25 октября 2009
Обновлено 17.05.2023

Свежие технологии… Или несколько слов об игровой платформе Intel P55

Свежие технологии… Или несколько слов об игровой платформе Intel P55 - изображение обложка

Взаимоотношения компаний Intel и NVIDIA на протяжении последних лет сложно назвать теплыми. Напряженная атмосфера, постоянные публичные обвинения во всех смертных грехах, почти официальные едкости и колкости в адрес друг друга, отказы в лицензировании ключевых технологий — все это не слишком-то похоже на дружбу. Небольшой перерыв в конце прошлого года — появление поддержки NVIDIA SLI в дорогих материнских платах на основе Intel X58 — быстро сменила новая потасовка, едва не закончившаяся серьезным судебным разбирательством. В итоге у NVIDIA до сих пор нет лицензии на производство материнских плат для процессоров Intel Bloomfield ( Core i7 для разъема Socket 1366 ), а Intel все еще не может поддерживать SLI в удобной для всех форме — причем всем своим модельным рядом чипсетов.

Казалось бы, помирить гигантов компьютерного рынка не сможет уже ничто, ведь компании не собирались идти ни на какие уступки. Холодная война идет своим чередом, соперничество на рынке мобильных платформ только обостряет ее день ото дня… в общем, несложно себе представить, каково было удивление IT-прессы, когда NVIDIA анонсировала концепцию Power of 3. Intel и NVIDIA помирились? Объединили усилия, чтобы представить миру продвинутую игровую платформу с поддержкой самых современных технологий? Что-то тут явно нечисто!

Враг моего врага…

Никакого сотрудничества Intel и NVIDIA могло бы не случиться, если бы вовремя не активизировалась компания AMD. В начале года разработчик процессоров и чипсетов выкатил полноценную игровую платформу под названием Dragon : мощный четырехъядерный процессор AMD Phenom II X4 , оперативная память DDR2/DDR3 на выбор пользователя, видеокарта ATI Radeon HD 4870 (или даже более мощная Radeon HD 4890 ) — в общем, разошлись не на шутку. В основу платформы лег продвинутый чипсет AMD 790GX (а позже и 790FX) с поддержкой технологии разгона AMD OverDrive , двумя разъемами для CrossFireX , встроенным графическим ядром и различными функциями энергосбережения.

Установив одну видеокарту, можно было существенно ускорить производительность в играх, докупив вторую. Добавьте к этому поддержку гибридного объединения мощностей встроенного графического ядра и полноценной видеокарты при помощи Hybrid CrossFireX и получите весьма неплохую функциональность за не слишком большие деньги — разбивать свинью-копилку для покупки нового компьютера не придется.

Независимые тесты быстро подтвердили состоятельность платформы AMD Dragon — компьютеры на ее основе обеспечивали приличную производительность в играх. В большинстве случаев, правда, скорость упиралась в видеокарту, но и этот недостаток можно исправить покупкой второй карточки для связки CrossFire. Производители материнских плат разработали для новой платформы множество недорогих моделей, которые приглянулись игрокам с ограниченным бюджетом, на оверклокерском сайте ripping.org стали один за другим появляться результаты удачного разгона процессоров AMD Phenom. А еще позже пытливые умы догадались разблокировать отключенное четвертое ядро в трехъядерных AMD Phenom II X3 — и колесо фортуны, наконец, закрутилось в нужном направлении. О платформе AMD заговорили, продажи пошли вверх.

Убить дракона?

Intel оказалась в довольно безрадостном положении — ответить на натиск AMD ей было попросту нечем. Связка двух сверхдорогих компонентов — материнских плат на основе Intel X58 и четырехъядерных процессоров Intel Core i7 — не могла удовлетворить потребности массовой аудитории, хоть и предлагала все самые продвинутые технологии, включая NVIDIA SLI. Тем более что Core i7 не особенно впечатлили исследователей во время игровых тестов: этот процессор больше подходил для рабочих станций, в играх же его «мускулы» не использовались, а переплачивать за необоснованный понт мало кому понравилось.

Можно было бы, конечно, собрать и продвинуть игровую платформу на основе среднего чипсета Intel P45 и процессоров Intel Core 2 Quad , но только вот материнские платы для них особенной оригинальностью не отличались. Да и подходящей видеокарты для продвижения в паре с платформой на тот момент не было: графические ядра Intel слишком слабы, бренд ATI Radeon принадлежит AMD, а сотрудничать с NVIDIA после отказа в лицензировании SLI компании совершенно не хотелось. Ну и, наконец, все перечисленные компоненты были представлены уже достаточно давно — вау-фактором тут и не пахнет, а без него AMD не свергнуть.

У NVIDIA проблемы на тот момент были примерно такими же: не желая разрешать поддержку SLI хоть где-то, кроме как на собственных чипсетах, компания умудрилась… потерять рынок материнских плат для энтузиастов. В то время как мобильные чипы и платформы NVIDIA брали рынок штурмом, в сегменте настольных компьютеров творилась страшная неразбериха — для процессоров AMD выбирали чипсеты AMD, для процессоров Intel существовали популярные чипсеты Intel, а продукты NVIDIA не использовались практически нигде. В таких условиях продвигать технологию SLI, уверяя покупателей в необходимости сразу двух видеокарт, становилось все сложнее и сложнее. И спасти положение могла только неожиданная инновация.

Кто сделал первый шаг к примирению — неизвестно. Но появление новой массовой платформы для игроков (процессоры Intel LynnfieldCore i5 и Core i7 для разъема Socket 1156 и чипсеты Intel P55 с поддержкой всех популярных технологий NVIDIA) пришлась как нельзя кстати. Она получилась достаточно доступной для того, чтобы побороться с «Драконом» за звание выгодной покупки, и в то же время настолько инновационной, что вся необычность детища AMD на ее фоне выглядела уже довольно бледно.

Ну и, конечно, яблоки

Как-то так получается, что практически все новые концепции, которые различные производители пытаются внедрить, уже были придуманы. Причем не кем-нибудь там, а обладателем самого узнаваемого бренда в мире — компанией Apple. Собственно, именно команда Стива Джобса первой придумала идею платформенности — железо для макинтошей всегда специально разрабатывалось и собиралось в единую конструкцию задолго до того, как попадало на глаза покупателю. Долгое время производитель даже не оставлял людям права на апгрейд (то есть на замену менее мощного железа более мощным) — каждая платформа продумывалась столь тщательно, что прокачивать там реально было нечего.

Разгоняя туманы

Появление новой платформы Intel вызвало поначалу немало споров среди специалистов — уж слишком резкие перемены решил устроить рынку компьютерный гигант. Процессоры Lynnfield получили шестнадцать встроенных линий PCIe и научились общаться с оперативной памятью совершенно самостоятельно (подробнее об этом можно прочитать в «Игромании» №10/2009), материнские платы избавились от северного моста — привычный мир просто-таки перевернулся с ног на голову.

Причем во время релиза самой платформы преимущества такого подхода были, мягко говоря, неочевидны — да, здорово, да, интересно, но зачем? Начало промокампании Power of 3 расставило все на свои места: нам популярно объяснили смысл каждого изменения, и в скором времени никто уже не сомневался — на руках Intel и NVIDIA оказалась чрезвычайно мощная база для сборки не слишком дорогого и весьма производительного игрового компьютера. И, к счастью, под словом «производительность» на этот раз понимается не столько скорость обработки игр (хотя и это тоже), сколько поддерживаемые технологии.

Мы получили долгожданную поддержку SLI на материнских платах среднего ценового сегмента. Раньше за подобную модель с парой разъемов PCIe x16 и заветным логотипом на коробке нужно было выложить не менее $200 — теперь же поддерживать NVIDIA SLI в том или ином виде смогут все материнские платы на основе Intel P55. Для реализации SLI начального уровня производителям больше не нужно устанавливать дополнительные греющиеся мосты — процессоры Lynnfield самостоятельно сконфигурируют свой шестнадцатиканальный контроллер PCIe и свяжутся с видеокартами (два канала по восемь линий в каждом).

