25 октября 2009Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Ron Gilbert's DeathSpank

Ron Gilbert's DeathSpank - изображение обложка

Мы ни в коем случае не хотим умалить творческих достоинств ванкуверской компании Hothead Games , но DeathSpank — это игра Рона Гилберта. Создатель Monkey Island работает в студии креативным директором, и он — главная причина, по которой эпизодический DeathSpank интересовал нас больше, чем эпизодическая же серия Penny Arcade Adventures: On the Rain-Slick Precipice of Darkness той же студии.

В марте этого года стало известно, что DeathSpank будет продаваться не эпизодами, а одной большой игрой (хотя до сих пор не выяснилось, когда, в каком виде, с каким издателем и на каких платформах, помимо PC). Таким образом, это первая полнометражная игра Гилберта со времен Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge (1991). По жанру DeathSpank — гибрид квеста и ролевой игры в стиле Diablo. Или, точнее, ролевая игра в стиле Diablo с нормальными сюжетными элементами. В Maniac Mansion Гилберт измывался над хоррорами, в двух сериях Monkey Island — над пиратами, в DeathSpank пришла очередь классического фэнтези.

Плоский трехмерный мир

Игровой дизайнер Рон Гилберт всегда был готов плюнуть в душу неисправимым романтикам. Главного героя DeathSpank зовут предельно бесхитростно — Дефспэнк (дословно переводится примерно как Смертешлеп). Загадочный артефакт, который он разыскивает, называется Артефактом, а пенсионного возраста NPC, дающий Дефспэнку первый сюжетный квест, — Убриком-Пенсионером. Высокие горы с заснеженными вершинами, которые Дефспэнк пересекает во время одного из своих бесчисленных походов, называются… ну да, Высокими Горами с Заснеженными Вершинами.

По словам Гилберта, DeathSpank — не пародия, а сатира: «Я не высмеиваю какие-то конкретные игры, я дружески издеваюсь над целыми жанрами… ну, и игровой индустрией вообще». Такое отношение к предмету может позволить лишь очень опытный разработчик, прекрасно знающий законы RPG и квестов, тонко подмечающий все жанровые штампы, несуразности и излюбленные приемы.

«Для меня в играх важнее всего комедия, смешные действия и диалоги. Взять ваш пример с артефактом Артефактом — да, юмор предельно нетонкий, но мы в DeathSpank не стесняемся называть вещи своими именами. Наш герой Дефспэнк — именно такой человек, честный и туповатый. Что видит, то и говорит», — поясняет Гилберт свой творческий метод. Так, встретив помпезного мэра города Плакмакл, Дефспэнк говорит: «Здравствуйте, уважаемый господин высокого социального статуса и явной сюжетной важности».

Визуальный ряд в DeathSpank тоже шуточный. Движок трехмерный, ландшафты трехмерные, но все игровые объекты при этом плоские, как будто вырезанные из толстой фанеры. Плоские домики, плоские леса, плоские сундуки… DeathSpank — далеко не первая трехмерная игра, которая частично маскируется под двухмерную (см. серию Paper Mario или грядущий Fez ). Но все-таки плоские бочки и плоские сундуки с сокровищами — это дьявольски смешно. К тому же тут имеется дополнительная, вложенная ирония потоньше: 2D-декорации лишний раз напоминают нам, до чего сеттинги большинства фэнтези-RPG, на самом деле, картонные.

«Лично я люблю плоскую графику, — охотно признается Гилберт. — Мне кажется, 2D куда ярче и выразительнее, чем 3D. Но еще я люблю неторопливо обследовать трехмерные миры. Плоские игры (а особенно квесты) этого лишены — дан набор экранов, между которыми вы перемещаетесь. Настоящим миром это назвать трудно… Мне хотелось, чтобы в DeathSpank были и огромный трехмерный мир, и обаятельная двухмерная картинка».

Кто такой Рон Гилберт?

Биографическая справка на случай, если вы не играли в Monkey Island. Или играли, но в ремейк.

Молодой программист Рон Гилберт пришел в Lucasfilm Games в начале восьмидесятых и в 1985 году разработал графический квест Maniac Mansion для домашнего компьютера Commodore 64. Огромный интерес вызвал не только сам квест (который при всей его комедийности можно считать прародителем жанра survival horror), но и разработанный Гилбертом движок Script Creation Utility for Maniac Mansion (SCUMM), на базе которого строились все адвенчуры LucasArts до 1997 года включительно. Сделав The Secret of Monkey Island (1990) и Monkey Island 2: LeChuck’s Revenge (1991) и превратив Lucasfilm Games в главного квестового конкурента Sierra On-Line , в 1992-м Гилберт ушел из компании Лукаса и основал Humongous Entertainment , которая специализировалась на выпуске лучших в мире игр для детей (серия Putt-Putt , серия Freddi Fish , серия Pajama Sam ). В составе ее дочерней компании Cavedog Entertainment Гилберт работал над Total Annihilation. В 1996 году Humongous продали GT Interactive , в 1999-м GT Interactive продали Infogrames , в 2000-м закрылась Cavedog и Гилберт ушел из компании, так и не завершив свой последний крупный проект, Good & Evil (помесь квеста и RTS). В Hothead Games Рона Гилберта взяли только в 2008 году.

После единорогов

Плоский мир Гилберта содержит обычный набор фэнтези-локаций (поля, леса, горы, храмы, болота, подземелья, пиратский город с настоящим пиратским кораблем) и обитателей (пауки, орки, скелеты). Интересен прежде всего герой: Дефспэнк перерос серию оригинальных веб-комиксов, а после череды пародий на всех титульных персонажей компьютерных игр дослужился до персонального проекта. Более того, именно из-за эпической личности главного героя DeathSpank стал полнометражной игрой. «Я все еще интересуюсь эпизодическими играми, но по мере развития проекта мы обнаружили, что Дефспэнк — персонаж эпический, живущий в эпическом мире… все это просто не укладывалось в рамки эпизодической игры. Дефспэнку нужен был один большой проект. К тому же сам Дефспэнк — очень нетерпеливый герой, он никогда не стал бы ждать выхода следующей серии», — говорит Гилберт.

Собрав соответствующий доспех, Дефспэнк может одеться как пират. Зачем? «А чтобы вместо наплечников можно было носить пару попугаев! Самое потрясающее, что в схватках попугаи будут клевать врагов. Нет, вам это не снится!» — уверяет гордый создатель. Но с героем Monkey Island Гайбрашем Трипвудом Дефспэнка ничего, кроме костюма, не связывает. «Это совершенно непохожие персонажи, именно поэтому мне было так интересно работать над игрой».

В отличие от Гайбраша, Дефспэнк не собирается вступать в словесные поединки с оппонентами. 90% DeathSpank — это жестокое мочилово тесаком. Хотя Гилберт морщится, когда его DeathSpank называют «аркадой» или «баттон-мэшером» — в игре будет свыше сотни видов оружия с разными видами ударов. Можно, например, взять гигантский молот и колотить им по земле, оглушая ближайших врагов. Тесаком можно наносить круговой удар, разом очищающий местность от нечисти. Оружие дальнего действия представлено усыпляющими дротиками и арбалетом с разрывными стрелами.

В DeathSpank мало просто броситься в драку, потрясая мечом в каждой руке, — нужна стратегия. Надо оценить ситуацию, выбрать правильный инструмент. Каждый вид оружия можно привязать к определенной кнопке на контроллере (или клавише мыши, если вы играете на PC) — при нажатии на нее оружие поменяется автоматически.

Самый замечательный элемент интерфейса — журнал квестов, в котором они честно поделены на Важные и Неважные. «Главное различие между Важными и Неважными квестами в том, что Важные нужно выполнить, чтобы закончить игру. Неважные — не нужно. Но почему бы не выполнить и их?» — разъясняет Гилберт хрестоматийную квестовую иерархию. Для сравнения: к Важным квестам в DeathSpank относится приготовление экзотического мексиканского блюда для Убрика-Пенсионера (который готов обменять на него геройский меч), а к Неважным — эпическая миссия по сбору единорожьего помета.

Как создавался супергерой

Кто такой Дефспэнк и откуда он взялся

2004 год, начало. Безработный Рон Гилберт заводит блог Grumpy Gamer («Сварливый геймер», www.grumpygamer.com ) и начинает выпускать веб-комиксы из жизни игроков и игровых разработчиков.

1 сентября 2004 года. В третьем выпуске комикса Grumpy Gamer впервые упоминается игра Bladehunt: DeathSpank 2: The Revenge.

1 февраля 2005 года. Наша первая встреча с Дефспэнком — в обличье постапокалиптического супергероя. Гилберт и художник Клейтон Кузлярик решают, что про такого славного персонажа надо обязательно сделать игру. Рон начинает поиск издателя.

9 января 2008 года. Гилберт торжественно объявляет о том, что Hothead Games взяла на себя разработку и реализацию его новой эпизодической игры, первый эпизод которой называется DeathSpank: Episode One — Orphans of Justice. Рон становится креативным директором Hothead.

30 марта 2009 года. Гилберт подтверждает слухи о том, что DeathSpank будет не эпизодической, а полнометражной игрой.

Хинтов даром не бывает

Квестовую и ролевую части DeathSpank связывает между собой система подсказок — она должна помочь ролевикам-тугодумам пройти игру и дать ветеранам-квестерам возможность ощутить собственное превосходство. Гилберт даже намекает, что хинты в DeathSpank будут основной формой игровой валюты. Он пока не готов говорить о том, как работает система конвертации ролевых действий в квестовые подсказки, но в целом хинты даются в качестве награды за решение пазлов, выполнение побочных квестов и истребление монстров. Подсказки организованы в формате старых квестовых книжек-проходилок: на каждой новой странице — все более откровенные и бесстыдные намеки. За прохождение игры без использования хинтов будут выдавать специальную медаль. Можно, конечно, по старинке посмотреть солюшн в интернете, но, как выражается Гилберт, «читеры не выигрывают»!

При этом Дефспэнк честно, по-ролевому растет в уровне. Зато веток скиллов в классическом понимании не будет: «У нас в DeathSpank свой подход к распределению способностей героя. Уверен, после DeathSpank все ролевые игры будут использовать эту систему!» — хвастает Гилберт. Разные интересные шлемы и доспехи добываются с мертвых врагов, выпадают из бочек и сундуков, даются за выполненные квесты и покупаются в магазине. «Можно возиться с подгонкой параметров, собирать идеальный доспех… Ограничений нет. Я считаю, что раз вы потратили на DeathSpank деньги, то можете играть как вам хочется! Можете даже носить пиратскую треуголку с рыцарским нагрудником — я не возражаю».

Если в игре нет ограничений на ношение доспехов, это еще не значит, что в ней нет баланса. Один из самых страшных и разрушительных скиллов в игре — вызов армии из сотни куриц, которая всюду сопровождает героя и рвет на части все, что к нему приближается. Но, во-первых, ради этой способности придется долго и мучительно рубить мелкую живность, а во-вторых, стоит случайно задеть ударом курочку, и вся толпа набросится на несчастного Дефспэнка.

* * *

DeathSpank — образец редкой в наше время авторской игры (не зря во всех роликах название пишется не иначе как Ron Gilbert’s DeathSpank). Очень легко забыть о том, что Гилберт — не единственный работающий над игрой дизайнер (и даже не единственный сценарист). Потому что с первых кадров становится понятно: это его взгляд на мир, его подход к жанру, его диалоги, его пазлы, его фирменная ирония и дизайнерские находки. Игра ориентирована скорее на фанатов Monkey Island, чем на среднего игрока, который ищет, где скоротать время в ожидании Diablo 3. С другой стороны, это сатира, а не пародия, отслеживать шутки тут необязательно. Так что миллионы владельцев PC и неназванных пока Гилбертом консолей вполне могут принять DeathSpank за чистую монету. Вот уж действительно — насмешка над индустрией.


Будем ждать? Юмористическая помесь квеста и RPG от Рона Гилберта, автора Monkey Island и Maniac Mansion.

Процент готовности: 40%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь