25 сентября 2009
Обновлено 17.05.2023

Дорожная история. Тестирование игровых рулей

Дорожная история. Тестирование игровых рулей - изображение обложка

Признайтесь, что, запустив раз в год какой-нибудь новый автосимулятор, многие из нас сдаются без боя и вешают лапки, протянув в оправдание что-то вроде: «Ну-у-у, без хорошего руля играть в это все равно невозможно». А поскольку покупка контроллера по цене неплохого монитора вашим бюджетом не предусмотрена, полноценное знакомство с удивительным миром автоспорта опять откладывается на неопределенный срок. Известно, что хороший руль с обратной отдачей и оптическим резистором (считывающем повороты руля) меньше чем за $300 не купишь, а связываться с более дешевыми моделями — себе дороже. Изменилась ли эта аксиома с появлением на рынке свежих представителей бюджетного сегмента?

Однако, прежде чем сравнивать игровые баранки между собой, давайте вспомним теорию, как устроены игровые рули и на что нужно обратить внимание при покупке, чтобы не попасть впросак.

В яблочко!

Самый главный параметр любого игрового контроллера, будь то джойстик, геймпад или руль, — это точность позиционирования, то есть то, насколько правильно понимает устройство движения ваших рук и насколько корректную информацию оно передает игровому процессору. Каждый производитель игрового контроллера сложнее кнопки сталкивается с двумя проблемами: нелинейностью сигнала и ступенчатостью его обработки.

Для тех, кто забыл школьный курс математики, напомним: нелинейность — это отсутствие линейной зависимости одного параметра от другого. То есть в линейной системе вы вводите цифру «пять» — и получаете цифру «пять» на выходе, а в нелинейной эта самая пятерка превращается в длинное число со множеством нулей и знаков после запятой. На практике это выглядит так: крутите вы руль, скажем, на три градуса, а система почему-то считает, что вы его отклонили на все 10°, и рассказывает об этом компьютеру, и наоборот. Понятно, что происходит в этот момент на экране — ваша виртуальная машина едет совсем не туда, куда нужно, и вам, как пилоту, приходится действовать наугад.

Нелинейностью страдают абсолютно все игровые контроллеры, в чьи обязанности входит просчет угла отклонения, — и автомобильные рули, и авиационные джойстики, и консольные геймпады. Более того, производители этих устройств об этом знают и даже умеют бороться с проблемой — правда, порой довольно странными способами. Собственно нелинейность бывает всего трех типов — А (когда все на самом деле линейно; редкий вид), B (когда на малых углах отклонения контроллер прибавляет ко входящему сигналу большую цифру, а на больших — маленькую) и C (когда все ровно наоборот). Так вот, для того чтобы «распрямить» кривую B или C, на контроллеры обычно ставят регуляторы чувствительности — механические лапки для резисторов и источники электричества для магнитных датчиков. Идеальной линейности ни те, ни другие не обеспечивают, но какая-то поправка в вычисления все же вносится.

Считаем до 270

Вторая проблема точности датчиков — ступенчатость — связана с разрядностью контроллера. Все-таки как ни крути, а какой-нибудь восьмибитный контроллер не может просчитать больше чем 256 шагов. Поэтому любая красивая кривая на графике на самом деле всегда состоит из ступенек — и от того, как много будет этих ступенек, напрямую зависит степень гладкости и непрерывности кривой. Самые «большие» контроллеры, которые используются в игровых манипуляторах сегодня, — 12-битные, это 4096 шагов. Такой разрядности с головой хватает и для рулей, и для джойстиков, но ставят их только в дорогие модели. Бюджетным же достается максимум 10 бит, то есть 1024 шага, — это примерно три шага на 1 градус поворота руля (270°). Не самая высокая точность, с такой разве что в аркадные гонки можно играть.

Некоторые контроллеры пытаются побеждать ступенчатость дополнительными вычислениями — то есть, грубо говоря, добавляют «виртуальные шаги», дробя на мелкие кусочки те единицы, которые у них есть. В принципе, эта система работает (и замечательно эмулирует гидроусиление рулей, например) — но на маленьких градусах часто дает очень серьезные погрешности. С этой проблемой, в свою очередь, борются с помощью другой «деревянной ноги» — введением мертвых зон, то есть участков, на которых отклонение угла джойстика просто не считается. Тот же прием используется для борьбы с ложными сигналами резисторных контроллеров.

На вкус и цвет

Сегодня на рынке, по сути, существует всего три типа рулей: резисторные, оптические и магнитные. Первые, как нетрудно догадаться, основаны на резисторах (они же потенциометры) — пассивных элементах электрических сетей, измеряющих разницу напряжения на разных ее участках. Тут все работает предельно просто: вы крутите руль, руль толкает при движении специальную лапку, которая скользит по специальной резисторной дуге, намазанной электролитом, и изменяет напряжение на ней. Катушка, стоящая в центре дуги, измеряет это самое напряжение и передает результаты на специальную микросхему, где полученные цифры переводят в градусы отклонения. Резистор — устройство простое, дешевое и удобное, поэтому его применяют практически во всех бюджетных решениях. Единственный минус такой системы в том, что, как только электролит высыхает или стирается, измерения катушки начинают сильно врать и играть становится невозможно.

Второй тип датчиков, использующихся в рулях, — оптический. Конструкция эта довольно-таки громоздкая, зато чрезвычайно надежная: производитель просто делает копию рулевого колеса (примерно в полтора меньшую) и пробивает в ней по краю множество дырок — чем больше, тем лучше. Диск этот вертится одновременно с рулевым колесом, и специальный фотоэлемент считает, сколько дырок перед ним прошло, — таким образом и высчитывается количество градусов, на которое вы повернули руль. У такой конструкции есть только один недостаток: она очень шумная. Дело в том, что, в отличие от резистора, у оптического датчика нет никакого точного «центра», начальной точки, от которой можно начать считать дырки. Поэтому каждый раз при запуске руль автоматически калибруется: встроенный мотор сначала поворачивает его до упора в одну сторону, потом в другую, делит насчитанное количество отверстий ровно пополам и таким образом определяет точку отсчета, в которую руль будет возвращаться автоматически после каждого поворота. Весь процесс занимает 1,5-3 минуты и владельцем руля никак не контролируется.

Третий тип датчиков — магнитный. С инженерной точки зрения это самые интересные рули: они еще более долгоживущие, чем оптические, и при правильном расположении датчика способны показывать еще большую точность. Кроме того, если количество градусов, на которое можно провернуть оптический руль, ограничивается количеством отверстий на его диске, то с магнитными датчиками такой проблемы нет — верти сколько хочешь, лишь бы микросхема все правильно считала.

Самые распространенные магнитные рули сделаны на основе датчиков Холла: там два магнита закреплены на специальных лапках, и при повороте рулевого колеса они сближаются или удаляются друг от друга, в то время как катушка меряет напряженность магнитного поля. Эта система работает довольно-таки стабильно, но она не способна просчитывать повороты на малое количество градусов — когда магниты находятся слишком близко друг к другу, магнитное поле искажается. Эту проблему удалось решить изобретателям магниторезисторов — в их рулях принимающий магнит всего один, и вертится он вокруг своей оси вместе с рулем, как оптический диск. При этом, поскольку ось намагничивания проходит не вдоль магнитного диска, а поперек него, разница напряжения магнитного поля отлично просчитывается даже при малых градусах отклонения.

Обратная связь

Force feedback, или, по-русски, обратная связь, — это вещь, без которой представить современный игровой руль уже практически невозможно. Мы обязаны ее появлением оптическим рулям: для того чтобы калибровать руль перед игрой, рулевой диск нужно было вертеть, и для этого в конструкцию встроили дополнительный сервомотор. Позже выяснилось, что этот самый мотор можно использовать и для того, чтобы взаимодействовать с игроком. Руль научился дрожать в наших руках, вырываться, толкаться в ладони… В общем, всячески изображать сложности управления машиной в плохих условиях.

На ощущения от игры это повлияло кардинальным образом. Особенно много счастья force feedback принес любителям симуляторов — игрок теперь своими руками может почувствовать разницу между различными марками автомобилей, поверхностями дороги и погодными условиями. К сожалению, сегодня эту технологию встраивают далеко не во все рули. Уж больно дорого получается: один только модуль обратной связи поднимает стоимость игрового контроллера на пару, а то и на десяток тысяч рублей. Тем не менее, игроки, уже распробовавшие технологию, готовы эти тысячи уплатить — лишь бы любимая игра стала еще интереснее.

Мода на моддинг

Тяга менять внешний вид и характеристики свежекупленных рулей сравнима с увлечением музыкантов раскрашивать и переделывать свои гитары. Но если раньше это были в основном самостоятельные поделки из куска пластика и эпоксидной смолы, то теперь моддинговые рули, педали и гоночные дисплеи даже выпускаются мелкими сериями (см., например, http://thomas-superwheel.com ). Смысл моддинга не только в том, чтобы сделать стандартную «баранку» похожей на руль реального гоночного болида, но и в том, чтобы увеличить ее удобство и информативность. Не секрет, что количества кнопок на многих серийных рулях зачастую не хватает для контроля всех систем автомобиля. А с помощью моддингового руля, представленного на фотографии, можно контролировать скорость, обороты двигателя и даже задавать режимы его работы — прямо как у реального болида «Формулы-1».

[[BREAK]]

Итак, перейдем к тестированию. На этот раз мы, как уже говорилось в самом начале, выбрали для тестирования только самые интересные бюджетные рули — Defender Forsage Turbo , славящийся своей обратной связью, беспроводной Genius Wireless Trio Racer и первый в мире руль на магниторезисторах Gametrix Viper. Все рули прогонялись на аркадных гонках и симуляторах и оценивались несколькими людьми. Ну а чтобы наши выводы не показались вам голословными, сразу признаемся: все рули мы сравнивали с эталоном «автоконтроллеров», игровым комплектом Logitech G25.

Logitech G25

Технические характеристики

Тип датчика: оптический *** Подключение:** проводное *** Функция «Турбо»:** есть *** Питание:** от сети *** Программируемые кнопки:** 12 + манипулятор D-Pad * Коробка передач: секвентальная *** Количество педалей:** 3 *** Force feedback:** есть *** Угол поворота:** 900° Крепление: С-образный кронштейн, 4 липучки на основании *** Совместимость:* PC, PS2, PS3 *** Цена:** 8440 руб.

Самому дорогому рулю в линейке Logitech исполнилось уже четыре года, но несмотря на это, он по-прежнему остается лидером среди массовых моделей: угол поворота на 900 градусов, надежный металлический каркас и крепления, качественная оплетка из натуральной кожи и обратная отдача, по силе сравнимая с рулем классических «Жигулей». G25 поддерживает большинство современных автосимуляторов и аркад (лишь в некоторых, вроде Need for Speed: Undercover , не работают эффекты обратной связи). Единственным минусом по-прежнему является цена (в среднем — около 9000 рублей), но после поступления в продажу следующей модели, Logitech G27 , она, возможно, упадет.

Обратная связь реализована превосходно. Рулю одинаково хорошо удаются и резкие рывки, и экстремальные повороты, и мелкие вибрации на грани чувствительности. Коробка передач сделана из довольно легкого пластика, ручка ходит с довольно большими люфтами — по сравнению с рулем и педальным блоком смотрится все это немного игрушечно. Тем не менее сама коробка работает отлично, а главное — ее можно переключать из прямого режима управления (как в обычных машинах с механической коробкой передач) в последовательный (как в некоторых спорткарах, например, класса Champ Car). Если вы предпочитаете пользоваться подрулевыми шифтерами, то блок передач можно легко отключить, выдернув провод.

Педали — три (в подавляющем большинстве игровых рулевых комплектов их две), все стальные, прикреплены к тяжелому пластиковому основанию с резиновой нескользящей прокладкой на днище (блок не елозит по полу даже при очень агрессивном педалировании). Педаль сцепления, как и в настоящих авто, немного отнесена влево, по ощущениям педалирование очень сильно напоминает реальное вождение автомобиля с механической коробкой передач. Если вы собираетесь учиться вождению в автошколе, то при помощи G25 можно даже приобрести некий базовый навык управления автомобилем. Чувствовать ситуацию на настоящей дороге в играх вы, конечно, не научитесь, но вот сформировать моторный рефлекс «сцепление — переключение передачи — подгазовка» можно. Единственный нюанс — если слишком резко отпустить сцепление и перегазовать, то в играх машину не будет дергать, как в реальности. Приходится ориентироваться только на показатели тахометра.

Чтобы не быть голословными, мы не поленились и на практике проверили все вышесказанное. Взяли сотрудника редакции, никогда не сидевшего за рулем, посадили его в машину с механической коробкой передач, объяснили, что нужно делать, и заставили несколько раз тронуться с места. Результат, разумеется, был плачевный: машина резко дергалась и глохла. После этого испытуемый неделю подряд тренировался с G25 в симуляторах. Затем его снова посадили за руль Ford Fusion: старт прошел куда более гладко, а главное — машина не заглохла во время первого переключения передач.

Logitech G27

Технические характеристики

Тип датчика: оптический *** Подключение:** проводное *** Функция «Турбо»:** есть *** Питание:** от сети *** Программируемые кнопки:** 16 + манипулятор D-pad * Коробка передач: секвентальная *** Количество педалей:** 3 * Force feedback : есть *** Угол поворота:** 900° Крепление: С-образный кронштейн, 4 липучки на основании *** Совместимость:* PC, PS2, PS3 *** Цена:** $300

Когда вы будете читать эти строки, на прилавках, возможно, уже появится следующая модель рулевого набора от Logitech — G27. Механизм обратной связи стал еще совершеннее: два мотора реалистично моделируют потерю сцепления с дорогой, нагрузки в поворотах и другие эффекты. При этом сам руль не издает никаких страшных звуков. Количество программируемых кнопок увеличилось с 12 до 16, манипулятор D-pad немного изменил форму, став более эргономичным. На самом руле появился LED-индикатор оборотов — специально для тех, кто любит дрифтовать в играх и кому нужно точно рассчитывать крутящий момент.

Рулевое колесо вращается на 900°, оптический датчик работает без задержек сигнала и мертвых зон. Рычаг переключения с шестью скоростями (включая задний ход) умеет имитировать и ручную, и полуавтоматическую коробку передач. Педали газа, тормоза и сцепления сделаны из стали, а кожух педального блока имеет специальные убирающиеся зубчики, благодаря которым он надежно закрепляется на ковре. Руль работает с PlayStation 2, PlayStation 3 и PC (Windows Vista и 7).

Defender Forsage Turbo

Технические характеристики

Тип датчика: резистор *** Подключение:** проводное *** Функция «Турбо»:** нет *** Питание:** от сети *** Коробка передач:** стики под рулем, секвентальная *** Программируемые кнопки:** 14 *** Количество педалей:** 2 * Force feedback : есть *** Угол поворота:** 360° * Крепление: С-образный кронштейн, 4 липучки на основании *** Совместимость:** PC, PS2, PS3 *** Цена:** 1400 руб.

Главное отличие бюджетных рулей от профессиональных — сила и точность отдачи. Если на дорогих контроллерах моторчики ловят малейшие изменения дорожного полотна, то здесь все ограничивается отработкой основных эффектов вроде поворотов. Но при этом все равно весело, мотор у Forsage Turbo мощный и сопротивляется будь здоров. Плюс Defender наконец научилась делать нормальный возврат руля: он всегда становится точно в центр, что очень хорошо. Кстати, об отдаче: когда она срабатывает, центр колеса начинает светиться синим. Пользы от этого ноль, но выглядит красиво.

В целом руль порадовал множеством программируемых кнопок, количеством поддерживаемых игр и удобной коробкой передач. Огорчает только неудобное крепление (руль, закрепленный на липучках, отлично ездит по столу) и плохое качество обратной связи. К управлению машиной при этом нет никаких претензий: после пары кругов в Colin McRae DiRT на высшем уровне сложности противники хоть и со скрипом, но раз за разом оставались позади.

Genius Wireless Trio Racer

Технические характеристики

Тип датчика: резистор *** Подключение:** беспроводное * Количество осей: 3 *** Функция «Турбо»:** нет *** Питание:** от сети *** Программируемые кнопки:** 4 *** Количество педалей:** 2 * Force feedback : есть *** Угол поворота:** 270° *** Крепление:** 4 липучки на основании *** Совместимость:** PC, PS2, PS3 *** Цена:** 1800 руб.

На сегодняшний день это единственный по-настоящему беспроводной руль. Проводов нет совсем: ничего не соединяет ни педали с рулем, ни руль с компьютером или приставкой (для этого используется специальный Bluetooth-модуль). Даже питаться руль может тремя обычными батарейками AA. Правда, в этом случае никакой обратной связи вы не получите — функция force feedback включается только тогда, когда руль подключен к электрической сети.

В аркадных гонках Trio Racer показал себя просто отлично: тонкое управление, ненавязчивые эффекты отдачи, упругое колесо. А вот с симуляторами он совсем не справился: кнопок сразу стало резко не хватать (все-таки четыре штуки — это не так уж и много), эффекты обратной связи работали вразнобой и часто не успевали за происходящим на экране.

Gametrix Viper

Технические характеристики

Тип датчика: магниторезистор *** Подключение:** USB 2.0, COM *** Функция «Турбо»:** нет *** Питание:** USB *** Программируемые кнопки:** 13 *** Количество педалей:** 2 * Force feedback : есть (вибрация) *** Угол поворота:** 270° *** Крепление:** 2 струбцины на основании *** Совместимость:** PC *** Цена:** 2600 руб.

Этот руль, хотя и не относится к дорогим, несет на борту интересное ноу-хау: магнитный потенциометр МаРС вместо стандартной оптики или резисторов. По заявлению производителя, это обеспечивает невиданную доселе точность позиционирования — один из двух главных параметров любого руля. К сожалению, второго главного параметра — обратной связи — наш тестовый инженерный образец был лишен, поэтому субъективные ощущения от управления были заведомо испорчены. Из нескольких тестовых игр руль смогла правильно опознать только GTR Evolution , так что над драйверами еще работать и работать. Зато рулить можно сколь угодно агрессивно, ведь магнитный потенциометр практически вечен — скорее сломается сам механизм руля, чем он. В остальном руль стандартен для своего ценового сегмента — угол поворота на 270 градусов, две педали и отсутствие нормального рычага переключения скоростей. Для переключения между режимом аркады (1 ось) и симулятора (2 оси) используется специальный рычаг на боку устройства. В комплекте с рулем идет блок с рычагом переключения скоростей и ручным тормозом.

Во что погонять?

Обычно выбор руля происходит под конкретную игру, но бывает и обратная ситуация — руль есть, а играть пока не во что. Здесь мы перечислили шестерку самых свежих и распространенных PC-автосимуляторов, которые с радостью распознают любой подключенный руль и наградят вас всеми благами обратной связи и реалистичной физики.

iRacing

Самый амбициозный и дорогой симулятор на сегодняшний день, iRacing не терпит новичков. Вид — только из кабины, коробка — механическая, а офлайновый режим с ботами вообще отсутствует. iRacing можно купить только на официальном сайте www.iracing.com , причем месячная подписка будет стоить $20, а дополнительные машины и трассы поставляются только за отдельную плату. Зачем это нужно, если есть масса куда более дешевых симуляторов с бесплатными модами к ним? Ответ прост: тем, кому важнее всего качество. Каждая машина и трасса в iRacing сделана не на глазок, а перенесена в игру при помощи лазерных сканеров. На серверах симулятора нет привычного беспорядка — там проводятся официальные чемпионаты с денежными призами, действует строгая система штрафов и тренируются профессионалы из реального мира. Словом, почти настоящий автоспорт.

rFactor

Независимый проект разработчиков популярной F1 Challenge 99-02 , сделанный целиком и полностью для нужд симуляторного сообщества. В начале своей карьеры, осенью 2005 года, rFactor отпугивал страшненькими нелицензионными машинами и общей бюджетностью, но за четыре года комьюнити и разработчики сделали из него прекрасного лебедя. Полные сезоны «Формулы-1», смоделированные лучше, чем в любой коммерческой игре, десятки трасс, некоторые из которых не уступают работам той же SimBin , и масса других интересных модов, еще находящихся в разработке, — именно этим уникален rFactor. Впрочем, сами разработчики игры уже почти не поддерживают первую версию и переключились на создание второй части. Там ожидается лучшая графика, больше лицензионного контента и возможность конвертации модов из первой части. А большего никому и не надо.

GTR Evolution

Вершина эволюции SimBin ’овских симуляторов. Игра, выросшая из Race 07: The WTCC Game и включающая, помимо всего контента предшественницы (а это, напомним, два сезона кузовного чемпионата WTCC ), около двух десятков новых автомобилей класса GT (Aston Martin DBR9, Corvette C6, BMW Z4, Audi R8 GT3 и т.д.) и легендарный 22-километровый «Нюрбургринг». GTR Evolution целиком посвящена гонкам на этой самой сложной в мире трассе, и поклонники автоспорта обязательно должны иметь игру в своей коллекции. Если же отстраниться от новых машин и трасс, то перед нами останется все та же Race 07 , достоинства и недостатки которой мы разбирали еще два года назад. Среди первых по-прежнему неплохая физическая модель и звук, а из недостатков главным является устаревшая графика.

GTR 2: FIA GT Racing Game

Мы не зря включили в наш список эту, далеко не самую новую, игру. Хотя GTR 2: FIA GT Racing Game вышла еще в 2006-м, она и по сей день популярнее других игр SimBin. Все они основаны на одном и том же движке и выглядят почти одинаково, но GTR 2 гораздо больше ориентирована на симуляторную публику, чем ее потомки. Контролировать мощные суперкары здесь гораздо сложнее и интереснее, чем в GTR Evolution , и многих такой челлендж только привлекает. Во-вторых, официальная лицензия чемпионата FIA GT с настоящими Porsche и Ferrari тоже кое-что значит. Ну и последнее — модов для этой игры просто не сосчитать. Новые машины и трассы выпускают до сих пор, так что если вы ищете максимально серьезный симулятор из тех, что можно купить в магазине ( iRacing этой возможностью не располагает), то GTR 2 — ваш выбор.

Life for Speed

Life for Speed , в отличие от продуктов SimBin , — целиком независимый проект, не обремененный никакими автоспортивными лицензиями. Это и есть главный аргумент у противников LFS, тогда как сторонники напирают на уникальность местной физики и идеально отточенный онлайновый мультиплеер. Правы на самом деле и те и другие: физика в симуляторе не похожа ни на что другое, так как не просчитывает никаких данных заранее — все вычисления ведутся в реальном времени. Расплачиваться за это приходится просроченной лет на шесть-семь графикой и абсолютно нереалистичными машинами, звучащими как электронные швейные машинки. Даже добавление двух лицензированных «Формул» BMW не сильно изменило ситуацию — новые версии выходят очень редко и зачастую просто не успевают за прогрессом конкурентов.

netKar Pro

Кто до недавнего времени был еще в худшем положении, так это NetKar Pro. Симулятор, изначально являвшийся разработкой всего лишь одного человека, сменив команду, похоже, попал в правильные руки. Новая версия выходит совсем скоро, будет включать первые лицензированные машины (Fiat Abarth 500 и Osella PA-21) и новые трассы. Сильная сторона симулятора — это сотрудничество разработчиков с производителями автоспортивного «железа» (Brembo, Sparco, Beta Tools) и командой «Формулы-3» Target Racing, чьи наработки они и используют при создании игры. Поэтому NetCar Pro подчеркнуто серьезен — чтобы включить двигатель, нужно нажать специальный тумблер в кокпите, да и графика тоже сугубо функциональна, без излишеств.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь