23 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

События, люди, явления, игры 1991 года

События, люди, явления, игры 1991 года - изображение обложка

К 1991 году почти всем становится ясно, как именно должна выглядеть компьютерная или видеоигра. Она должна быть рисованной: исключения делаются только для векторных авиасимуляторов вроде Chuck Yeager’s Air Combat , Falcon 3.0 или Gunship 2000 , на аберрации вроде 4- D Boxing или Another World безумца Эрика Шайи индустрия старается не обращать внимания. Вид допускается делать или «сбоку на героя», как во всех квестах Sierra On-Line ( Space Quest 4 , Police Quest 3 , Leisure Suit Larry 5 , Conquests of the Longbow ) и Lucasfilm Games ( Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge ), или сверху (как в Alien Breed ), самые смелые заигрывают с изометрией ( Conan: The Cimmerian , HeroQuest ). Вид от первого лица встречается только в дискретных RPG ( Pools of Darkness , Might and Magic 3: Isles of Terra , Death Knights of Krynn ). Необъяснимо популярны игры из жизни пещерных людей — Chuck Rock , Prehistorik , Joe & Mac: Caveman Ninja, Populous 2: Trials of the Olympian Gods… На NES выходят две самых сложных в мире аркады — Battletoads и Double Dragon 3 , на SNES и Genesis — Super Castlevania 4 , первый Sonic the Hedgehog , Streets of Rage , а на всех перечисленных консолях одновременно — Final Fantasy 2 (четвертая в серии, несмотря на «двойку» в названии).

Откуда берутся лемминги

Между тем самая популярная в Европе платформа — не PC и не консоль, а компьютеры серии Commodore Amiga. Именно на Amiga 2000 14 февраля 1991 года выходит первая серия Lemmings , разработанная шотландской студией DMA esign. Фирму три года назад основали Дэвид Джонс, Расселл Кей, Стив Хэммонд и Майк Дэйлли, в 1988 году они сделали свою первую аркаду Menace , в 1989-м сняли настоящий офис, выпустили Blood Money и начали работу над скролл-шутером Walker , главным героем которого собирались сделать хорошо зарекомендовавшего себя в Blood Money двуногого шагающего робота.

Поскольку роботу нужно было в кого-то стрелять, Дэйлли нарисовал в масштабе восемь на восемь пикселей крохотного синеволосого человечка и даже сделал простенький мультфильм, где целая армия этих бедняг маршировала по неровной поверхности и методично раздавливалась гирей весом 10 тонн. Остальные дизайнеры тоже добавили свои орудия убийства: лазеры, катапульты, всепожирающую хищную пасть… Рассел Кей решил, что из этого вполне может получиться смешная игра, и неожиданно обозвал марширующие на верную смерть фигурки «леммингами». В сентябре 1989-го британскому издателю Psygnosis была показана рабочая демоверсия.

В Lemmings разработчики из DMA Design (которая через десять лет станет Rockstar North ) сделали три гениальных открытия: во-первых, героев в компьютерной игре может быть НАМНОГО больше одного. Во-вторых, герои могут не только гибнуть или побеждать, но и жертвовать собой, чтобы остальные могли дойти до цели. В-третьих, когда персонажами нельзя управлять напрямую, мирный с виду пазл оказывается напряженнее любой аркады с истребителями, зенитками, шагающими роботами и разрушенными небоскребами. То, что персонажами игры под названием Lemmings являются не грызуны, а маленькие зеленоволосые (цвет поменяли из эстетических соображений) человечки, никого не смутило. В эпоху грубой EGA-графики было как-то не принято присматриваться к мелким деталям…

Lemmings оказалась очень популярной среди бизнесменов, женщин и шестилетних детей, что крайне удивило разработчиков (понятия «казуальная игра» тогда еще не существовало). В оригинале было 120 замечательных уровней (чего стоит хотя бы уровень It’s Hero Time, где все доступные скиллы надо навешивать на одного лемминга, тем самым превращая игру в нормальную аркаду с единственным супергероем!), а в спешно выпущенном аддоне Oh No! More Lemmings — еще 100. Всего игры серии Lemmings продались тиражом свыше 20 млн копий и были портированы на 21 платформу, не считая неофициальных версий, вариаций на тему ( Lemmings Paintball ) и клонов, где роль леммингов исполняют, например, пингвины. «Лемминги» стали одним из самых популярных и коммерчески успешных сериалов девяностых, хотя в наше время схема раскидывания скиллов по леммингам кажется непростительно запутанной и неуклюжей для казуальной игры.

Из других родившихся в 1991 году сериалов стоит отметить Micro Machines ( Codemasters , первая часть вышла на NES) и Road Rash ( Electronic Arts , первая часть на Sega Genesis). У этих франчайзов много общего: предельно простая идея (соответственно, плоские гонки игрушечных автомобильчиков и нелегальные мотозаезды с цепями и бейсбольными битами), минималистская игровая механика, крайне неохотно поддающаяся переводу в три измерения, зверский многопользовательский режим (у Road Rash — со второй части) и внезапное, как после удара гигантского метеорита, угасание серии в 1998-1999 годах. Подлинная Road Rash сохранилась только в коллекции EA Replay, а призрак настоящих Micro Machines — разве что в трехмерных Micro Machines V4 на PSP… В остальном дорожные воины живут только в наших воспоминаниях и эмуляторах.

Война платформеров

На старте девяностых PC-индустрия не предвещает сюрпризов. Все жанры, которые можно изобрести, уже изобретены; успешная игра должна умещаться на трех флоппи-дисках; двести пятьдесят шесть цветов — это хорошо, но и шестнадцать — тоже вполне терпимо; CD-ROM и SVGA — совершенно ненужные излишества. Самым модным и популярным направлением на PC являются платформеры, а один из самых плодовитых разработчиков подобных игр — знакомая нам id Software.

Джон Кармак программирует, Адриан Кармак рисует, Джон Ромеро и Том Холл придумывают уровни, серию Commander Keen издает Apogee Software , а Dangerous Dave — фирма Softdisk. Только в одном 1991-м у id вышли Commander Keen 4: Secret of the Oracle , Commander Keen 5: The Armageddon Machine , Commander Keen 6: Aliens Ate My Baby Sitter! и Dangerous Dave in the Haunted Mansion. Начиная с четвертой части Commander Keen использует новый движок (задействованы все последние достижения в области анимации, скроллинга, детализации и разрешения картинки) и характерный «псевдоизометрический» (предвестник псевдотрехмерного!) вид на происходящее. Добавлены возможности смотреть вниз и вверх, повисать на карнизах, лазить по трубам и скакать на специальной прыгалке, уровни — водопады, леса, фабрики и космические станции в шестнадцати цветах. Это талантливый, дружественный и безобидный детский платформер, который легко может поспорить с только что вышедшей на SNES игрой Super Mario World — даром что бюджеты и сроки производства у элитной студии Nintendo в разы больше, чем у id Software.

Герой Commander Keen стреляет во врагов из замораживающего бластера, да и то редко — главное тут прыжки и веселье. Тогда как в Dangerous Dave in the Haunted Mansion (сиквел Dangerous Dave, сочиненного Джоном Ромеро под сильным влиянием Super Mario Bros.) персонаж сжимает в руках дробовик, а на него нападают зомби, рассыпающиеся щедрыми кровавыми ошметками. Огромный особняк, два сильных босса, волки, пауки, призраки и слизняки, гениальная механика перезарядки шотгана, бережно сделанные анимации жутких смертей Дэйва, демонстрируемые в отдельном окошечке… Если Commander Keen — это PC-версия Super Mario, то второй Dangerous Dave — скорее бюджетный вариант скролл-шутеров в стиле Contra и, вполне возможно, родоначальник всего жанра survival horror.

Сама Apogee Software под руководством Скотта Миллера и Джорджа Бруссарда тоже активно занимается платформерами. В «мирном» духе выполнена игра Crystal Caves (патронов мало и стрелять не нужно, среди врагов — симпатичные зеленые пришельцы и сороконожки), в боевом — первая часть Duke Nukem. Здесь расстреливать нужно абсолютно все, от камер безопасности до баночек с колой, а главный герой — свирепый краснолицый мужик с ухмылкой и желтыми волосами, умеющий помимо прочего лазить по потолку. Duke Nukem как платформер уникален тем, что уровни там неимоверно растянуты не только вправо и влево, но также вверх и вниз — падать и карабкаться нужно не меньше, чем мчаться по горизонтали, расстреливая и перепрыгивая все на своем пути. В 1993 году вышел сиквел Duke Nukem 2 , в 1996-м — еще один сиквел, а уж про Duke Nukem Forever мы здесь лучше тактично промолчим.

Игра в человечество

Его зовут Сид. В своей жизни он занимался авиасимуляторами ( F-15 Strike Eagle ), симуляторами подводных лодок ( Silent Service ), пиратскими ( Sid Meier’s Pirates! ) и шпионскими ( Covert Action ) играми. В 1990 году у Сида Мейера вышел мудреный симулятор железнодорожного магната Railroad Tycoon (тепло встреченный стратегической общественностью), но ему хотелось сделать нечто большее, нежели игру, имитирующую одну конкретную эпоху, страну или вид человеческой деятельности. Человек широкого круга интересов, Сид Мейер разрабатывает игру, симулирующую цивилизацию.

Такого рода проект уже пытались осуществить в настольной версии (дерево технологий и название Мейер позаимствовал у настольной игры), со сходными идеями носилось несколько PC-разработчиков… Но только Мейер довел дело до конца: в 1991 году вышла Civilization , в заставке которой прозвучали слова «Земля же была безводна и пуста», а посреди грязно-зеленой равнины застыл квадратик первого сетлера.

3000 лет до нашей эры, семь цивилизаций… Гончарное производство, колесо, алфавит, бронзовый и железный века, армии, налоги, наука, дипломатия, экономика, осады, государственные перевороты, чудеса света, деление ядра, космическая программа… и вот внезапно наступает 2100 год и полет к альфе Центавра в качестве высшего достижения человечества. Civilization — игра завораживающая и в высшей степени гуманистическая; только в случае совсем уж безыдейного завоевания мира катапультами вспоминаешь, что в основе это все-таки пошаговая стратегия с городами и юнитами, а не трехмерный виртуальный симулятор пяти тысяч лет человеческой истории.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь