Игра в материале
Anno 1404
?Рейтинг
Игромании
9.5Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Стратегия в реальном времени
Серия: Anno
Мультиплеер:  Интернет
Разработчик: Related Designs
Издатель: Ubisoft
Издатель в России: Новый Диск
Дата выхода: 25 июня 2009
Дата выхода в России: 17 сентября 2009
Anno 1404

Anno 1404

Вердикт — Anno 1404
Повседневной жизнью здесь можно любоваться бесконечно, это такое медитативное занятие вроде разглядывания экзотических аквариумных рыбок, в котором восторг от наблюдений смешивается с гордостью — ведь этот суетящийся муравейник выстроили именно вы
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Anno 1404

В мире существует не так уж много игр, которые способны влюбить в себя с первого взгляда. Серия Anno 1xxx, и в частности Anno 1404, — как раз из их числа. В ней прекрасно все, от украшенного разноцветными витражами гигантского собора до крошечных крабов, снующих по берегам необитаемых островов, от пьяненьких гуляк, выбирающихся из пивнушки с серьезной качкой, до ассасинов, разминающихся с саблями на стенах неприступной крепости. Повседневной жизнью здесь можно любоваться бесконечно, это такое медитативное занятие вроде разглядывания экзотических аквариумных рыбок, в котором восторг от наблюдений смешивается с гордостью — ведь этот суетящийся муравейник выстроили именно вы. В какой-то момент приходит мысль, что ваш родной микрорайон меньше похож на настоящий живой город, чем торговый поселок Великого визиря. Такова сила сказки.

Здесь будет город заложен

Военные лагеря будущего крестового похода. Пара сюжетных поворотов — и вам придется лицом к лицу столкнуться с этими ребятами.

И такова сила Anno 1404 — несомненно, одной из главных стратегий года. В ней вы выступаете кем-то средним между мэром Лужковым, прорабом строительной бригады и менеджером сельского универсама. Это игра, в которой колдовской отвар ведьмы и стоимость квадратного метра жилья одинаково важны для победы.

Для начала — обязательное пояснение для тех, кто впервые слышит об этой серии. Anno 1xxx — стратегия, посвященная строительству средневекового города (или колонии в Новом Свете). Ее родина — Германия, страна с особым подходом к созданию градостроительных симуляторов (оттуда же, например, происходит серия The Settlers). В любой другой игре именно вы главный и мир старательно вертится вокруг вас. Anno 1404 тоже делает вид, что игрок важнее всего (в частности, по прохождении кампании вас благодарят за спасение королевства), но буквально с первой же обучающей миссии чувствуется подвох. Поповский прихвостень, под руководством которого вы готовите крестовый поход, разве что не кроет вас матом, ругая за медлительность и неуклюжесть («Что, и ЭТО — лучшие солдаты твоего города? Господи! Надеюсь, ты не настолько наивен, чтобы ждать их возвращения из похода?»). Миссии ко второй смутное ощущение перерастает в уверенность — несмотря на то что роскошно оформленные головы компьютерной знати постоянно что-то докладывают, чего-то просят и что-то обещают, главный здесь не вы. Главные — они. Маленькие веселые человечки из маленьких пряничных домиков.

Как и во всякой градостроительной стратегии, в Anno 1404 чудеса, приключения и путешествия на край света невозможны без строительства города. Доступность больших страшных кораблей, орд бронированных рыцарей и плесневелых замков напрямую зависит от количества и качества быта жителей вашего городка (что, в общем-то, логично — где это видано, чтобы грозные линейные корабли строили в диких рыбацких поселках?). Именно вокруг этих маленьких зажравшихся сволочей крутится игровая жизнь, а поиски шпионов или там рытье подкопов под крепость ассасинов присутствуют на правах дополнительных аттракционов.

Восточный торговый городок встречает усталого путешественника фонтанами и рыночными апельсинами.

Едва-едва въехав в ваш поселок, игровые человечки объявляют себя крестьянами и начинают требовать за свои налоги рыбы (стройте рыбацкую хижину), сидра (яблоневый сад) и попа с проповедями (церковь, вестимо). Получив желаемое, электорат превращается в горожан, которым уже подавай одежду (конопляное поле плюс домик прядильщицы), приправ к рыбе (приходится идти на поклон к арабам) и помещение под распивочную. Затем цикл повторяется, горожане отъедаются до патрициев, которые потребляют еще больше, а патриции, в свою очередь, объявляют себя знатью, требующей достать Луну с неба.

Заглотнув наживку из элементарных начальных заданий («Просят избушку лесоруба построить. Что мне, жалко, что ли? А то люди вон без досок мучаются»), вы приходите в себя через пять часов непрерывной игры, выстраивая очередную умопомрачительную производственную цепочку. Головной мозг переходит в режим специалиста по логистике: «Так, знать требует книги, для книг нужна бумаги, для бумажной фабрики требуются древесина и место на реке, река на другом островке, быстренько колонизируем, а еще надо краску индиго, она на юге у арабов, но для плантации индиго требуется поселения второго уровня, а до второго уровня оно не растет без молока, для производства которого потребна козья ферма...»

Как ни удивительно, все это хозяйственное безумие расслабляет и успокаивает. В какой-то момент начинаешь ощущать себя то ли управдомом, то ли продавщицей из сельпо — «Пива нет и не будет, следующий». Ощущение контроля над производством мозаики и поставками мяса соленого говяжьего (сорт высший, жилование — не более 13%) странным образом оказывается слаще власти над римскими легионами и космическими армадами. Что-то подобное, наверное, ощущают нью-йоркские банкиры из Goldman Sachs, в очередной раз вздувая цены на арабскую нефть и молдавский укроп.

Качество текстур потрясающее — на церкви, если приглядеться, видны цветные витражи.

Безумный крестовый поход во всем великолепии — вы осторожно просачиваетесь мимо военных кораблей с белым флагом.

Идем на Восток

Отчаянная попытка сбросить обратно в море вражеский десант.

Без арабов не обойтись и вам — едва встав на ноги, средний класс тут же начинает требовать экзотических кушаний, в северных широтах принципиально недоступных. Приходится отправляться к Великому визирю и, получив ярлык на княжение, начинать обустраивать арабское селение. Восточные острова — главное и самое заметное новшество в игре. В отличие от северных, европейских островков, оформленных в приглушенных тонах, Восток сияет и слепит солнечной желтизной песчаных пляжей. У арабов все проще и сложнее одновременно — всего два класса поселенцев (вместо четырех в этих ваших Европах), зато им нужно строить специальные оросительные станции, ткущие на песках зеленый ковер плодородных почв. Обычные ковры тут тоже можно производить — вместе с кофе, финиками и брусками глины.

Наличие двух цивилизаций с разными экономическими системами приятно разнообразит игру, заодно заставляя вас заботиться об организации торговых маршрутов. Надо заметить, что интерфейс управления торговыми путями в Anno 1404 — один из лучших среди всех, что мы когда-либо видели. Особенно приятно, что в случае гибели вашего корабля от рук морских разбойников маршрут остается в списке — просто кликните по нему, чтобы отправить в путь другое судно. Вообще, управление в Anno 1404 больше всего похоже на зефир — легкое, почти незаметное, оставляющее приятную сладковатую муть в голове.

Ровно два клика отделяют вас от любого возможного действия в игре — от обустройства кварцевого рудника до снаряжения военного корабля. Плюс игра не стыдится автоматически показывать зоны действия нужных зданий — выберите «Построить хижину», и ближайшая к ней церковь окрасится приятным зеленым цветом. Все хорошо и с оповещениями — Anno 1404 периодически сообщает человеческим голосом, где остановилось производство, какие квесты вы забыли выполнить, и традиционно предлагает прерваться на чашечку кофе, потому что вы играете уже два часа подряд.

Этот небольшой арабский городок со временем имеет все шансы дорасти до статуса столицы мира.

Крепость ассасинов, в которой томится один из важных сюжетных персонажей. Снова обратите внимание на качество текстур — прорисован каждый камешек, каждая трещинка.

Под небом голубым

Десять вещей, которые необходимо знать в Anno 1404:

1 — Имперский собор, самое дорогое здание в игре, строящееся целую вечность. Жизненно необходимо для победы.

2 — Церковь. Обеспечивает религиозные потребности народных масс, пока собор не будет закончен.

3 — Склад. Сюда доставляются выдранные из чрева земли ресурсы; кроме того, он расширяет зону, в которой вы можете строить здания.

4 — Рынок. Здесь горожане закупают продукты, это первое строение в любом жилом квартале.

5 — Строительное меню, головы вверху обозначают разные классы построек.

6 — Панель, показывающая количество основных ресурсов. На самом деле их несколько десятков.

