальном смысле рожает членов своей банды. Один из них, Гэт, разочаровывается в принципах «благородного» семейства и сближается с группировкой Корвидов, анархистов, живущих в лесу. Когда-то мы писали, что однажды Гэт предаст Папомаму. Действительно, так оно и есть. Но тогда разработчики утаили одну существенную деталь. Гэт не просто предает своего родителя. Он его убивает.

Обстоятельства преступления прояснятся довольно быстро. Главный вопрос, который будет мучить вас уже через пять минут после начала знакомства с Zeno Clash: «За что?» У Папомамы есть какая-то зловещая тайна, и на протяжении всего прохождения игрока будут крохотными шажками подпускать к ее разгадке. Сюжет подается чередой флэшбеков, примерно половину игрового времени вы проведете в воспоминаниях Гэта.

В плане оригинальности оружие не отстает от сеттинга — чего стоит вот эта пищаль, в ствол которой патрон загоняется при помощи специальной кочерги-шомпола.

Копания в прошлом — прием не новый. Но до чего же необычно подана история! Таких персонажей, как в Zeno Clash, вы не найдете вообще нигде. Все герои уникальны (даром что их от силы двадцать). Тут можно встретить полуголую девушку, которая носит на голове шлем с массивным забралом, птицу-шамана, вооруженную бубном и барабанами, а также удивительную помесь медведя и лошади.

Здесь нет злокозненных врагов. Нет боевых товарищей. Есть столкновение идеологий, и Гэт — между ними. Члены семейства чтут кровные узы превыше всего, Корвиды яростно отстаивают свою независимость и, протестуя против каких бы то ни было условностей, выбирают добровольное сумасшествие.

Поначалу эта игра казалась нам эдакой трэш-комедией, но в итоге дело обернулось чуть ли не притчей об эскапизме, которая одновременно наводит на мысли, что все люди братья, и рассуждает о том, что порой мы, подобно безумцу с котелком на голове, всю жизнь идем по прямой и в исступлении бьемся головой о каждое препятствие. Не раскрывая сюжета, скажем, что одна из ключевых тем игры — уважение к чужой культуре и протест против расизма.

Наконец, вся эта драма разворачивается в потрясающем, сумасшедшем сеттинге. Зенозоик — город головорезов и дикарей. Здесь люди соседствуют с животными, а огнестрельное оружие сделано из костей. А еще этот мир очень мал, прятаться здесь негде: почти сразу за глиняными городскими воротами начинается лес, дальше — пустыня, а стоит пройти еще чуть-чуть, и вы достигнете края света.

Как?!

В стане Корвидов постоянная «война всех против всех». Если эти сумасшедшие анархисты не бьют вас, значит, они колотят друг друга.

Zeno Clash хочется любоваться. Хочется вникать в сюжет, вникать в интриги героев и восхищаться диким видом персонажей. Проблема в том, что между двумя отдельно взятыми роликами — добрых пятнадцать минут совершенно одинаковых боев. Гэт может драться с Корвидами или сородичами, чаще всего — один против троих. В иной ситуации на него нападает «тяжелый» монстр. Тут события развиваются по классической схеме консольной битвы с боссом: провоцируем врага на атаку — он промахивается, мы бьем. Наконец, третий вид схватки — довольно сумбурное сражение с Охотником, который мог давно бы пристрелить Гэта, но вместо этого забрасывает его белками-парашютистками, к спинам которых привязаны тротиловые шашки.

И все!

Жанр позволяет нам закрыть глаза на отсутствие какого бы то ни было исследования мира, но как простить однотипные поединки? Первые шесть глав (то есть ровно треть игры) удивляют чем-то новым, а потом весь цикл просто повторяется заново. Раз за разом нам подсовывают пройденные схватки в слегка измененных декорациях (а иногда — в тех же самых). Больше всего в этой абсурдной ситуации раздражает то, что деремся мы с абсолютно теми же персонажами! Вот мы поколотили сородичей в очередном флэшбеке, теперь их же в реальности, ну а потом, чтобы уж точно закрепить усвоенный материал, снова их, прямо на том же месте!

Разработчики поставили на боевую систему, которая, безусловно, хороша. Но когда вам в пятый, в десятый, в двадцатый раз предлагают повторить знакомые действия — даже самые ожесточенные бои становятся бессмысленным обменом зуботычинами. Нам просто скучно.

Геймплейно от Деадры, спутницы Гэта, толка почти никакого. Напротив, она даже вредит! Дело в том, что в пылу сражения может возникать желание снять еще парочку скриншотов с ней, и в это время вас запросто могут убить.

Охотник явно страдает гигантоманией. Он сражается с вами исключительно на фоне монументальной природы, — как правило, при участии гигантских животных.

* * *

Безусловно, культурная составляющая в Zeno Clash важнее геймплея. Сюжет, арт-дирекшн да и сама концепция (помните — панк-файтинг, коленом по морде, от первого лица) — выше всяких похвал. Однако все это убивает однообразие: игра похожа на любительский мод, у авторов которого было много таланта и желания, но мало всего остального. Zeno Clash — это замечательный интерактивный проект с богатым потенциалом, но как игра он надоедает феноменально быстро. Мы очень рады, что чилийцам из Ace Team все-таки удалось довести свою задумку до логического завершения, но будем откровенны: после Braid требования к качеству инди-игр выросли многократно. И списать такие критические недостатки на специфику «малобюджетного» сектора уже, извините, не получится.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 85%

Геймплей 6

Графика 8

Звук и музыка 9

Интерфейс и управление 9

Дождались? Чилийский файтинг про то, как ударить беззащитного слона булавой по голове, и о том, что все люди — братья. Zeno Clash неглупа и хороша собой, но пичкает одинаковыми врагами и декорациями без всякой меры.

Оценка 7,5

«Хорошо»

1 2 Все
Комментарии
Загрузка комментариев