Игра в материале
Черные бушлаты
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия
Разработчик: СофтКлаб
Издатель: СофтКлаб
Дата выхода в России: 14 августа 2009
Черные бушлаты

Черные бушлаты

Вердикт — Черные бушлаты
«…Зорич наполнил исторические миссии и реальные ситуации деталями, от которых каждый ваш шаг тут пропитан драмой, динамикой и массовым, рядовым героизмом простых ребят — будь то отчаянный прыжок под вражеский танк с гранатой в руке или попытка прорваться
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Черные бушлаты

Фантаст Александр Зорич в основном известен благодаря приключениям одного молодого инквизитора в составе отряда «Голубой лосось» и романам про покорение галактики Российской империей. Но периодически он остужает свое горящее воображение и меняет фэнтези на хронику Великой Отечественной. Именно Яна Боцман и Дмитрий Гордевский, скрывающиеся под псевдонимом Александр Зорич, были в числе сценаристов «В тылу врага». А теперь вот написали сценарий для военно-исторической стратегии «Черные бушлаты», которая на первый взгляд кажется очередным дополнением ко второй части «В тылу врага» (благо и движок, и авторы те же), но по духу уже больше похожа на масштабную RTS, а не на камерную тактику в стиле Commandos.

Черные бушлаты героев

«Черные бушлаты» любят делать барбекю из фашистов, предварительно доведя врага до кипения.

На этот раз внимание Зорича привлекли мало известные широкой публике события, разворачивавшиеся на берегу Черного моря в 1941-1945 годах. Оборона Одессы, Малой Земли и Севастополя, высадка десанта под Феодосией и Новороссийском, захват румынских портов — в этих сражениях главную роль играли воспетые Владимиром Высоцким «черные бушлаты», наш рабоче-крестьянский ответ их «морским котикам», а в битве за Малую Землю лично участвовал Леонид Ильич Брежнев. Так что колорита хватает. «Черные бушлаты» (так морпехов Красного флота прозвали за цвет форменной одежды) активно десантируются с моря на захваченные румынами и итальянцами берега, радостно используют по назначению боевые катера и артиллерийские баржи, с видимым удовольствием поджаривают фашистов всех национальностей с помощью коктейля Молотова и огнеметов. А в одной миссии с пониманием уступают место полковнику Брежневу…

Единого сюжета нет: нам предлагают более двух десятков миссий, объединенных в шесть мини-кампаний. Зато сохранена историческая последовательность событий (начинаем войну под Одессой в 1941-м, потом идем в Крым, на Кавказ, обратно на Южную Украину, а в финале, в 1944 году, возвращаем румынам должок на их же территории), а многие миссии взаимосвязаны и объединены общими героями.

По мере прохождения кампаний в энциклопедии становятся доступны мемуары и воспоминания ветеранов. Из них вы, например, узнаете о том, как бегущая одесская пехота грабила собственные винные склады.

«Герой» — ключевое для этой игры понятие. Каждая миссия в «Черных бушлатах» — это как мощнейшей эмоциональной силы видеоряд к словам Владимира Высоцкого: «Землю тянем зубами за стебли, на себя, под себя, от себя!» Врагов много, и они занимают выгодные тактические позиции, с которых «черные бушлаты» их буквально выдавливают собственными трупами и кровью. А выдавив, обнаруживают, что с минуты на минуты сюда подойдет вражеское подкрепление с тяжелой бронетехникой, и этим пятерым израненным морпехам предстоит какое-то время вгрызаться в землю, дожидаясь подхода своих. Такие ситуации здесь сплошь и рядом. Даже простой отход к точке эвакуации после благополучно выполненного задания превращается в маленькую драму. Зорич наполнил исторические миссии и реальные ситуации деталями, от которых каждый ваш шаг тут пропитан драмой, динамикой и массовым, рядовым героизмом простых ребят — будь то отчаянный прыжок под вражеский танк с гранатой в руке или попытка прорваться через поле боя на грузовике с ранеными.

Оценили масштаб трагедии

Искусство сжигания всего и вся на уровне от одного возгорания (фирменное свойство серии «В тылу врага») здесь доведено до совершенства.

Ощущения эти тем острее, что авторы моделируют масштабные сражения и не стесняются выдавать в наше распоряжение сразу несколько десятков бойцов. И за время одной миссии большинство из них погибнет именно геройской смертью: такой уж тут накал событий и такова отчаянность нашего положения. Поэтому бойцы не переходят из миссии в миссию, как в дилогии «В тылу врага». При подобных масштабах морпехи приравнены к расходному материалу, но назвать их «пушечным мясом» язык не поворачивается: ребят, изрешетивших из трофейной гаубицы десяток единиц вражеской техники, прежде чем их буквально раздавили неожиданно подошедшие румынские подкрепления, вы будете помнить долго.

Масштаб — главное, что отличает «Черные бушлаты» от обеих частей «В тылу врага». Формально это все та же вторая часть, сделанная теми же авторами на том же движке: сюда переехали фирменный интерфейс, честная физика, ошеломительная разрушаемость окружения и возможность лично нянькаться с каждым бойцом, рассовывая трофеи по его карманам. Ну и конечно, на месте два главных кита: система контуров-укрытий (наведя курсор на стену или остов танка, вы увидите, как бойцы расположатся за ними) и возможность в любой момент времени взять прямое управление выделенным юнитом.

Захват техники имеет особое значение, и для этого частенько приходится совершать хитрые обходные маневры.

Вроде все то же самое, но масштаб и сумасшедшая динамика дарят совершенно другие ощущения. Тон задает самая первая миссия — высадка советского десанта под Одессой. Три отряда, почти три десятка ваших бойцов в черных бушлатах, залегли перед неприступными, казалось бы, редутами румынских укреплений, утыканными станковыми пулеметами, зенитками и пушками, как летняя Турция — русским средним классом. Этот наш черноморский ответ «их Нормандии» выбивает почву из-под ног и заставляет забыть многие годами выработанные «ВТВ»-рефлексы. Сюсюканье с каждым бойцом и сбор трофеев отходят на второй план, а на первый выходит необходимость слаженных действий нескольких отрядов — прикрывающих друг друга, ведущих подавляющий огонь, пока кто-то обходит укрепления с фланга или отчаянно ползет к раскаленному станковому пулемету с гранатой или огнеметом. И в такой ситуации особенно остро ощущаешь, что игре не хватает полноценной тактической паузы. Равно как и концентрации: авторы, словно не ведая своего счастья, частенько разбавляют масштабные морские миссии диверсионными операциями в тылу врага, а этим многие уже насытились в многочисленных дополнениях к серии «ВТВ».

Зато пресытившимся дают попробовать на вкус совершенно уникальную технику: румынские танки R-1 и R-2, тяжелый французский танк B-1bis, 75-мм орудия Шнейдера, штурмовые гаубицы StuG. III, пехотные орудия leIG.18, советские плавающие танки Т-38, чешские танки Pz.38(t), быстроходные десантные баржи MFP, немецкие торпедные катера S-100.

* * *

Не все, конечно, гладко. Кто-то, вооружившись справочником и личным опытом, усомнится в реалистичности поведения того или иного вида оружия или техники, кто-то останется недоволен озвучкой (качественной актерской работы и правда маловато!), кто-то пожурит ИИ: морпехи по глупости могут стать жертвой собственного огнемета, а враги, впустую израсходовав противотанковые гранаты, готовы часами молча медитировать на наш танк, мешающий грязь в паре метров от них. Но динамика, помноженная на масштаб и отчаянный героизм людей, устилавших собственными телами путь к победе, с лихвой компенсирует все недостатки.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей 8

Графика 8

Звук и музыка 6

Интерфейс и управление 7

Дождались? «В тылу врага 2», которой сделали инъекцию адреналина, после чего выпустили на черноморские просторы.

Рейтинг «Мании»: 7.5

«Хорошо»

Комментарии
Загрузка комментариев