7 — Виды растений, которые можно выращивать на данном острове. Готовьтесь к тому, что вам потребуется колонизировать несколько островов для обеспечения всех потребностей.

8 — Панель сообщений, предупреждений и уведомлений. При наведении курсора отмечает на карте, что где произошло.

9 — Ваш доход и численность вашего населения, разбитого на социальные классы. Кроме того, показана также численность кораблей и максимальный военный бюджет.

10 — Стрелочки над домиками свидетельствуют о том, что их жильцы готовы перейти в следующий социальный класс, но мы запретили им социальный апгрейд, чтобы не тратить дефицитных ресурсов.

Сдержки и противовесы

Столь же вдумчиво разработчики из Related Designs обустроили квестовую систему. В сюжетной кампании чувствуется тщательно выстроенный ритм: задание по возведению города-сада кончается чудовищным морским сражением, вслед за солнечно-травоядной миссией идет сумасшедшая осада с таймером и ливневым дождем в качестве аккомпанемента. Плюс всевозможные побочные квесты, от производства молока для простывших детей до ловли шпионов на улицах. За послушание, терпение и прилежное выполнение заданного вам выдают очки чести, за которые следует приобретать всяческие приятные бонусы, вроде увеличения корабельных хитпойнтов. Они вам понадобятся — воевать здесь приходится часто и жестоко.

Редактор торговых маршрутов. Купеческое судно «Топаз» занято перевозками шелка и кофе из Дия в Розъярд.

Жанр стратегий про строительство домиков обычно отличается крайне скверными боевыми действиями — десяток пупсов (которых одевали-обували всем мегаполисом) лупит друг друга без намека на тактику, а игрок чувствует себя униженным и оскорбленным. Anno 1404 — совсем другое дело, войска здесь производятся не поштучно, а так называемыми лагерями. У лагерей есть хитпойнты, сила атаки и зона действия, в которой они могут нападать на чужой лагерь или же захватывать объекты народного хозяйства. Перемещаются с места на место лагеря неохотно, поэтому вам стоит тщательно продумывать размещение войск, прикрывая оголенные участки стенами и башнями. Если враг прорвет вашу оборону, то сады, поля и огороды, с которых кормится население, перейдут в его собственность.

Оставшись без еды, воды и кожаных штанов с заклепками, горожане побегут прочь из обреченного поселения, унося с собой налоговые выплаты и вгоняя вас в жестокий финансовый коллапс, за которым следует неминуемое поражение. Кроме того, производство обычно разнесено на несколько островов (не хватает места, не хватает ресурсов), закрыть их все стенами с башнями никак не получится, поэтому не отказывайте себе в удовольствии построить флот и отправить его в патруль — ловить вражеские десантные корабли.

Благо ловля вражеских кораблей красочно обставлена — суденышки честно палят друг в друга ядрами с громовым грохотом, драматически загораются и обиженно идут ко дну. Графическое оформление Anno 1404 — лучшее в жанре. Пленительную красоту местных улочек мы уже описывали в начале статьи, но куда приятнее наблюдать за превращением дикого острова, по которому бродят пугливые лани, в переполненный мегаполис с десятками дымящих производств и страшным загрязнением окружающей среды. Плюс множество необязательных, но приятных деталей: болотистый островок ведьмы, выброшенные на берег обломки корабля, парковый лабиринт рядом с убежищем чумного императора…

Морской бой. Очень жаль, что на кораблях не отображается команда.

Полностью развитый европейский город во всем своем великолепии.

* * *

Anno 1404 можно применять в качестве домашнего дзен-тренажера, но не в этом ее главное достоинство. Прежде всего это глубокая, вдумчивая и плавная стратегическая игра. В ней можно отправлять в походы непобедимые армады и возделывать маис. Можно поить детей молоком, можно репрессировать шпионов — все это, как и раньше, связано в ладную, понятную систему, в которой изменение значения любой переменной видимым образом влияет на уровень жизни жителей вашего города. Так что не забывайте пристально следить за ценами на инжир — в Anno 1404 этот навык однажды может спасти вам жизнь.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Серия Anno 1xxx хорошеет с каждым годом, хотя суть ее остается неизменной. Нам уже в который раз предлагают возвести процветающий город, тщательно выстраивая все производственные цепочки, — а мы все так же радуемся этому, как дети.

Рейтинг «Мании»: 8.5

«Отлично»

Комментарии
Загрузка комментариев