Игра в материале
Блицкриг
?Рейтинг
Игромании
9.5Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Стратегия в реальном времени
Серия: Блицкриг
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть (до 16 игроков)
Разработчик: Nival Interactive
Издатель: cdv Software Entertainment
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 28 марта 2003
Руководство и прохождение по "Blitzkrieg"

Руководство и прохождение по "Blitzkrieg"

Руководства и прохождения — Руководство и прохождение по "Blitzkrieg"
Война — слишком важное дело, чтобы доверять его военным. Жорж Клемансо С давних времен массовое убийство себе подобных является любимейшим занятием человечества. Этим с увлечением занимались много тысяч лет назад, этим занимаются сейчас и будут за
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Руководства и прохождения
Руководство и прохождение по 'Blitzkrieg'

Война — слишком важное дело, чтобы доверять его военным.

Жорж Клемансо

С давних времен массовое убийство себе подобных является любимейшим занятием человечества. Этим с увлечением занимались много тысяч лет назад, этим занимаются сейчас и будут заниматься в будущем. О самых знаменитых эпизодах массовой резни (таких как, например, Вторая мировая война) слагают легенды, песни, снимают фильмы и, конечно же, делают игры.

"Блицкриг", созданный компанией "Нивал", — это военно-историческая игра, которую можно назвать как стратегией, так и варгеймом. В ней вы играете роль командующего батальоном и выполняете тактические задачи в заданном игровом окружении. По традиции вы можете играть за советские войска, за немецкие или за союзников.

Пожалуй, столь достоверной и близкой к реализму (насколько вообще можно говорить о реализме, сравнивая компьютерную игру с реальной войной) стратегии в реальном времени еще не было. Двести единиц скрупулезно воссозданной боевой техники, танки, бронемашины, артиллерия (в том числе зенитные орудия, САУ и реактивные минометы), пехота, бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже бронепоезда. Здесь можно построить окопы и укрыть в них солдат, расставить заграждения и мины. Вся техника воссоздана по документам, и бой происходит так, как он происходил бы в реальности. Создатели игры любят повторять: "Если чего-то не было в жизни, то этого нет и в игре". Например, снаряд Т-34 не может пробить лобовую броню "Тигра" — и, будьте уверены, об этом осведомлены как ваши танкисты, так и танкисты врага. Пулеметчик, исправно поливая огнем пехоту, даже и не подумает открывать огонь по бронетехнике, поскольку это просто бессмысленно.

В боях вам будут присваиваться звания, а после особенно блестяще проведенных миссий вас наградят виртуальной медалью или орденом. Есть в игре и небольшие ролевые элементы — бронетехника и артиллерия, закаляясь в боях, будут крутеть от миссии к миссии, из неопытных юнцов превращаться в ветеранов.

В этом руководстве по игре "Блицкриг" при некоторой настойчивости вы найдете:

- основные принципы игры, в том числе — принципы использования разных родов войск;

- тактические советы и рекомендации;

- анализ различий между техникой разных классов с рекомендациями по применению;

- советы по прохождению некоторых типов случайных миссий.

1. Основные принципы игры

Самолет-разведчик может навести артиллерию на наши, и так небольшие, силы. Помешать постараются два "Харрикейна".

Графические технологии "Блицкрига"

Прежде всего при взгляде на игру внимание на себя обращает характерный подход к пейзажу. Фактически он двухмерен, но ему придан псевдотрехмерный вид с холмами, впадинами и оврагами. Упрощенно говоря, подобный же подход применяется в серии SimСity. Солдаты представлены спрайтами.

Трехмерными моделями представлена вся техника — танки, автомобили, самолеты. Это позволило сделать ее более "живой", точнее передать ее движение и взаимодействие с окружающим пейзажем. Обе технологии сочетаются друг с другом, что позволяет, например, танку достаточно достоверно переваливать через холмик.

Сказывается псевдорельеф и на геймплее. Например, холм закрывает обзор, а крутой холм с обрывом идеально подходит для засады.

Меню игры покажется знакомым любителям исторических стратегий в реальном времени. Слева внизу находятся мини-карта, кнопки управления, индикаторы здоровья боеприпасов и опыта выбранной боевой единицы. Чуть правее находится панель, на которой вы сможете посмотреть на ее характеристики.

Управление отрядами

Вопрос управления всегда важен для каждой стратегической игры. Главные принципы управления в "Блицкриге" стандартны — выделение левой клавишей мыши, действие — по правой клавише мыши. Также можно выделять армию знакомой еще с Dune II и первого Warcraft рамкой. Зажав Shift, можно добавить в выделенную группу еще несколько произвольных бойцов.

Но двигать армию по карте и щелкать по врагам — это, разумеется, еще не все. Нужно отдавать и специфические для каждого рода войск приказы: уметь приказать пехоте лечь на землю или выстроиться в походный порядок, артиллерии — открыть огонь по определенному квадрату, инженерам — построить мост. Разработчики "Блицкрига" подошли к вопросу очень остроумно: они не стали присваивать каждому действию, помимо кнопки на экране, еще и произвольную горячую клавишу, а поступили иначе. Все возможные действия отображены в двенадцати кнопках на экране, расположенных в три ряда и четыре столбца. Каждой кнопке соответствует своя клавиша на клавиатуре компьютера. Используются двенадцать клавиш слева. Они также расположены в три ряда и четыре столбца:

Q W E R

A S D F

Z X C V

Теперь не нужно долго вспоминать, какому действию какая клавиша соответствует. Просто взгляните на экран и найдите соответствующую по положению на клавиатуре клавишу. Затем щелчок правой клавишей мыши — и танк пошел выполнять задание. Буквально через пару миссий клавиши заучатся на память — не придется даже бросать взгляд на экран. Машинально нажимаем Z-A — и снайпер бухнулся на живот. Z-W — и пехота перешла с маршевого построения в атакующей. Z-щелчок — и ваша артиллерия разворачивается и начинает обстреливать заданный квадрат. Все просто.

Скорость игры

Пока разномастная орда танков прочесывает потрепанный артиллерией город, бомбардировщики возвращаются с боевого задания. Осталось взять мост...

Скорость течения времени в игре — это не догма, а параметр изменяемый. Во-первых, в "Блицкриге" есть пауза, в течение которой, как ни в чем ни бывало, можно отдавать указания (это уже давно хороший тон в стратегиях). Во-вторых, скорость игры можно менять в очень широких пределах — от сверхбыстрой до по-черепашьи медленной, нажимая клавиши "+" или "-". В этом смысле игра очень либеральна. Чуть меньше возможностей для настройки скорости игры в мультиплеере, но и там можно сделать ее быстрее или медленнее (правда, настройке время поддается только перед началом игры).

Если игре субъективно кажется, что выдается уж слишком малое количество кадров в секунду, то скорость игры снижается на "единицу" в целях более комфортного сосуществования AI, интерфейса и игрока. Опыт использования крупных карт подсказывает, что во время особенно масштабных сражений даже обладателям сравнительно мощных компьютеров придется либо мириться с периодическим снижением скорости игры, либо уменьшать детализацию.

Что они видят?

Дома, деревья и холмы — это не просто украшения на карте. Кроме того, что они стоят на пути солдат и техники, они по-настоящему ограничивают обзор. Деревья закрывают только узкую полосу позади, зато деревенский дом или амбар позволит спрятать целый танк. Особенно это заметно при использовании снайпера — прежде чем осматривать местность в бинокль, ему надо убедиться, что впереди не маячат закрывающие вид деревья, и обползти их в случае необходимости.

Рельеф также влияет на боевые действия. Находясь в низине, солдат видит намного меньше, чем он видел бы с холма. Это нужно учитывать в обороне, расставляя пушки по возвышенностям. В атаке нужно внимательно следить за занятыми врагом холмами, чтобы вас не заметили раньше, чем нужно.

Особая статья — это овраги. Фактически, это просто холмы с крутыми обрывами (такие были еще на двухмерном пейзаже Age of Empires). Такой рельеф дает очень любопытный оптический эффект: сверху вниз видно все отлично, а снизу вверх — не очень. На этом можно как выиграть, так и погореть: представьте себе удивление наступающих танков, когда их начинают обстреливать неведомо откуда. Только подойдя поближе к незаметному холмику, они замечают на его макушке довольную морду вражеского танка. Если вы поставите свой танк на холм, то вас ждет радость и большая удача. Бороться с такими "спрятанными" танками можно, заходя с тыла, где холм более пологий. Даже если вы выявите засаду с помощью авиаразведки, танки все равно не заметят притаившегося врага.

Как они передвигаются?

Тяжелые бомбардировщики Пе-8 сменят со временем и устаревшие фанерные ТБ-3, и мелкий пикирующий Пе-2.

Различные типы местности вносят свои коррективы в скорость передвижения танков, солдат и автомобилей. По рекам и болотам передвигаться нельзя вообще. В лесу танки чувствуют себя неуютно и вынуждены объезжать деревья. Пашня и глубокий снег заставят транспорт (особенно колесный) сильно замедлиться. Дороги очень удобны для передвижения, но опасность засад приводит к тому, что приходится разведывать обстановку перед тем, как пользоваться дорогой. Планируя операции, необходимо все это учитывать.

Склады

Склады "Блицкрига" — это абсолютно новая концепция в стратегиях. В каждой миссии, на каждой карте присутствуют несколько складов — больших и маленьких. Они неуничтожимы — даже если огонь артиллерии раздолбает мелкий склад вдребезги, его легко можно починить. Крупный склад лечится сам, и с большим успехом.

Для чего они нужны? Для снабжения, конечно. Что будет делать "Катюша" после залпа? Позовет автомобиль снабжения. Как починить полусломанную пушку? Надо звать инженеров. Но и те, и другие не могут бесконечно раздавать боеприпасы и чинить технику. У инженеров заканчиваются некие абстрактные "запчасти", а снабженцы, конечно, нуждаются в восполнении груза. За всем этим они едут на склад. Там из машин выходят двое хмурых солдат и начинают загружать автомобили снова. И опять будет "Катюша" стрелять, снова поедет вперед подбитый танк.

На складе никогда не заканчиваются ни боеприпасы, ни запчасти. Почему так? Просто молчаливо предполагается, что на склад приходят пополнения из тыла. Склады можно захватывать — захваченный склад безо всяких условий переходит к победителю (чем-то это отдаленно напоминает концептуальную игру про роботов "Z"). Отвоевав у врага полевой (как раз маленький) склад, вы можете пользоваться им там, где он находится, не гоняя каждый раз снабженцев и инженеров через полкарты к главному складу. Кроме того, потеряв все склады, враг вскоре может лишиться снарядов.

Интересный факт: в ходе разработки игры предполагалось, что потеря складов будет отрицательно сказываться на боевом духе врага. Потом решили, что боевой дух все равно не влияет на начальную скорость снарядов, а по лицам пехоты все равно ничего не разобрать. Идею убрали.

Ролевые элементы и звания

Под вашим началом с самой первой миссии находятся несколько единиц артиллерии и бронетехники. Образно говоря, это ваши люди — они пройдут с вами до самого последнего эпизода кампании, набирая опыт и из новичков превращаясь в ветеранов. В миссиях будут не только они — на каждую миссию вам будут придаваться дополнительные силы, но в следующую миссию они не перейдут.

Конечно, если вашего человека убьют, то с ним потеряется часть его опыта, и пришедший на смену новобранец будет иметь меньший на единицу уровень. Как раз поэтому нежелательно разбрасываться опытными людьми. Именно людьми, поскольку они никак не привязаны к технике. Человека можно пересадить с одного танка на другой или с одной пушки на другую (с танка на пушку пересадить нельзя).

Уничтожая врагов, ваши люди приобретают опыт. Как только "экспа" достигает определенного предела, происходит подъем "уровня" (визуально при этом боевая единица на мгновение вспыхивает ярким белым цветом).

Всего уровней четыре. С ростом уровня возрастают скорость передвижения, скорость перезарядки, скорость наведения на цель, дальность и точность стрельбы. Реалистичность, однако, и здесь пустила свои корни. По сравнению с танком первого уровня, танк четвертого уровня двигается лишь на десять процентов быстрее, а стреляет на пять процентов точнее и дальше. Получается, что прокачка вашей армии не является чем-то ключевым, и получить через несколько миссий "юберзольдатен" вы не сможете.

После особенно удачно выполненных заданий, после успешного прохождения важных исторических миссий вы можете получить медаль или орден. Они всегда будут доступны для обозрения в окне вашей статистики, но, говоря откровенно, медаль — это лишь красивая картинка.

Другое дело — звания. Их вы получаете за уничтожение врагов, а также успешное и эффективное выполнение заданий. Звания — не просто звезда на виртуальном погоне. Это еще и количество танков и артиллерии под вашим управлением. Например, у полковника под контролем вдвое больше танков и пушек, чем у майора. Майором вы начинаете кампанию. Не сильно напрягаясь, вы можете стать полковником уже к середине кампании. Всего в игре существует восемь званий, и полковник — не самое высокое из них.

Учтите, тем не менее, что движение вверх по карьерной лестнице вовсе не гарантируется: бездарно проведенная операция вполне может стоить вам понижения.

Система игровых званий открывает уникальные возможности для прокачки себя любимого в побочных миссиях. О них стоит поговорить особо.

Побочные и исторические миссии

Штурмовики Ил-10 любезно согласились разбить для нас вражеские танки. Наши танки, впрочем, дали маху - сейчас они наскочат на минное поле и на злых бюргеров в окопах.

В кампании есть порядка десяти эпизодов или, как их здесь называют, глав. Каждая глава содержит одну историческую миссию и неограниченное количество побочных. Перейти в следующий эпизод можно, только выполнив историческое задание. Можно и не переходить, дальше продолжая выполнять побочные. Взяться за историческую миссию можно, если пройти как минимум одну побочную (рекомендуется пройти больше, чем одну).

Почему побочные задания являются бесконечными? Просто они генерируются игрой на ходу случайным образом. Меняется карта, состав войск, количество противника, сложность задания. Также меняется сама формулировка задания. Всего типов заданий около дюжины, и в третьем разделе руководства я расскажу о том, по каким принципам стоит выполнять некоторые из них.

У игрока может возникнуть соблазн поскорее пройти кампанию, не обращая внимания на побочные миссии и выполняя их по одной только для того, чтобы получать доступ к исторической. Это неправильный подход. Побочные миссии нужны для "прокачки". Во-первых, для прокачки лично игрока, то есть для приобретения драгоценного опыта обращения с войсками. Во-вторых, для прокачки самих войск: ветераны обладают, пусть и небольшим, но преимуществом. В-третьих, это необходимо для получения новых званий и увеличения размеров вашей армии.

Но и это еще не все. За каждую случайное задание, в зависимости от его сложности, назначается приз: возможность поменять один свой танковый или артиллерийский объект на более продвинутый (при этом, конечно, "ветеранство" вашего человека остается при вас, меняется только сама пушка или танк). Это — единственный способ получить в свое распоряжение мощную и современную армию намного раньше, чем соответствующие продвинутые технические новинки поступят в ваше распоряжение, когда вы сможете обменять устаревшие танки на более модные.

Каждое случайное задание является сложным или не очень. Оценка сложности задания сразу вам сообщается. Всего бывает три вида сложности: "полегче", "нормальный" и "потруднее". Любители халявы могут выбрать легкий путь, а те, кто хочет получить высококлассную технику, будут выбирать трудные задания.

Проанализировав основные типы и "подлянки" отдельных видов заданий, вы будете щелкать побочные миссии как орешки, и единственной проблемой может стать технический прогресс у противника.

2. Тактические советы и рекомендации

Танки

Так выглядят наши позиции в бою за пригороды Берлина. Выглядят красиво, но стоит нам шевельнуться, как немецкие гаубицы превратят все это в хаос.

Танк в "Блицкриге" — всему голова. Танки одинаково эффективны как в наступлении, так и в обороне. Броня защищает танки от вражеского огня, а пушки делают жизнь противника невыносимой. Тот факт, что победу вы будете добывать с помощью этих железных монстров, надеюсь, не вызывает особых сомнений.

С другой стороны, танк танку рознь. В самом начале каждой кампании вы будете пользоваться танкетками и мелкими бронемашинами, которые взрываются просто от недоброго взгляда в их сторону. Даже несмотря на то, что против них будут использоваться не очень мощные пушки, придется легкие танки беречь, холить, лелеять и водить в бой только на разведанную местность. Как можно скорее необходимо набирать более современную бронетехнику, для этого выполняйте побочные миссии, в которых призом является свежий танк. Обычно такие задания помечены как "трудные", но это и к лучшему — больше опыта приобретете.

Каждый вид техники в игре "Блицкриг" обладает более чем полусотней различных параметров. Из них игрок видит только несколько: в частности, для танков это броня (четыре разных толщины брони на одной машине: фронтальная, тыловая, бортовая и верхняя), количество выстрелов, абстрактные мощность и бронепробиваемость одного выстрела. Кроме этого, вы сможете на глазок оценить скорострельность танка и скорость его передвижения.

Несмотря на то, что броня (когда хоть какая-то вообще есть) неплохо защищает танк, просто бросать его в атаку не следует. Злейшие враги танка — артиллерия и другие танки — могут запросто оставить вас без ценной боевой единицы.

Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: какие танки лучше использовать в "Блицкриге"? Однозначно — чем тяжелее, тем лучше. Это логически вытекает из самого принципа ограниченности ваших боевых средств. Если у вас есть пять танков, то пусть это будет пять тяжелых танков, а не пять легких. Тяжелые танки лучше защищены, они, как правило, обладают более мощными пушками, поэтому в случайных миссиях следует по возможности выбирать те, что дают вам новый, более мощный танк. Да, такие тяжелые машины более неповоротливы, но броня и мощное вооружение сводят на нет этот недостаток.

Легкие танки и танкетки

Такие танки надо беречь всеми силами и использовать только против пехоты. Упаси вас боже наткнуться на пушку, используя легкие танки: если вы сразу не вынесете ее, то риск потерять машину велик. Если пушек больше, то лучше отведите танки назад и атакуйте артиллерию пехотинцами. Встреча с вражескими танками также может не пройти для легких танков даром — если не сорванная башня, то заикание почти гарантировано. Если вы обладаете только легкими танками, то разведка приобретает для вас просто жизненную важность. В случае, когда в основном составе вы обладаете уже неплохими средними танками, но вам на миссию придали какой-нибудь Т-26 или бронеавтомобиль, то просто оставьте его на базе — легкий танк принесет вам больше хлопот и тревог за его тонкую шкуру, чем пользы.

Средние танки

Средние танки уже можно использовать чуть наглее. Вряд ли пушка уничтожит средний танк с первого попадания, а товарищ всегда придет на помощь. Здесь можно уже рисковать встречаться с вражескими танками — если их мало, а вас много.

Тяжелые танки

Тяжелые танки — это не панацея от всех болезней. Даже их вполне можно уничтожить — было бы желание. Но именно они позволят вам чуть-чуть расслабиться и не так сильно опасаться потерять прокачанного персонажа. Тяжелые танки неплохо чувствуют себя как в атаке, так и в обороне. Еще они быстро растут в уровне. Тяжелые танки — наш выбор.

Советы по использованию танков

- Танк стреляет дальше, чем видит. Поэтому лучше не направлять его во тьму тумана войны, а с помощью снайпера или офицера смотреть, что находится впереди.

- Ни в коем случае не подъезжайте на танке близко к окопам врага — очень просто получить связку гранат под гусеницу. По той же самой причине не подпускайте пехоту врага к танку, сдавая назад в случае необходимости.

- Всегда используйте танки всей кучей — это называется "танковый кулак". Действие такого "кулака" намного эффективнее, чем действие "ладонью".

- Не бросайте в бой танки гуськом. Пусть они идут цепью, не слишком близко, но и не слишком далеко друг от друга. Тогда врагу будет сложнее целиться, а оказавшийся рядом с попавшим в беду танком товарищ сможет оказать помощь.

- Пусть Ctrl станет вашей любимой клавишей. Отправив танки куда-либо, зажав Ctrl, вы приказываете им двигаться в боевой готовности, сражаясь с врагом по мере необходимости. Нет ничего печальнее, чем группа танков, упорно пытающаяся достичь точки назначения под яростным огнем врага, — а все из-за того, что кто-то забыл, щелкая мышкой, зажать Ctrl.

- Поврежденные танки немедленно выводите из боя. Не стоит сразу щелчком отправлять их в тыл: дело в том, что часто танк, направляясь далеко, разворачивается в ту сторону — развернувшись в самом разгаре боя, он весьма некстати подставит под вражеский огонь малозащищенный тыл. Вместо этого прикажите танку отправиться на пару метров назад — здесь он не будет разворачиваться, а использует задний ход. Понемногу, таким же макаром, выведите танк из гущи сражения и уже со спокойной душой отправляйте тупую железяку лечиться.

- Чтобы освободить проход для танков в лесу, можно просто расстрелять мешающие деревья. При минимуме хлопот и минимальном расходе снарядов получаем широкую просеку.

- Слушайте карту. Шум двигателей выдает передвижение танков, поэтому, прислушиваясь, легко определить, когда в вашу сторону отправляются атакующие силы врага.

Артиллерия

Перед нами святая святых - оценка вышестоящими органами моих командирских навыков. Хуже всего дела обстоят со снабжением и воспитанием. Утешает лишь то, что чувство долга зашкаливает.

Артиллерию недаром называют "богом войны". Если вы обладаете инициативой в бою, то с помощью дальнобойной артиллерии вы сможете привести силы врага в такое состояние, при котором он не сможет оказывать сколь-нибудь серьезное сопротивление вашим танкам. С другой стороны, полевая противотанковая артиллерия очень полезна в обороне: расставьте и вкопайте несколько пушек перед наступлением противника — они неплохо сдержат первую волну наступающих. Разумеется, исход встречи пушки с танком зависит от класса обоих. Легкая пушка вряд ли что сможет сделать с тяжелобронированным танком, а тяжелое противотанковое орудие отправит легкий танк в металлолом с первого же выстрела. Очень многое зависит от типа снаряда, толщины и наклона брони, нескольких случайных модификаторов.

Полевая артиллерия и танки

Применять пушки против пехоты неэффективно. А насколько хорошо работает полевая артиллерия против танков? Если говорить об абстрактных сферических пушках в вакууме, то в среднем танк выдерживает четыре-пять попаданий из пушки. Пушка гораздо хлипче: уже одно-два попадания либо полностью уничтожают расчет пушки, либо разрушают само орудие. Поэтому пушки нельзя использовать поодиночке, их надо ставить в ряд, и только тогда они смогут оказать хоть какое-то противодействие наступающим танкам. Вряд ли нужно упоминать о том, что выстрел в борт танка намного выгоднее выстрела в лоб. Если расчет пушки убит, но сама она еще дышит, то с помощью "клонирующей машины" (о ней — ниже) или находящейся неподалеку пехоты можно восполнить потери. Плотность артиллерийского огня также имеет большое значение, поэтому я рекомендую в оборонительных миссиях ликвидировать эшелонирование обороны, подкатывая стоящие поодаль пушки к переднему краю, чтобы танк сразу же при появлении в зоне видимости попал под огонь максимального количества орудий. Всегда смотрите, куда нацелена пушка, потому что для ее поворота нужно время, а его очень часто бывает мало. Запомните сочетание клавиш Alt-R и всегда применяйте его, когда хотите узнать, как далеко может выстрелить ваша пушка в нужном направлении.

Гаубицы — настоящие боги "Блицкрига"

Гаубицы обладают очень ценным свойством: они могут стрелять очень далеко, посылая снаряд по баллистической траектории. Если у вас есть снайпер-разведчик для наводки гаубиц на вражеские позиции и взвод этих чудесных артиллерийских созданий, то победа у вас почти в кармане. Правда, враг вполне может прибегнуть к контрбатарейной борьбе, используя свои гаубицы для подавления ваших. Он будет ориентироваться по звуку (это называется "использовать данные звукометрической разведки") и с каждым вашим выстрелом все точнее будет отвечать огнем на огонь. Это неприятно, поэтому перед тем, как начать утюжить позиции врага, необходимо подавить его собственные батареи. Если они все же заговорили, то не стоит рисковать и пытаться подавить их, ориентируясь по оранжевым кругам, расходящимся в месте предполагаемого расположения вражеских батарей (пусть они даже и становятся со временем точнее). Нужно немедленно прицепить гаубицы к тягачам и покинуть опасную территорию.

Бороться с батареями противника можно несколькими способами. Самый очевидный — подавление батарей с помощью своей артиллерии. Но это игра на везение. Можно после выявления примерного местоположения батарей противника использовать бомбежку или атаку с воздуха. Этому могут помешать вражеские истребители или зенитные орудия. Самый правильный и аккуратный способ — послать на разведку снайпера, выявить расположение всей артиллерии, а потом с убийственной точностью ударить по ним огнем своих гаубиц. Иногда, впрочем, не срабатывает и он — если местность перед батареями кишит противником, и снайперу никак не проползти незамеченным. В самом крайнем случае можно попробовать сбросить на пушки врага десант, но если до батарей долетит десантный самолет, то не проще ли использовать штурмовики?

Гаубицы можно пристрелять по определенному квадрату — в этом случае они будут автоматически стрелять, когда увидят в зоне пристрелки врага (в этом им, разумеется, поможет разведка). Зону пристрелки можно увидеть, нажав комбинацию клавиш Ctrl-R. А вот заградительный огонь в "Блицкриге" не очень эффективен — слишком быстро атакующие преодолевают простреливаемый участок, поэтому в обороне роль дальнобойной артиллерии сводится, главным образом, к подавлению вражеских батарей и долбежке посторонних объектов.

Взрывы снарядов дальнобойной артиллерии очень хорошо разрушают дома, доты и дзоты. Опытных артиллеристов можно использовать для уничтожения пехоты (естественно, при наличии наводчика рядом). Неплохо бить артиллерией и пушки. А вот с танками дело обстоит не так хорошо — чтобы уничтожить тяжелый танк противника, приходится сосредоточивать на пятачке огонь сразу целой батареи, но все равно танк продолжает нагло стоять посреди изрытой разрывами земли. Однако немного терпения — и фугасный снаряд уничтожит танк прямым попаданием.

"Катюша" — как много в этом...

Реактивные минометы, ласково прозванные в народе "Катюшами", представлены в русской армии "Блицкрига" тремя различными видами: стандартный (шестнадцать мин в боекомплекте), облегченный (меньше поражение, но больше снарядов), утяжеленный (меньше снарядов, но каждый из них взрывается серьезнее).

Для начала стоит сказать, что у реактивных минометов не очень большой радиус действия — максимальное расстояние полета мин примерно в два-три раза меньше, чем расстояние действия гаубиц. Поэтому зачастую приходится подводить "Катюши" вплотную к линии фронта — удобно то, что они двигаются самостоятельно и не нуждаются в тягаче. За несколько секунд "Катюша" выпускает весь свой боезапас. Теперь есть только две возможности для его восполнения: увести машины в тыл и там натравить на нее машины снабжения или подвести снабженцев прямо к линии фронта. В целях безопасности рекомендую делать первое.

Танки ИС-2 под прикрытием штурмовиков вышли в тыл немецких позиций и методично уничтожают пехоту в траншеях.

Но с "Катюшей" все ясно, а что тем временем сделалось с врагом? Ему стало хуже, однозначно. Мины не ложатся в одну точку, а разлетаются по площади примерно в четверть экрана. Не скажу, что они полностью опустошают эту четверть экрана, но ряды пехоты, оказавшейся в плохое время в плохом месте, сильно поредеют, если только пехота не пряталась в траншеях — в этом случае она недосчитается лишь одного-двоих. Плохо станет и пушкам/минометам. Автомобили и легкие бронемашины врага также имеют все шансы пострадать, попав под огонь. С танками все обстоит не так радужно: средний танк, уничтоженный залпом "Катюши", — это большая удача. Тяжелый танк уничтожить залпом практически невозможно.

Вывод прост: используйте реактивные минометы лишь по скоплениям пехоты, артиллерии и легкой техники врага. Против тяжелой бронетехники существуют другие средства борьбы.

В армиях немцев и союзников также есть реактивные минометы, но основные принципы их применения остаются такими же. Обычные минометы — это совершенно другой класс артиллерии.

1 2 3 4 5 6 Все
Комментарии
Загрузка комментариев