Разумеется, для пары самых производительных двухчиповых видеокарт восьми линий PCIe будет недостаточно — специально для работы с ними на рынке появятся платы с предустановленным мостом NVIDIA NF200, который будет обеспечивать дополнительные линии. Этот же мост будет использоваться в платах с тремя разъемами PCIe x16 для организации 3-way SLI.

Компания NVIDIA убила сразу двух зайцев: с одной стороны, поддержка SLI популяризует успевшие изрядно подвянуть на прилавках видеокарты, с другой — возможность делать практически одинаковые платы для разных ценовых категорий явно понравится производителям-партнерам и работать с NVIDIA они будут активнее. Ну а если стратегия окажется недостаточно выгодной — что ж, у NVIDIA есть и еще один козырь в рукаве.

Ближе к реальности

Когда первые материнские платы P55 только-только разослали по редакциям IT-журналов, все страшно удивлялись: зачем на такой новой, такой инновационной плате установлен разъем PCIe х4? Кто и что будет туда вставлять? Кто-то усмехался в бороду, кто-то писал язвительные комментарии о несовершенстве бытия и нежелании смотреть в будущее. А в итоге оказалось, что разъем-то установлен не просто так, а с глубоким смыслом.

По задумке Intel и NVIDIA туда должна быть установлена специальная дополнительная видеокарта, которая займется… расчетами PhysX. Да-да, именно так: компания NVIDIA наконец-то занялась и «железным пиаром» своих физических ускорителей! Драйверы ForceWare разделят нагрузку и перенаправят физические расчеты ко второй видеокарте, тогда как первая займется обработкой графики в обычном режиме: например, GeForce GTX 275 можно использовать в качестве основной видеокарты, а в разъем PCIe x4 установить что-нибудь не слабее GeForce 9800 GT (менее мощные модели просто не справятся с нагрузкой). При этом мы получим игровой компьютер, способный сравниться по производительности с топовыми сборками, но стоящий при этом не больше $1200.

Материнские платы с дополнительным разъемом PCIe x4 и поддержкой выделенного акселератора для обработки физических спецэффектов получат логотип NVIDIA PhysX Ready. Выпуск первых из них, кстати, приурочен к выходу игры Batman: Arkham Asylum — самой свежей демонстрации возможностей PhysX на сегодняшний день. Детище Rocksteady расцветает при работе в паре с современными видеокартами NVIDIA: по полу аркхемской лечебницы начинают летать газеты, на перегородках развевается интерактивная ткань, пар из труб красиво обволакивает главного героя (и здорово мешает ему ориентироваться в пространстве), из переборок реалистично сыплются искры, от стен и пола отваливаются куски кафеля…. А использование дополнительной GeForce 9800 GT для обработки физики увеличивает производительность всей этой красоты на 40%.

Пока что игр с PhysX, конечно, не очень много, но практика последних лет показывает, что количество их растет в геометрической прогрессии — сегодня технологию поддерживают 13 крупных игровых проектов, а в следующем году их количество увеличится до 24. Кстати, преимущество от поддержки SLI и PhysX Ready могут получить не только игры — ведь есть еще и стремительно прогрессирующая технология NVIDIA CUDA , занимающаяся расчетами общего назначения силами графического процессора (о которой мы тоже писали в «Игромании» №10/2009).

1:2 в пользу Intel

Судя по всему, эра продажи разрозненных комплектующих благополучно заканчивается. Теперь в моде полноценные платформы, в которых все компоненты подогнаны друг к другу настолько, что в нужном сочетании увеличивают производительность системы в несколько раз. Компания AMD продемонстрировала успешность концепции на своем примере — и Intel с NVIDIA не оставалось ничего, кроме как закрыть глаза на свои распри и начать работать сообща.

Получилось ли у давних соперников представить полноценную платформу? На наш взгляд — да, получилось. Что характерно, AMD при этом осталась не у дел. Как бы хороша и универсальна ни была платформа Dragon, предоставить тот же набор функций, что и Power of 3, она не в состоянии. На стороне Intel и NVIDIA вот уже в который раз оказался существенный технологический перевес. Интересно, чем на это ответят «красные»?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь