«Геймер»: новый фильм от создателей «Адреналина»

«Геймер»: новый фильм от создателей «Адреналина»

Игровое кино — «Геймер»: новый фильм от создателей «Адреналина»
«...Как поступили бы вы, уважаемый читатель, если бы аватар вашей любимой MMORPG вдруг запросился на свободу?..»
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Игровое кино
«Геймер»: новый фильм от создателей «Адреналина»

В недалеком будущем создано реалити-шоу — многопользовательский онлайновый шутер Slayers, где на аренах сражаются заключенные-смертники. Это настоящие люди, дистанционно управляемые другими настоящими людьми. Бойца Кэйбла не могут убить вот уже 27 матчей, до окончательной победы и обещанного освобождения остается всего три игры... Но, как часто бывает в фильмах такого рода, Кэйбл хочет бежать.

Как поступили бы вы, уважаемый читатель, если бы аватар вашей любимой MMORPG вдруг запросился на свободу?

Гиперактивность

В обоих «Адреналинах» присутствуют фрагменты, снятые от первого лица. Прием в кино далеко не новый, но никогда еще вид от первого лица не казался настолько уместным.

Фильм «Геймер» от режиссерского дуэта Марка Невелдайна и Брайана Тейлора выходит в российский прокат 10 сентября. Сюжет напоминает одновременно и «Бегущего человека», и «Игру Эндера» — на неокрепшую психику создателей «Адреналинов» и «Геймера» видеоигры оказали самое разрушительное воздействие.

Режиссеры, сценаристы, профессиональные операторы и инженеры-любители Невелдайн и Тейлор начинали с видеоклипов, малобюджетных короткометражек и независимых фильмов. В конце девяностых Марк Невелдайн был в Нью-Йорке актером и каскадером (например, в фильме «Осада» с Брюсом Уиллисом), потом оператором в клипах и пилотном эпизоде телевизионного сериала. Брайан Тейлор занимался спецэффектами (работал над лентой «Человек-мотылек») и интересовался съемкой фильмов на цифровые камеры (экранизировал рассказ Чарльза Буковски «Человек, который любил лифты»). Познакомились они в начале двухтысячных — основали продюсерскую компанию NevTaylor, специализировавшуюся на рекламных роликах и документальных фильмах.

В первом «Адреналине» Чев то и дело берет на себя функции Супер- Марио или Принца Персии... хотя прыгает он немного выше и дальше, чем оба героя компьютерных игр.

В 2006 году на экраны вышел первый полнометражный фильм Невелдайна и Тейлора — «Адреналин» с Джейсоном Стэтхэмом в роли наемного убийцы Чева Челиоса. Ему ввели яд, от которого медленно густеет кровь, и, чтобы избежать остановки сердца, он должен постоянно участвовать в драках, погонях, перестрелках, заниматься публичным сексом и регулярно принимать различные наркотики. Фильм собрал в мировом прокате $43 млн при бюджете в $12 млн, а раздосадованные критики приравнивали его к плохой видеоигре, каким-то образом просочившейся в кинотеатры. И не зря: первая страница сценария «Адреналина» очень подробно описывает игру Pac-Man — процесс пожирания точек, борьбы с призраками... Потом камера должны была отъехать назад, и зритель увидел бы, что пакменовский лабиринт продолжается во все стороны, до бесконечности, и что вместо оригинальной четверки призраков за героем гоняются тысячи привидений.

Годары на роликах

Чев Челиос как герой шутера от третьего лица. Обратите внимание на классический «вид из-за плеча».

В готовом фильме этого пролога нет — зато есть масса других свидетельств того, что режиссеры видят мир как одну большую видеоигру. В открывающих титрах мелькают загрузочные экраны игровых автоматов и таблица рекордов из Robotron: 2084 1982 года выпуска, в мирной жизни Чев выдает себя за игрового разработчика, один из мексиканских бандитов играет в Berzerk (1980), а после заключительных титров показывают стилизацию под старую видеоигру, где пиксельный Чев собирает шприцы и убивает людей из пистолета. И это только прямые отсылки — вдобавок к ним в фильме есть вид от первого лица, точь-в-точь как в шутерах, и характерный аркадный вид сбоку при прыжках по автомобилям и эскалаторам. Искать же сюжетные параллели с играми в фильме, который фактически является полнометражной экранизацией Pac-Man, нам кажется бессмысленным.

Снимали «Адреналин» в лучших традициях французской новой волны и американского экспериментального кинематографа семидесятых годов. Режиссеры брали камеры, выходили со Стэтхэмом на улицы Лос-Анджелеса, он прыгал, Невелдайн снимал крупные планы, Тейлор — общие. Чтобы угнаться за бегущим героем, Невелдайн ездил за ним на роликах, водрузив на спину тридцатикилограммовый рюкзак с аккумуляторами и начинкой для камеры. Технология съемки с роликовых коньков, кстати, изобретена Тейлором и Невелдайном во время съемок рекламы и даже запатентована.

Любой игрок GTA хоть раз в жизни бывал в такой ситуации. А в GTA 4 — и пользовался такими ударами.

Кто бы ни управлял Челиосом в «Адреналине 2», настройки крови он явно выставил на максимум.

Сценарий был написан за четыре с половиной дня: соавторы лишь узнали у знакомых врачей, как яд будет действовать на Челиоса, а в остальном не утруждали себя соображениями реализма и законами драматургии — и просто старались сами не заскучать между сценами. По словам Тейлора, «вот что получается, когда за сочинение сценария к боевику берутся люди с синдромом гиперактивности и дефицита внимания».

Сердце геймера

Невелдайн при исполнении сорежиссерских обязанностей.

В этом году вышел сиквел — «Адреналин 2». Хотя бюджет у фильма увеличился почти в два раза ($20 млн), снимали его на бытовые и полупрофессиональные видеокамеры. Сюжетно вторая часть напоминает видео игру еще больше, чем первая (хотя этого, казалось, невозможно было добиться). В «Адреналине 2» Стэтхэм стоит и ходит как типичный аватар из среднего гангстерского симулятора: опустив руки и слегка наклонив вперед голову. Он пролетает сквозь лобовое стекло, словно Нико Белич из GTA 4, и падает на перила, как виртуальный скейтер из Tony Hawk's Pro Skater. Когда Чев с пистолетом пробирается между контейнерами, все снято именно с той перспективы и с того расстояния, с которых за героем наблюдала бы виртуальная камера в шутере от третьего лица. В ночном клубе играет песня из GTA: Vice City, в открывающих титрах опять показывают пиксель-арт, хирург Дуайт Йокам играет в Mortal Kombat: Shaolin Monks... но главное — персонажу нужно регулярно подзаряжать свое искусственное сердце от внешних источников питания! Чев Челиос из «Адреналина 2» — первый в истории мирового кинематографа герой с лайфбаром.

Невелдайн и Тейлор изобрели концепцию псевдоинтерактивного кино: управлять героем вы не можете, но действие до того похоже на знакомые вам игры, что возникает чувство, будто вы им управляете.

В 2007 году режиссеры в сотрудничестве с Lakeshore Entertainment (независимой кинокомпанией, на деньги которой были сняты оба «Адреналина») взялись за разработку нового проекта под названием «Игра» (Game). Параллельно они занимались «Адреналином 2», подумывали о съемках третьей серии похождений Чева Челиоса (в стереоизображении), собирались режиссировать и писали сценарий вестерна ужасов по мотивам комиксов «Джона Хекс». Съемки «Адреналина 3» сейчас под большим вопросом (вторая часть собрала в мировом прокате всего $30 млн), а с «Джона Хекса» Невелдайн и Тейлор ушли, не поладив с продюсерами, — те почему-то не хотели, чтобы в фильме по комиксам были мерзостные сцены насилия и возрастной рейтинг R. «Игра» после нескольких переименований (первого апреля поговаривали даже о варианте «Гражданин Гейм») превратилась в «Геймера» и является логическим завершением выработанных в «Адреналинах» идей.

По жанру игра Slayers из «Геймера» — это урбанистический тактический FPS с использованием транспорта. Уровни преимущественно открытые.

Если присмотреться, то справа вверху, посередине светящейся красной дорожки, можно увидеть перевернутую надпись — Save Point. Герои только что его прошли. Сейчас будет!..

* * *

За последние годы помимо «Адреналинов» на экраны вышли еще два прекрасных фильма об играх, не являющихся игровыми экранизациями. Это «Пристрели их» (2007) Майкла Дэвиса, где само название цитирует целый жанр shoot 'em up, и ремейк «Смертельной гонки 2000» (2008) Пола Андерсона, очень похожий на «Геймера» и сюжетно, и стилистически. Но новое кино Невелдайна и Тейлора интересно тем, что в повествование введен непосредственно игрок: на постере «Геймера» героическое лицо Джерарда Батлера разваливается на части, и под обломками зритель должен узнать свою собственную бледную физиономию.

Хотя адреналиновцы — не те режиссеры, от которых можно требовать тонких метафор и философских обобщений, их кино поднимает вопросы на уровне кроненберговской «Экзистенции». Могут ли взаимоотношения между игроком и его персонажем быть не рабством, а добровольным партнерством? Чем игрок отличается от того, за кого он играет? Что будет, если игрок и его аватар захотят разных вещей? Ответы «Геймер» обязан дать — пусть даже и нелепые.

Комментарии
Загрузка комментариев