05 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Mata Hari

Mata Hari - изображение обложка

Mata Hari ждали сразу по нескольким причинам. Во-первых, в главной роли — легендарная шпионка и танцовщица Мата Хари, во-вторых — знаменитые времена Belle Époque начала XX века, запутанные политические интриги европейских стран — этого достаточно, чтобы разогреть интерес. Но важнее, что за сценарий и общий игровой дизайн Mata Hari отвечали прославленные ветераны индустрии, выходцы из LucasArts Хал Барвуд и Ноа Фалштейн. Именно они создали едва ли не лучшие в этом мире игры про Харрисона Форда в шляпе — речь о великолепных квестах Indiana Jones and the Fate of Atlantis и Indiana Jones and the Last Crusade.

Естественно, ожидания были максимальные. И поначалу игра вроде бы оправдывает авансы. Во-первых, в ней есть изящность, блеск и атмосфера Belle Époque. Великолепные интерьеры и шикарные наряды, эффектные дамы и элегантные кавалеры, уютные кафе на парижских улочках и лазурное небо над Монако, театры и балы, светские беседы ни о чем и напряженное ожидание войны — все это нарисовано, прописано и озвучено практически безупречно.

Интригует и сюжетная завязка. Показав язык исторической правде, авторы сделали Мату «слугой двух господ», точнее немецкой и французской разведки, уже в самом начале ее танцевальной карьеры. На нее сразу вываливают массу поручений, порой противоречащих друг другу. Мотаться между европейскими столицами и спальнями влиятельных мужчин занятие, конечно, специфическое, но поначалу весьма увлекательное. Мата Хари ведет активный образ жизни. Она танцует (за это отвечает специальная мини-игра), соблазняет мужчин (почти как Ларри Ловэдж, она подбирает различные модели поведения в общении с потенциальной жертвой), ищет вдохновения для новых па (нужно внимательно смотреть по сторонам, примечая, например, уличных музыкантов). А путешествие на поезде между европейскими столицами обставлено как настольная игра, где Мата играет в кошки-мышки с вражескими агентами. Тут же — традиционные упражнения с инвентарем, пиксельхантинг, пазлы и многочисленные диалоги.

Однако, взяв хороший старт, сюжет слишком долго топчется на месте. А когда, наконец, разгоняется, игрок уже мирно похрапывает, измученный повторением одних и тех же действий и бесконечными переездами между тремя городами. Разработчики могли бы спасти положение, если бы позволили игроку определять, на какую страну работать, кому и какие тайны продавать, — одним словом, вести свою игру. Ведь, например, в той же Fate of Atlantis были элементы нелинейности, и никто не жаловался. Но Mata Hari — как коридор в районной поликлинике: длинный, скучный, а половина дверей — заперты .

Мини-игры повторяются и быстро надоедают, большинство загадок решается легким движением брови. Иногда кажется, что авторы решительно держат нас за идиотов. Отгадайте с двух раз, какое кодовое слово из корешков книг нужно выставить в кабинете, находясь на автомобильной фабрике «Даймлер»? Когда же, наконец, попадается более-менее сложный пазл, игра заботливо предлагает пропустить его.

Но самый большой моральный протест вызывает неестественность происходящего. Мата в нижнем белье на цыпочках рыщет по спальне, чтобы выкрасть очередной секрет, и тут вдруг кавалер, лежа в постели, бормочет сквозь сон: «Да, там, на 109-й странице, все ответы…» От восторга Мата чуть было не выпрыгивает из ажурных панталон, а потом благодарно углубляется в чтение. Встречаются и вовсе запредельные вещи. В одной сцене нашей шпионке нужно подслушать телефонный разговор, а для этого придется раздобыть, соответственно, телефонную же трубку. Клиент разговаривает в Мадриде, а за трубкой Мата, вдумайтесь только, должна ехать на поезде… в Берлин! Нет, конечно, некоторые любят болтать по телефону без умолку, но не настолько же…

* * *

Возможно, вам это покажется удивительным, но даже ветераны жанра способны допускать глупые ошибки. Это как раз тот случай: разработчики, как обезьянка из бородатого анекдота, мечутся, пытаясь угодить и хардкорным фанатам, и новичкам. Ну а на выходе получается хоть и обаятельная, но унылая и глуповатая игра.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 50 %

Геймплей: 5,0

Графика: 8,0

Звук и музыка: 7,0

Интерфейс и управление: 7,0

Дождались? Игру о Мате Хари постигла участь ее главной героини: она пыталась угодить всем, но в итоге «слуга двух господ» сама попала как кур в ощип. Эта игра — красивый, но совершенно бесхребетный и унылый квест, пускай и от именитых разработчиков.

Рейтинг «Мании»: 6,0

«Выше среднего»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь