23 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Mass Effect: Открытие

Mass Effect: Открытие - изображение обложка

Жанр: детектив на полставки

Автор: Дрю Карпишин

Издательство: «Азбука-классика»

Тираж: 4000 экземпляров

Твердый переплет, 320 стр.

Обычно сочинять новеллизации фильмов или игр приглашают состоявшихся фантастов, пусть и не хватающих звезд с неба, но профессионалов. Студия BioWare предпочла вырастить игрового фантаста сама — так начинающий дизайнер Дрю Карпишин внезапно переквалифицировался в писателя, когда в 2001 году ему доверили сочинять роман, основанный на событиях Baldur’s Gate 2: Throne of Bhaal.

С тех пор карьера Карпишина уверенно шла в гору. Он успел отметиться практически во всех крупных проектах BioWare и постепенно дорос до должности главного сценариста Mass Effect. Разработчики не скрывали, что возлагают на игру большие надежды, и изо всех сил подогревали интерес к вселенной. Первым шагом стал выпуск романа-приквела, увидевшего свет за полгода до релиза игры (у нас книга вышла на два года позже). Вопросов, кто должен писать роман, не возникало — перо доверили Карпишину.

Если, проходя игру, вы были достаточно общительны, то, конечно, знакомы с самой трагичной страницей в карьере капитана Андерсена. В молодости он пытался стать первым человеком, принятым в элитный отряд спектров (переводчик романа почему-то окрестил последних призраками), но потерпел неудачу из-за подлости своего инопланетного куратора. Именно эта история легла в основу книги, события которой разворачиваются за восемнадцать лет до начала игры.

В «Открытии» Андерсен предстает перед нами совсем молодым офицером, который расследует внезапное исчезновение секретной научной станции Альянса. Естественно, дело оказывается совсем не таким простым, как кажется на первый взгляд: главный герой вскоре обнаруживает, что ввязан в политическую игру Совета Цитадели и человечества.

Тут-то на сцене и возникает незабвенный Сарен. В игре мы видим его уже подлым предателем, пляшущим под дудку безжалостных Жнецов. Но всегда ли он был негодяем и ненавидел людей? Что заставило его изменить Совету? Как он узнал о существовании Повелителя и как вступил с ним в контакт? На все эти вопросы Карпишин отвечает в «Открытии», которое служит прекрасным дополнением и прологом к Mass Effect.

К сожалению, канадцы не учли, что отличный сценарист — отнюдь не то же самое, что хороший писатель. Если называть вещи своими именами, то Дрю — посредственный литератор и может показаться мастером разве что на фоне отечественных графоманов, штампующих примитивные боевики о сталкерах, которым никак не надоест геройствовать на просторах чернобыльской Зоны.

Нет сомнений, что свою работу Карпишин знает на отлично: создает яркие образы героев, умело выкручивает интригу, но… Помните, как в игре в ключевые моменты буквально сносило крышу от режиссуры сцен, операторской работы, игры актеров, озвучки, мимики героев? Талантливый писатель смог бы добиться аналогичного эффекта, воздействуя на нас одним лишь словом. Но Карпишин не писатель, он — сценарист, и, как следствие, без помощи зрелищного видеоряда и звукового сопровождения ему просто не под силу вдохнуть в свое произведение жизнь. Нет сомнений, что та же самая история могла бы стать основой шикарного аддона к Mass Effect. Но вместо этого на полках книжных магазинов появился очередной проходной фантастический детектив, который будет интересен лишь поклонникам игры-первоисточника.

Впрочем, как показывает опыт той же серии S.T.A.L.K.E.R., в игровых новеллизациях читатели ценят вовсе не качество текста, а возможность вновь погрузиться в полюбившийся мир. В этом отношении «Открытие», конечно, даст фору десяткам прочих новеллизаций. Вы узнаете немало новых подробностей о вселенной Mass Effect, с головой окунетесь в политическую жизнь Цитадели и, конечно, выведаете всю подноготную Сарена и Андерсена — не так уж и мало, если разобраться, но нам бы хотелось гораздо большего.

Уже не за горами релиз второй части Mass Effect, и предваряет ее вновь роман Карпишина. В нем писатель-сценарист знакомит игроков со злодеями, которые придут на смену Сарену в сиквеле. В редакции «Азбуки» нам по секрету сообщили, что права на выпуск Mass Effect: Ascension в России уже приобретены. Как знать, может, произойдут сразу два чуда — Карпишин станет писать значительно лучше, а российские игроки смогут познакомиться с литературным прологом Mass Effect 2 прежде, чем вдоль и поперек пройдут саму игру.

Оценка: 3/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь